Особенности социально-демографического развития башкирского населенияОдним из главных факторов современного развития этнических общностей является урбанизация. Особенностью территориального развития СССР и современной России было то, что города почти всегда формировались как многонациональные. Во времена СССР, беспрецедентные по масштабам миграции населения, дальность местонахождения города, тяжелый климат или инонациональное окружение не были помехой. И, хотя в отличие от западных стран, советские города не знали этнической сегрегации (специализированного использования городских зон по этническим характеристикам населения), во многих республиках коренное население далеко не на всех этапах урбанизации представляло большинство в городах, особенно в крупнейших. Одной из важнейших характеристик городского населения является его половозрастной состав. Значительное влияние на него оказывают миграционные процессы. На первых этапах урбанизации (20—50-е гг. XX века) формирование башкирского городского населения происходило преимущественно за счет прибывающих из сельской местности мигрантов, среди которых преобладали мужчины. На последующих этапах (70—80-е гг. XX века) среди прибывающих в города башкир возрастает доля женщин. Усилению притока башкирских женщин способствовали, во-первых, широкое их вовлечение в быстроразвивающиеся отрасли обслуживания и, во-вторых, большая степень ориентированности их на городской образ жизни. Сравнение возрастных пирамид по городскому и сельскому населению у башкир позволяет увидеть существенные различия. Во-первых, бросается в глаза широкое основание «городской» пирамиды, что говорит о высокой рождаемости и низкой детской смертности среди башкир, послед¬нее связано с быстрым прохождением эпидемиологического перехода, вызванного развитием советской системы здравоохранения. Доля возраст¬ной группы до 25 лет у городских башкир составляет 39%, у городских русских — 32,9%, татар — 33,1%. С самого начала процесса интенсивной миграции в города башкиры сохраняли высокие показатели рождаемости. Репродуктивные установки башкир, традиционно ориентированные на трех и более детей, находили в городе все условия для реализации: развитое медицинское обслуживание, трудовое законодательство, отсутствие большого объема домашней работы, социальное обеспечение, льготы и права, выдача квартир с учетом детности семьи и т.д. В то же время даже ослабление репродуктивных ориентаций у первых поколений башкир, выросших в городе, не влияло значительно на общий естественный прирост городских башкир, т.к. из села шли все новые и новые миграционные потоки башкир. По мнению М.Д. Киекбаева, исследовавшего процессы урбанизации башкирского населения, «можно считать башкирское сельское население с его традиционными установками на высокие темпы рождаемости своеобразным демографическим «резервуаром», за счет которого постоянно росла численность городских башкир», тогда как у русских и татар этот потенциал был исчерпан уже в 70—80 гг. XX века1. По последней переписи населения, башкирский этнос почти наполовину городской (47,5%). Для сравнения, 76,7% всех русских в РФ проживают в городах, у татар этот показатель — 68,3%. Урбанизированность башкир имеет региональные различия. В ряде регионов большинство башкир проживает в городе, в ряде других больше сельских башкир. Существенным преобладанием доли городских башкир над сельскими отличаются Свердловская, Челябинская, Тюменская области, Ханты-Мансийский автономный округ. Последние два — регионы, куда башкиры уезжают на работу, этим и объясняется городской тип расселения. Свердловская и Челябинская области отличаются от северных регионов тем, что башкиры здесь являются коренным населением, а большая доля городских жителей среди них вызвана развитой крупной промышленностью этих регионов, способствовавшей активным миграциям башкир из сел области, из Башкортостана и других регионов. Самой низкой урбанизированностью отличаются курганские башкиры, только 10% которых выбрали город как среду обитания. Из 14 тысяч башкир Курганской области в областном центре Кургане проживают всего 586, основная масса живет на исторических башкирских землях, которые входят в состав Сафакулевского и Альменевского районов2.Причинами слабой урбанизированности курганских башкир, по мнению Т.