ИЗ АКАДЕМИИ — НА ФРОНТ

Флагман отечественной военной науки и военного образования, определяющий путь развития в областях теории и практики военного искусства, Военная академия Генерального штаба имеет богатую историю. Многие страницы этой истории хорошо известны, однако все еще остается малоизученным уфимский период ее развития, т.е. пребывание академии в столице Башкирии в период с 12 ноября 1941 по 17 ноября 1942 года.

 Военная академия имени К.Е. Ворошилова, являясь главным военным учебным заведением страны, внесла существенный вклад в победу в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. В годы войны она готовила офицеров высшего звена для действующей армии. В это учебное заведение поступали офицеры, имевшие большой опыт работы в войсках, занимавшие соответствующие должности, и по рекомендациям Военных советов, командующих округами, фронтами, а также партийных органов. Слушателями академии в этот период в основном являлись фронтовики. Ее выпускники по окончании учебы направлялись в ряды действующих войск на высокие командные и штабные должности.

 За период с 1941 по 1945 гг. академия выпустила 1178 слушателей основного курса и 176 слушателей курсов усовершенствования высшего командного состава. Всего за годы войны в академии прошли обучение и переподготовку более 2 тыс. офицеров и генералов.

 В тяжелый период стратегической обороны страны, когда сложилось угрожающее положение под Москвой, во время передислокации важнейших государственных, военных учреждений, предприятий и учебных заведений на восток страны была передислоцирована и академия. Тогда она называлась Академией Генерального штаба РККА имени К.Е. Ворошилова. Передислокация академии в Уфу осуществлялась с 3 ноября 1941 г. на основании ди рективы заместителя наркома обороны. Конкретно эта работа проводилась по распоряжению организационно-мобилизационного отдела штаба Московского военного округа № 109016 от 16.10.1941 г. В столице Башкирии академия дислоцировалась до 12 ноября 1942 г.5. В выделенном помещении имелись все условия для проведения занятий. В этом же здании было оборудовано общежитие для слушателей. Профессор­ско-преподаватель­ский состав был размещен на квартирах местных жителей. Следует отметить, что созданные условия позволили уже через пять дней после прибытия академии начать плановые занятия. Учебный процесс был непосредственно связан с обстановкой на фронте. В конце 1941 г., когда положение дел на фронте обострилось, сроки учебы слушателей были пересмотрены, они сократились с шести месяцев до двух. В конце ноября все слушатели были отправлены в состав действующих войск, т.е. в Уфе был сделан ускоренный выпуск слушателей, набранных еще в Москве. Следующий набор также являлся ускоренным. Слушатели были собраны в декабре 1941 г., их было свыше 100 человек. Все они являлись участниками войны и поступили в академию с должностей командиров частей и соединений, оперативных работников штабов. Этот выпуск завершил учебу после итоговых экзаменов 19 апреля 1942 года. Сразу же началась подготовка к очередному набору слушателей. Учебный процесс с новым контингентом шел с начала мая до конца октября 1942 года. С 1 по 7 ноября были проведены выпускные экзамены по артиллерии, бронетанковым и механизированным войскам, ВВС, связи, военно-инженерному и военно-химическому делу, тактике высших соединений и оперативному искусству. Среди слушателей этого набора были уже известные прославленные генералы и офицеры: А.А.Забалуев, Я.Г.Крейзер, Н.С.Осликовский, П.Ф.Привалов, Д.М.Онуприенко и др. Отправив выпускников в войска, 17 ноября 1942 г. учебное заведение передисло цировалось в Москву. Таким образом, находясь в столице Башкирской АССР ровно год, академия сделала три выпуска необходимых фронту высококвалифицированных военных руководителей.

