Воспитание творчеством

Нынешнее молодое поколение, юноши и девушки, выросли уже в такое время, когда понятия патриотизма, любви к своему народу, его истории и культуре стали не актуальными, когда изменились ценности, исчезли мощные детские организации, объединяющие учащихся и играющие, что бы сейчас не говорили, огромную роль в воспитании подрастающего поколения. В то же время нравственная культура молодых членов общества является свое¬образным показателем нравственной культуры всего общества.
Душа человеческая всегда тянется к прекрасному. Поэтому трудно переоценить воспитательное воздействие культуры и искусства прежде всего на юные сердца.
Республиканский центр культуры учащейся молодежи Министерства образования РБ создан для решения важных задач в области духовного воспитания учащихся. Он основан в 1991 году на базе ансамбля песни и пляски профессионального технического образования. На протяжении шестнадцати лет этот центр занимается благим делом — приобщает талантливых юношей и девушек к культурным ценностям народов Башкортостана. Учащиеся профессиональных училищ, техникумов, лицеев с удовольствием занимаются в девяти студиях, творческих объединениях, ансамблях. В распоряжении учащихся вокальные студии «Релиф», «Йєшлек», «Надежда», «Дуслык», ансамбль эстрадного танца «Экзотик», хорео¬графические ансамбли «Озорная молодость», «Гµмсєй», «Аљ йондоґ», шоу-балет «Фортуна», театр моды «Элит», духовой оркестр, ансамбль кураистов, ансамбль народного танца «Йєйѓор», творческие объединения декоративно-прикладного искус¬ства «Молодая хозяюшка», «Волшебная кисточка», «Ты и твой дом». Одно их перечисление говорит о том, насколько разнообразную деятельность ведут педагоги учреждения. В общем, стараются все сделать для того, чтобы подростки не искали развлечений где-то на улице, а пришли в центр культуры и получили возможность реализовать себя в творчестве, самовыражаться.
Директор центра Райса Чулпановна Абдульманова на сей счет говорит: «Наша главная задача заключается в воспитательной работе. Вовлекая молодежь в творческие объединения, студии, ансамбли, мы, во-первых, ограждаем их от правонарушений, формируем духовную красоту, высокую нравственность. Воспитание гармоничной и всесторонне развитой личности через творчество и культурный досуг, гражданское и патриотическое воспитание, формирование у учащихся стремления к здоровому образу жизни — вот основные цели, к осуществлению которых мы стремимся в своей работе».
Здесь каждый свою цель понимает четко и ясно, и каждое мероприятие проводят не ради, что называется, галочки, а с душой и огромным желанием проявить свое творческое начало и стремлением зажечь окружающих. Особую популярность имеют ежегодно проводимые фольклорные фестивали, творческие конкурсы, смотры по отдельным жанрам народного и современного искусства, выставки работ по итогам республиканских конкурсов декоративно-прикладного творчества и авторских произведений, концерты творческих коллективов. Каждое из этих проведенных мероприятий становится ярким, запоминающимся событием в жизни подростка.
Республиканский центр активно участвует в традиционных всероссий¬ских многожанровых фестивалях, концертах, которые организует и проводит Всероссийский центр художественного творчества учащихся и работников начального профессионального образования Министерства образования РФ. Подтверждение стараний и успехов наших ребят — многочисленные дипломы и призовые места. Приятно, когда твою работу замечают и оценивают должным образом.
В 2003 году ансамбль народного танца «Йєйѓор» стал дипломантом Всероссийского конкурса хореографических коллективов народного танца в городе Перми. Вообще, ансамбль танца «Йєйѓор», основанный на базе профессионального лицея села Верхнеяркеево Илишевского района, где рабо тает один из крупных и плодотворно действующих филиалов центра, не¬однократный лауреат всесоюзных, всероссийских, республиканских фестивалей, конкурсов. Ансамблю, демонстрировавшему свое искусство в международных фольклорных фестивалях в Испании, Португалии, Германии, Японии, Греции и на Кипре, присвоено почетное звание «Народный самодеятельный коллектив». Многие выпускники ансамбля по окончании лицея стали профессиональными хореографами, балетмейстерами, постановщиками танцев.
