«Ильгам» — значит вдохновение…

Об Ильгаме Валиеве заговорили, когда он спел песню Часового в премьерном спектакле «Кахым-туря». Его лирический тенор красивого, мягкого тембра с нежно вибрирующими верхними нотами сразу запомнился публике. Это был ноябрь 2002 года, Ильгам учился на третьем курсе академии искусств…
Кажется, этот путь был уготован ему с детства. В родной деревне Имянлекулево Чекмагушевского района их семья была на виду. Отец, Фагим Валиев, работал в сельсовете, председателем колхоза, секретарем парткома, любил музыку, сам хорошо пел народные песни, романсы Рустема Яхина. Он с удовольствием занимался художественной самодеятельностью, приглашал для односельчан артистов из Башгосфилармонии и даже из Казани. Сына назвал в честь любимого певца — Ильгама Шакирова. Мальчику было привычно, что в доме у них постоянно звучала музыка, гостили артисты, общаться с которыми было интересно и легко. И сейчас Ильгам встречается со многими уже как коллега во время концертов. Они всегда передают привет отцу, интересуются его делами.
Ильгам стал петь на сцене в девять лет. Запомнилось первое выступление в районном клубе. У него был белый костюм, а туфли он забыл дома. Пришлось выйти на сцену в резиновых сапогах. Но ничего, сошло! Прикрытые брюками навыпуск, они не привлекли особого внимания публики. А вот пение его понравилось. С тех пор выступления стали обычным делом — в родной деревне, райцентре… Вскоре научился играть на баяне…
Музыкальные увлечения не мешали детским играм, забавам. Зимой с мальчишками играл в хоккей. Сами заливали каток, была своя команда, форма. Страсти на льду разгорались по-настоящему.
После школы Ильгам по настоянию отца поступил на механический факультет Башсельхозинститута. Проучился полгода — и убедился: не его это дело. Вроде должно быть интересно, но не тянет его в ту область — и все! Наконец, решился сказать об этом отцу. К счастью, тот понял сына…
В школе ДОСААФ юноша получил водительские права, а тут и в армию призвали, где прослужил водителем.
Наконец, вот она, настоящая цель — училище искусств! Три тура прошел успешно, пел на одни «пятерки». Его приняла в свой класс Фарзана Фаткулловна Сагитова. Ильгам ожидал интересной, легкой, красивой жизни. Петь в свое удовольствие, быстро стать артистом. А тут свалилось столько разных предметов «по истории и теории», что на пение маловато оставалось и времени, и сил. Позже появились уроки по сценическому движению, сценической речи, и здесь уж душа его наслаждалась.
В институте искусств ему пришлось идти по тому же кругу. Ильгам и сейчас готов спорить и доказывать, что программы обучения устарели, много приходится учить такого, что никогда в жизни не пригодится. Жалко времени на бессмысленную зубрежку, лучше бы его тратить на основное дело — пение. Поэтому уроки вокала у той же Фарзаны Фаткулловны были особенно желанны и любимы. И она, со своим педагогическим опытом, профессионализмом, бережно и заботливо пестовала его талант все студенческие годы.
С третьего курса начались занятия в классе оперной подготовки. Их вел Марат Магафурович Хисматуллин. Отсюда Ильгама было просто не выманить, он даже лекции пропускал, только бы лишний час побыть здесь. Они пели отрывки из «Риголетто» — квартеты, дуэты. А Марата Магафуровича можно слушать бесконечно. Сын знаменитого башкирского певца, режиссер, педагог, он очень музыкален, учился в Москве, много видел, слышал Лемешева, Козловского и других великих мастеров, умеет не просто рассказывать, но и показать. Подскажет какой-нибудь штрих — и все по-другому заиграет.