А. Ахатова, служат низкий социально-экономический уровень развития районов их проживания, долгое время идущие процессы этнической ассимиляции. Уезжая в город, значительная часть курганских башкир утрачивает свою этническую идентичность, тем самым снижая процент городских башкир, многим не хватает уровня знаний и опыта для закрепления в городе3. На наш взгляд, утверждения исследователя не совсем верны, так как, во-первых, учеными-этно¬графами неоднократно подчеркивался факт сохранности этнической культуры именно у курганских башкир (причем, даже лучше, чем у башкир в РБ), что свидетельствует о низкой степени ассимиляции; во-вторых, причины меньшей урбанизированности башкир этого региона следует выводить из особенностей их менталитета, острого ощущения связи с родной землей, башкирам психологически тяжелее покидать места, где жили их предки4. Медианный возраст городских башкир — 32,9 лет (русских и татар 37,1 и 37,2 соответственно), причем городские башкирки в большинстве своем старше башкир-мужчин на 4 года (34,7 и 30,6 соответственно). Особенно заметно преобладание женщин над мужчинами в возрасте старше трудоспособного ( в 1,9 раза), на основании чего можно сделать вывод о подверженности башкир общероссийской тенденции высокой смертности мужчин в трудоспособном возрасте. В процессе урбанизации на социально-демографическое развитие башкирского этноса оказывает влияние ряд факторов, некоторые из которых носят противоречивый характер. Только в городах у башкирского этноса есть условия для усложнения и развития социально-профессиональной структуры, повышения уровня жизни, своего образовательного, культурного уровня, политической представленности в жизни общества и т.д. Однако, одновременно в городах происходит процесс утраты атрибутивных черт башкирского этноса, который начинается с замены объективных (язык, культура, тип социальных взаимоотношений, менталитет) характеристик субъективными (самосознание, этностереотипы), что в конечном итоге приводит к деэтнизации, ассимиляции значительной части городских башкир (чаще всего русским этносом), смене этнической идентичности или трансформацию ее в негативную форму (отрицание этнических различий, равнодушие к ним). Другим явлением, отрицательно влияющим на воспроизводство этноса, является переход в процессе адаптации на современные модели репродуктивного поведения, утрачивается значение родственных связей, начинает доминировать нуклеарная семья. Для социально-демографической структуры этноса результатом данных процессов является потеря своих единиц, т.е. людей, которые ее составляют, что ведет к уменьшению численности, ухудшению демографических показателей воспроизводства этноса. Сложившееся за последние полвека башкирское городское население характеризуется, по мнению ее исследователя М.Д. Киекбаева, следующими чертами5 : 1) в социально-профессиональной сфере преобладает ориентация на гуманитарные профессии (особенно у недавних сельских мигрантов, абитуриентов и выпускников) и низкоквалифицированный труд, между тем как основу социально-экономического развития этноса составляет мера представленности в высокотехнологичных отраслях экономики; 2) основным источником увеличения численности башкирского населения в городах продолжает оставаться миграция из села. Недавние мигранты сталкиваются со множеством проблем, как то: трудоустройство, прописка, жилищная проблема. Стартовые условия и, соответственно, степень вертикальной социальной мобильности хуже, чем у представителей более урбанизированных этносов. Следует добавить, что сложность адаптации возрастает для башкир в городах других субъектов РФ; 3) слабая роль системы неформальных внутриэтнических связей среди городских башкир в процессе их адаптации в городской среде. Внутриэтнические неформальные связи и поддержка ограничиваются, как правило, кругом выходцев из одного района или села, земляческими или родственными связями. Практически отсутствует столь необходимая для эффективного функционирования в городе межпоколенная и внутрипоколенная этническая солидарность среди коренных горожан (родившихся в городе) и недавних мигрантов. Ослабление внутригрупповой корпоративности и солидарности чрезвычайно затрудняет дальнейшее развитие городских общ ностей башкир, ослабляет адаптационные возможности в полиэтничной городской среде, и, в конечном итоге, способствует ассимиляции; 4) сформировалась значительная доля русскоязычных башкир, это в первую очередь башкиры, родившиеся в городе. Несмотря на невысокий уровень этнокультурной компетентности (незнание на пользовательском уровне языка, традиций), многие из них, особенно воспитанники национальных башкирских школ, обладают выраженным этническим самосознанием, и подчас их поведение и установки этнически ориентированны, например, в вопросах выбора брачного партнера, друзей; 5) актуальной представляется проблема повышения уровня культурно-исторического сознания городских башкир, роль которой — воспитание городских башкирских детей вне отрыва от культуры этноса; 6) необходимо способствовать дальнейшей урбанизации башкир, в том числе в районах их компактного проживания, создавая производства, строя города, вовлекая тем самым сельских башкир; 7) башкирам в городах для психологического комфорта необходимо полноценное функционирование башкирского языка как одного из главных условий их оптимальной адаптации в городе. Соглашаясь с выводами М.