ПРЕДАННОСТЬ МУЗЫКЕ

Впервые я увидела Ризалю Бикмухаметову в 1958 году. Я только что окончила школу юнкоров при газете «Ленинец» и редакция поручила мне написать статью о коллективах художественной самодеятельности Дома культуры «Строитель» треста БНЗС. Очень хорошо помню замечательный хоровой коллектив, которым дирижировала молодая девушка. Стройная, гибкая, красивая девушка-башкирка с большими миндалевидными глазами и красиво уложенной черной косой — она сразу привлекала внимание зрителей всем своим ярким, запоминающимся обликом… Хор пел красивые песни — народные и композиторские, пел очень одухотворенно, что запомнилось надолго…
Это были первые шаги на сцене начинающего дирижера-хормейстера. Прошло ровно 50 лет — полвека. Но мне кажется, что Ризаля Миннуловна мало изменилась — только сильно поседела и глаза стали грустно-задумчивыми. Она стала мудрой женщиной, достигла больших высот в своей профессии.
В этом году заслуженный деятель искусств России и Башкортостана, заведующая кафедрой хорового дирижирования Уфимской государственной академии искусств, профессор Ризаля Миннуловна Бикмухаметова отмечает свой юбилей — 75-летие.
Мы ведем беседу с ней, вспоминая различные периоды жизни этой талантливой женщины, как бы листая страницы истории хорового искусства нашей республики. — Ризаля Миннуловна, Вы прожили очень интересную, насыщенную творческую жизнь. Несомненно, вам очень повезло — у вас были выдающиеся педагоги, мастера мирового класса — профессоры В.Г.Соколов и А.А.Юрлов. Ведь надо было эту честь заслужить. Расскажите, как вы шли к любимой профессии? Каковы были семейные традиции? Хочется немного узнать о вашей родословной.
— Моя родословная ведет начало от курганских башкир. Мой отец из деревни Сафакулево. Моих дедушек и бабушек со стороны отца и матери раскулачили и с детьми сослали в Тюменскую область. В поисках пристанища мои родители оказались в Курганской области на станции Шумиха, где я и родилась. Отец мой — Бикмухаметов Миннула Галеевич работал в различных областях хозяйства. Участник Великой Отечественной войны, он прошел ее с первых до последних дней в составе знаменитой 112-ой Башкирской кавалерийской дивизии под командованием генерала М.М.Шаймуратова. Демобилизовался в звании гвардии старшего сержанта 62 гвардейского полка в августе 1945 года, имея множество ранений и контузию. Награжден двумя орденами Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», за взятие городов Варшавы и Берлина. Мама — Ханифа Гилялетдиновна — в прошлом учительница. Она после окончания медресе «Расулия» в городе Троицке приехала в Курганскую область, чтобы преподавать арабскую письменность. Но в годы войны и тяжелые послевоенные годы об этом пришлось забыть, была разнорабочей (не до арабского языка было!). Семья была многодетной — нас было шестеро. Старшая сестра была репрессирована в 1927 году по статье 58 и как политзаключенная под конвоем и под лай собак прошла путь от Москвы до Колымы. Реабилитирована в 1965 году. Старший брат, окончив Ростовское мореходное училище в 1941 году, был мобилизован на фронт и в первых же боях пропал без вести. Младший брат Марат с 14 лет работал у станка на заводе, сменив ушедших на фронт рабочих, позднее — в Уфимском нефтяном институте. Сестра Резеда после окончания нефтяного института долгие годы работала в тресте «Башгаз». Мой любимый младший братишка Шавкат пошел по моим стопам, он мой ученик. Он стал заслуженным деятелем искусств РБ, профессором Уфимской академии искусств. Его безвременный уход явился для меня страшным ударом. У него был тонкий вкус, безупречный слух и огромная работоспособность.
— Значит, до вас музыкантов-профессионалов в вашем роду не было?
