СТАВКА — НА ЖИЗНЕСПОСОБНЫЕ ФОРМЫЭкономические проблемы и тенденции развития АПК РБ
в среднесрочной перспективе (2008—2012 гг.)
В сложившихся ныне условиях финансово-экономического кризиса в мировом масштабе организационно-экономические основы общественной комбинации производства в аграрном секторе и во всей системе АПК приобретают особую значимость и актуальность как важнейший инновационный фактор повышения эффективности производства и конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции. Это связано, в свою очередь, с теоретическим и научно-методическим обоснованием осуществляемых мероприятий и выделением средств для инноваций и инвестиций, которые выступают, как известно, двигателем экономического прогресса и роста. Речь идет прежде всего об эффективном использовании накопленного производственного потен циала и поступающих ресурсов для достижения в интересах общества максимальных результатов при наименьших затратах на основе более полного учета требований экономических законов.
В общественную комбинацию агропромышленного производства (АПП) входят широкомасштабная кооперация, развитие и углубление внутрихозяйственной, межхозяйственной и позональной специализации аграрных хозяйств. Эти институциональные преобразования следует направлять прежде всего на развитие инновационных инфраструктур и высокотехнологичных производств на селе; на новую экономику — экономику знаний и технологий. Речь идет об обеспечении интеграции научного и образовательного потенциала в инновационном направлении развития и модернизации всех звеньев АПК, прежде всего сельского хозяйства.
Инновационная деятельность в системе АПК предполагает интенсификацию научных исследований и создание необходимых условий их адаптации в сельскохозяйственном производстве (то есть создание так называемых технопарков). Инновационная модернизация любого производства, в особенности сельского хозяйства, сопровождается сокращением числа рабочих и служащих. При этом фонд заработной платы может остаться прежним и использоваться для целей повышения производительности труда в соответствии с требованиями всеобщего закона экономии времени; при этом сокращаются совокупные затраты труда (живого и овеществленного в средствах производства) в расчете на единицу продукции.
Сегодня особое значение приобретает создание экономических стимулов, обеспечивающих заинтересованность всех субъектов правоотношений и, в первую очередь, инвесторов в создании и вовлечении в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности. Это очень важно для сельского хозяйства – отрасли жизнеобеспечения, комплексообразующего и сырьевого звена АПК.
В конце 2006 года на парламентских слушаниях «Об инновационной деятельности в Республике Башкортостан» отмечалось, что в республике, как и в России в целом, отечественная продукция многих предприятий остается неконкурентоспособной, сохраняется сырьевая направленность экономики. В такой ситуации инновационный прорыв возможно осуществить за счет концентрации усилий и ресурсов науки, производства и управления на приоритетных направлениях развития [1].
Безусловно, в сложившихся условиях обеспечения устойчивого развития сельского хозяйства, повышения эффективности и конкурентоспособности всех подразделений АПП, особое значение приобретает более полное и эффективное использование инновационных факторов экономического роста. А именно: во-первых, внедрение энерго-, материало- и трудосберегающих технологий производства в агрохозяйствах всех форм собственности; во-вторых, повышение эффективности использования средств и предметов труда, природных и производственных ресурсов, особенно сельскохозяйственной техники и земель сельскохозяйственного назначения; в третьих, недопущение расточительства в расходовании средств на инновации и капиталовложения. Кстати, при формировании нового машинно-тракторного парка и покупке других силовых машин агрохозяйствам и машинно-технологическим станциям (МТС) следует покупать технику с учетом не только ее технических характеристик, но и стоимости лошадиной силы в технике различных марок. Кроме того, при соединении живого труда со средствами производства важ но реализовать принцип сочетания экономических преимуществ крупного механизированного производства со средним и малым предпринимательством.
В общей сложности, вышеизложенные направления эффективного хозяйствования составляют основу противозатратного механизма ведения сельского хозяйства и других подразделений АПК, главный источник получения прибыли на основе снижения себестоимости и повышения качества продукции, улучшения ее потребительских и эстетических свойств. Тем более, это важно в условиях наметившейся за последние годы тенденции увеличения численности убыточных агрохозяйств из-за возрастания себестоимости производимой ими сельхозпродукции и других причин. Этот факт является парадоксальным — увеличивается объем производства при одновременном возрастании удельных затрат. Иначе говоря, механизм эффекта масштаба производства в аграрном секторе экономики не срабатывает.