 Для обеспечения учебного процесса и проживания, как для слушателей, так и профессорско-преподавательского состава, местными властями в Уфе были созданы необходимые условия. Руководители города и республики хорошо понимали роль и значение академии в условиях широкомасштабной войны. Они ощущали и высокую ответственность, возложенную на них ГКО, по созданию нормальных условий функционирования столь важного военного учебного заведения страны. В архивах не обнаружено документов, показывающих случаи срывов поставок транспорта, топлива, продовольствия и обеспечения электроэнергией академии по вине местных властей. Между командованием академии и Башкирским обкомом ВКП(б), СНК БАССР поддерживались тесные контакты, осуществлялись многократные встречи, велась переписка.

В период пребывания в Башкирской АССР академия по-прежнему являлась военным учебным заведением оперативно-стратегического профиля. Война предъявляла новые требования. Академия вынуждена была оперативно реа­гировать на запросы фронта. В начале 1942 года в учебном заведении работала комиссия Генерального штаба. По итогам работы этой комиссии 9 ап­­реля был издан приказ НКО СССР И.В. Сталина «О подготовке общевойсковых командиров». НКО требовал больше использовать опыт войны в учебном процессе, качественно осваивать новую технику, оружие и грамотно их применять в ходе боя и операции. Срок обучения слушателей был оставлен шесть месяцев. Для слушателей устанавливался 12-часовой учебный день, из них 8 часов под руководством преподавателей и 4 часа вечерней самоподготовки. По требованию НКО академия пополнила учебно-материальную базу, получила новые образцы техники (реактивные установки, танки, орудия, бронетранспортеры). Улучшилось комплектование учебного заведения преподавательским составом. В июле 1942 г. академия получила для полигона две установки реактивных минометов М-30, одну установку М-13 и 40 учебных снарядов к ним. К ноябрю 1942 года полигон уже имел 25 танков, 30 орудий, 15 автомашин и 6 бронетранспортеров10. Преподаватели академии вели большую научно-исследовательскую работу, они разрабатывали проблемы подготовки и ведения фронтовых и армейских операций, применение в них родов войск и авиации, вопросы управления войсками. Они направлялись на Западный фронт для конкретного изучения и обобщения опыта войны, часть из них с этой целью находилась в самом Генеральном штабе.

 В 1942 году были разработаны и изданы пособия «Новое в тактике по опыту Великой Отечественной войны», «Некоторые вопросы современного наступательного боя стрелковой дивизии». Проводились командно-штабные учения, военная игра на местности по теме «Армейская оборонительная операция». В научно-исследовательской работе участвовали не только преподаватели и ученые, но и все слушатели. Например, в январе 1942 года слушатели писали рефераты на тему «Наступление (оборона) стрелковой дивизии (полка) по опыту Великой Отечественной войны». Существенным вкладом в обобщение опыта войны и использования его в учебной и военно-научной работе явился специальный сборник трудов, вышедший в свет в июле 1942 года. Его авторами являлись главным образом слушатели, прибывшие из дей ствующей армии. По указанию начальника Генерального штаба он был разослан в штабы фронтов, военных округов, в военные академии и использовался при подготовке командиров и штабов11. В это же время вышел в свет целый ряд теоретических работ доцента кафедры оперативного искусства генерал-лейтенанта А.В. Кирпичникова. Он специализировался по проблемам применения подвижных войск. В 1941 и 1942 гг. были опубликованы его следующие труды: «Операция современных подвижных армий», «Подвижные войска во фронтовой операции», «Действия усиленного кавалерийского корпуса в оперативной глубине (тылу) противника»12. Следует исходить из того, что победа над противником в годы войны зависела от многих факторов, в том числе научного. Есть основание считать, что военная наука Советского Союза с 1942 года начала опережать военную науку Германии, и она наряду с экономическим, политическим, психологическим, дипломатическим и военным факторами обеспечила коренной перелом в войне. В связи с этим необходимо отметить, что многие важные научные мысли и достижения были сформированы в Уфе в 1941 и 1942 гг., в стенах Академии Генерального штаба. Все перечисленные примеры показывают, что в период пребывания в Уфе академия вела активную и многостороннюю научно-исследовательскую работу, изучала и обобщала опыт первого периода Великой Отечественной войны, а также использовала его в учебном процессе.