Главное, к чему стремятся руководители ансамбля — чтобы подросток ясно понимал и ощущал то, что народные танцы не просто развлечение и хобби, а огромное искусство, ведь танец выражает национальный колорит, темперамент, задор, присущий этому народу. Каждая хореографическая композиция — это большой труд художественного руководителя, танцора, а результат — яркость и легкость на сцене и радость общения с творчеством, передающаяся зрителю.
Каждый ансамбль, студия, творческое объединение уникальны по своему направлению, каждый из них показал свои достижения и признан на город¬ском, республиканском и всероссийском уровне. Совсем недавно солистка вокальной студии Насырова Алида получила диплом Министерства образования и науки РФ и стала лауреатом премии по поддержке талантливой молодежи, установленной Указом Президента РФ «О мерах по поддержке талантливой молодежи» в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
Традицией Центра культуры стало ежегодное проведение республикан¬ских конкурсов самодеятельно-художественного творчества «Я вхожу в мир искусств» и декоративно-прикладного творчества «Как прекрасен этот мир» в рамках Всероссийского фестиваля «Я вхожу в мир искусств». В самодеятельно-художественном конкурсе творческие коллективы и исполнители демонстрируют свои способности в номинациях вокал и хореография. От желающих показать свои способности на сцене нет отбоя. Участники сначала соревнуются на зональных этапах в городах и районах республики, а уже на заключительном этапе и гала-концерте в столице республики члены авторитетного жюри, зрители и гости порой поражаются, как многогранен и богат творческий потенциал этих простых парнишек и девчонок.
В Республиканском конкурсе декоративно-прикладного искусства «Как прекрасен этот мир» предусмотрено несколько номинаций, где представлены скульп¬тура и роспись по дереву, предметы быта, изготовленные в народных традициях, изделия из такого необычного материала, как солома, из ткани — картины, скатерти, одежда, изделия, выполненные в технике батик, элементы национального костюма и другие изделия. Лучшие работы, выполненные ребятами с таким старанием и любовью, отправляются на всероссийский кон курс. На нынешнем III Всероссийском фестивале, например, работа воспитанницы центра Первушиной Натальи была удостоена диплома лауреата. Эти конкурсы, несомненно, учат чувствовать прекрасное, развивать свои способности, повышая интерес к национальной культуре, истории, традициям и промыслам родного края.
В числе многочисленных мероприятий, организованных РЦКУМ, есть конкурсы декоративно-прикладного творчества «Рукотворное чудо», «Подари улыбку», «Мир вокруг нас» и т.д. По итогам конкурсов оформляются выставки художественных изделий, которые посещают учащиеся учебных заведений и все желающие. Вот что пишут посетители в книге отзывов, приведу лишь некоторые выдержки из записей: «Приятно узнать, что есть такие талантливые юноши и девушки», «Попала сюда случайно. Поражает тонкость и душевность работ», «Радует, дает надежду подрастающему поколению. Молодцы!»
Из года в год РЦКУМ активно участвует в проведении ставшей традиционной осенней ярмарки сельскохозяйственной продукции, товаров народного потребления и художественных изделий, произведенных учащимися профессиональных училищ и лицеев, посвященной Дню Республики. Торжественное открытие и встреча гостей, музыкальные поздравления всех участников праздника закреплены за ними.
Кроме того, стали традиционными встречи с ветеранами войны и труда, чествования их на праздниках, концертах.
Здесь от педагогов требуются творческие силы и немалый организатор¬ский талант. Последние четыре года работой центра руководит Райса Абдульманова. Много сил и энергии прилагает она для организации всяческих конкурсов, встреч, концертов, находит средства, спонсоров, использует с максимальной отдачей выделенные бюджетом деньги для претворения в жизнь всевозможных идей и проектов. Словом, бьется за любую возможность как можно больше сделать для ребят, сохраняющих в своей душе место для творчества, прекрасного и волшебного мира искусства. Райса Чулпановна говорит: «Искусство очищает детские души».