Аграрный сектор, как известно, служит комплексообразующим ядром и сырьевым звеном АПК, как организационно-хозяйственной системы страны. С другой стороны, основа всей системы АПК, ее фундамент — производство средств производства (техники). Основная часть материально-технических ресурсов создается в отраслях промышленности и строительства, затем поступает в аграрный сектор через систему межотраслевого обмена. В ходе развития и преодоления последствий экономического кризиса роль и значение этой части средств производства возрастают. Промышленные отрасли становятся решающим материальным условием функционирования АПК и его расширенного воспроизводства на высокоинтенсивной основе. В то же время многие виды сельскохозяйственной продукции могут быть использованы в виде средств производства или предметов потребления в зависимости от хозяйственной потребности в них, например, продуктивный и рабочий скот, кормовые ресурсы, изделия народного промысла.
Как известно, ранее Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» включал в себя следующие три направления: ускоренное развитие животноводства (как ведущее направление), стимулирование малых форм хозяйствования и обеспечение доступным жильем специалистов на селе. Теперь же данный проект трансформируется в государственные программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы по России и Республике Башкортостан. В них обозначены не только цели и задачи АПП, а также объемы и источники финансирования, чего до сих пор не было.
В качестве новых разделов национального проекта определены три основные цели: 1) устойчивое развитие сельских территорий РФ, повышение занятости и уровня жизни селян; 2) наращивание конкурентоспособности российской сельхозпродукции на основе обеспечения должной окупаемости производственных затрат, финансовой устойчивости и модернизации АПП; ускоренного развития приоритетных подотраслей с целью импортозамещения; 3) сохранение и воспроизводство используемых природных ресурсов, прежде всего земельных, лесных и водных. Для села особое значение сегодня имеет рациональное использование всех сельхозугодий, особенно пахотных земель. В этом деле существенную роль занимает не столько признание частной собственности на землю, сколько предоставление труженикам села и другим предпринимателям реальной экономической самостоятельности по распоряжению результатами своего нелегкого труда на данном земельном участке. Самое главное в этом — максимально сохра нить коллективное использование сельскохозяйственных угодий и не допустить чрезмерного разделения сформировавшихся и рационально работающих землепользователей, так как их использование должно осуществляться на основе эффективного и высокотехнологичного сельскохозяйственного производства. А это под силу только крупным сельскохозяйственным организациям с устойчивым финансовым положением и мощным парком передовой сельскохозяйственной техники.
На реализацию вышеуказанной программы на период 2008—2012 годы предусматривается выделение из федерального бюджета 560,310 млрд рублей. При этом объемы финансирования по годам возрастают: в 2008 г. — 76,112 млрд; в 2009 г. — 101,977 млрд; в 2010 г. — 121,112 млрд; в 2011 г. — 125,789 млрд и в 2012 г. — 135,320 млрд рублей, т. е. на 78%. В США, например, на дотации сельских хозяйств в 2005 г. было выделено 28 млрд долларов — более 750 млрд рублей.
Общий объем финансирования этой программы по Башкортостану в области АПК предусмотрен порядка 49,1 млрд рублей: 25,6 млрд — из республиканского бюджета и 23,5 млрд — из федерального. Из них в 2008 году соответственно 4,6 и 3,8 млрд рублей [2]. Думается, что усиление государственной заботы и поддержка аграрного сектора в сочетании с экономически обоснованным ведением хозяйства даст запланированные результаты. Это можно подтвердить успехами хозяйствования в Республике Башкортостан, где АПП развивается вполне успешно. Так, по общему объему производства сельхозпродукции она входит в первую тройку регионов России. Башкортостан — лидер по поголовью крупного рогатого скота и лошадей, производству молока, кумыса и меда. Он занимает второе место по производству картофеля, третье — по мясу, пятое — по производству яиц, поголовью овец и коз [3]. Наращивается производство продукции отраслей растениеводства и животноводства, проводятся результативные мероприятия по ускорению развития животноводства, в том числе внедрения эффективного табунного коневодства в степных и горно-лесных районах республики с учетом накопленного ранее опыта и народных традиций.
