Призвание Вcпоминая cвои школьные годы, мы с благодарностью называем имена любимых учителей. И старые педагоги, и молодые, независимо от возраста, становились кумирами учеников. Им старались подражать, с них брали пример. Особенно, если учитель молодой, веселый и энергичный, ему суждено было стать объектом пристального внимания со стороны школьников. Соответственно, повышался интерес и к тому предмету, который он преподавал. Сегодня, рассуждая о школьном образовании, мы обычно сетуем, что выпускники педвузов не идут работать в школу из-за низкой зарплаты, что престиж профессии учителя падает, мужчин-педагогов общеобразовательных учебных заведений с каждым годом все меньше. Но есть еще и в наше время энтузиасты, готовые работать ради идеи, отдавая все силы любимому делу. В этом я убедилась, познакомившись с учителем математики Республиканского башкирского лицея-интерната Ильдусом Ситдыковым, победителем конкурса лучших учителей России 2007 года по приоритетному национальному проекту «Образование».
…С самого раннего возраста Ильдус любил все подсчитывать, складывать, вычитать. Задатки будущего математика начали проявляться в нем уже в 4 года. В 5 лет научился читать и писать. В школе ему везло на учителей математики, которые и развили в нем способности к точным наукам. Когда в 1992 году открылся Республиканский башкирско-турецкий лицей, Ильдус по совету матери решил попытать силы и приехал из своего родного города Белорецка в столицу сдавать приемные экзамены. Экзаменационные вопросы оказались несложными для одаренного мальчика, он легко сдал все экзамены и поступил в лицей. Трудно было привыкать к новой обстановке вдали от родителей, родного дома. Основные предметы в лицее преподавались на английском языке, поэтому весь первый учебный год был посвящен усиленному изучению языков: кроме английского, лицеисты изучали башкирский и турецкий. Класс, в котором учился Ильдус, был первым набором учащихся в башкирско-турецкий лицей, и у школьников не было даже своего здания. В течение трех лет они кочевали по городу, пока не расположились на улице Кольцевой, недалеко от Колхозного рынка. Руководство лицея очень хотело показать высокий уровень преподавания в новом для республики учебном заведении и поэтому заниматься с ребятами приглашались преподаватели из уфимских вузов. Башкирскому языку лицеистов учили профессора БГПУ Ф.Хисаметдинова, Р.Хайруллина, турецкому языку — учителя из Турции, точным наукам — преподаватели БГУ, УГАТУ. Республиканский лицей-интернат выбрал физико-математическое направление в обучении и, соответственно, в школьной программе было увеличено количество часов математики. Из наиболее талантливых учеников набрали олимпиадные группы, в одной из них занимался и Ильдус. Занятия с авторитетным математиком из БГУ Шамилем Цыгановым очень скоро дали свои результаты. Ильдус неоднократно становился победителем и призером математических олимпиад городского и республиканского уровней, Соросовской олимпиады школьников. Его первая значительная победа — I место на республиканской полиолимпиаде в 1995 году. Через год он, еще будучи школьником, участвовал в Международной конференции молодых ученых в городе Будапеште в Венгрии, в международной зимней школе «Глюон», организованной москвичами. Стараниями преподавателей и самого Ильдуса, который очень серьезно относился к учебе, список его побед на различных олимпиадах с каждым годом пополнялся. Так, в апреле 1996 года он стал победителем II Олимпиады школьников, организованной Уфимским государственным нефтяным техническим университетом, благодаря чему был автоматически зачислен в число студентов I курса УГНТУ. Ему предложили самому выбрать факультет, на котором бы он хотел учиться. Ильдус выбрал специальность «Математические методы и исследование операций в экономике». Избранная профессия — финансовый аналитик — объединяла два увлечения юноши: математику и экономику. Надо отметить, что специальность эта считается очень престижной в рейтинге профессий, выпускники факультета составляют элиту банковских структур, некоторые очень выгодно устраиваются на работу за границей. И будучи студентом УГНТУ, Ильдус продолжал принимать участие в олимпиадах, теперь уже защищая честь нефтяного университета. За победы на них и хорошее владение английским языком был направлен университетом на стажировку в международную летнюю математическую школу в Финляндию. В качестве представителя и переводчика с английского и турецкого языков побывал на Международной выставке высших учебных заведений и образовательных программ в Стамбуле. Студенческая жизнь Ильдуса Ситдыкова была весьма насыщенной. Он успевал не только учиться и побеждать на математических олимпиадах различного уровня, но и вести общественную