Д.Киекбаева, нам представляется необходимым дополнить их своими наблюдениями. Представленность башкир в социально-профессиональной структуре в настоящее время претерпевает, на наш взгляд, качественные изменения. По сравнению с 90-ми годами прошлого века в настоящее время повысилась доля студентов-башкир в технических вузах. О росте компьютерной грамотности, которая является одним из показателей квалификации современного человека как работника, можно судить по росту башкирских интернет-ресурсов (личных страничек, порталов, чатов, форумов и т.д.). Мы предполагаем, что доля башкир в промышленности, технических специальностях будет возрастать, что связано, на наш взгляд, с двумя основными причинами: во-первых, с каждым годом рынок рабочей силы в технических специальностях пополняется башкирами — выпускниками технических вузов и ссузов; во-вторых, отмечается нехватка специалистов именно в этих отраслях, так как большой процент выпускников идет работать не по специальности, а в экономически более выгодные сферы. Здесь можно предположить действие такого фактора: горожанину, учившемуся в математической школе, легче поступить в технический вуз, но, закончив его, он не спешит идти на производство на должность инженера, так как престиж, зарплата, карьерный рост здесь ниже, чем в коммерческой сфере. Выходцы из деревень и других городов, закончившие тот же вуз, охотнее идут на завод, т.к. в отличие от местной молодежи им необходимо обустраиваться в чужом для них городе, а вопросы жилья, прописки, социальные проблемы легче решить, работая на крупном предприятии. Возможность пройти качественную подготовку по физико-математическим дисциплинам сейчас есть и у сельских детей, с этой целью в республике открыты национальные школы и лицеи с интернатной формой проживания6. К сожалению, данные об учащихся руководством вузов считаются закрытыми, но, по нашим наблюдениям, большинство башкир в технических вузах либо выросли в городе, либо закончили одно из таких специализированных учебных заведений. По мнению исследователей урбанологов, «социальная адаптация не происходит одновременно с изменением социального статуса человека; необходимо время, иногда довольно продолжительное, для того, чтобы человек полностью включился в новую для него систему отношений, сформировал в чем-то новую для него систему ценностей и интересов, характерную для новой социальной группы, в которую он включился»7. Для башкирского этноса сложилась ситуация, по мнению М.Д. Киекбаева8 , когда «массовый приток в города сельского башкирского населения за последнее десятилетие способствовал формированию мощных маргинальных слоев, нуждающихся в дополнительном времени для полной и окончательной адаптации в новых условиях», т.е. основная проблема заключается в слабых связях между теми горожанами-башкирами, кто уже прошел адаптацию в городе, и мигрантами, кому нужна помощь. В итоге, каждой новой волне сельских мигрантов приходится заново осваивать, с различной степенью успеха, тесное городское социальное пространство, в основном идя проторенным путем предыдущих мигрантов, что приводит к менее быстрому социальному росту, чем у мигрантов русских или татар. Другая проблема адаптации башкир в городе — это неготовность отстаивать свою этничность, свою культуру и язык. Попадая в городскую социальную группу, которая становится для него референтной, башкир подчас полностью старается перенять черты и образ жизни этой группы, и не всегда положительные стороны становятся объектом копирования и подражания. Наиболее ярко эта тенденция проявляется в языковой сфере, башкирский язык — один из ключевых моментов и показателей современной этносоциальной обстановки с участием башкир в городе. Оставаясь языком преимущественно внутрисемейного общения в городе, башкирский язык постепенно сдает позиции и там. Исследование башкирских женщин, проведенное коллективом авторов, выявило закономерность: башкирские женщины с высшим и незаконченным высшим образованием разговаривают в семье на родном языке в меньшей мере (45,1%), чем лица со средним и средне-специальным (48,7%) и еще в меньшей мере, чем респонденты с образованием ниже среднего (65,7%). Можно предположить, что город¬ская русскоязычная среда повлияла на женщин при получении образования, что именно в городе у них сложились установки о непригодности родного языка для общения в семье и воспитания детей9. Тезис о необходимости дальнейшей урбанизации основывается на уверенности, что таким образом будет повышаться уровень социально-экономического развития башкир, их адаптированность к современным условиям жизни. Однако опыт развития таких городов, как Баймак, Учалы, Сибай, которые были созданы на промышленной основе в районах компактного проживания башкир, свидетельствует о наличии в них