Факультет башкирской филологии БГПУ им.Акмуллы: некоторые итоги и перспективы развития

В дни общенародного празднования 450-летия добровольного вхождения Башкирии в Российское государство, мы отметили 40-летие Башкир¬ского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы и 15-летие факультета башкирской филологии.
Сегодня факультет является ведущим по своему профилю учебным и научно-методиче-ским центром в республике, готовящим высококвалифицированных учителей для различных форм образовательных учреждений. Активно идет процесс накопления научно-педагогического потенциала, опыта, традиций. Особенностью нынешнего этапа развития факультета связана с переменами, происходящими в сфере образования, повышением статуса башкирского языка, введением его преподавания во всех типах учебных заведений.
За 15 лет факультет выпустил 1148 специалистов по дневному и более 1500 по заочному отделениям. Из них около 100 закончили учебу с отличием. В настоящее время на дневном и заочном отделениях и 7 представительствах обучаются более 1000 студентов.
На факультете в настоящее время функционируют 4 кафедры: башкир¬ского языка (первая заведующая — профессор Райса Халиловна Халикова, затем профессор А.М.Азнабаев, в настоящее время кафедру возглавляет кандидат филологических наук, доцент Луиза Хамзиновна Самситова), башкирской литературы и культуры (первый заведующий — доцент А.Х.Вильданов, в настоящее время кафедрой руководит доктор философ¬ских наук, профессор А.Х.Давлеткулов), кафедра методики преподавания лингвистиче¬ских дисциплин (основатель кафедры и нынешний ее заведуюший профессор Р.В.Альмухаметов), кафедра иностранных языков (первая ее заведующая — кандидат филологических наук, доцент Софья Гумеровна Хамзина, ныне кафедрой руководит кандидат педагогических наук, доцент Нэля Мидхатовна Имашева).
Значительный вклад в становление и развитие факультета внесли видные специалисты, имеющие большой опыт в организации обучения и воспитания в вузе — первый декан профессор Ф.Г.Хисамитдинова, доценты А.Х.Вильданов и Р.Н.Манапов. Становление и развитие факультета неразрывно связано с именами профессоров Р.Х.Халиковой, А.М.Азнабаева, Р.В.Альмухаметова, А.Х.Давлеткулова, доцентов Г.Х.Бухаровой, М.А.Хасанова, Г.М.Набиуллиной, Г.Г.Галиной, Р.Г.Тагировой, М.В.Мурзабулатова, преподавателей В.З.Тулумбаева, Р.Р.Мулюкова.
В развитии кафедр башкирского языка, башкирской литературы и культуры, определении основных направлений научных и научно-методических исследований заметную роль играли работавшие по совместительству, видные ученые-филологи академики АН Республики Башкортостан З.Г.Ураксин, Г.Б.Хусаинов, члены-корреспонденты АН РБ, профессора БГУ М.В.Зайнуллин, Р.Н.Баимов, профессор Г.С.Кунафин, старшие научные сотрудники ИИЯЛ УНЦ РАН М.Х.Надергулов, Н.Ф.Суфьянова.
В настоящее время на факультете трудятся видный ученый-филолог и общественный деятель, профессор Рашит Закирович Шакуров, лауреат Государственной премии РБ имени С.Юлаева, известный ученый-фольклорист А.М.Сулейманов, лауреат Государственный молодежной премии РБ в области науки Л.Х.Самситова и другие.
Фундаментальная филологическая подготовка и наличие второй специальности по иностранным языкам, русскому языку и литературе, истории и культуре Башкортостана повышают конкурентоспособность наших выпуск¬ников на рынке интеллектуального труда. Выпускники факультета успешно трудятся во всех средних общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях. Из их числа комплектуется корпус методистов по национальным языкам ряда районных и городских управлений образования. Хорошая филологическая подготовка позволяет нашим воспитанникам успешно трудиться в районных и республиканских газетах и журналах, на радио и телевидении, в научных учреждениях УНЦ РАН и АН РБ, в административных и муниципальных органах.
Опираясь на выработанную в университете концепцию развития педагогического образования, коллектив факультета совершенствует систему профессиональной подготовки. В основу этой концепции положена ориентация на современные отечественные и зарубежные научные достижения, светский характер образования, сохранение и приумножение национальных культур и традиций, свобода выбора, демократический характер управления профессиональной подготовкой.
Сложившаяся система обучения на факультете оперативно реагирует на коренные изменения в области высшего профессионального образования. Речь идет о переходе к двухступенчатой системе подготовки филологиче¬ских кадров: бакалавриата и магистратуры. Модернизация и фундаментализация образования способствовали обновлению содержания всех нормативных и факультативных дисциплин, внедрению в учебный процесс современных средств обучения, новых образовательных технологий, широкого использования электронных средств контроля и передачи информации. Актуальность данной задачи для факультета связана еще с тем, что если раньше коллектив ориентировался в основном на подготовку учителей для башкирских школ, то сейчас важным и перспективным направлением стало подготовка учителей для небашкирских школ. Обучение башкирскому языку в этих школах требует принципиально иной методики преподавания, что ставит перед коллективом задачу разработки новых эффективных технологий, обновления методических подходов к обучению. Эта задача успешно решается кафедрами факультета.