деятельность. С друзьями они принимали участие в работе республиканских молодежных организаций, посещали различные семинары, конференции. В конце 90-х годов в стране власти очень активно занимались молодежью. Сергей Кириенко, будучи в то время премьер-министром, а позже представителем президента РФ в Приволжском федеральном округе, привлекал молодые перспективные кадры в госструктуры. Ильдус и его друзья по направлению молодежной организа ции «Единства» оказались в Екатеринбурге, участвовали в модных тогда психологических тренингах, пробуя себя в политической деятельности. Его заметили и пригласили в Тольяттинскую Академию управления, где он обучался по программе «Подготовка управленческих кадров для государственных структур РФ». В это же время стал призером межвузовского конкурса «Менеджер—2000». В 2001 году Ильдус получил диплом с отличием УГНТУ и предложение поступать в аспирантуру университета. Одновременно с учебой в аспирантуре он пробовал свои силы в предпринимательстве: занимался строительством, торговлей. Его разносторонняя натура стремилась везде себя реализовать, не зацикливаясь на одном деле. В 2003 году аспиранту УГНТУ представилась возможность пройти языковую практику в США. Все летние месяцы — с июня по август — он совершенствовал свой английский, работая в парке развлечений Six Flags. Вернувшись из Америки, в сентябре был приглашен на работу в Республиканский башкирский лицей-интернат (бывший башкирско-турецкий лицей). Еще будучи студентом, Ильдус помогал преподавателям лицея готовить школьников к олимпиадам. Он с большим желанием начал осваивать профессию учителя. Посещал мастер-классы, методические мероприятия, организуемые для учителей Башкирским институтом развития образования. Его стремление овладеть методикой преподавания математики в школе, повысить профессионализм привело к желаемым результатам: уже через 2 года молодой педагог, выдержав квалификационные испытания, был аттестован комиссией Минобразования РБ и ему была присвоена высшая категория преподавателя. Мне кажется, это своеобразный рекорд: за короткий срок суметь добиться таких результатов. Через полгода работы в лицее Ситдыкова назначили руководителем методического объединения учителей математики, которое в РБЛИ называют кафедрой. Учителя в коллективе молодые, средний возраст — 28 лет. И еще одна особенность лицея — в коллективе много мужчин. Именно молодежь, первые выпускники лицея, благодаря своему патриотизму и энтузиазму, поддерживают на высоком уровне престиж учебного заведения. В прошлом году лицей стал победителем конкурса лучших школ РФ по приоритетному национальному проекту «Образование». Из тысячи желающих учиться в РБЛИ ежегодно отбирают 70 детей, самых способных. Зачастую у многих из них достаточно слабая учебная база, так как ребята приезжают из сельских школ, уровень образования в которых, как правило, ниже, чем в городских. Преподаватели башкирского лицея, не жалея времени и сил, занимаются с учащимися не только на уроках, но и дополнительно. Как отзываются об Ильдусе Гилмановиче его коллеги, молодой педагог всегда полон творческих проектов и идей. Благодаря его энтузиазму методобъединение ежегодно проводит летние и зимние математические школы, научно-практические конференции, выставки научных работ, конкурсы стенгазет, олимпиады и математические бои, интеллектуальные марафоны и конкурс математического ралли «Формула—1». Для учащихся в лицее организованы факультативы, элективные курсы и олимпиадные кружки. Все это прививает лицеистам повышенный интерес к математике. Ильдус Гилманович пытается научить ребят всему тому, чему когда-то учили его. Учитель как наполненный сосуд с знаниями, переливающий целительную влагу в умы и сердца своих учеников. Вот официальные строчки из педаго гической характеристики И.Ситдыкова: «Учителем выработан авторский стиль в преподавании математики… Им накоплен богатый методический и дидактический материал… 95% учащихся обучаемых И.Г.Ситдыковым классов назвали математику любимым предметом». В 2005 году Ильдус Гилманович выпустил класс, все учащиеся которого успешно сдали выпускные экзамены, получили высокие результаты на Едином государственном экзамене. Из 18 учащихся семеро получили золотые и серебряные медали и один — аттестат с отличием. Четверо выпускников поступили на математические факультеты БГУ и БГПУ. В 2007 году из 19 выпускников его класса 12 окончили лицей с медалями. Учителя не нацеливают выпуск¬ников лицея выбирать математические специальности. Углубленное изучение математики и информатики помогает им при поступлении в технические вузы, где эти предметы обязательны. Если объективно оценивать ситуацию с национальными школами в республике, то надо признать, что они, как правило, не могут