— Родители оба хорошо пели, играли на различных инструментах. Поэтому и дети все играли на мандолине, скрипке, баяне, гитаре. Мамин отец был замечательным кураистом, а дед по отцу — земским врачом. По тем временам считались зажиточными, за что и были репрессированы. Детство мое совпало с войной. Помню, как мы скитались по частным квартирам, как на грузовике со своими пожитками добрались до Белебея, там и остались жить. Папа вскоре ушел на фронт. Какие это были трудные годы! В школе, где мы учились, было так холодно, что чернила замерзали. Каждый отогревал свою чернильницу под пальто, которое мы в классе не снимали. Тетрадей не было, писали в книгах между строк. Учителя проверяли эти «тетради» при керосиновой лампе. Но работали и учились все с полной отдачей. Ценили дружбу и хороших людей. Я успевала посещать музыкальные кружки, увлекалась танцами, занималась акробатикой.
— Кто стал вашим первым музыкальным наставником?
— Я поступила в Белебеевское педучилище. Мне повезло — там я встретила удивительных людей, подлинных интеллигентов. Уроки пения вел у нас Афанасий Максимович Ракша — воспитанник Киевской духовной академии. В руках у него всегда была скрипка, на которой он играл просто замечательно. А у Марии Яковлевны Цветковой я жила дома, она меня любила как родную дочь. В Бирск ее сослали из Ленинграда. Она была единственной пианисткой в Бирске. Мария Яковлевна была настоящей великосветской дамой. Прекрасный музыкант, чуткий и добрый человек, она обучала меня игре на фортепиано. Этим двум благороднейшим, бескорыстным людям я обязана своей судьбой. Благодаря им я быстро втянулась в мир музыки, занималась очень увлеченно. Выступала в концертах перед раненными бойцами. Училище окончила в 1951 году и уже точно знала, что без музыки жить не смогу… Не могу не вспомнить о таком важном событии для провинциального городка, где в декабре 1942 года состоялось одно из первых исполнений Седьмой — Ленинградской симфонии Дмитрия Шостаковича, в присутствии автора, который специально приехал из Куйбышева послушать I часть нового сочинения в исполнении духового оркестра Военно-политической академии имени Ленина, находившейся в те годы в Белебее.
...Ризаля Бикмухаметова — девушка из Белебея — поступила, успешно выдержав экзамены, в знаменитую на весь мир Московскую государственную консерваторию имени П.И.Чайковского. Мечта ее сбылась. Новые впечатления, новые друзья — тогда в Москве учились посланцы из разных республик и стран. В общежитии вместе с Ризалей жили еще шесть девушек — Зара Дзуцати — осетинка, Роз-Мари Органжи — албанка, Загдсурен — монголка, были еще китаянка, венгерка и болгарка. Такой интернационал. Было очень весело и интересно. Студенты-хоровики целых два года проходили практику в Большом театре. Они обязаны были утром посещать репетиции, вечером — спектакли. Какая это была школа! Были еще блестящие концерты в залах консерватории, симфонические и хоровые концерты с выдающимися дирижерами, посещения музеев… Все это одаренная Ризаля впитывала в себя, многому училась на этих встречах. По специальности она упорно занималась в классе такого мастера, как Владислав Соколов — народный артист СССР, лауреат государственной премии имени Глинки. Бурная столичная жизнь не изменила «привычки» девушки — всегда учиться на отлично — консерваторию она окончила с отличием в 1956 году. А через 13 лет с таким же блестящим результатом окончила аспирантуру музыкально-педагогического института имени Гнесиных. Здесь ее руководителем был знаменитый хоровой дирижер, лауреат государственных премий, народный артист России, заслуженный деятель искусств России и Башкортостана, профессор Александр Юрлов.