Неотложной задачей остается разработка и внедрение в учебный процесс электронных вариантов учебных планов специалистов, бакалавров для очной и заочной форм обучения. Имеются положительные результаты по подготовке учебников и пособий на электронных носителях. Информационные технологии активно используются не только в управлении учебным процессом, но и как дидактические и информационные средства обучения.
В числе приоритетных являются задача внедрения новых подходов к контролю качества знаний на основе внедрения информационных технологий, интерактивных средств обучения в образовательный процесс, систему управления и контроля учебной деятельностью. Целенаправленность, действенность, регулярность, непрерывность и всесторонность контроля на протяжении всего процесса обучения позволяют эффективно взаимодействовать на формирование знаний, усвоение материала.
Дальнейшего совершенствования требует организация самостоятельной работы студентов. Снижение недельной нагрузки оставляет больше времени на творческую работу и требует более эффективного его использования. Проблема усложняется тем, что у большинства студентов недостаточны навыки самостоятельной работы, особенно в библиотеках, читальных залах. Поэтому преподаватели ищут пути совершенствования самостоятельной работы студентов, привития им навыков повышения знаний.
Одним из направлений деятельности коллектива факультета является создание и накопление банка научной и инновационной методической информации и их применение в учебном процессе. На это направлена вся научная и методическая работа кафедр. К научным исследованиям привлекаются и студенты. К концу V курса до одной трети студентов имеют опубликованные работы в сборниках различных научных конференций и симпозиумов.
Вся научная и учебно-методическая деятельность факультета тесно связана с системой образования республики: преподаватели кафедр принимают активное участие в составлении учебников, учебных пособий и программ для школ, в подготовке и проведении различных олимпиад, конкурсов «Учитель года» по башкирскому языку и литературе.
За 15 лет существования факультета сложились приоритетные направления исследовательской деятельности. На всех кафедрах определены общекафедральные проблемы. Научно-исследовательская работа кафедры башкирской литературы и культуры в этом году велась по двум кафедральным темам:
— башкирская литература: история, теория, текстология, литературная критика, методика преподавания;
— история и культура Башкортостана.
Кафедра башкирского языка проводит исследования по следующим направлениям лингвистики: теория определенности и неопределенности, топонимика РБ, диалектология, лингвокультурология, межкультурная коммуникация.
Работа кафедры методики преподавания лингвистических дисциплин связана с исследованием следующих проблем:
— теория и методика обучения русскому языку в 1—4 и 5—11 классах башкирских и других национальных школ РБ;
— лингвометодическая и профессиональная подготовка педагогических кадров для башкирских и других национальных школ республики;
— методика преподавания башкирского языка как родного;
— технология обучения башкирскому языку как государственному русскоязычных школьников, студентов и взрослого населения;
— теория и практика разработки современных учебно-методических комплектов по башкирскому, русскому, английскому языкам;
— разработка современных технологий обучения лингвистическим дисциплинам в школе и вузе.
По единой тематике «Проведение сопоставительных исследований ан¬глийского, французского, русского и башкирского языков на грамматиче¬ском, лексическом и культурологическом уровнях» ведут научно-методиче¬ские исследования преподаватели кафедры иностранных языков.
На факультете успешно работают учебно-методическая лаборатория (руководитель: профессор Р.В.Альмухаметов), лингвометодический центр по изучению государственных языков Республики Башкортостан (директор: доцент Р.Г.Давлетбаева), служба башкирского языка (руководитель: старший преподователь Э.Ф.Рахимова), научно-методический кабинет имени М.Акмуллы (руководитель: профессор А.Х.Давлеткулов).
В 2006—2007 учебном году заметно расширились научные связи факультета, кафедр. Повышение статуса башкирского языка, введение его изуче ния как государственного, поставило новые задачи перед учителями школ по данному предмету, возникла необходимость оказания им методической помощи. В этом направлении успешно работает Лингвометодиче¬ский центр по изучению государственных языков РБ, который является научно-методической базой для 11 экспериментальных площадок. Основной темой научной работы ЛМЦ на 2007—2010 годы является «Использование информационных технологий на уроках русского и башкирского языков».
Главные цели Лингвометодического центра по изучению государственных языков РБ: разработка важнейших методических проблем преподавания башкирского и русского языков как государственных; изучение, разработка, экспериментальная проверка новейших научно-методических технологий по русскому и башкирскому языкам в условиях билингвизма и внедрение их в учебный процесс различных типов образовательных учреждений, оказание практической помощи учителям и школам в реализации Закона о государственных языках РБ.
Реализация этих целей осуществляется на экспериментальных площадках на базе 12 муниципальных общеобразовательных учреждений: Ермолаевской СОШ №1, Якшимбетовской СОШ, Стерлитамакской гимназии №5, Октябрьской башкирской гимназии №4, Аскаровской гимназии №2 имени Т.Кусимова Абзелиловского района, Белорецкой башкирской гимназии №22 имени Я.Хамматова, Сибайского башкирского лицея имени
Р.Уметбаева, Сибайской СОШ №5, башкирского лицей №136 г.Уфы, башкирской гимназии №158 имени М.Карима г.Уфы. Все площадки работают по сетевому эксперименту «Балльно-рейтинговая система с использованием информационных технологий». Научными руководителями являются преподаватели факультета башкирской филологии: доценты Р.Г.Давлетбаева, С.А.Тагирова, М.С.Давлетшина, профессор Р.В.Альмухаметов, старший преподаватель Э.Ф.Рахимова.