В составе АПК Башкортостана ныне 80% предприятий и организаций размещены в сельских районах. В этой сфере материального производства около 1/3 работающих, сосредоточена седьмая часть от всех основных производственных фондов (ОФП). В целом республика обеспечивает население основными видами продовольствия за счет собственных ресурсов. Вместе с тем, ее АПП в условиях финансово-экономического кризиса также переживает определенные трудности, несмотря на то, что оно было заранее сравнительно подготовленным к кризису благодаря сохранению крупных механизированных кооперативных агрохозяйств в постсоветский период реорганизации сельских хозяйств и всего АПП.
Как известно, в начале 90-х годов прошлого столетия во многих регионах России начали реформировать аграрный сектор экономики, тем самым разрушая традиционно сложившиеся крупные и экономически устойчивые агрохозяйства, предприятия агропромышленного сервиса и эффективно функционирующие межхозяйственные животноводческие комплексы. При этом руководствовались указанием Общественно-экономического центра РФ о расформировании их в кратчайшие сроки в фермерские и другие типы хозяйств.
Тем не менее, в Башкортостане Президент и Правительство республики сделали ставку на сохранение жизнеспособных форм хозяйствования, не прекращая господдержку аграрного сектора с учетом местных и зональных особенностей производства. За годы реформирования удалось сохранить государственный контроль за основными, бюджетообразующими отраслями экономики. С учетом мнения ученых-экономистов сельское хозяйство было сохранено как единая государственно-кооперативная система, причем бывшие колхозы и совхозы остались в качестве его основных звеньев. Одновременно создавались необходимые условия для развития фермерского и личного подсобного хозяйства. В общей сложности, в АПП и экономике РБ в целом была обеспечена многоукладность, новые структурные подразделения производственной инфраструктуры на селе. Например, первыми в РФ были созданы и сейчас успешно функционируют такие крупные МТС, как ОАО «Зирганская МТС» и ГУСП «МТС «Башкирская» с многочисленными филиалами. Эти предприятия не являются повторением ранее существовавших машинно-тракторных станций, а претворяют принципиально новую систему взаимодействия государства и агрохозяйств, продиктованную сложившейся экономической ситуацией на селе в условиях перехода к рыночным отношениям социальной ориентации и необходимостью широкого развития эффективных агропромсервисных предприятий. В настоящее время на селе развиваются разные формы собственности и методы хозяйствования — более тысячи коллективных крупных и средних сельхозпредприятий, основанных на частно-коллективной и частно-кооперативной формах собственности, а также более 4,6 тыс. фермерских хозяйств. Башкортостан по существу полностью обеспечивает себя хлебом; от 60 до 90% продуктов питания в торговой сети — местного производства. Рост объема производства осуществляется за счет увеличения валовых сборов сельскохозяйственных культур в коллективных хозяйствах и наращивания выхода продукции животноводства в личных подсобных хозяйствах (ЛПХ) и фермерских предприятиях. Сейчас в общем объеме произведенной продукции на долю коллективных сельхозпредприятий приходится около 35%, ЛПХ населения — более 60% и фермерских хозяйств — 3,4%.
Следует отметить, что в США и других индустриально развитых странах так называемая «семейная ферма» все более теряет свои позиции из-за развития новых форм объединения агрохозяйств: корпораций, агропромышленных предприятий, крупных кооперативов и картелей, переходящих на машинные стадии производства.
Накопленный опыт и передовая хозяйственная практика показывают, что при межхозяйственной кооперации, развитии и углублении специализации агрохозяйств возрастают необходимость и возможность их совершенствования на планомерной основе в целях достижения высоких конечных результатов в экономическом росте. При этом принцип взаимовыгодности на всех стадиях воспроизводственного процесса становится одним из движущих мотивов, что требует, в свою очередь, четкого определения вклада и результата каждого участника кооперации и агропромышленной экономической интеграции по горизонтали и вертикали.
Для системы АПП РБ характерна поэтапность и продуманность принятия решений по преобразованию и трансформации его звеньев, направленных на обеспечение продовольственной безопасности республики и дальнейшего развития звеньев агропромышленного сервиса (МТС и другие).