некоторых негативных тенденций. Во-первых, за более чем полувековое существование этих городов доля башкир существенно повысилась только в Баймаке, хотя все они находятся в окружении районов с большим преобладанием башкир в населении. Во-вторых, в этих городах также наблюдаются процессы языковой ассимиляции башкир, выросших в них10. В-третьих, даже в этих городах не сложилось городской башкирской культуры, хотя в самом «башкирском» городе Баймаке есть предпосылки для ее создания, которые, возможно, будут развиты по мере социально-экономического и культурного развития, роста города. Подытоживая наше исследование роли урбанизации на социально-демо¬графическое развитие башкир, отметим следующие, важные на наш взгляд, моменты. Урбанизация имела определяющее значение для развития башкирского этноса в XX веке. Став к концу века наполовину городской нацией, башкиры тем самым в кратчайшие сроки прошли процессы социально-экономической, культурной, политической интеграции в российское и мировое общество. Одним из результатов этой интеграции является то, что этнос все больше становится подвержен демографическим тенденциям развитых стран и этносов с одной стороны, и тенденциям утери своих атрибутивных черт (язык, культура, менталитет), с другой. Последнее грозит существованию самого этноса как субъекта социальных отношений, он может раствориться в других социальных группах11. Противопоставление «мы-они», отличающее именно этнические от других социальных общностей, может перейти в понимание «мы — это они, а они — это мы», тем самым этнос лишается последних (после языка, культуры) отличительных признаков и сливается с другой более крупной общностью. Одновременно по мере интегрированности башкир в общероссийский социум идет процесс перехода к депопуляционной модели демо¬графического развития, вызванный в первую очередь изменениями института семьи, брака, его роли в этнической системе ценностей, процессами индивидуализации ценностей и представлений людей. Степень приспособленности этноса к жизни в урбанистическом мире является показателем его развитости и жизнестойкости. По утверждению М.Д. Киекбаева, «города стали для башкир местом жительства. Однако потребуется еще некоторое время, чтобы башкиры окончательно качественно освоили город и превратили его в среду своего обитания… На смену количественному росту городского башкирского населения должны прийти качественные изменения его социального, экономического и культурного облика. Все это должно способствовать формированию этнокультурного ядра, характеризующего башкирскую городскую общность третьего тысячелетия. Наличие данного ядра будет означать завершение этапа складывания подлинно городской башкирской культуры, способной интегрировать городских башкир и в целом весь башкирский народ в единый жизнеспособный этносоциальный организм, обеспечить его внутреннюю целостность»12. Следует добавить, что для поддержания численности этноса необходимо наличие в городской культуре разделяемой большинством ценности — трехдетной семьи, с сильными этническими традициями, языковой средой и позитивными установками. На сегодняшний же день социологические исследования фиксируют у половины женщин старших возрастных групп и четко определенную у большинства молодых ориентацию на двухдетную семью. Исследование состояния и процессов, опосредующих социальное и демографическое воспроизводство этноса, в современном башкирском селе является необходимым условием выявления этнической специфики социального и демографического развития башкирского этноса. XX век в России был веком колоссальных трансформаций села и сель¬ского уклада жизни страны. Россия из страны аграрной стала развитой индустриальной, резко выросло количество городов и численность городского населения, демографический потенциал, имевшийся в селе, был использован для проведения индустриализации, победы в войне, построения экономического и политического могущества страны. Однако, именно в прошлом веке стало явным первостепенное влияние города на село в России, в том числе в сфере социальных отношений, о котором писал еще К.Маркс: «Новейшая история есть проникновение городских отношений в деревню, тогда как в древнем мире, наоборот, имело место проникновение деревенских отношений в город»13. Анализ демографических показателей развития районов с преобладающим башкирским сельским населением позволяет сделать следующие выводы: 1) естественный прирост башкирскому этносу обеспечивает в основном его сельская часть. В башкирской деревне сохраняются в значительной степени установки на ранние браки, многодетность, гендерные отношения традиционного типа. Одновременно по мере повышения уровня образования, смены типа экономических отношений, со смены поколений эти установки существенно модернизируются, приспосабливаясь к современным условиям, уходя из-под контроля этнокультурных норм, что привело к распространению таких явлений, как разводы, внебрачная рождаемость, незарегистрированные браки и т.