В Уфе Ризаля Миннуловна сразу же активно включилась в работу. Несколько лет занималась с коллективами художественной самодеятельности, была художественным руководителем и дирижером ансамбля песни и танца Башгосфилармонии, с которым было подготовлено несколько новых программ. Ансамбль дал более 200 концертов в городах республики. Немало было сделано записей на радио — в основном произведений башкирских композиторов. Далее начинается плодотворная педагогическая работа Бикмухаметовой — сначала в Уфимском училище искусств, затем в УКП (учебно-консультационный пункт) института имени Гнесиных в Уфе — была заведующей этого филиала и преподавателем хоровых дисциплин. Именно на базе этого филиала в Уфе в 1968 году был открыт институт искусств. Ректор — легендарная личность — Загир Гарипович Исмагилов пригласил Ризалю Бикмухаметову на должность декана музыкального и театрального факультетов, а в 1970 году она была утверждена в должности заведующей кафедрой хорового дирижирования. С 1974 года — доцент, с 1983 — профессор института — ныне академии искусств. Бесконечно преданная национальному искусству родного Башкортостана, Ризаля Миннуловна всегда заботилась о том, чтобы в репертуаре хоровых коллективов непременно были произведения башкирских композиторов, обработки башкирских народных песен. Она ввела в новые учебные планы и программы государственных экзаменов обязательное исполнение сочинений башкирских авторов.
Ризаля Бикмухаметова является автором многочисленных статей о башкирской народной песне, о состоянии и перспективах развития хорового искусства, работ об истории музыкального образования в Башкортостане и др. Огромное внимание она уделяет подготовке национальных кадров хоровых дирижеров. Много сил отдано ею подготовке и проведению Республиканских праздников песен, фестивалей, она была главным хормейстером более 60 торжественных концертов, посвященных знаменательным датам. Много раз возглавляла жюри различных хоровых конкурсов, была приглашена для работы в жюри Всесоюзных конкурсов хоровых дирижеров в Риге, Горьком, Новосибирске… Ризаля Миннуловна любит свою работу, любит своих учеников. Более 100 ее выпускников ведут полезную педагогическую, исполнительскую и организационную работу в различных городах и районах страны. Среди них есть яркие личности — одаренные дирижеры, хормейстеры, руководители учебных заведений, артисты. Назовем наиболее известных — Марат Ахмет-Зарипов — дирижер Башкирского государственного театра оперы и балета, Сергей Юхвидин — главный хормейстер Красноярского театра оперы и балета, Владислав Князев — главный хормейстер Оренбургского государственного народного хора, Ринат Кудояров — директор музыкально го училища в городе Чайковском, Рустем Кудашев — народный артист РБ, Татьяна Пронькина — заслуженная артистка РБ, Елена Косарева — лауреат международных конкурсов хоровых дирижеров… Ученики Ризали Миннуловны возглавляют лучшие детские хоровые коллективы: Татьяна Андреева и ее замечательный коллектив «Весенние голоса», Лидия Амантаева и ее хор «Воскресенье», Эльвира Эдиханова и ее хор «Камертон».
Одна из учениц — И.Губайдуллина в своем дипломном реферате написала так: «На уроках у Ризали Миннуловны, шаг за шагом, от урока к уроку все больше приходила свобода и умение в овладении мануальной техникой: свобода дирижерского (мышечного) аппарата, освоение разнообразных дирижерских приемов… Дирижер, в силу своей профессии, как утверждала Ризаля Миннуловна, одновременно является вдохновителем, руководителем, сотворцом музыки и искусства в целом. Она всегда самозабвенно отдается уроку, проявляет бережность к индивидуальности ученика… Искусство учителя включает, прежде всего, умение обращаться к человеческому сердцу. Важно, чтобы слова педагога вызывали у студента собственные мысли, переживания, побуждая к активной деятельности. В учителе важно все: внешний вид, манера его поведения, содержание и тон разговора. Ризаля Миннуловна — образец во всех отношениях. Она привлекает своей подтянутостью, элегантностью, гармоничным стилем одежды, изысканностью в манерах, жестах, высказываниях, благородством, интеллигентностью. Она умеет выделить доминанту урока, умеет не раздробить, не распылить внимание ученика».