В свое время нами были разработаны и опубликованы в печати концептуальные принципы агропромышленных преобразований в сочетании с разви тием крупных, средних и мелких агрохозяйств, которые в экономическом плане дополняют друг друга и согласно теории «синергизма» дают дополнительный экономический эффект в масштабе отраслей АПП [5, 9, 10].
Значительную роль в оказании производственных услуг сельскому хозяйству и его техническом перевооружении играют межрайонные МТС. Для этих станций закупается необходимая современная отечественная техника через систему лизинга. Сегодня на полях республики работают более 800 высокопроизводительных зерноуборочных и 100 свеклоуборочных импортных комбайнов «Кейс», «Нью-Холланд», «Джон-Дир» и других зарубежных фирм. Эта техника существенно изменила ситуацию по эффективному выполнению срочных и текущих полевых сельхозработ в агрохозяйствах республики по новейшей и передовой технологии. Использование постепенного и экономически продуманного метода агропромышленных преобразований и развития агропромышленного сервиса позволяет, как нам думается, успешнее и с наименьшими потерями войти российскому селу в рыночные отношения внутри страны и за рубежом.
В отличие от многих субъектов России РБ имеет важнейшие особенности в экономике, а именно: взаимодополняющее сочетание высокоразвитой индустрии и крупнейшего в стране АПП; 40% населения республики живет на селе и, занимая 3,5% сельхозугодий, оно производит 5% всей валовой продукции РФ. В 2006 году, например, был собран рекордный за последние 10 лет урожай зерновых – 4,5 млн тонн – более 1 тонны на душу населения — научнообоснованный нормативный показатель, к достижению которого должны стремиться все регионы России. А урожайность превысила 27 ц с гектара. Основа таких достижений – целевое и эффективное использование земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с земельным законодательством, экономическое стимулированное высокопроизводительного хозяйствования.
В республике применительно к сельскохозяйственному производству практикуется разумный протекционизм на основе оказания государственной поддержки агрохозяйств в приобретении ими сельскохозяйственной техники, племенного скота, сортовых семян, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов. В плане реализации ведущего направления Национального проекта «Ускоренное развитие животноводства» намечается строительство двенадцати и реконструкции шести крупных животноводческих объектов на сумму более 8 млрд рублей.
В современных условиях формирования рыночной экономики и преодоления кризисных явлений следует особое внимание уделять, как отмечалось выше, индустриальному базису АПП, поскольку процесс воспроизводства в нем зависит сегодня прежде всего от отраслевой и возрастной структуры основных производственных фондов (основного капитала) агрохозяйств, надежности и циклического их обновления, при котором можно минимизировать капиталоемкость сельхозпродукции, эффективность инноваций и инвестиций в аграрный сектор.
Серьезной и нерешенной проблемой остается отсутствие эквивалентно-возмездного обмена результатами деятельности (товарами и услугами) между аграрным сектором и промышленностью. Так, из-за нарушения паритета цен, реализационные цены на промышленные товары сельскохозяйственного назначения растут значительно быстрее, чем на сельхозпродукцию. А это приводило и продолжает приводить в течение многих лет к заметному ухудшению финансово-экономического состояния агрохозяйств всех форм собственности. Иначе выражаясь, товарообмен между этими отраслями происходит еще с советских времен по социально ложной стоимости в ущерб аграрному сектору экономики. Это и сегодня выступает в какой-то мере тормозом в деле успешного выполнения национального проекта «Развитие АПК» из-за отсутствия конкурентного ценообразования на сельскохозяйственную технику и другие материальные ресурсы.
За последние годы для АПК характерны такие диспропорции:
— общее структурное неравновесие, выражающееся в отсутствии более развитой производственной инфраструктуры и сравнительно большем увеличении производства продукции промышленности группы «А» по сравнению с группой «Б», которые вызывают существенные потери в АПК, связанные с недостаточным оказанием производственных услуг агрохозяйствам;
— несоответствие технического уровня и технологии производства современным требованиям науки техники, усиливающееся старение производственных фондов и возникновение в связи с этим потребности в значительных инвестициях для технического перевооружения и реконструкции аграрного производства, а так же повышения квалификации механизаторов и специалистов сельского хозяйства.