д. 2) сельская смертность в Башкортостане на 24% процента выше, чем городская. Особенно много село теряет мужчин в трудоспособном возрасте, существует угроза роста младенческой смертности из-за маргинализации части сельского населения, показателем неблагополучного социально-психологического климата в селе является рост самоубийств, уровень которых в 2 раза превышает аналогичный в городе14. 3) проблемы брачной сферы в башкирском селе можно свести к нескольким основным: нестабильность брака, выражающаяся в росте разводов, числа неполных семей; диспропорция полов в виде нехватки молодых женщин брачного возраста, а также значительное количество холостых мужчин и незамужних женщин брачных возрастов, последнюю проблему пытались решить еще в рамках советского общества, были и позитивные результаты15 . В ходе исследования мнений экспертов выяснялось в том числе их отношение к этой проблеме. Из 137 человек, высказавших мнение по этому вопросу, подавляющее большинство (125 экспертов) указали на серьезность проблемы для башкир и важность ее решения. 57 экспертов оказались в той или иной мере знакомы с деятельностью клубов знакомств, а 15 принимали непосредственное участие в их организации. Особенно остра проблема холостых мужчин, потому что именно она приобрела характер длительной тенденции в башкирских селах. Проблема одиноких женщин актуальна для городских башкирок. В Баймакском районе РБ проблему одиночества на селе осознали на уровне районной администрации: отделом молодежи и работниками культуры ра¬йона в тесном взаимодействии с энтузиастами на местах (чаще всего это пожилые женщины) с 2003 года проводятся мероприятия в селах района с целью помочь одиноким мужчинам и женщинам познакомиться. Устраиваются регулярные вечера встреч (аулак) с танцами, играми, конкурсами, оказывается помощь в организации свадеб и т.д. В результате в течение четырех лет было создано 45—50 новых семей16. Данные о деятельности таких клубов в советский период и мнения экспертов позволяют говорить о достаточно высокой эффективности такого рода мероприятий. 4) продолжает оставаться высокой миграционная активность, имеющая в основном трудовой и образовательный характер. Почти половина сель¬ской (48,1%) молодежи, по результатам опроса 2005 года в РБ, намерены связать свои дальнейшие планы с городом. Наибольшая миграционная убыль в республике фиксируется в возрастной группе 20—24 года17. Однако результаты исследования «сельских миров» России В.П.Краснослобод¬ским дали основание считать высокую миграционную активность, во-многом, вынужденным шагом со стороны башкир. На вопрос «Хотели бы Вы уехать из Вашего населенного пункта?» менее всего хотели бы покидать свои села башкиры (76% от всех опрошенных) и татары (73%). Высокие показатели нежелания искать более удобного места для жизни определяются и возрастной структурой. Как правило, селяне старше 40 лет уже не желают ничего менять, тогда как подавляющее число молодежи (в возрасте до 30 лет) — 56% хотели бы переселиться в более благополучное место. Показательно, что многие татары и башкиры хотят, чтобы их дети жили в сельской местности, но имели хорошее образование18. Такие представления — основная причина маятниковых учебных миграций. Основной их источник следует искать в представлениях башкир о родной земле. Этническая история башкир неразрывно связана с местом их проживания, в широком плане ассоциирующемся с Уралом и его окрестностями, а в более узком — с локальными топонимами. В системе этнических индикаторов у башкира важное место, наряду с общим этнонимом (башкорт), занимают также название этнического подразделения («ырыу», имеет четкие территориальные границы расселения), к которому он относится, гидроним (название реки или озера той местности, откуда башкир родом), в наше время добавился еще один признак — район, где родился и вырос башкир. По утверждению Р.И. Ирназарова, земля для башкир «это не только средство производства, источник добывания материальных благ к существованию… Она есть колыбель башкирского народа, главное условие и источник формирования, существования и развития его как нации»19. Социологические исследования также отмечают высокий по сравнению с представителями других этносов уровень важности категории «родная земля» для башкир, даже для молодых и выросших в городе20. Подытоживая исследование роли урбанизации и села для социально-демографического развития башкирского этноса, следует подчеркнуть главный момент, выявленный нами: противоречивый характер воздействия города и села на развитие этноса. Город, обеспечивая, с одной стороны, условия для социально-экономического роста, развития национальной культуры, науки, с другой