Его профессия — жизнь

Содержание жизни определяется не количеством прожитых лет, а тем путем, который проделан личностью. Жизнь дана для добрых дел. Путь Вадима Фатхиевича Сафина — тернистый и долгий — это дорога первоот¬крывателя, наставника и учителя, отмеченная многими событиями, встречами и расставаниями. Жизнь, которая, в силу значительности личности, и есть отражение истории народа и эпохи.
В.Ф.Сафин родился в деревне Назарово (ныне д. Ново-Чебенки) Зианчуринского района Башкирской АССР в крестьянской семье. Окончил семилетнюю школу с отличием, затем с тем же успехом Желтинское педучилище Оренбургской области. Отличные результаты в учебе были не только заслугой таланта учителей или способностей мальчика, но и его упорства, трудолюбия. Отец Вадима Фатхиевича был репрессирован. Семья осталась без кормильца. Как старший из детей, В.Ф.Сафин рано столкнулся с необходимостью зарабатывать на жизнь. В эти годы у него закладываются такие черты характера, как повышенная трудоспособность, целеустремленность, требовательность к себе и людям, ответственность, вера в собственные силы.
Интерес к психологии, столь редкой еще в то время науке, осознавался Вадимом Фатхиевичем постепенно. Первым, кто обратил внимание на внутренний мир сородичей, была бабушка Гульямал Тулебаева. Она умела ставить себя на место другого, разгадывала мысли и чувства окружающих людей по их походке, мимике, позе, расшифровывала обмолвки, паузы, пов¬торы в речи. Близок ей был и мир природы: знала жизнь животных и насекомых, собирала лечебные травы, которыми умела врачевать. До подросткового возраста Вадим был все время рядом с бабушкой, ходил за ней по пятам, а мудрая женщина ненавязчиво научила всему, что умела сама, часто повторяя «Для джигита и семьдесят ремесел мало». В своей жизни Вадим Сафин в действительности овладеет не одним ремеслом: медицина, гипноз, фотография, живопись, стихосложение. Наблюдательность, видение того, что скрыто за внеш¬ним, безусловно, сформировались в нем благодаря бабушке.
Вторым учителем стал Эмиль Львович Беркович, преподававший психологию в Оренбургском государственном пединститу те, который Вадим Сафин блестяще окончил в 1958 году. Сосланный из Ленинграда в Саратов, затем в Оренбург за свои «космополитические» взгляды, Э.Л.Беркович хорошо знал творчество А.Ахматовой, М.Зощенко, психологов Басова, Ширвинда, Залкинда, Мерлина. Именно Беркович порекомендовал юноше заняться тем, к чему у Сафина есть склонность, — психологией. В 1956 году он познакомил Вадима Фатхиевича с В.С.Мерлиным, который работал тогда в Казани. Так круг знакомых В.Ф.Сафина среди психологов расширялся, а увлечение психологией переросло в осознанную цель.
После окончания института Вадим Фатхиевич в течение четырех лет занимался педагогической деятельностью, с присущим ему энтузиазмом исполняя должность инспектора, а затем заведующего Зианчуринским РОНО. В эти годы закладываются дружеские отношения В.Ф.Сафина с Дамиром Куватовым (ныне профессором), супружеские — с Люцией Кашановой. С 1962 по 1966 год он преподавал психологию в Стерлитамак¬ском пединституте. Затем поступил в очную аспирантуру в МГПИ и защитил кандидатскую диссертацию на тему «Динамика самооценки личности в зависимости от внушаемости» под руководством академика А.В.Петровского. За время обучения в аспирантуре складывается профессиональная и мировоззренческая позиция ученого, особое влияние на становление которой оказали лекции мэтров отечественной психологической науки А.В.Петровского, А.Н.Леонтьева, Л.И.Божович, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина и других.
После защиты диссертации В.Ф.Сафин направляется в Башкирский государственный педагогический институт, где и работает по сегодняшний день. За 39 лет работы он проявил себя как опытный, эрудированный специалист — сначала в качестве старшего преподавателя, доцента, а затем профессора.
Его достижения в области образования и науки отмечены званиями и наградами республиканского и всероссийского масштабов. Ему присвоены звания «Заслуженный учитель Республики Башкортостан» (1990), «Заслуженный деятель науки Республики Башкортостан» (1993), награжден значком «Отличник образования РБ» (1995), медалью имени В.А.Сухомлинского (2005). В 1990 году В.Ф.Сафину было присвоено ученое звание профессора.