В настоящее время валовая продукция сельского хозяйства составляет 5—6% стоимости ВВП страны. Более 16% реальной стоимости сельхозпродукции переходит в перерабатывающую промышленность (в третье звено АПК). А в приходной части госбюджета поступления из агрохозяйств достигают 20 и более процентов. Между тем, средства госбюджета, выделяемые селу, сравнительно небольшие и есть объективная необходимость значительного их увеличения (хотя бы до 8—10%) расходной части госбюджета.
Отраслевой обмен между первым звеном АПК и сельским хозяйством (2-ым звеном АПК) осуществляется также на неэквивалентной основе. Дело в том, что в настоящее время рыночные цены на промышленные средства производства, поставляемые агрохозяйствам, повышаются более высокими темпами, чем их физический объем и полезный эффект. При этом цены на продукцию сельского хозяйства растут в меньшей мере. Диспаритет цен отрицательно сказывается на собственных источниках расширенного воспроизводства агрохозяйств, а также на развитии их социальной сферы. Следовательно, в стране, как и ранее не соблюдается экономическая справедливость по отношению к сельскому хозяйству. Это лишний раз подтверждается тем, что из созданной в этой отрасли стоимости остается на селе лишь 25—30%, а иногда и меньше. Например, агрохозяйства продают переработчикам молоко по 8—10 рублей за литр, а в магазинах оно отпускается в пакетах в три и более раз дороже. В данном случае в невыгодном положении остаются как сельские товаропроизводители, так и потребители продукции. Поэтому прежде всего аграрный сектор экономики нуждается в госдотациях и субсидиях. Решение этой проблемы и в интересах потребителей сельхозпродукции.
Следует отметить, что страны с развитой рыночной экономикой, обеспечивая аграрному бизнесу твердую господдержку, достигли высокого уровня производства продукции сельского хозяйства. В США, например, бюджетные ассигнования в 6 раз превышают ассигнования фермерских хозяйств. В таких странах под контролем государства держат развитие АПК и обеспечи вают его госрегулирование; сочетают различные формы собственности на основе плановой экономики.
Как уже подчеркивалось выше, общественная комбинация производственного процесса в системе АПК призвана обеспечивать сочетание различных форм хозяйствования и методов управления производством; формирование многоукладной экономики и осуществление эффективной горизонтальной и вертикальной экономической интеграции в системе АПП.
Следует отметить, что пороговое значение продовольственной безопасности, как известно, не должно превышать 15%. В этом плане экономисты считают, что вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) на западных условиях для АПК приведет к росту импорта продовольствия в страну до 70%, что нельзя ни в коей мере допускать.
Литература
1. Приоритет – инновациям. Новая экономическая газета, № 46 (346) 11—17 ноября 2006 г.,
С. 17.
2. Новая экономическая газета, № 22, 2—8 мая 2007 г.
3. Панорама Башкортостана. Респ. общественно-политический журнал, № 2 (16), апрель 2009 г., С.4.
4. ВТО – синяя птица для России. Республика Башкортостан, 05.12.2006 г.
5. Арасланова Р.К., Перепечай Н.А. Колхозное производство — на промышленную основу. Уфа, Башкнигоиздат., 1977 г. 96 с.
6. Арасланов Н.Г. Эффективность молочного скотоводства на современном этапе НТП. Башкнигоиздат. Уфа, 1981 г. 239 с.
7. АПК: Обобществление производства и повышение его эффективности. Сборник статей научно-практической конференции. Ответственный редактор и автор статей Арасланов Н.Г., Уфа, 1988 г. 106 с.
8. Арасланов Н.Г. Экономическая эффективность производства и хозяйственный риск в агросфере / РАСХН, АН РБ, БашНИ и проект.-технол. институт животн. и кормопроизводства (научн-метод. учебн. пособие). Уфа, 1996 г. 127 с.
9. Арасланов Н.Г. Проблемы экономической теории и хозяйственной практики в условиях перехода к рыночным отношениям. Ватандаш. 2000 г. №10. С. 29—34.
10. Арасланов Н.Г., Арасланов Т.Н., Асылгужин И.М. Эффективность производства, действие экономических законов и хозяйственный риск в аграрном секторе. (Вопросы экон. теории, методология анализа и пути оптимизации). Уфа: Гилем, 2006 г. 260 с. Нурамбик АРАСЛАНОВ, Тахир АРАСЛАНОВ |