Проводятся научно-практические конференции, семинары, круглые столы по указанной проблеме, по результатам которых выпускаются сборники статей. За 2 года опубликовано более 100 статей учителей-экспериментаторов.
На данном этапе учителями разрабатываются уроки башкирского языка для русскоязычных школ, русского языка для национальных школ с 1 по 11 классы в электронном варианте для пополнения информационного образовательного канала, которые будут доступны для учителей и учащихся как в нашей республике, так и за её пределами. Эти электронные учебно-методические пособия дадут возможность овладеть, например, башкирским языком индивидуально человеку, проживающему вне языковых условиях.
Кафедры факультета активно сотрудничают с Министерством образования РБ: участвуют в республиканских и межрегиональных олимпиадах по башкирскому языку и литературе, на конкурсах «Учитель года», «Урал-батыр», разрабатывают государственные документы по национальному образованию, модернизации преподавания и изучения государственных языков РБ, а также стандарт образования по учебным дисциплинам национально-регионального компонента, ЕГЭ по башкирскому языку и т.д. Только в первой половине 2007—2008 учебного года Министерство образования РБ и факультет башкирской филологии выступили организаторами и участниками 4 совместных мероприятий:
— республиканской научно-практической конференции «Башкирская филология: достижения и актуальные проблемы» (26 октября 2007 г.);
— республиканской научно-практической конференции «Лингвометодические аспекты подготовки педагогических кадров для башкирской школы» (23 ноября 2007 г.);
— круглого стола «Преподавание родных языков в Башкортостане» (12 декабря 2007 г.);
— республиканского конкурса юных сэсэнов «Наследники Акмуллы».
Присвоение имени М. Акмуллы нашему вузу дало возможность факультету выйти на международный уровень. В мае 2007 года состоялась научная командировка ученых БГПУ в Актюбинск, где они принимали участие в работе Международной научно-практической конференции «Роль современной молодежи в социально-экономическом и техническом развитии Казахстана». Кафедра башкирской литературы и культуры является активным исполнителем контракта между Башкирским государственным педагогиче¬ским университетом имени М.Акмуллы и Актюбинским университетом имени С.Баишева. В рамках этого проекта заключен договор со средней общеобразовательной школой села Богдан Миякинского района. Прошел круглый стол «Творческое наследие великого поэта-просветителя М. Акмуллы в казахской степи: этико-философские и филологические аспекты» (13 декабря 2007 г.).
Факультет принимает активное участие и в общеуниверситетских меро¬приятиях. В октябре прошли «Дни БГПУ имени М.Акмуллы в башкирской гимназии №158 имени М.Карима». Была организована выездная выставка научно-методического кабинета имени М.Акмуллы, профессор А.Х.Давлеткулов, доцент А.Х.Вильданов провели мастер- классы по творчеству М.Карима и М.Акмуллы, под руководством старшего преподавателя С.А.Тагировой студентка V курса Л.Ишкильдина дала открытый урок.
Прошли Международные дни М.Акмуллы. Из 11 мероприятий, запланированных нашим вузом, в 8 наши преподаватели выступили организаторами и активными участниками: открытый урок А.Х.Вильданова, «Вечер поэзии тюркских народов» (А.Х.Давлеткулов), «Дни БГПУ им. М. Акмуллы в Миякинском районе» (А.М.Сулейманов), республиканский круглый стол «Преподавание родных языков в Башкортостане» (Л.Х.Самситова), Республиканский конкурс юных сэсэнов «Наследники Акмуллы» (Г.Г.Галина, Е.Н.Хисматуллина), круглый стол «Творческое наследие великого поэта-просветителя М.Акмуллы в казахской степи: этико-философские и филологические аспекты» (А.Х.Вильданов, Р.Р.Баязитова), Международная научно-практическая конференция «Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании» (К.К.Каримов,
Э.Ф.Рахимова), мастер-класс А.М.Сулейманова.
Кадровый и научно-методический потенциал факультета позволяет уже сегодня не только перейти к двухуровневой системе подготовки учитель¬ских кадров, но и расширить прием в аспирантуру по профильным специальностям. Приоритетным остается вопрос комплектования кафедр докторами наук, доведение их доли в составе преподавателей до 25—30%. Все указанные меры должны создать условия для повышения статуса факультета, преобразования его в «Институт башкирской филологии и регионоведения».

Кафедра башкирского языка

Кафедра создана в 1993 году по решению Ученого Совета на базе факультета башкирской филологии. В 1993 — 2001 годах кафедру возглавляла доктор филологических наук, профессор, академик Международной тюркской академии, заслуженный работник культуры БАССР Р.Х.Халикова, автор более 100 научных трудов, в том числе монографий, учебников, учебно-методических пособий по башкирскому и русскому языкам для национальных школ России и башкирских школ Республики Башкортостан.
С 2001 по 2007 год кафедрой заведовал кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный работник народного образования РБ, Почетный работник высшего профессионального образования РФ А.М.Азнабаев, автор более 100 научных трудов, в том числе учебников для башкирских школ РБ и учебников для студентов педколледжей и вузов республики.