В театре оперы и балета готовили премьеру оперы Загира Исмагилова «Кахым-туря». Ильгама пригласили на прослушивание, и он понравился дирижеру Алексею Людмилину, режиссеру из Мариинского театра Иркину Габитову. Если честно, парень не особенно рвался в оперный театр, он видел себя филармоническим певцом, мечтал стать звездой эстрады, как те любимые артисты из его детства. Но когда попал в театр, вдохнул воздух закулисья, увидел, как делается спектакль, был потрясен. Этот мир его заворожил, он буквально заболел театром. Небольшую партию Часового в «Кахым-туря» он, хотя и волновался страшно, спел так вдохновенно, так точно и тонко передал национально-народный колорит музыки Исмагилова, что все поняли: будущее этого молодого человека — в опере.
На следующий сезон Ильгам Валиев спел Молодого цыгана в «Алеко» С.Рахманинова. Снова работал с Иркином Габитовым. Опытный режиссер, неординарный человек с горячим восточным темпераментом, он мог резко отчитать артиста, если у того что-то не получалось. Не все его принимали душой. Ильгаму тоже порой доставалось. Но, поразмышляв несколько минут и успокоившись, понимал: режиссер прав, если сделать, как он требует, будет гораздо лучше. Отодвигал свои комплексы в сторону и работал, работал, работал… Теперь с радостью вспоминает эту великолепную школу мастерства. И Марат Магафурович снова помог. В классе много работали над звуком, образом… Певец и теперь, будучи ведущим солистом Башкир¬ской оперы, очень ценит советы Марата Хисматуллина.
Ильгам умел и сейчас умеет учиться. Его ум и сердце чутко улавливают талантливых, умных, интересных людей, и он с благодарностью берет от них все, что те способны дать. В академии одним из любимых его педагогов был Радик Габдуллович Хабибуллин. Ильгам удивлялся: человек в возрасте, а сколько энергии, неутомимости, неравнодушия, увлеченности… К девяти часам подходишь к зданию академии, а его машина уже стоит, он уже в классе, окружен студентами. Всегда приносит какие-то пластинки, кассеты, слушают без конца. Потом записывает студентов на магнитофон и снова слушают, разбирают, отбивают такты… Чем тебе не «Фабрика звезд»!
Наконец, академия искусств окончена, диплом оперного певца, как говорится, в кармане, и Валиев — уже полноправный солист труппы. Первой партией, которую он спел в новом качестве, был Салават Юлаев из одноименной оперы Загира Исмагилова. Это был 2004 год, отмечался полувековой юбилей великого творения аксакала башкирской музыки. Решили, что петь должны молодые. Партнершей Ильгама, исполнительницей роли Амины, была Альфия Каримова, тоже дебютантка.
Ильгам справился с такой непростой — и вокально, и актерски — партией. Хотя сейчас понимает: рано было для его голоса. Партия вроде бы и для лирического тенора, но есть места, насыщенные таким драматизмом… Да уж очень велик был соблазн. Кому не хочется спеть главную партию! К тому же в такой знаменитой опере. А сам образ… Легендарный герой, воин, поэт, любящий муж… Одним словом, успех безусловный.
Ильгам очень вдумчиво относится к каждой новой партии. Когда в первый раз, еще студенту, ему предложили спеть Владимира Игоревича в «Князе Игоре» А.Бородина, он понял, что пока рано, не осилит. Эта небольшая по объему партия требует подготовки, школы. А настоящая школа — сам театр. После двух-трех лет работы начинаешь входить во вкус, кое-что соображать. В классе петь — это одно, а на сцене — совсем другое. Кажется, поешь громко, а на сцену выходишь — тебя не слышно, все теряется… Начинаешь прислушиваться, присматриваться к старшим коллегам. Так что настоящая консерватория, убежден Ильгам Валиев, только в театре начинается.
Владимира Игоревича он спел позже. И получил огромное наслаждение. Спектакль, конечно, старый, но музыка — великая! Сама половецкая сцена, где основная вокальная нагрузка — каватина Владимира и дуэт с Кончаковной — изумительно красива. «В русской музыке я такой красоты еще не слышал!» — восклицает Ильгам.
