Олени древних курганов

Ранний железный век с полным основанием можно назвать самым ярким периодом древней истории степной полосы Евразии. В первую очередь это нашло отражение в уникальных археологических памятниках — огромных курганах и курганных могильниках, являющихся красноречивым свидетельством пышного погребального церемониала. Как правило, захоронения кочевой знати сопровождались богатейшими пожертвованиями — забитыми верховыми лошадьми, оружием и конским снаряжением, украшениями, предметами туалета, посудой. Значительное место среди них занимали ювелирные изделия, выполненные из драгоценных металлов в так называемом «зверином стиле». Мировую известность получили знаменитые погребальные сооружения скифов и саков: Чертомлык, Солоха, Толстая могила в Причерноморье, Пазырыкские и Туэктинские курганы на Алтае, курган Иссык в Казахстане и многие другие. Своего рода связующим звеном между Западом и Востоком, Причерноморьем и Сибирью явились Филипповские курганы, сооруженные в центре степного кочевого мира, в междуречье Волги и Урала. Курганы расположены в открытой степи на левом берегу р. Урал близ впадения в него р. Илек, в 100 км к западу от г. Оренбурга. Могильник насчитывал двадцать пять земляных курганов различных размеров, высотой от полуметра до семи метров. В течение пяти полевых сезонов — 1986— 1990 годов — экспедицией Института истории, языка и литературы УНЦ РАН под моим руководством было раскопано семнадцать курганов, давших очень богатый и разнообразный материал по истории, культуре и искусству древних кочевников Южного Урала. Пользуясь случаем, хочу высказать большую благодарность всем, кто так или иначе оказал помощь и содействие в раскопках Филипповских курганов. В первую очередь, это Оренбургский педагогический университет в лице Н.Л. Моргуновой, доктора исторических наук, профессора, заведующей кафедрой истории России. Без ее помощи и помощи ее друзей раскопки едва ли могли состояться. Я очень благодарен Г.Б.Здановичу, заведующему кафедрой археологии, этнографии и социоестественной истории Челябинского государственного университета, директору заповедника “Аркаим” за поддержку, оказанную в первый, самый трудный год раскопок. Прибывшая на раскопки из Челябинского государственного университета группа научных сотрудников и студентов оказала нам неоценимую помощь.
Большую моральную помощь и поддержку в тот период оказали нам археологи Волгоградского государственного университета во главе с талантливым археологом и историком, моим близким другом, Б.Ф. Железчиковым. Необходимо также выразить огромную благодарность сотрудникам института, принимавшим участие в раскопках Филипповки: И.М. Акбулатову, В.Н. Васильеву, Ф.А. Сунгатову, В.А. Иванову, В.К. Федорову, Р.М. Гиндуллиной, Т.К. Суриной, Э.З. Шаповаловой, Г.А. Бикмухаметовой и многим другим — студентам, ученикам школ, сотрудникам, проводившим свой отпуск на раскопках — словом, всем, кто так или иначе принимал участие в этой уникальной работе.
Хочу высказать особую благодарность и признательность руководителям местных организаций, без доброго отношения которых раскопки Филипповки просто не состоялись бы. В первую очередь, это Краснохолмская передвижная механизированная колонна, возглавляемая в тот период Л.Н. Зилистом, и совхоз им. Георгия Димитрова во главе с его директором В.П. Шубиным. Наибольший интерес, безусловно, представляет центральный курган Филипповского могильника (курган №1). Его диаметр около 120 м, высота более 7 м; по самым скромным подсчетам, первоначальная высота кургана составляла не менее 15—20 м. Обнаруженное в кургане захоронение прославило Филипповку на весь мир. В неоднократно грабленной огромной могиле, в двух непотревоженных тайниках и во входном коридоре в погребальную камеру было обнаружено большое количество самых разнообразных вещей, характеризующих хозяйство, быт, культуру и искусство древних кочевников Южного Урала. Самой яркой и характерной особенностью находок из Филипповки является так называемый “звериный стиль” (изображения животных на предметах), широко распространенный в памятниках всех кочевых обществ раннего железного века. “ Звериный стиль” Филипповки представлен изображениями множества животных. Кроме хищников, охотящихся на обитателей степей, древних художников интересовали также птицы, рыбы и змеи. Однако, ведущее место среди всех изображений занимает олень. Он (фигуры, головы или только рога) изображен на ста восьмидесяти восьми предметах.
Наибольший интерес, безусловно, представляют двадцать шесть скульптур оленей, найденные в I и II тайниках и во входном коридоре в погребальную камеру. Скульптуры изготовлены из дерева и обиты золотыми и серебряными листами. Представлены они двумя основными типами: одноплоскостные (16 экз.), у которых рога и туловище выполнены в одной плоскости, и двухплоскостные (10 экз.), у которых рога крепятся перпендикулярно туловищу. Размеры скульптур впечатляют — их высота 40—50 см, размах рогов 20—25 см.
Позы оленей разнообразны, различны и приемы их изображения. Все деревянные, обитые золотыми и серебряными листами скульптуры оленей из тайников стоят в спокойной позе с поднятой головой. В аналогичной позе изображены олени на ряде оковок стенок деревянных сосудов. Единая поза также у всех оленей, изображенных на бляшках-накладках из тайника II — с подогнутыми ногами, голова животного покоится на передних ногах. Для многих оковок сосудов характерно изображение оленя с выгнутой шеей и опущенной на грудь головой. Туловище оленя непропорционально короткое, сильно стилизованное, оно своеобразно переходит в заброшенную за спину животного заднюю ногу. Ряд оленей изображены в позе стремительного прыжка — с вывернутыми и заброшенными за спину задними ногами или свернувшимися, с повернутой назад головой. Довольно часты парные изображения оленей: головой к голове, головами в противоположные стороны, идущие друг за другом.
Для всех изображений оленей Филипповки, как и для встречающихся на памятниках соседних раннекочевнических культур, характерен акцент на изображение рогов животного. Зачастую рога занимают большую площадь, чем изображение самой фигуры оленя.
Судя по тем многочисленным находкам, которыми мы располагаем, олень, безусловно, был одним из самых высокопочитаемых (священных) животных в среде ранних (древних) кочевников Южного Урала. Вполне допустима версия, что древние кочевники считали оленя тотемом, воспринимая его как прародителя или далекого предка. С полным основанием можно говорить о существовании у ранних кочевников Южного Урала (а вероятно, и всей степной полосы Евразии) культа оленя. Нет никаких данных о том, что олень как-то использовался в утилитарных, хозяйственно-бытовых целях — как тягловое животное, в качестве мясной пищи и т. д. Олень являлся, на мой взгляд, для древних кочевников священным животным: ему поклонялись, его изображали на многих предметах. «Звериный» стиль Филипповки, как и других синхронных памятников культуры кочевников степей Евразии, несет в себе не только, а возможно, и не столько декоративную и художественную нагрузку, но является отражением мировоззрения древних кочевников, философским осмыслением их связи с окружающим миром, природой и космическим пространством.

А.Пшеничнюк

Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2022