В разные годы с кафедрой сотрудничали член-корреспондент АН РБ, доктор филологических наук, профессор М.В.Зайнуллин, доктор филологиче-ских наук, профессор Ф.Г.Хисамитдинова, доктор филологических наук, профессор Э.Ф.Ишбердин, доктор филологических наук, народный поэт Башкортостана Р.Т.Бикбаев, доктор филологических наук, профессор А.А.Камалов, кандидат филологических наук, заведующая отделом ИИЯЛ УНЦ РАН Н.Ф.Суфьянова и др.
Сегодня на кафедре успешно трудятся: Самситова Луиза Хамзиновна — заведующая кафедрой, кандидат филологических наук, доцент; Азнабаев Ахмер Мухаметдинович — кандидат педагогических наук, профессор; Шакуров Рашит Закирович — доктор филологических наук, профессор; Бухарова Гульнур Харуновна, Тагирова Рахима Губеевна, Шаяхметов Винер Абдульманович, Тулумбаев Вадим Зайнуллович — кандидаты филологиче¬ских наук, доценты; Хабибуллина Зулайха Ахметовна, Рахимова Эльвира Фидаиловна — кандидаты филологических наук, старшие преподаватели; Фаткуллин Айдар Шарифуллович, Ахметшина Гульсина Сагадатовна — ассис¬тенты.
Самситова Луиза Хамзиновна свою научную и педагогическую деятельность сочетает с научно-организаторской деятельностью. Она является председателем республиканского ЕГЭ по башкирскому языку и литературе, членом жюри республиканских и региональных конкурсов «Учитель года», «Урал-батыр», республиканской и региональной олимпиады среди учащихся по башкирскому языку и литературе, член Постоянной комиссии при Министерстве образования по реализации закона РБ «О языках народов Рес публики Башкортостан», член учебно-методической комиссии «Башкир¬ский язык и литература».
Кафедра башкирского языка — научно-методическое структурное подразделение Башкирского государственного педагогического университета имени Мифтахетдина Акмуллы, действующее в тесном контакте с другими кафедрами в соответствии с задачами и планами вуза. С 2006 года преподаватели кафедры ведут курс башкирского языка на всех факультетах университета в плане реализации государственного Закона «О языках народов РБ», тем самым кафедра башкирского языка приобретает характер межвузовской. Кафедрой разработано программно-методическое обеспечение для осуществления образовательной деятельности на факультете и в университете в целом. У каждого преподавателя имеется своя программа, составленная с учетом специфических особенностей факультета, в котором они преподают.
В своей повседневной деятельности кафедра руководствуется учебными планами, программами и другими директивными документами РФ и РБ, такими как Законы РФ и РБ «Об образовании» и др. Члены кафедры принимают активное участие в научной разработке актуальных проблем башкирского языкознания. Заведующая кафедрой Л.Х.Самситова ведет исследования по теме «Лингвокультурологическое направление в исследовании языка». Профессор А.М.Азнабаев работает в области исторической грамматики башкирского языка. Профессор Р.З.Шакуров разрабатывает проблемы башкирской топонимики и диалектологии. Доцент Г.Х.Бухарова заканчивает работу над докторской диссертацией по проблеме башкирского народного эпоса «Урал-батыр» как фольклорно-речевого дискурса. Доценты Р.Г.Тагирова и В.З.Тулумбаев исследуют проблемы морфологии. Доцент В.А.Шаяхметов, старший преподаватель З.А.Хабибуллина, ассис¬тенты А.Ш.Фаткуллин, Г.С.Ахметшина разрабатывают отдельные аспекты лексикологии башкирского языка. Старший преподаватель Э.Ф.Рахимова работает в области сопоставительного изучения башкирского и русского языков.
В 2007 году преподавателями кафедры изданы 3 монографии, 2 учебных пособия, 51 статья, в том числе 7 в изданиях ВАК-а РФ. Получено 2 гранта (доцент Л.Х.Самситова — Правительство РБ, профессор Р.З.Шакуров – АН РБ). Члены кафедры участвуют в составлении школьных и вузовских учебников. Учебные пособия профессора А.М.Азнабаева «Современный башкирский язык. Синтаксис сложного предложения» и доцента Г.Х.Бухаровой «Современный башкирский язык: пособие по курсу лексикология» получили гриф Министерства образования и науки и учебно-методического объединения РФ.
На кафедре существует самая обширная на факультете аспирантура. В настоящее время при кафедре обучаются 10 аспирантов, над докторской диссертацией работают 3 человека.
Большое значение преподавателями кафедры придается развитию студенческой науки. На кафедре работают 9 проблемных групп. В настоящее время свыше 100 студентов вовлечены в научную работу, которые принимают участие во внутривузовских, межвузовских, республиканских и региональных научно-практических конференциях. Выпускники Э.Мусина, Л.Сафиуллина, Л.Ахметова и Г.Абдуллина были награждены медалью «За заслуги в науке». Многие продолжают учебу в аспирантуре. М.Валеева, Л.Сафиуллина, Л.Ахметова в настоящее время учатся в очной аспирантуре ИИЯЛ УНЦ РАН.