Потом пришла роль, которой Ильгам грезил со студенческих лет. И это первый плодотворный творческий союз с опытным маэстро, главным дирижером театра Робертом Лютером — Герцог в «Риголетто» Верди. Партию пришлось выучить буквально за неделю. Были неувязки с режиссером, выручил снова Иркин Габитов с его опытом и отличным знанием сил башкирской труппы. Но Ильгам так сильно хотел спеть Герцога, так упорно сам занимался, что перескочил через все трудности. В пер вый премьерный вечер пел вместе с Эльвирой Фатыховой, великолепной Джильдой, опытным мастером вокала, удобной, чуткой партнершей.
— Я всегда радуюсь, когда приходится петь с Эльвирой, — говорит Ильгам. — Во время гастролей в Португалии мы с ней пели почти все спектакли, и публика нас принимала восторженно.
Очень запомнилась постановка оперы Н.Римского-Корсакова «Снегурочка». В театр приехали такие яркие личности, талантливые мастера из Москвы, как режиссер Борис Морозов, дирижер Большого театра Михаил Грановский. Работать с ними было сплошное удовольствие. Берендей у Ильгама получился. Ему очень нравится, как исполнял эту партию Сергей Лемешев. Он много раз прослушивал его в записи, вникал в интонации, старался понять построение фраз… Вообще Ильгам считает, что учиться нужно именно у великих мастеров. Конечно, слепо копировать нельзя! Но брать лучшее, что сможешь, вносить свое — это движение вперед, убежден певец. Он постоянно слушает записи Лучано Паваротти, Марио дель Монако и других всемирно известных итальянцев. Каждый раз улавливает что-то новое. Все равно не получится, как у Паваротти, говорит Ильгам, но хоть штрих какой-то переймешь — обогатишь себя. И он продолжает слушать. Особенно удобно ему это делать в машине, во время дальних поездок. Он так выучил партию Фауста. Ставил в автомагнитолу диск и слушал по пять-шесть часов кряду. Как много это дает! Привыкаешь к оркестровому звучанию, знаешь, где вступить, запоминаешь реплики партнеров… И вообще начинаешь мыслить, как музыкант.
Партия Фауста — этапная работа в творчестве Ильгама Валиева. Приниматься за нее было страшновато: французская музыка, Гуно, объем большой… Кое-кто пугал мистическими вещами — мол, кто Фауста поет, с тем что-то нехорошее происходит…
Правда, цейтнот во времени был, потому что к юбилею композитора Салавата Низаметдинова готовили новую редакцию его оперы «В ночь лунного затмения», и Ильгаму дали партию Акьегета. Сначала не мог вникнуть в специфический музыкальный язык, не представлял себе, как это можно петь. Да и актерски образ героя сложно воплотить… А потом, как всегда, увлекся, распознал неординарность и прелесть музыки. И вообще влюбился в эту оперу. Сразу увидел кинематографичность сюжета и даже предложил композитору найти спонсора и сделать на основе оперы музыкальный фильм.
После Акьегета на Фауста осталось всего-навсего 20 дней. Но если некоторые композиторы, например Доницетти, Россини, могли за такой срок целую оперу написать… Свое дело сделали внутренний настрой и большое желание спеть, сыграть эту роль. Кроме вокальных, были актерские сложности. Надо было изобразить Фауста в двух ипостасях — старика и юношу. Старый — более драматичный образ, другой характер. Тембр голоса должен быть иным. Очень часто старого и молодого Фауста исполняют два певца. Но Ильгам справился. Было нелегко — мешал костюм, грим, парик…
В вокале трудно было сразу перейти на лирический лад. Сейчас, когда позади пять-шесть спектаклей, все это проще преодолевается, певец меньше волнуется. И совершенно понятно, что этой работой он может профессионально гордиться. Хотя считает, что оперу нужно петь на языке оригинала. Русский язык — в ущерб исполнительству, он готов отстаивать это убеждение. Он попросил Эльвиру Фатыхову написать небольшой фрагмент французского текста в транскрипции буквами татарского алфавита, которые точнее передают некоторые фонетические нюансы.