стороны, вовлекает представителей этноса в жесткие условия конкуренции на рынке труда, подчас приводящие к концентрации их в низкоквалифицированных профессиях, люмпенизации, в городах процессы развития этнической культуры и языка на уровне искусства и науки идут параллельно с ассимиляцией и утерей этнических признаков в семейно-бытовой, образовательной и воспитательной сферах. Село, являясь естественной средой длительного исторического существования этноса, играет главную роль в его воспроизводстве не только в демографическом плане, но и в этническом. Современное российское село характеризуется разрушением основных своих институтов, несформированностью новых форм социального взаимодействия и экономического воспроизводства. Как отмечают исследователи, разрыв системных связей в сель¬ском социуме невозможно восстановить на прежнем уровне, «при каждом новом подрыве она (система) только опускается на более низкую ступень деградации»21. Специфика башкирской деревни заключается в ее неутратившейся ценности для этнического сознания башкир, сохранении и актуализации в наши дни многих традиционных черт общинной самоорганизации. В советское время был провозглашен курс на стирание различий между городом и деревней, одним из основных методов которого стало укрупнение деревень, создание рабочих поселков с целью развития социальной и экономической составляющих22. Неучет этнического и культурного фактора при достижении этой цели сказался в последующем. Массовое укрупнение башкирских деревень способствовало отрыву от духовных корней их жителей, ломке сложившихся сельских микросоциумов и искусственному созданию новых, что вылилось в массовую миграцию из сел, ставших неродными, в ухудшение нравственного климата и социального самочувствия, маргинализацию сознания башкир. Наше мнение о роли села и сельского образа жизни в социально-демо¬графическом развитии башкир основывается на знании выявленных нами закономерностей развития этноса. Сельская среда — естественная среда обитания и место жительства не только башкир, но и большинства этносов России. Духовный вакуум, образовавшийся в российском обществе, вызванный ускоренной урбанизацией, индустриализацией, отрыв от духовно-нравственных истоков традиционной культуры стали главной темой размышлений и неутешительных выводов для выдающихся писателей — В. Распутина, В. Астафьева, М. Шукшина — в 60—80 гг. XX века. Русский этнос, став высокоурбанизированным, подвержен негативным тенденциям в большей степени, чем малые этносы. Этот парадокс этнического развития связан с отказом от традиционных ценностей, образа жизни, культуры и народного опыта, попыткой создания искусственной среды для удовлетворения этнокультурных потребностей в условиях города. В разной степени это касается всех этносов России. Башкирское село также значительно пострадало в ходе ломки социально-экономических институтов, подмены единой идео¬логии на множество интересов, девальвации ценностей. Однако именно село остается основным источником воспрозводства этноса в демографическом, культурном, этническом плане. Влияние урбанизации на сельский образ жизни будет возрастать, под давлением новых условий экономической жизни будет меняться и село. Перспектива этнического развития башкир видится нам в таком взаимодействии города и деревни, при котором бы происходило социально-экономическое, политическое, культурное развитие этноса с сохранением собственно этнического компонента. Причем этнические ценности должны доминировать — в этом залог устойчивого развития всего общества. В социально-демографическом аспекте такое видение проблемы подразумевает сохранение традиционных репродуктивных установок в городе на уровне трех желаемых детей, всестороннее социально-экономическое развитие башкир, которое позволило бы этим устремлениям успешно сбываться. Необходима внутриэтническая интеграция сельских и городских башкир. Роль аграрной экономики будет возрастать в XXI веке, существенно изменится облик села, которое благодаря современным технологиям, развитию инфраструктуры постепенно будет догонять город по условиям жизни, с другой стороны — история развития городов во всем мире свидетельствует о тенденции расширения сферы влияния мегаполиса на многие сотни километров вокруг себя. Например, та кой мегаполис, как Уфа, превратился в агломерацию, которая охватывает все соседние районы, дачи уфимцев простираются на расстояния до 200 км, регулярные выезды на природу с целью отдыха, туризма покоряют расстояния в 500 и более км за один уик-энд23. С развитием транспортной инфраструктуры, строительством дорог возрастает интерес к деревне в новом качестве как экологически чистом месте отдыха, а постепенно и жилья. Значительная часть уфимцев ездит на работу, преодолевая каждый день до 50 км в один конец, живя в пригородных поселках, деревнях, коттеджах, райцентрах. И эта тенденция общемировая, характеризует прогресс, закономерное подорожание жилья в Уфе связано со все большей нагрузкой на город как на экономический, политический, социальный и культурный центр. В других городах аналогичные тенденции имеют существенно меньшие масштабы, но и там города вовлекают в свою орбиту все большее количество населенных пунктов. Эти процессы будут продолжаться и дальше. С самого начала эры урбанизации у мыслителей, ученых-философов росло понимание того, что духовное богатство этносов и, значит, всего общества связано с деревней. Ж.