Отдельные преподаватели кафедры ежегодно оппонируют докторские и кандидатские диссертации, рецензируют научно-методические разработки (Л.Х.Самситова, А.М.Азнабаев, Р.З.Шакуров, Г.Х.Бухарова, В.З.Тулумбаев, В.А.Шаяхметов).
Кафедра создала и поддерживает связь с вузами, педучилищами, гимназиями, лицеями, школами. Преподаватели кафедры тесно сотрудничают с Министерством образования РБ, органами народного образования. Сотрудничество осуществляется по линии подготовки научно-педагогических кадров для вузов Башкортостана, совместных научных разработок и публикаций, проведения и участия в межвузовских конференциях, чтения лекций и проведения консультаций в периферийных вузах. Преподаватели кафедры встречаются с учащимися школ, читают лекции для учителей, проводят конференции, семинары и систематически выступают с докладами и сообщениями на республиканских, региональных, всероссийских, международных научно-практических конференциях. Так в октябре 2007 года совместно с кафедрой башкирской литературы и культуры провели республиканскую научно-практическую конференцию «Башкирская филология: достижения и актуальные проблемы», посвященную 15-летию факультета и 40-летию вуза. В декабре 2007 года в рамках Государственной программы «Народы Башкортостана» кафедрой был организован и проведен круглый стол «Преподавание родных языков в Башкорт-остане», где принимали участие не только преподаватели вузов, но и школ, гимназий, лицеев, педколледжей. Таким образом, осуществляется связь: школа — колледж — вуз.
В целях формирования речевой культуры современных студентов вузов, служащих различных учреждений, организаций, жителей Республики Башкортостан при кафедре была создана Служба башкирского языка (руководитель — Э.Ф.Рахимова), работа которой направлена на оказание консультативной помощи по подготовке, переводу документов на башкирский язык; сотрудничество с администрацией и законодательными собраниями города в целях лингвистической коррекции деловых документов, бумаг, рекламы, официальных вывесок, табличек и т.д. Для наших студентов работа в Службе башкирского языка — это возможность получить дополнительную языковую и профессионально-педагогическую практику и самое главное — получить профессиональное воспитание, приобщившись к активной социальной работе по развитию языковых и культурных традиций Башкортостана.
Реализация приоритетного национального проекта «Образование» является важнейшим фактором повышения качества образования в Республике Башкортостан. Согласно Конституции Республики Башкортостан, Законов РБ «Об образовании», «О языках народов Республики Башкортостан» система образования в вузах ориентирована на создание богатой этнокультурной среды, формирование в сознании студентов духовно-нравственных ценностей, пробуждение интереса к диалогу языков и культур. Основная задача кафедры — настроить систему образования на конечный результат — формирование высокообразованной, всесторонне развитой личности.

Кафедра башкирской литературы и культуры

Кафедра башкирской литературы и культуры учреждена в 1993 году по специальности «Родной язык и литература». По учебному плану студенты изучают основы устного народного творчества, истории, теории и методики преподавания башкирской литературы. Серьезное внимание уделяется исследованию истоков родной литературы, вопросам текстологии и современной башкирской литературоведческой науки.
Лекционные и практические занятия по литературоведческим наукам ведут опытные преподаватели: доктор философских наук, профессор Ахмет Хажмухаметович Давлеткулов (башкирское устное народное творчество, башкирская литература 70-х годов, литература тюркских народов); доктор филологических наук, профессор Ахмет Мухаметвалеевич Сулейманов (башкирское устное народное творчество, фольклор тюркских народов, спецсеминар по башкирскому эпосу); кандидат филологических наук, доцент Ахат Ханнанович Вильданов (древнебашкирская литература, башкирская литература средних веков, башкирская литература XIX века, теория башкирской литературы); кандидат филологиче-ских наук, доцент Гульнур Мирзаевна Набиуллина (башкирская литература 40—60 годов, современная башкирская литература); кандидат филологических наук, доцент Галима Галимьяновна Галина (башкирская литература начала ХХ века, методика преподавания башкирской литературы); кандидат исторических наук, старший преподаватель Розалия Рафкатовна Баязитова (башкирская детская литература, курсы по выразительному чтению, методика преподавания истории культуры Башкортостана); ассистент Радик Зиннатович Юлбаев (башкирская литература 20—30 годов). Кафедральные дисциплины историко-культурологического цикла преподают так же опытные, высококвалифицированные преподаватели: доктор историче-ских наук, профессор Кави Каримович Каримов (история Башкортостана, историко-литературное краеведение); кандидат исторических наук, доцент Мухамет Валиахметович Мурзабулатов (этнография народов Башкортостана, история культуры башкирского народа); старший преподаватель Ришат Рауфович Мулюков (история религий, литературное краеведение, современная культура Башкортостана); ассистент Гульсасак Ирековна Габсалямова (история культуры родного народа).
На кафедре открыт Центр фольклорных исследований, руководителем которого является Ахмет Мухаметвалеевич Сулейманов. Широко практи куется привлечение высококвалифицированных специалистов для ведения отдельных специфических, узкопрофильных дисциплин.
