Лучшие из лучших

Башкирская республиканская гимназия-интернат № 1 им. Рами Гарипова, как школа-интернат для детей коренной национальности, оставшихся без попечительства, открыта в 1944 году. С тех пор прошло 65 лет. Со дня основания гимназия-интернат славилась творчески работающими учителями, преданными своему делу, фанатично любящими свой предмет. Такие педагоги всегда в поиске продуктивных, эффективных способов управления учебной и творческой деятельностью учеников. Они создают условия для развития особо одаренных детей. Творческий коллектив работает под руководством Отличника образования Республики Башкортостан Гайсина Альфира Чулпановича. Директор гимназии выражает уверенность в том, что Башкирская республиканская гимназия-интернат №1      им. Рами Гарипова во всех начинаниях должна оставаться лидером. Обязательным условием сохранения передовых позиций Альфир Чулпанович считает систематическое повышение педагогических возможностей учителей и выявление и развитие индивидуальных способностей учащихся. Коллектив учителей БРГИ № 1 им.Р.Гарипова ставит своей задачей раскрывать и развивать таланты учащихся.

Приоритетный национальный проект «Образование» был еще одним большим толчком в работе педагогического коллектива. Увеличилось количество творчески работающих учителей. Больше стали участвовать в научно-практических конференциях различных уровней, вплоть до Всероссийского, как сами учителя, так и учащиеся, заметно увеличилось количество призеров на предметных олимпиадах I, II и III этапов, радуют результаты заочных, дистанционных предметных олимпиад. Самым ярким результатом являются, конечно же, высокие показатели ЕГЭ, 100%-ое поступление в вузы в прошлом учебном году 167 выпускников БРГИ, 20 из которых стали студентами престижных высших учебных заведений гг.Москвы и С.-Петербурга.

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» БРГИ № 1 имени Рами Гарипова была удостоена звания «Лучшая школа России» и получила грант в размере 1 млн рублей, который потрачен на приобретение современных кабинетов физики, химии, биологии.

С января 2009 года изменилась система оплаты труда работников образования, благодаря которой заработная плата педагогов увеличилась в среднем на 20—25%.

Основной состав учителей гимназии работает более 10—15 лет, добиваясь хороших результатов как в работе с учениками, так и в области самообразования. Показателем их упорной работы является и тот факт, что уже 8 человек из педколлектива стали победителями конкурса лучших учителей России: Хисамова Закина Исламовна (2006 год), Ишемгулова Минигуль Тимерьяровна (2008 г.), Ахметова Гульдар Ваисовна (2008 г.), в 2009 году сразу 5 педагогов: Юнусова Раиля Абдрахмановна, Шагиева Гульсира Фаритовна, Кашкаров Гильман Абдрахманович, Рамазанова Гульнара Мирсаяфовна, Зиннатшина Зульфия Агзамовна.

И в 2009/10 учебном году желающих участвовать в этом конкурсе достаточно. Пожелаем всем им больших успехов, новых вершин в нелегком труде, здоровья и семейного благополучия. А с опытом работы учителей, ставших лучшими в прошлом году, познакомим читателей более подробно.

 

 

Юнусова Раиля Абдрахмановна

 

В 60-ти километрах от г.Ишимбая, в очень красивом месте, среди Ураль­ских гор, находится деревня Гумерово. В этой деревне родилась Вахитова (Юнусова) Раиля Абдрахмановна.

Училась она в Гумеровской 8-летней школе только на «отлично», с особым интересом изучала предметы математики и физики, которые вели Мунира Мухаметовна и Салават Зарипович Хайбуллины, о них Раиля Абдрахмановна всегда отзывается с большой теплотой и уважением. Участво вала в предметных олимпиадах, соревнованиях по лыжам и защищала честь школы в районе, не­однократно занимая призовые места. В 9 класс Раиля поступила в школу-интернат №1 г.Уфы (сегодня Башкирская республиканская гимназия-интернат №1 имени Рами Гарипова). Обучаясь математике у Луизы Кашфильбаяновны Рьяновой, она твердо решила стать учителем и, успешно окончив школу, поступила на математический факультет Башкирского государственного педагогического университета.