В.Ф.Сафин первым в Башкортостане организовал и заведовал кафедрой психологии в БГПИ (1977—1983), хозрасчетной социально-психологиче¬ской лабораторией (1972—1991), где выполнялись заказы крупных промышленных предприятий РБ. С 1978 года возглавляет лабораторию по психодиагностике и судебно-психологической экспертизе, в рамках которой произведено свыше 300 экспертиз по заказу МВД, прокуратуры, районных судов РБ.
В 1988 году под руководством В.Ф.Сафина были организованы Высшие курсы практических психологов при факультете повышения квалификации БГПИ. За 20 лет работы выпущено более 350 дипломированных специалист¬ов в области практической психологии. По инициативе В.Ф.Сафина в 1996 году в БГПИ была открыта аспирантура по специальности «Психология».
В.Ф.Сафин — крупнейший специалист в области психологии личности. Является автором 8 монографий, учебных пособий, более 200 научных и научно-методических трудов, опубликованных во многих академических отечественных и зарубежных журналах. В его фундаментальных монографиях «Самоопределение личности» (1986), «Самоопределение личности: теоретиче¬ ские и эмпирические аспекты» (2004), «Личность: факторы и условия самоопределения и самореализации» (2007) раскрываются психологиче¬ские закономерности, механизмы и движущие силы становления субъекта жизнедеятельности, поднимаются и решаются экзистенциальные вопросы ответственности, совести и смысла жизни самоопределяющейся личности. Профессор РАН, доктор психологических наук Л.И.Анцыферова в своей рецензии отмечает, что «труд В.Ф.Сафина «Самоопределение личности» — один из фундаментальных исследований последних лет». Представляя авторскую концепцию самоопределения личности, В.Ф.Сафин опирается на базовые принципы отечественной психологии: о единицах исследования феномена (Л.С.Выготский), об активности и субъектности личности (С.Л.Рубинштейн, Л.И.Анцыферова, К.А.Абульханова-Славская, А.В.Петровский). Гуманистическая ориентация его трудов была оценена и за рубежом, и в 1986 году В.Ф.Сафин избран почетным членом Американской ассоциации психологов гуманистического направления. Профессор У.Аллен отметил, что «проблему самоопределения личности Вы [В.Ф.Сафин] понимаете и трактуете в лучших традициях К.Роджерса и А.Маслоу…»
Основная идея его монографий о самоопределении личности ясно прослеживается и в жизненном пути самого автора: «Человек — кузнец своего счастья». Вадим Фатхиевич является образцом того, как человек сам творит свою судьбу, активно выстраивая отношения с окружающим миром. «Кто Я? Для чего Я? В чем мое предназначение?» — вопросы самоопределения, отвечая на которые человек поднимается над суетой и мелочностью повседневных забот и находит себя в творчестве. В.Ф.Сафин приводит критерии социально зрелой личности в понимании аксакалов-башкир. В итоге автором выделяется системообразующее свойство самоопределяющейся личности — ответственность, уравновешивающее ту свободу, которой по праву обладает каждая личность. Предложенная В.Ф.Сафиным модель самоопределения широко используется в практике психологического консультирования по выбору профессии, семейному самоопределению, преодолению кризисов. «Чего я хочу?» — «Что я могу для этого?» — «Что имею?» — «Что требуется, что надо?» — четыре столпа, осознание которых позволяет увидеть упущения, наметить перспективу, определить точку своего мес¬тоположения.
Учебное пособие В.Ф.Сафина «Психические отклонения в развитии детей и методы их психокоррекции» переиздавалось с дополнениями и переработкой четыре раза (1994, 2001, 2004, 2006). За эту книгу автор удостоен звания лауреата конкурса на лучшую научную книгу 2006 года Фонда развития отечественного образования. В пособии рассматриваются клиниче¬ские проявления и этиология таких проблем в поведении и развитии детей, как агрессия, гиперактивность, девиантное поведение, страхи и фобии, энурез, тики, заикание, неврозы, аутизм, умственная отсталость и т.п. Как родители, так и психологи могут воспользоваться рекомендациями и практическими упражнениями по психокоррекции данных отклонений.
Важно отметить, что все научные, учебно-методические труды ученого написаны с нескрываемой любовью к человеку, к личности, с заботой о будущем народа и детей. Вероятно, что психология не терпит беспристрастных, отчужденных от темы исследования ученых. В психологии остаются только такие, как профессор В.Ф.Сафин — болеющие душой за человека, его становление, вовлеченные и увлеченные тем, что называется «жизнь».