Основная научная и научно-методическая работа ведется по общей кафедральной теме «Башкирская литература: история, методика преподавания». Научная работа является основной деятельностью высококвалифицированных преподавателей и гарантией высокого качества образовательных услуг. Поэтому коллектив кафедры придает большое значение предметному содержанию и планомерности научно-исследовательской работы. По итогам 2007 года из 54 кафедр университета наша кафедра заняла 15-ое место, а по учебно-воспитательной работе — 18-ое.
В декабре 2007 года прошли Международные дни М.Акмуллы, где преподаватели нашей кафедры выступили организаторами и активными участниками. Профессором А.Х. Давлеткуловым и доцентом А.Х.Вильдановым были проведены мастер-классы по творчеству М.Карима и М.Акмуллы.
Мастер-класс профессора А.М.Сулейманова, посвященный жизни и творчеству М. Акмуллы («Фольклор минцев-соплеменников М.Акмуллы»), привлек внимание не только студентов, но и преподавателей нашего университета.
13 декабря 2007 года прошел круглый стол по теме «Творческое наследие великого поэта-просветителя М.Акмуллы в казахской степи: этико-философские и филологические аспекты». В конце 2007 года нашей кафедрой была проведена межрегиональная научно-практическая конференция «Башкирская филология: достижения и актуальные проблемы» с изданием солидных сборников в 2-х частях.
Регулярно проводятся мероприятия, способствующие установлению научных связей с другими образовательными учреждениями республики и областей, знатными личностями. Встречи с работниками редакции журнала «Агидель», ученым-писателем, профессором БГУ Р.Н.Баимовым, презентация двух библиографических указателей об Акмулле – Национальной библиотеки имени А.Валиди и БГПУ имени М.Акмуллы — были позновательными и поучительными.
Доцентом Г.Г.Галиной составлен контракт на выполнение работ по государственной научно-технической программе «Приоритеты духовного и социально-экономического развития РБ».
Старший преподаватель кафедры башкирской литературы и культуры Р.Р.Баязитова в 2007 году стала лауреатом премии главы администрации городского округа город Уфа за пропаганду государственных и родных языков РБ. Она же в 2008 году выиграла грант Республики Башкортостан молодым ученым и молодежным научным коллективам.
Члены кафедры неустанно трудятся над совершенствованием педагогического процесса. В связи с этим на кафедре ведется активная работа по соз¬данию методического ком-плекса нового поколения. Кол лектив плодотворно работает над изданием научно-методической литературы. Учебно-методические пособия, созданные преподавателями кафедры, соответствуют современным методиче-ским требованиям.
Рейтинг любого учебного заведения определяется прежде всего уровнем его выпускников. Сейчас наши выпускники трудятся практически во всех школах республики, их часто можно встретить и в соседних областях и республиках. Среди них много опытных мастеров своего дела, заслуженных учителей и отличников образования, директоров школ, руководителей РУНО и ГУНО, творческих работников. Они — наша гордость, ибо в их успехах есть львиная доля труда коллектива кафедры башкирской литературы и культуры.

Кафедра иностранных языков

Кафедра иностранных языков факультета башкирской филологии создана в 1999 году. Большую работу по ее созданию проделала доцент, кандидат филологических наук Софья Гумеровна Хамзина. Одной из специальностей, которую получают студенты, обучающиеся на этом факультете, является: «Башкирский язык и литература, английский язык/немецкий язык».
Ее актуальность заключается в том, что в республике преобладают малокомплектные сельские школы, поэтому выпускники получают возможность преподавать два предмета — родной (башкирский) язык и литература и иностранный язык.
На кафедре работают 13 преподавателей. Ядро кафедры составляют преподаватели, имеющие большой опыт учебно-воспитательной, методиче¬ской и профессиональной работы в вузе, имеющие ученые степени. Это заведующая кафедрой — Имашева Нэля Мидхатовна, доцент Миролюбова Татьяна Григорьевна, старшие преподаватели Юнусова Альбина Галиевна, Хуснутдинова Фирдаус Гимаевна, Габдуллин Салават Самигуллович, Асфандиярова Фаина Мухаметовна.
Состав преподавателей кафедры обновился с приходом на кафедру выпускников факультета иностранных языков и факультета башкирской филологии и журналистики Башкирского государственного университета. Это преподаватели: Плаксина Юлия Анатольевна, Хисамеева Альмира Расимовна, Ибрагимов Рамиль Наилевич, Камилова Анна Александровна и ассистенты: Хисматуллина Елена Николаевна, Закирова Фарида Мансуровна, Массальская Юлия Владимировна.
Преподаватели кафедры работают также со студентами, обучающимися по специальности «Татарский язык и литература, английский язык».
Задача кафедры — подготовить студентов к работе в средней школе в качестве учителей английского или немецкого языков. Программа представляет собой сокращенный вариант программы факультета иностранных языков. Помимо практического курса иностранного языка студенты изучают теоретические дисциплины, а также факультативы по проблемам грамматики английского и родного языков (башкирского/татарского), анализу художественного текста: «Логика и грамматика», «Современные методы лингвис¬тического анализа», «Современные научные концепции по теории грамматики английского/немецкого языков».
Кафедра постоянно пополняет технические средства обучения: оборудованы лингафонный кабинет, кабинеты английского/немецкого языков, видеозал, позволяющие максимально интенсифицировать учебный процесс. Студентам предоставлена возможность работать с аудио- и видеозаписями на английском и немецком языках.