-Ж. Руссо пришел в своем «Эмиле» к заключению о том, что «чем ближе они (нации) к природе, тем больше доброты в их характере; лишь запираясь в города, лишь изменяясь, благодаря культуре, они развращаются и прежние недостатки, скорее грубые, чем вредные, превращают в пороки, приятные, но гибельные»24. Эту мысль в российской культуре выразил, наряду со многими другими, Ф.М. Достоевский: «Если хотите всю мою мысль, то, по-моему, дети, настоящие то есть дети, то есть дети людей, должны родиться на земле, а не на мостовой. Можно жить потом на мостовой, но родиться и всходить нация, в огромном большинстве своем, должна на земле, на почве, на которой хлеб и деревья растут»25. Анализ развития самых передовых городов мира на рубеже XX—XXI вв., проведенный Э.Тоффлером, привел его к выводу о нарастающей тенденции противодействия множества субкультур общей городской культуре. «В то время, как наши занятия становятся менее взаимозаменяемы, поведение людей тоже изменяется. Вопреки принципу взаимозаменяемости, они приходят на свои рабочие места с острым осознанием своих этнических, религиозных, профессиональных, сексуальных, субкультурных и индивидуальных различий. Группы, которые на протяжении всей эпохи второй волны боролись за интеграцию и ассимиляцию в массовое общество, сейчас отказываются сглаживать свои различия. Наоборот, они специально подчеркивают свои уникальные особенности»26. Эта тенденция становится заметной и в крупных городах России. Этническая субкультура в своей самодостаточности способна, на наш взгляд, эффективно транслировать традиционные ценности (в том числе демографического характера), язык, культуру даже в условиях современного города, где этому способствуют развитые средства коммуникации, сеть культурных и образовательных учреждений, высокий уровень жизни. Но это возможно только при сохранении значительной доли этноса, проживающей в исторически определившихся для них местах проживания, и при поддержании связей между многоплановым потенциалом сельской доли этноса и возможностями развития этого потенциала не только в городе, но и в самой деревне. Работа выполнена в рамках ГНТП РБ «Этничность в условиях урбанизации».
П р и м е ч а н и я
1 Киекбаев М.Д. Башкиры в городах Башкортостана: история и современность. — Уфа, 1998. С.158. 2 Численность башкирского населения по городам и районам отдельных регионов Российской Федерации. Стат. бюллетень Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан (Башкортостанстат). — Уфа, 2005.С.5. 3 Ахатов А.Т. Башкиры Курганской области: современная этнодемографическая ситуация / Демография башкирского народа: прошлое и настоящее; материалы межрегион. научно-практ. конф. / БашГУ. — Уфа, 2002. С.175. 4 Курганские башкиры. — Уфа: Гилем, 2002. С.220. 5 Киекбаев М.Дж. Проблемы городского башкирского населения в современных условиях / Национальные и языковые процессы в Республике Башкортостан: история и современность: Информ.-аналит. бюллетень № 3. — Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2006. С.31-38. 6 Лучшими из них являются: Республиканский башкирский лицей-интернат, Республиканский экономический лицей-интернат, Башкирская республикан¬ская гимназия-интернат им. Р. Гарипова. Об их эффективности можно судить по тому факту, что там стремятся учиться городские дети, что, на наш взгляд, противоречит изначально заложенной идее этих учебных заведений, как институтов адаптации, образования, воспитания современной личности из сельских башкирских детей, которые во многом лишены возможности получения современного высококачественного образования у себя в деревне, но обладают потенциалом для развития. Именно такие учебные заведения являются на сегодняшний день самыми перспективными с точки зрения их роли в социально-демографическом развитии башкир, так как их выпускники сочетают то, чего трудно добиться только в городе или в деревне, а именно: высокий уровень этнокультурной компетентности (знание языка, менталитет и ценностные установки), качественное образование, возможности для дальнейшего социального и личностного роста. С этой точки зрения, приходящие городские дети нарушают единый микроклимат этих заведений, мешают построению учебного и воспитательного процесса с учетом специфики сельских детей, а главное — именно в них причина того, что в наши дни в стенах этих интернатов намного чаще звучит русская речь, чем башкирская. См. также по этому вопросу: Мухтаров Т.