Педагогическая деятельность известного психолога отражает искания, экс¬перименты, достижения более чем 50-летнего стажа работы. И на этом пути, можно с уверенностью сказать, у педагога-юбиляра было больше находок, чем потерь. За время преподавания в БГПУ имени М.Акмуллы В.Ф.Сафиным разработаны и прочитаны общие и специальные курсы, такие как «Психология личности», «Этнопсихология», «Введение в практическую психологию», «Психодиагностика», «Психоконсультирование», «Студенческая группа и ее динамика» и другие. Пожалуй, ни один преподаватель психологии республики не сможет сравниться с Вадимом Фатхиевичем по разнообразию соз¬данных оригинальных спецкурсов для практиче¬ских психологов, в число которых входят такие, как «Теория и практика психоанализа», «Теория и практика гипнотерапии», «Провакативная психотерапия», «Психоконсультирование семьи» и т.д.
В.Ф.Сафин подготовил более 20 кандидатов наук, из них 7 защитили кандидатские диссертации по психологии под его руководством. Ведущие психологи РБ, прошедшие закалку в организованных В.Ф.Сафиным студенческих психологических кружках, Высших курсах, выпускники БГПУ с гордостью называют его своим учителем. «Вадим Фатхиевич в научном плане на протяжении всех лет работы оставался несомненным авторитетом. Его вклад в подготовку учительских кадров несомненно огромен. Он воспитал и вырастил почти все кадры психологов нашего пединститута», — так оценил деятельность профессора В.Ф.Сафина доктор исторических наук, ректор БГПИ (1971—1983 гг.) Р.Г. Кузеев. Как замечательный лектор, Вадим Фатхиевич умеет заразить своих слушателей интересом к психологии, и главное, к человеку, его внутреннему миру. Руководствуясь поговоркой «Голодного лучше научить ловить рыбу, чем накормить рыбой», профессор строит свои лекции, мастер-классы таким образом, чтобы дать ориентир, некую навигационную карту слушателю, по которой он самостоятельно может отыскать и открыть мир психологических феноменов.
Талант В.Ф.Сафина как педагога, ученого и руководителя проявился в деятельности директора Научно-исследовательского центра МНО РБ по разработке концепции и программ преподавания гуманитарных предметов в башкирских гимназиях и лицеях (1991—1995 гг). Предложенная концепция была принята Московским бюро ЮНЕСКО в 1995 году.
В основу концепции были положены принципы, разработанные В.Ф.Сафиным. Первый принцип — обучение гуманитарных дисциплин на родном языке как условие формирования интеллекта, способностей, гуманистиче¬ского начала личности и всей духовности. Второй — понимание соотношения национального и общечеловеческого в культуре. Третий — понимание соотношения свободы личности и свободы нации. Четвертый — формирование у учащихся осознания себя как субъекта преобразовательной и созидательной деятельности, самосознания своей этнической идентичности. Пятый — формирование у учащихся убеждения о равноправии всех народов и наций.
В рамках реализации концепций и программ преподавания гуманитарных предметов В.Ф.Сафин содействовал и выступал инициатором открытия башкирских гимназий в городах Ишимбай, Сибай, Давлеканово.
Активная жизненная позиция, неравнодушность ко всему окружающему, профессионализм — основные черты личности профессора В.Ф.Сафина. В республике он известен и как общественный деятель и талантливый публицист, популяризатор психологической науки. Его публицистика охватывает широкий круг проблем: политику, религию, науку, образование, воспитание, обучение, нравственность. Среди них особое место занимают вопросы этно¬психологии башкир, проблема отцовства и материнства. «Тонкий юмор, неповторимая ирония выводят читателя из пассивности и состояния апатии и заставляют его занять активную позицию в жизни… Он вынуждает сотни, тысячи людей чувствовать дыхание времени, обжигая страстной любовью к родной земле, к родному народу», — говорит профессор В.С.Хазиев, доктор философских наук, проректор по науке БГПУ имени М.Акмуллы. Среди публицистических изданий особо следует назвать книги «Этнос: размышления вслух» (1999), «Зигзаги мыслей и озарений: записки психолога» (2005). Его многочисленные публикации, научно-популярные статьи в газетах «Баш¬љортостан», «Республики Башкортостан», «Вечерняя Уфа», «Кызыл тањ», «¤мет», «Киске ¤фµ», выступления по радио и телевидению отражают эрудицию, прямолинейность, нетерпимость к откровенной фальши и глупости, верность собственной позиции. Мастер слога, умеющий искусно вести диалог с читателем, задевая самые тонкие струны души, В.Ф.Сафин стал лауреатом года журнала «Учитель Башкортостана» (1991), газеты «Башљортостан» (1992), журнала «Башљортостан љыґы» (2001).
Общественная деятельность Вадима Фатхиевича отражает путь многих славных сыновей башкирского народа в переломные для России годы. В 90-е годы он был одним из лидеров движения за суверенитет Башкортостана, ратовал за идею конфедеративного устройства России, как наиболее оптимальной политической системы современности. С 1991 по 1995 год В.Ф.Сафин являлся заместителем председателя башкирского народного центра «Урал».