Факультет башкирской филологии располагает достаточно богатой библиотекой по иностранным языкам, которая помогает студентам как в учебном процессе, так и для написания рефератов, курсовых и дипломных работ. Выполняемые студентами курсовые работы посвящаются основным проблемам сравнительно-типологических исследований башкирского и английского/немецкого языков, а также методики преподавания английского и немецкого языков в башкирской и татарской школах.
Студенты с большим энтузиазмом включаются в научно-исследовательскую работу и принимают участие в университетских и республикан¬ ских научно-теоретических конференциях. Научная работа студентки ФБФ Аубакировой Эльзы заняла третье место на республиканском конкурсе студенческих работ (научный руководитель — доцент Н.М.Имашева).
На пятом курсе студенты проходят педагогическую практику по англий¬скому и немецкому языкам в школах г.Уфы. В качестве базовых школ выступают лучшие школы, гимназии и лицеи, такие как №20, №136, №158, в которых обучение ведется на башкирском языке, а также №45, №21, №90. Некоторые из них превратились в экспериментальные площадки как для преподавателей кафедры, так и для студентов. Обучение учащихся-башкир проводится по учебникам, специально разработанным с учетом особенностей их родного языка.
Преподавательский состав кафедры принимает активное участие в организации и проведении научных конференций, в подготовке сборников научных трудов университета, сотрудничает с журналом «Учитель Башкортостана».
Большое внимание кафедра обращает на разработку и внедрение новых эффективных форм текущего, рубежного и итогового контроля знаний, навыков и умений студентов, приведение их в соответствие с международными стандартами. Это дает возможность будущим выпускникам нашего факультета полноправно включиться в международное образовательное пространство.
В целом кафедра иностранных языков представляет собой дружный, сплоченный коллектив единомышленников, отдающих все свои силы трудной педагогической деятельности.

Кафедра методики преподавания лингвистических дисциплин

Кафедра методики преподавания лингвистических дисциплин объединяет четыре методических и часть лингвистических дисциплин факультета башкирской филологии. Направления ее деятельности связаны с решением следующих задач:
— обеспечение подготовки учителей башкирского, русского, английского и немецкого языков;
— систематическая работа по повышению научной квалификации преподавателей кафедры, вооружение их новейшими достижениями в области вузовской методики;
— разработка программ и ведение научных исследований по перспективным теоретическим и прикладным направлениям теории и методики преподавания лингвистических дисциплин в школе и вузе;
— руководство научно-исследовательской работой студентов, подготовка из числа наиболее талантливых выпускников университета резерва для поступления в аспирантуру;
— подготовка через аспирантуру и путем соискательства специалистов с учеными степенями;
— участие в создании программ, учебников и учебно-методических комплексов по русскому, башкирскому и иностранным языкам для башкир¬ских и других национальных школ;
— обеспечение тесного сотрудничества со школами и органами народного образования.
Для реализации поставленных задач кафедрой проделана определенная работа: разработана концепция и программа перспективы развития кафе¬дры, успешно решаются кадровые вопросы, открыта аспирантура по специальности теория и методика обучения и воспитания, оборудована учебно-методическая лаборатория, организован Лингвометодический центр по изучению государственных языков, подготовлены и опубликованы программы, необходимые учебно-методические пособия, разработки.
Одним из основных направлений в деятельности коллектива кафедры является организация учебного процесса со студентами, подготовка их к будущей профессиональной деятельности.
Современного учителя невозможно представить без высокого уровня его профессиональных умений и навыков. Подготовка такого специалиста представляет собой сложный многосторонний процесс. Но этот процесс становится еще более сложным и трудоемким при подготовке учителей языковых дисциплин для национальной школы.
Учитель-филолог должен быть глубоким знатоком как своего родного, так и русского или иностранного языков, методистом широкого профиля, активным билингвом, стилистом, переводчиком, пропагандистом данных языков.
За кафедрой закреплены следующие дисциплины лингвистического блока: практикум русского языка, русский язык и культура речи, теория языка, выразительное чтение и риторика, диалектология русского языка, сопоставительное языкознание, основы школьной грамматики.
Нужно сказать, для повышения эффективности лекционных и практических (лабораторных) занятий, актуализации системы организации самостоятельной работы студентов преподаватели кафедры применяют наиболее активные и перспективные технологии. Так, по методикам русского и башкирского языков студенты знакомятся с новейшими системами обучения языкам не только на аудиторных занятиях, но и в процессе самостоятельной работы с источниками. Они пишут рецензии и отзывы на учебники, составляют конспекты современных уроков, готовят и проводят деловые игры в форме открытых уроков с использованием мультимедийных средств, выполняют тестовые задания, пишут курсовые и выпускные квалификационные работы, обрабатывают и обобщают собранные во время педагогической практики материалы.
Курс методики преподавания башкирского языка читается студентам 3 и 4 курсов всех отделений факультета. Теоретическую подготовку студенты получают на лекциях, спецкурсах и закрепляют ее при написании курсовых и дипломных работ. Практическая подготовка студентов к профес сиональной деятельности реализуется на семинарских и лабораторных занятиях, а также во время педагогической практики.