Вот уже 26 лет Раиля Абдрахмановна Юнусова посвящает себя обучению и воспитанию молодого поколения. Долгие годы работала в Уфимской город­ской башкирской гимназии № 20 имени Ф.Мустафиной, совмещая работу учителя с работой руководителя методического объединения математиков и физиков этой школы, 10 лет подряд являлась членом школьно-районной комиссии Совет­ского ра­йона г.Уфы по проверке письменных экзаменационных работ выпускников, претендующих на награждение золотой и серебряной медалями «За особые успехи в учении», а также и олимпиадных заданий.

С сентября 2000 года Раиля Абдрахмановна трудится в Башкирской республиканской гимназии-интернате №1 имени Рами Гарипова. В 2001 году работала заместителем директора по новым информационным технологиям, в дальнейшем — заместителем директора по учебной работе. На любой должности Раиля Абдрахмановна проявляет себя как грамотный педагог и творческий организатор.

Р.А.Юнусова постоянно занимается совершенствованием своего педагогического мастерства путем изучения и внедрения новых технологий обучения, целью которых является организация на уроках творческого поиска, достижения правильных пропорций объяснения, обобщения, повторения, организация самостоятельной работы, использование тестов для определения уровня интеллекта и активации познавательной деятельности учащихся. В процессе реализации этой программы она точно и быстро ориентирует учащихся в новом материале.

Результатом такой работы является то, что в течение многих лет успеваемость учащихся Раили Абдрахмановны составляет 100%, а качество обучения – 80–90%. Ею разработана программа специального курса «Систематизация и углубление изучения курса математики в 11 классе». Программа включает основные разделы алгебры и начала анализа, геометрии за курс полной школы, рассмотренные на более высоком уровне, и вопросы, которые не находят отражения в школьной программе, направлены на повторение, обобщение и систематизацию знаний, расширение рамок школьного курса математики и углубление знаний учащихся по предмету.

Проводя такую кропотливую работу, Раиля Абдрахмановна добивается высоких результатов учащихся на единых государственных экзаменах, что в среднем составляет 75—80 баллов, благодаря которым учащиеся становятся студентами вузов.

Учитель большое внимание уделяет внеурочной деятельности с учащимися: кружки, элективные курсы, факультативы, конкурсы. В рамках гимназии-интерната Р.А.Юнусовой составлена программа кружка по математике, которая предусматривает не только интеллектуальные развивающие, но и воспитательные задачи. В решении этих задач большую роль играют такие мероприятия, как «Поле математических чудес» для учащихся 10—11-х классов, «Звездный час» для 8—9-х классов с привлечением студентов математического факультета БГУ, КВН «На просторах математики» для 8-х классов с привлечением учащихся 11-х классов; олимпиады, математические бои и т.д. Ученики Раили Абдрахмановны ежегодно становятся призерами олимпиад по математике, выступают с творческими исследовательскими работами на конференциях. Так в 2008/2009 учебном году ученики 8 класса Абакачев Дамир и Ямилова Дильбар, ученики 11класса Хамзин Мунир и Хусаинов Ирик стали дипломантами Всероссийской заочной олимпиады.

Как творческая личность, Раиля Абдрахмановна находит время заниматься и научным трудом. Она является членом республиканской творческой группы по созданию и апробации КИМов по математике. Серьезной исследовательской работой по обобщению своего практического и научно-педагогического опыта является её учебно-методическое пособие «Математика, 11 класс. Технология РОСТ». Данная работа включена в план издания БИРО 2009 года.

Раиля Абдрахмановна – активный участник районных, зональных и республиканских мероприятий по организации школьного математического образования и воспитания, где она щедро делится опытом работы со своими коллегами, показывает открытые уроки и внеклассные мероприятия, выступает на заседаниях кафедры и педагогического совета. Она является членом Республиканской экспертной комиссии по проверке единых государственных экзаменов по математике.

Раиля Абдрахмановна заслуженно пользуется уважением коллег. За достигнутые успехи в деле обучения и воспитания учащихся она награждена Почетными грамотами отделов образования Октябрьского и Советского районов г. Уфы, Почетной грамотой Министерства образования Республики Башкорт­остан, нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации». По опросам студентов о школьных учителях, набрав многочисленное количество голосов, Юнусова удостоена звания «Соросов­ский учитель», а 1 июля 2009 года стала победителем конкурса лучших учителей Российской Федерации.

Раиля Абдрахмановна считает себя счастливым человеком, потому что среди учащихся она — авторитетный учитель, в коллективе – уважаемая коллега, а дома — любимая жена и мама.