Основные идеи В.Ф.Сафина соединяют его путь как борца за свободу и независимость нации, болеющего за свой народ и возможность сохранения этногенофонда башкир, и путь психолога-гуманиста, ратующего за самоопределение личности. Кажущееся противоречие между свободой личности и суверенитетом нации имеет диалектическую основу. Суверенитет и свобода личности (частное) определяется свободой и суверенитетом нации (общее). Вслед за Ю.В.Бромлеем, Л.Н.Гумилевым, З.Валиди, он выделяет три фактора формирования позитивной этничности и сохранения этноса — язык, земля, религия (культура). Необходимо развитие родного языка как средства не только межличностного общения, но и культурных, научных, деловых, экономических отношений, что повышает этносоциальный статус группы, снижает риск этнической фрустрации и, как следствие, напряженности.
Культура — один из этносообразующих факторов. Она раскрывается Вадимом Фатхиевичем как посвящение ребенка и человека в мир вещей и идей. Это и «наощупь» знать свою землю, край, территорию, леса, горы и реки с легендами, эпосами, песнями. Это знакомство с традиционными формами народных ремесел, промыслов, обычаями. Роль религии, в частности ислама для башкирского народа, рассматривается через понятие «иман», нравственность, вера, убеждение, позиция. Это целый комплекс философских, психологических, житейских воззрений, придающих личности устойчивость и осмысленные жизненные ориентиры. И, конечно, башкирская культура — это и взросление на мелодиях курая, под звуки протяжных «узун-кюй», ритмику пластичных народных танцев. При этом будущее народа возможно не только при усвоении этнокультурного опыта личностью, но и активном воспроизведении его в процессе жизнедеятельности.
Следует заметить, что профессор В.Ф.Сафин обо всем этом писал в 90-е годы, предлагая способы сохранения нации на государственном законодательном уровне. Горестные размышления о судьбе и будущем башкирского народа не остались на уровне пассивного философствования. Они отразились в бескомпромиссных решениях и проектах, предлагаемых Вадимом Фатхиевичем на заседаниях Исполнительного комитета Всемирного курултая башкир, в разработке программ и концепций преподавания гуманитарных дисциплин для башкирских гимназий, в выступлениях на митингах и в СМИ, в борьбе за суверенитет Республики Башкортостан. В ежедневной работе с людьми, встречах, обучении психологов и студентов, в научной деятельности красной нитью профессор В.Ф.Сафин проводил и проводит идею о путях сохранения национального, как условия развития гуманистического общества и общечеловеческой культуры.
Системность мышления В.Ф.Сафина отражает и то, что возникающую проблему он рассматривает в контексте социально-экономических, исторических реалий, выявляя причины, стратегию и тактику разрешения сложной ситуации. Так, предложенная им в 2004 году концепция восстановления института материнства и отцовства призвана изменить демографиче¬скую ситуацию в стране. Базовая причина всех бед, по мнению Сафина, заключается в кризисе института семьи. Сведение роли семьи нашим обществом до воспроизводства потомства, отсутствие ценностных ориентиров, семейных и этнокультурных традиций воспитания детей привели к педагогической, медицин¬ской, психологической и правовой безграмотности родителей, к снижению статуса родителей в обществе. По мнению В.Ф.Сафина, восстановление института семьи, родительства на новых ценностных основаниях должно стать государственной программой, спасающей население от физической, духовной, интеллектуальной, нравственной деградации.
Личность Вадима Фатхиевича проявляется в полноте реализации его таланта во всех ипостасях: как педагога, ученого, организатора психологиче¬ской науки, общественного деятеля, публициста. Прекрасное знание художественной литературы, истории, искусства позволяют ему вести диалог с собеседником любого уровня образования. «Обаятельный, независимый, требовательный, умеет дружить и любить», — вот емкая характеристика, данная другом и соратником В.Ф.Сафина доцентом БГПУ, кандидатом педагогических наук Г.П.Никовым. Надежным тылом Вадима Фатхиевича на протяжении вот уже 49 лет является его семья: жена Люция Хажимовна Кашанова, учитель математики, дочери Лилия и Гузелия — кандидаты психологических наук.
Хотелось бы привести слова ученицы, ныне его коллеги профессора Р.М.Фатыховой, доктора педагогических наук, кандидата психологических наук, декана факультета психологии БГПУ имени М.Акмуллы: «Тревога за будущее страны, боль за происходящее и в то же время оптимизм и вера в будущее — характерные черты профессора Вадима Фатхиевича Сафина, как личности и гражданина».

Салима Душанбаева

Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2022