У Ризали Миннуловны много учеников и последователей. Они продолжают радовать ее своими успехами на музыкальном поприще. В прошедшем учебном году у нее окончили курс обучения четыре дипломника: из них трое — с отличием. Оксана Барабаш стала лауреатом II степени Международно го фестиваля «Друзья Болгарии». Кристина Волкова — лауреат конкурса хоровых дирижеров имени Шамиля Ибрагимова.
— Ризаля Миннуловна, как Вы оцениваете сегодняшнее состояние хорового дела в республике?
— Надо признать, что специалисты нашего профиля сегодня мало востребованы. Приходится с ностальгией вспомнить 60—70-е годы прошлого века, когда был расцвет и высокий взлет хорового искусства в Башкортостане. Каждый завод, даже каждый цех имел штатную единицу хормейстера. Свои хоры имели Дома культуры, колхозы, учебные заведения — школы, вузы, ГПТУ. Систематически проходили смотры, конкурсы, праздники песни… Началась перестройка — сократили всех. С грустью приходится сознавать — жизнь изменилась, стала коммерческой. Снизился интерес студентов — низкая зарплата в хорах. Многие пошли петь в церковь. Но все же мало кто перешел в коммерцию. Надо сказать, что сегодня расцвели камерные хоры — это хорошо. Что еще радует — хоровое воспитание хорошо поставлено в детских музыкальных школах, там есть замечательные хоры. Недавно прошел специальный фестиваль детских хоровых коллективов, результаты очень порадовали. Надеюсь, что будущее изменит положение дел в этой области к лучшему.
2006—2007 учебный год был объявлен кафедрой хорового дирижирования «Годом башкирской хоровой музыки». Это переросло в идею фестиваля, который, действительно, прошел блестяще. В хоровом творчестве башкирских композиторов много ярких, оригинальных произведений, а в учебных программах они звучат редко. А ведь есть такие шедевры как музыка Рима Хасанова — «Курай-трава», «Зульхизя» из «Родословной» на стихи Г.Шафикова. Есть прекрасные сочинения Шамиля Ибрагимова. В настоящее время интересно работает в хоровой музыке композитор Салават Сальманов. Большой художественный интерес представляют «Мунажаты» и другие сочинения для хора Масхуды Шамсутдиновой и Шамиля Шарифуллина из Татарстана. После фестиваля стало явным, что башкирскому хоровому жанру пока недостает должного внимания. Композиторские сочинения не всегда находят своего исполнителя, недостает активного сотрудничества «композитор — хор». А ведь такая форма взаимоотношения творцов и исполнителей во все времена была плодотворной.
На фестивале исполнялись лучшие сочинения башкирских авторов, в их числе — вокально-симфоническая поэма «Бессмертие» Загира Исмагилова на стихи М.Карима, Хоровая симфония Салавата Низаметдинова. Заключительной кульминацией фестиваля стало стройное многоголосное исполнение хористами песни Нура Даутова «Земля моя родная» и знаменитого хора Глинки «Славься». … В феврале этого года кафедра Р.Бикмухаметовой провела региональную научно-практическую конференцию «Певческая культура как часть духовной культуры личности». В ней участвовали именитые деятели хорового и вокального искусства, хормейстеры, преподаватели, студенты.
С тех пор, как в 1997 году Ризаля Миннуловна совершила паломничество — хадж в Мекку и Мадину, она прониклась искренним интересом к теме «Ислам и музыкальная культура». «Считаю себя глубоко верующим человеком. Я не зря жила. Была очевидцем и участником многих страниц музыкальной жизни республики. Главное — сохранила верность искусству. И счастлива этим», — говорит Ризаля Бикмухаметова.
Таковы праздники и будни талантливой, очень инициативной женщины, музыканта с интересной и нелегкой судьбой, но судьбой счастливой.

Эльмира Давыдова

Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2022