Они с мужем Альбертом Радмировичем воспитали, дали образование и помогли выбрать свой путь в жизни детям Айгуль и Ильнуру. Глава семьи Альберт Радмирович имеет экономическое образование, мама — математик, видимо поэтому в этой семье воспитан интерес к естественным наукам: дочь Айгуль получила экономическое образование, сегодня работает экономистом в банке «Уралсиб» в г.Санкт-Петербурге, сын Ильнур закончил физический факультет Башгосуниверситета и трудится в Уфимском филиале радиочастотного центра Приволжского федерального округа.

 

 

Рамазанова Гульнара Мирсаяфовна

 

Окончила химический факультет Башкирского государственного университета, работала в течение 6 лет в научно-исследовательском институте гербицидов и регуляторов роста растений. Педагогическую деятельность начала учителем химии в Уфимской школе-гимназии №121, с 1997 года трудится в БРГИ №1 имени Р.Гарипова.

В гимназии-интернате ее ценят как высококвалифицированного, ответственного и талантливого педагога. Она работает по инновационным технологиям: владеет развивающей системой обучения химии С.Т.Сатбалдиной. Гульнара Мирсаяфовна является членом республиканской творческой группы учителей по созданию и апробации КИМов по химии. Обобщением ее практического и педагогического опыта стали 3 учебно-методических пособия, соавтором которых она является. Одна из работ включена в план издания Башкирского института развития образования (БИРО) 2009 года.

Разработка ее урока «Щелочные и щелочно-земельные металлы», представленная на III Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Мой лучший урок», на региональном этапе заняла I место.

Г.М.Рамазанова постоянно совершенствует методику преподавания предмета, повышает свой профессиональный уровень. Она имеет публикации, является автором-составителем «Программы углубленного курса химии для учащихся 11-х классов профильного направления», дополнительной образовательной программы «Общая и неорганическая химия» для 11-х классов. По данным программам Гульнара Мирсаяфовна целенаправленно готовит учащихся поступлению в вузы химического профиля. Ею подготовлены призеры районных химических олимпиад, научно-практических конференций респуб ликанского уровня, один из ее учащихся стал лауреатом Всероссийского конкурса по химии.

Еще один критерий успешной работы педагога — это результаты ЕГЭ по его предмету. Уровень подготовки к единому госэкзамену в прошлом учебном году у Г.Рамазановой составил 4,9 балла, что является самым высоким показателем по республике. Ее выпускники обучались и обучаются в Уфимском государственном нефтяном университете, на химическом факультете БГУ, в Башгосмедуниверситете, Башкирском аграрном университете, Магнитогор­ском горно-металлургическом институте, Российской химической академии имени М.Ломоносова, РХТУ имени Д.Менделеева.

За достигнутые успехи Г.М.Рамазанова награждена Благодарственными письмами и Почетными грамотами отделов образования Октябрьского и Калининского районов Уфы, Министерства образования РБ, является Соросовским учителем, отмечена знаком «Отличник образования РБ».

 

 

Зиннатшина Зульфия Агзамовна

 

Окончив Уфимскую школу № 93, один год работала старшей пионервожатой в школе № 116 г.Уфы. С детства увлекалась иностранными языками и мечтала стать учителем, поэтому поступила на факультет романо-германской филологии БГУ. Педагогическую деятельность начала в школе № 5 г.Уфы, где проходила педпрактику. Через три года была назначена заместителем директора по воспитательной работе в уфимскую школу № 9. Где бы ни работала Зульфия Агзамовна, она увлеченно преподавала немецкий язык, много сил и энергии отдавая воспитанию и обучению детей.

Зульфия Агзамовна Зиннатшина — учитель высшей категории, Отличник образования Республики Башкортостан. Последние 15 лет она работает в БРГИ №1 им. Рами Гарипова учителем немецкого и английского языков.

З. Зиннатшина — творчески работающий учитель. Её уроки имеют коммуникативную направленность. Она строит свои занятия, опираясь на различные методики: интенсивную, развивающего обучения, использует многомерно-дидактическую технологию. Зульфия Агзамовна проводит различные типы уроков: традиционные, игровые, конференции, экс­курсии и др. Работает по учебникам отечественных авторов под редакциями И.Л.Бим, Г.И.Ворониной, а также активно использует «Ping Pong», «Deutsch Mobil», что делает урок интереснее и полноценнее.