Г. Современный город и башкирская молодежь. — Уфа: Гилем, 2004. С.160. 7 Советский город: социальная структура. — М.: Мысль, 1988. С.182. 8 Киекбаев М.Д. Башкиры в городах Башкортостана: история и современность. — Уфа, 1998. С.178. 9 Ахметова Г.Ф., Валиахметов Р.М., Латыпова Ф.Б. Башкирская женщина: мнения и представления о себе, семье и обществе (по результатам социологического исследования). — Уфа, 2000. С.41. 10 30 неформализованных интервью с сельской молодежью из Баймакского района дали интересные сведения на этот счет. Все опрошенные на вопрос о том, как ведут себя молодые люди из Баймака и Сибая, приезжающие в гости, на каникулы в их деревню, отвечали, что большинство из них общаются на русском языке, хотя часть знает башкирский язык в достаточной мере, способствуют распространению среди сельской молодежи таких явлений как распитие алкогольных напитков (особенно пива), курение. С другой стороны, отмечалась ориентация самой сельской молодежи на городской образ жизни в их представлении, парни больше обращали внимание на городских девушек, а городские девушки, в свою очередь, интересовались деревенскими молодыми людьми, общение происходит на смеси башкирского и русского языков, с преобладанием второго. В целом, городские молодые люди ведут себя более развязно, многие не стесняются громко материться в присутствии девушек, даже бравируют этим, стараются научить деревенских последним городским шуткам и розыгрышам нескромного характера. Ответы сельских башкир позволяют сделать вывод об отсутствии либо слабости защитных социальных механизмов в башкирском селе, способных противостоять негативным тенденциям. См. также: Мухтаров Т.Г. Современный город и башкирская молодежь. — Уфа: Гилем, 2004. С.154. 11 Шалаев В. Этносы как открытые и закрытые системы // Этнополитический вестник. 1995.N2, С.198-199. 12 Киекбаев М.Д. Башкиры в городах Башкортостана: история и современность. — Уфа, 1998. С.150. 13 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.46, ч. 1, С.470. 14 Аллаярова А.М., Ахметова М.С., Кадыров С.Х. Уровень жизни сельского населения Республики Башкортостан /ЦСПИ АН РБ, Башкортостанстат. — Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2006. С.11. 15 Сулейманова Р.Н. Женщины Башкортостана: социальный облик (конец 50-х — начало 90-х годов). — Уфа: Китап, 1989. С.30. 16 Информация эксперта, непосредственно занимавшегося проведением данных мероприятий. 17 Автор принял непосредственное участие в организации исследования. Опрашивалась сельская и городская молодежь РБ (14-30 лет), объем квотной выборки составил 2400 человек, критерии отбора: пол, возраст, тип населенного пункта, регион республики. См.: Молодежь Республики Башкортостан: состояние, тенденции, перспективы. — Уфа: Гилем, 2005. С.14. 18 Краснослободцев В.П. Cельские «миры» России и миграция. Для определения региональных особенностей существования сельских «миров» в 2003-2004 годах было проведено полевое исследование в 25 сельских районах 11 регионов Российской Федерации. Маршрут экспедиций длиной в 40500 км прошел по территории 42 регионов страны. Исследование включало: массовый анкетный опрос сельского населения, сбор статистики, экспертное интервью в администрациях и учреждениях, включенное наблюдение. В результате в 77 сельских поселениях с числом жителей от 25 до 27500 человек было опрошено 1011 респондентов. Условия выборки соответствуют половозрастной структуре населения регионов. http://www.demoscope.ru/weekly/2005/0185/analit04.php 19 Ирназаров Р.И. Экономические отношения как фактор воздействия на межнациональные отношения в Башкортостане. Уфа, 1993. С.17. 20 Зарипов А.Я., Файзуллин Ф.С. Этническое сознание и этническое самосознание. Уфа: Гилем, 2000. С. 122. Файзуллин Ф.С., Асылгужин Р.Р. Этничность и этническая идентичность. Уфа: Гилем. 2005. С. 122. 21 Великий П.П. Российское село в условиях новых вызовов// Социс, 2007.№7. С.65. 22 Аитов Н.А. Отношения по расселению. — Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1987. С.54. 23 Под агломерированием понимается «… совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих городских и сельских поселений, возникшая на базе единого территориально-производственного комплекса и обладающая общностью градообразующей и градообслуживающей основы, общностью образа жизни и иерархической поселенческой структурой». См.: Этносоциальные проблемы города. — М., 1986. С.17. 24 Ж.-Ж. Руссо. Эмиль, или О воспитании. — М., 1911. С. 707. 25 Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. — Л. 1981. Т. 23. С. 96. 26 Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999. С. 377. Ильгиз Султанмуратов |