конкурировать с городскими учебными заведениями в плане углубленного изучения точных наук. Об этом свидетельствует статистика результатов предметных олимпиад в республике. На этом фоне РБЛИ выгодно отличается от остальных национальных школ. С каждым годом в активе лицея растет число побед на математических олимпиадах. Если в первый год работы Ситдыкова в лицее был подготовлен один призер городской и республиканской олимпиады, то на следующий год их количество увеличилось до пяти, а в 2005 — 2006 учебном году честь РБЛИ на олимпиадах различного уровня защищали более 10 учащихся лицея. Ильдус Гилманович ежегодно получал благодарственные письма Министерства образования РБ и Почетные грамоты Управления народного образования администрации г.Уфы за подготовку призеров олимпиад различного уровня. Один из его учеников получил диплом III степени на федерально-окружном этапе Всеросийской олимпиа¬ды школьников по математике. Увлеченность Ситдыкова своей работой проявляется и в том, что он не ограничивается только рамками урочной и факультативной деятельности. Ежегодно на базе РБЛИ проводится Республиканская олимпиада «Матлет», которая способствует выявлению одаренных школьников со всей республики. В прошлом году 450 шестиклассников из разных районов и городов РБ приняли участие в олимпиаде. Призеры получили денежные призы и возможность без экзаменов стать лицеистом. Очень нравится учащимся РБЛИ участвовать в Летней математической школе (ЛМШ). Эта школа начинает свою работу в начале июня и продолжается 2 недели. Участники лагеря по 6 часов в день занимаются задачами повышенной трудности, а во второй половине дня для них предусмотрена разнообразная спортивная, культурно-развлекательная и развивающая программы. Тут и футбол, волейбол, настольный теннис, игра в пейнтбол с преподавателями на загородной базе клуба «Виктория», сплав по рекам, пикники на природе, творческие вечера, театральные конкурсы, психологические тренинги, посещение кинотеа¬тров и музеев. Образ сутулого математика в больших очках и с вялыми мышцами отошел в прошлое, из лицеистов готовят «спортсменов-математиков», умеющих добиваться поставленной цели и уверенных в себе. Ведь участие в интеллектуальных олимпиадах — это тоже спорт и тут нужны определенные навыки. А еще ЛМШ очень здорово объединяет учителей и учеников, организуя из них единую команду. Как написали в школьной стенгазете: «ЛМШ — это место, где люди не только занимаются любимым предметом, но проживают вместе часть жизни, и проживают так, что забыть это время потом невозможно». Не случайно выпускники лицея и после окончания учебы не забывают сюда дорогу. Вместе с бывшими учителями они с энтузиазмом принимают участие в организации летних математических школ, проводят математические бои и различные конкурсы. Можно еще много писать о работе Ильдуса Ситдыкова в школе, рассказать о поездке команды учащихся РБЛИ в Казахстан для участия в Международной Жаутыковской олимпиаде по физике и математике, откуда ребята привезли диплом «Успешный дебютант», о турнире юных математиков в Стерлитамаке, где в тяжелой борьбе команды РБЛИ заняли первые места, о клас¬сном руководстве, о воспитательных мероприятиях, которые проводит Ильдус Гилманович. В каникулы, когда сельские ребята разъезжаются из интерната по домам, Ильдус находит время приезжать к ним, чтобы встретиться с родителями своих воспитанников. Для своих мальчишек он — «старший товарищ» и «помощник в трудных обстоятельствах». Отзывы учащихся 10 «Б» класса: «Ильдус Гилманович — учитель строгий, но добрый. На его уроках никогда не бывает скучно. Если он видит, что мы устали, всегда найдет способ приободрить, расскажет веселую историю, рассмешит. У него легко учиться, он все понятно объясняет. С нами он не только на уроках, в свободное время вместе играем в футбол и теннис. У Ильдуса Гилмановича не бывает плохого настроения, во всяком случае мы этого не замечаем». Учитель математики Гниятуллин Д.З.: «Я с Ильдусом Гилмановичем знаком еще со времен учебы в башкирско-турецком лицее. Он очень умный и в то же время очень скромный человек. И еще очень добрый, всегда старается помочь. Как заведующий кафедрой, посещает наши уроки, контролирует учебный процесс, всегда требовательно относится к качеству преподавания предмета. Ситдыков — хороший организатор и руководитель, умеет направлять людей, создать в коллективе рабочую атмосферу». У Ильдуса Ситдыкова большие перспективы в будущем и как у ученого, и как руководителя, но его главное призвание — быть учителем. Побольше бы таких педагогов в наши школы — молодых, энергичных, любящих детей и свой предмет, патриотов Отечества и родного учебного заведения! Чтобы было с кого брать пример подрастающим поколениям. Эльвира Халикова |