В своей педагогической практике учитель опирается на личностно-ориентированный, дифференцированный подход в обучении и воспитании. В каждом ученике она видит прежде всего личность. Зульфия Агзамовна ведет большую внеурочную деятельность по предмету. Ее ученики участвуют в олимпиадах по немецкому языку на уровне района, города и республики, часто занимают призовые места. В течение нескольких лет принимали участие в отборочных турах по международной программе «Schulprogramm» и ездили в Германию, где жили в немецких семьях, чтобы расширить языковую практику. Этой цели способствуют и такие мероприятия, как конкурсы скетчей, инсценированной сказки, фотовыставки, конкурсы театральных постановок, республиканские конкурсы стенгазет, на которых учащиеся БРГИ неизменно занимают призовые места.

Учитель формирует у учащихся навыки исследовательской работы, считая, что поисковая практика повышает интерес ребёнка к предмету, а в случае успеха ведёт к его личностному самоутверждению. Ученики Зульфии Агза­мовны участвовали в республиканских научно-практических конференциях «Немецко­язычные страны», «Гариповские чтения» и др. Результаты участия таковы: Абдуллина Альфия дважды занимала I место, Бадалова Айгуль — II место, Хисматуллина Эльвира — I место, Давлетова Айсылу — II место, несколько ученических рефератов напечатаны в сборнике лучших творческих работ учащихся.

Зульфия Агзамовна и сама выступает на конференциях регионального уровня. С ее выступленими можно ознакомиться в сборнике научно-методических работ Башкирского государственного университета.

Зиннатшина проводит большую воспитательную работу как классный руководитель. Дети любят ее за доброту и понимание, с каждым ребенком учитель старается найти общий язык, вникнуть в его проблемы, помочь в их решении.

На протяжении нескольких лет З.А.Зиннатшина является руководителем методического объединения учителей иностранных языков, которое не­однократно было отмечено благодарностями администрации школы. Зульфия Агзамовна является наставником молодых специалистов, помогает им в работе, как старший товарищ и опытный учитель. Ведет общественную работу в школе — в течение ряда лет является членом профкома.

Самая большая радость для педагога – когда его воспитанники идут по его стопам, выбирают своей профессией ту специальность, которой он их обучал. Значит, учитель смог увлечь ученика своим предметом, сумел раскрыть его способности. Зульфие Агзамовне есть чем гордиться – многие ее ученики сделали свой выбор благодаря ей.

 

Кашкаров Гильман Абдрахманович

 

Родом из деревни Кашкар Зилаирского района. С 1980 по 1985 гг. учился в Башкирской республиканской школе-интернате № 1 (ныне БРГИ № 1 им. Рами Гарипова). Окончил исторический факультет Башгосуниверситета. С 1995 года трудится учителем истории и обществознания в родной гимназии. За достижения в педагогической деятельности отмечен почетными грамотами и благодарственными письмами Управлений народного образования администрации г.Уфы и Октябрьского района столицы, награжден нагрудным знаком «Отличник образования Республики Башкортостан». Успевает не только работать в гимназии, но и ведет научно-исследовательскую работу по теме «Вооружение и военное дело башкир в 16—19 веках», является соискателем кандидатской диссертации отдела этнографии и антропологии Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра Россий­ской академии наук. Результаты своего труда Гильман Абдрахманович публикует в виде статей в печати, принимает участие в научно-практических конференциях. Своим примером заряжает и учащихся. Его ученики неоднократно становились призерами исторических олимпиад, научных конференций школьников.

Кто лучше, чем учитель, может высказать мнение о качестве учебных пособий для общеобразовательной школы. Ведь ему из года в год с ними приходится иметь дело, учебники — необходимые помощники в педагогической деятельности. Вот и Гильман Абдрахманович видит многие недостатки в школьных учебниках и выступал по этой проблеме в печати со статьей «Об ошибках в учебниках по истории России». Его пригласили принять участие в работе Министерства образования РБ в качестве рецензента рекомендуемых в конкурс учебников и пособий: «Хрестоматия по истории Респуб лики Башкортостан. Часть 2. 1917—1985 годы», монография А.Г.Низамова «История Республики Башкортостан. Методика преподавания. Учебное пособие».

Эльвира ХАЛИКОВА

Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2022