Сама она работе в сфере искусства отдала четверть века. Родилась в деревне Верхнее Сазово Кугарчинского района. Не имея в свое время возможности учиться в музыкальной школе, тем не менее поступила на дирижерский факультет Уфимского училища искусств. Можно сказать, что ей тогда повезло: как раз в это время набирали талантливых ребят из глубинки, и ее, яркую, одаренную девочку, заметили сразу. Получив образование, уехала с мужем в Зианчуринский район и 25 лет проработала в детской музыкальной школе. В дальнейшем семья переехала в Уфу. Здесь Райса Чулпановна с энтузиазмом взялась за работу в Республиканском центре культуры учащейся молодежи. К тому времени выросли дети. Дочь Регина, окончив Институт права БГУ, успешно работает по специальности, сын Ильнур заканчивает это же учеб ное заведение. Кстати, сама Райса Чулпановна тоже скоро получит диплом об окончании факультета управления Челябинской государственной академии культуры. Ее многолетний труд в прошлом году был по достоинству оценен — удостоена звания «Заслуженный работник культуры Республики Башкортостан».
Творческий педагогический коллектив центра — умелые помощники и единомышленники руководителя. В центре культуры в Уфе и ее филиалах по всей республике работает 55 человек, из них 28 — педагоги. Среди них есть заслуженный учитель, заслуженный деятель культуры, заслуженный артист Республики Башкортостан, многие педагоги имеют высшую и первую квалификационную категорию. Большую работу по всей республике ведут педагоги дополнительного образования, люди различных профессий, которых объединил общий труд во благо детей. На таких активных и деятельных, с любовью и с энтузиазмом выполняющих свое дело людях, как Райса Чулпановна и ее единомышленники, порой многое держится в нашей жизни.
Проведение семинаров в тесном взаимодействии с научными учреждениями, творческими союзами, музеями, деятелями культуры и искусства — эффективная практическая помощь центра педагогическим работникам учреждений начального профессионального образования. Библиотекари, педагоги дополнительного образования обновляют свои теоретические знания, обмениваются опытом. Практическая часть осуществляется в мастер-классах; например, педагоги декоративно-прикладного творчества получают навыки изготовления изделий из различных материалов, педагоги-хореографы знакомятся с основами классического и народного танца.
Учитывая потребность педагогов в методическом обеспечении, обмене опытом, центр издает и выпускает методические пособия, брошюры, буклеты, сборники сценариев. В Республиканском центре культуры учащейся молодежи применяют различные методы работы, но все они преследуют одну цель — улучшение профессионального уровня педагога, на которого возложена ответственная задача воспитания детей.
Директор Райса Чулпановна увлеченно рассказывает о своих планах. Готовятся к проведению республиканского семинара-практикума «Народные традиции Башкортостана» с участием фольклорных коллективов профессиональных училищ и лицеев. А завершают они учебный год благотворительной акцией в защиту детей-сирот, куда приглашаются учащиеся начальных профессиональных образовательных учреждений г.Уфы, оставшиеся без родителей. Стараются никого не оставлять без внимания, раздают подарки, организовывают концерт. Это мероприятие, ставшее за четыре года уже традиционным, яркий, запоминающийся праздник для детей.
В помещении центра, что расположено в доме на улице Шафиева, идет ремонт. Основная работа уже выполнена: облагорожен фасад, проведена отделка кабинетов, фойе. Собираются после ремонта открыть галерею прикладного искусства, конференц-зал, это значит, что улучшатся условия для занятий, для творчества. А где творчество — там жизнь. Занятие творчеством, знание традиций своего народа формируют человека как личность, обогащают душу. Задача таких учреждений, как Республиканский центр культуры учащиеся молодежи Министерства образования РБ, состоит в том, чтобы разглядеть и развить способности представителей молодого подрастающего поколения, воспитать творчеством. А воспитание творчеством — надежное воспитание.

Миляуша Мухаметьянова

Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2022