Укомплектованность кафедры квалифицированными преподавателями, имеющими ученые степени и звания, составляет 100%. Все штатные преподаватели являются авторами, разработчиками новых школьных программ, учебников, учебно-методических комплектов, ряда важных государственных программ по национальному образованию в РБ. Так, профессор Р.В.Альмухаметов и доцент Р.Г.Давлетбаева — авторы программ и учебников по русскому языку для башкирских школ и других национальных школ РБ, РФ; доцент М.С.Давлетшина, старший преподаватель С.А.Тагирова — по башкирскому языку для русскоязычных школ РБ; доцент М.А.Хасанов — по английскому языку для 5—9 классов башкирской школы.
По итогам научно-исследовательских работ кафедра ежегодно занимает ведущие места среди кафедр вуза. В 2005—2006 годах кафедра выиграла три гранта на проведение научно-исследовательских работ и Всероссийской научно-практической конференции (грант РГНФ, грант АН РБ, грант БГПУ).
При содействии кафедры в 2005 году создан Лингвометодический центр по проблемам изучения государственных языков Республики Башкортостан. Проделана большая работа по налаживанию связей кафедры и ЛМЦ с базовыми школами, функционирующими в Уфе и других городах, районах республики.
За 10 лет функционирования кафедры преподавателями и аспирантами опубликовано более 300 научных трудов, в том числе 6 монографий, 25 школьных учебников, более 30 учебно-методических пособий, школьных и вузовских программ, более 100 статей, посвященных актуальным проблемам преподавания русского, башкирского и английского языков. Более 30 работ опубликовано в центральных издательствах, журналах и сборниках материалов научно-практических конференций.
Силами коллектива кафедры и Лингвометодического центра было организовано и проведено 4 научно-практических конференций — две всероссийские: «Лингвокультурологические проблемы подготовки педагогических кадров для башкирских школ», Уфа, 1998 г. (опубликован сборник материалов объемом 351 с.); «Роль учебно-методических комплектов по русскому языку в реализации межъязыковых и межкультурных связей», в рамках Федеральной программы, посвященной 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России, Уфа, 2006 г. (опубликован сборник материалов объемом 131 с.); республиканские: «Актуальные проблемы методики преподавания языковых и литературоведческих дисциплин в башкир¬ской школе и вузе», Уфа, 2003 г. (опубликован сборник материалов объемом 143 с.); «Актуальные проблемы преподавания государственных языков в образовательных учреждениях Республики Башкортостан», Уфа, 2006 г. (опубликован сборник материалов объемом 122 с.).
Учебно-методическая работа кафедры направлена на решение задач повышения качества подготовки специалистов, способных работать в образовательных учреждениях нового типа с использованием современных технологий обучения, компьютерных и мультимедийных средств.
В профессиональной подготовке студентов-филологов помогают спецкурсы «Новые технологии обучения русскому и башкирскому языкам», которые читаются на 4 и 5 курсах.
За основу данного спецкурса мы взяли следующие вопросы: история развития теории и практики обучения; пути и средства активизации учебного процесса на уроках русского языка; опыт учителей-новаторов; личностно-ориентированное обучение; элементы развивающего обучения; коммуникативные методы обучения; принцип индивидуализации при ведущей роли ее личностного аспекта. На семинарских занятиях заслушиваются мини-лекции студентов, разбираются фрагменты уроков, проводится обзор литературы и т. д.
Для организации учебной и методической работы преподавателей и студентов на факультете созданы необходимые условия. С 2002 года функционирует учебно-методическая лаборатория, которая является центром и базой обучения студентов, аспирантов и преподавателей новейшим технологиям преподавания лингвистических дисциплин (башкирского, русского, английского, немецкого языков) в школе и вузе.
Преподаватели кафедры тесно сотрудничают с Министерством образования РБ, органами народного образования г.Уфы и ряда районов республики, ведут опытно-экспериментальную работу по проблемам обучения государственным языкам РБ, по созданию новых учебников русского, башкирского и английского языков, участвуют в проведении конкурсов «Учитель года», олимпиад школьников по башкирскому языку и литературе, рецензировании учебников и учебно-методических пособий, разработке значимых документов по национальному образованию (например, концепции и программы по национальному образованию, государственных стандартов для учебных дисциплин национально-регионального компонента), в проведении различных семинаров учителей, руководителей образовательных учреждений республики.
Перспективные цели и задачи кафедры связаны со следующими проблемами:
— обновление программы и содержания лекционных курсов с учетом новых требований к подготовке педагогических кадров для башкирской (национальной) школы;
— создание электронных вариантов материалов лекций;
— разработка учебно-методических пособий по методическим дисциплинам, по курсам русского языка и культуры речи, теории и методики обучения речевой деятельности учащихся;
— создание печатных и электронных вариантов учебников и методиче¬ских пособий по обучению башкирскому языку как государственному;
— разработка образовательных проектов для подготовки бакалавров и магистров по специальности «Филология» с учетом потребностей республики в педагогических кадрах;
— увеличение количества аспирантов и соискателей по специальности 13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания (русский язык, башкирский язык);
— оказание помощи молодым преподавателям кафедры, кандидатам наук в подготовке докторских диссертаций.

Подборку подготовил Салимьян Бадретдинов.

Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2022