В начальном периоде войны, кроме кафедр оперативного искусства, тактики, высших соединений, военной истории, марксизма-ленинизма, были созданы новые кафедры по родам войск, специальным войскам в тылу, а также учебный полигон. Это способствовало соответствию академии требованиям войны, качественной подготовке командиров соединений, офицеров и генералов оперативных штабов, умеющих организовать общевойсковой бой и операцию, твердо и непрерывно управлять войсками в сложной и динамичной обстановке13.

В период пребывания в городе Уфе академия сталкивалась с серьезными дополнительными трудностями. В это время были нарушены связи управления академии с Генеральным штабом, с центральными управлениями НКО, со штабами действующих фронтов и армий, значительная часть профессор­ско-преподавательского состава и другие специалисты находились на фронте и, конечно же, во время эвакуации только часть учебно-материальной базы была переведена в Уфу. Безусловно, все это отрицательно повлияло на выполнение возложенных на академию задач. Видимо, поэтому было принято решение в ноябре 1942 года вернуть ее в Москву.

 Начальниками академии в период ее дислокации в Уфе были известные и опытные военачальники: с 4 августа 1941 года по 6 марта 1942 года — генерал-лейтенант Е.А.Шиловский, с 6 марта по 30 апреля 1942 года временно исполнял должность начальника академии генерал-лейтенант Г.К.Маландин и с 30 апреля 1942 года по 2 июля 1943 года — генерал-полковник Ф.И.Кузнецов. С 3 фев­раля 1941 года учебное заведение называлось Академией Генерального штаба РККА имени К.Е. Ворошилова, а с 9 апреля 1942 года оно было переименовано в Высшую военную академию имени К.Е. Ворошилова14.

Есть полное основание считать, что решение о передислокации академии в столицу Башкирской АССР принималось не случайно. Необходимо отметить, что в это время в Уфе дислоцировался Центральный радиоузел Разведывательного управления Генерального штаба15. Это подразделение существовало для обеспечения радиосвязи особого назначения. Очевидно, в Генераль ном штабе и в штабе Московского военного округа знали возможности города Уфы и были уверены в том, что здесь будут созданы необходимые условия для организации и обеспечения учебного процесса. Все это важный вклад республики в достижение общей победы народов СССР в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.

 

Литература

 

1 Великая Отечественная война. Энциклопедия. М., 1985. С. 44.

 2 Чечеватов В.С. Военная академия Генерального штаба: прошлое и современность // Воен.-истор. журнал. 2002. № 11. С. 17.

 3 Академия Генерального штаба. История Военной орденов Ленина и Суворова I степени Академии Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации. М.: Защитники Отчизны, 2002.С. 147.

 4 Центральный архив Министерства Обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ). Ф. 60711, оп. 36332, д. 3, л. 97.

 5 Там же. Из титульного листа описи фонда.

 6 Академия Генерального штаба… С. 147.

 7 Там же. С. 147, 148, 152.

 8 Бикмеев М.А. Исторический опыт военно-организационной и мобилизационной работы Башкирской АССР периода Второй мировой войны. — Уфа, БИРО,  2005. С. 106 — 109.

 9 Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан (ЦГИА РБ). Ф. Р-933, оп. 1, д. 3865, л. 177.

 10 Академия Генерального штаба… С. 149.

 11 Захаров А.Н. Основной центр военно-научной мысли России // Воен.-истор. журнал. 2002. № 11. С. 35.

 12 Васильев Н.М. Вклад ученых Академии Генерального штаба РККА в развитие военной теории // Воен.-истор. журнал. 2002. № 6. С. 31, 33.

 13 Великая Отечественная война. Энциклопедия. М., 1985. С. 44.

 14 ЦАМО РФ. Ф. 60711. Из титульного листа описи фонда.

 15 Центральный государственный архив общественных объединений Республики Башкортостан (ЦГАОО РБ). Ф. 122, оп. 22, д. 430, л. 2.

Михаил БИКМЕЕВ

Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2022