— Я попробовал спеть, — делится наш экспериментатор, — совсем по-другому звучит! Все само собой льется. По-русски коряво получается. «Привет тебе, приют священный!» — ну как это можно спеть! Красота теряется. Это все равно что «Евгения Онегина» петь на итальянском.
— Но это делается в интересах зрителей, — вступаю я. — Их даже табло с переводом не устраивает, они хотят, чтобы каждое слово до них доходило.
— Недавно я пригласил на «Риголетто» своих знакомых, — не сдается Ильгам. — Они тоже выходцы из деревни, сейчас живут в Уфе. Я предупредил, что спектакль идет на итальянском языке. Потом поинтересовался, все ли было понятно. А друг говорит: «Перед спектаклем я прочел в Интернете все, что хотел узнать о композиторе, опере, ее содержании, музыке, и мне было абсолютно все понятно. Сама музыка, игра актеров помогала…» Этот человек без музыкального образования, он даже не представляет себе, что это такое. Просто он пришел на спектакль подготовленным…
Совсем недавно Ильгам дебютировал в опере Верди «Травиата». Партия Альфреда Жермона хорошо ложится на его голос, и по-человечески образ понятен, трогает. «Там столько чувств, переживаний, страстей... Люблю такие спектакли!» — сказал Ильгам после спектакля. Зрители почувствовали эту любовь и ответили певцу тем же. По достоинству оценили вокальное мастерство и благородство, искренность, юношескую непосредственность, которыми он наделил своего героя.
На очереди — партия Ленского в «Евгении Онегине» П.Чайковского. И еще есть заветное желание у Ильгама — спеть Рудольфа в опере «Богема» Пуччини.
У Ильгама Валиева много работы и вне стен театра. Он участвует в концертах, выезжает в другие города, часто бывает в Казани, где его тоже знают и любят. Пригласили спеть Герцога в спектакле «Риголетто» Пермского государственного академического театра оперы и балета имени П.Чайковского. Ему нравится участвовать в музыкальных фестивалях, которые дарят встречу и общение с выдающимися людьми. Например, на Всероссийском фестивале татарской песни памяти знаменитого певца Рашита Вагапова выступал на одной сцене с Зурабом Соткилава и Бибигуль Тулегеновой, а оркестром дирижировал Фуат Мансуров. Исполнение народных произведений, вокальных миниатюр зарубежных и русских композиторов, неаполитанских песен доставляет творческое наслаждение, шлифует вокальное мастерство, приносит популярность и признание публики. Все это дорого. Но важно и то, что такие выступления приносят дополнительный заработок. Ведь у Ильгама семья, двое детей. С женой Лейсан они дружили со школы, поженились сразу после того, как Ильгам вернулся из армии. Дочери Зухре сейчас 13 лет, занимается музыкой. Сын Хайдар — первоклассник, увлекается хоккеем, как когда-то его папа, ходит в детскую студию на телевидении и снялся уже в нескольких фильмах. Все вместе жили в комнатушке общежития. В 2004 году они на себе ощутили заботу Правительства и лично Президента Башкортостана о развитии национального искусства, о создании нормальных условий для творчества. Группе молодых артистов из разных театров республики, в том числе Ильгаму Валиеву, предоставлены великолепные квартиры. Семья Валиевых обитает сейчас в трехкомнатных апартаментах. А недавно ему было присвоено почетное звание «Заслуженный артист Республики Башкортостан». Это поднимает настроение, вдохновляет, хочется трудиться с полной отдачей, совершенствовать мастерство. Пусть будет тяжело, это его не пугает. Ведь такова жизнь артиста…

Нина Жиленко

Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2022