С чего начинается Родина…

Коренные преобразования в стране в конце ХХ — начале XXI веков, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы.

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженной защите Родины. В ней гармонично сочетаются лучшие национальные традиции с преданностью Отечеству.

Патриотические чувства свойственны всем народам. Это чувство мы впитываем с детства «с молоком матери». Самое главное приобретение  человека в период детства и ученичества — это вера в себя, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов.

Овладение теорией и практикой военно-патриотического воспитания учащихся, всесторонняя подготовка их к военной службе — одна из задач педагогического коллектива. Сегодня актуальным является формирование у учащихся знаний и умений в области военной и военно-патриотической подготовки. Эта проблема возникла после сокращения сроков службы солдат срочной службы с двух лет до одного года. И на госсовете в Воронеже в апреле прошлого года президент страны Д.Медведев коснулся этой проблемы, предлагая восстановить и активизировать работу РОСТО (ДОСААФ) для более активной подготовки молодежи к службе в армии. Эта организация может частично решить вопрос подготовки молодежи к службе в армии, но не в состоянии в массовом количестве охватить подготовку будущих солдат.

Вопрос можно было бы решить, возродив в школах предмет НВП (начальная военная подготовка), интегрировав в нее курс ОБЖ (основы безопасности жизни). В любые времена, в любом развитом государстве граждан готовили к защите страны, не должно быть исключением  наше государство.

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006—2010 годы» говорится, что приоритетным направлением  является патриотическое воспитание подрастающего поколения, при этом главный акцент делается на работу в образовательных учреждениях. Исходя из данных приоритетов, возникает объективная необходимость совершенствования системы военно-патриотического и физического воспитания в школе, а ухудшение физического состояния школьников и медицинского контроля над их здоровьем усиливает эту необходимость. На уроках НВП нужно увеличить количество часов на практические занятия, строевую, огневую, тактическую подготовку, оказание первой помощи, чтобы учащиеся к учебным сборам по курсу 10 класса подходили более подготовленными и на сборах закрепляли свои навыки, приобретенные в процессе школьных занятий.

В нашем Чишминском районе пятидневные учебные сборы проходят на хорошем организационном практическом и теоретическом уровне. Этому способствует несколько факторов: первое — сборы проходят на базе войсковых частей, базирующихся на территории поселка Алкино-2, и у уча щихся есть возможность ознакомиться с реальной картиной армейской жизни, военной техникой, жизнью и бытом солдат, с питанием в солдат­ской столовой и т.д., второе — очень сильный преподавательский состав с многолетним стажем и опытом срочной армейской службы, наличие среди преподавателей кадровых офицеров, прошедших афганскую войну. Это люди, досконально знающие военное дело, и прекрасные педагоги: майоры запаса начальник учебных сборов В.Н.Никитин, начальник штаба сборов Р.М.Сафаргалеев, командир 1 роты Р.З.Хайруллин, именно эти специалисты задают тон в проведении сборов.

Заранее на семинарских занятиях уже в феврале затрагиваются вопросы подготовки к учебным сборам: назначается руководящий состав из числа лучших преподавателей, составляется план мероприятий, почасовой план занятий для каждого взвода, учащиеся распределяются по взводам. Все эти мероприятия закрепляются приказом по отделу образования, также объявляется конкурс по подготовке учащихся к сборам на основании положения, утвержденного начальником отдела образования. Уровень проведения  и организации занятий соответствует армейским, учащиеся познают военную службу, все его тяготы и лишения, у них нет буквально ни одной свободной минуты. Как в армии, назначаются суточные наряды, караульная служба, наряды в столовую и т.д., ну а стрельба из боевого оружия оставляет у юношей неизгладимое впечатление. В процессе сборов ребята также сдают нормативы по физической подготовке.

В последний день сборов в присутствии представителей администрации района, военного комиссариата, отдела образования учащиеся проходят торжественным маршем и подводятся итоги учебных сборов, награждение отличившихся.

Система патриотического воспитания не может оставаться в неизменном виде. Ее изменение и развитие обусловлено изменениями, происходящими во всех сферах российского общества. Но неизменным остается познавательный фактор. Любовь к Родине нужно воспитывать, приобщая ребенка к общению с природой родного края. Хочу в качестве примера привести опыт работы нашего туристического клуба. В течение 2001—2002 учебного года члены нашего клуба совместно с туристическим объединением «Лазурит» Уразбахтинской школы Чишминского района разработали маршрут сплава по реке Инзер и подготовили походное снаряжение. У ребят из «Лазурита» большой опыт в проведении турпоходов и сплавов по рекам республики,  и они охотно помогали нам в подготовке.

В первые же дни летних каникул мы сели в поезд до станции Бриштамак, откуда и начался наш сплав по реке Инзер. От красоты окружающей природы восторгам ребят не было предела, сказочно красивые места предстали перед глазами: река, горы, лес, все было необыкновенно прекрасно. Школьникам было чем заняться во время похода: это и купание в реке с прозрачной водой, и отдых возле костра с песнями и беседами, многие мальчики впервые научились рубить дрова, а девочки — готовить еду на костре. Домой ехали, полные впечатлений от увиденного и с желанием чаще ходить в походы.

Мы разработали свою программу, создали при школе туристическое объединение «Стимул» и ежегодно при финансировании администрации Чишминского района организовывали профильный туристический палаточный лагерь. В этом лагере каждое лето учащиеся нашей школы в течение двух недель отдыхали на реке Инзер. За это время мы пешим ходом  проходили до 50 км по маршруту, посещали водопад Атыш — уникальный памятник природы, осматривали Медвежью пещеру, побывали на реке Лемеза.

Ребята за это время научились всем туристическим навыкам. Учащиеся отдыхали на озере Асылыкуль, со школьниками 5—7 классов проводили двухдневные походы по реке Дема. С каждым годом количество детей, желающих принять участие в походах, растет, уже старшие обучают младших туристическим премудростям.

На зимних каникулах в 2005 году учащиеся нашей школы по приглашению Центра детско-юношеского туризма поехали на экскурсию в Москву, где в течение пяти дней знакомились с достопримечательностями столицы нашей Родины. Ребятам очень понравилась поездка, и в 2007 году мы снова побывали в Москве.

Таким образом, летом школьники ходили в турпоходы, а в зимние и весенние каникулы побывали еще, кроме Москвы, дважды — в Санкт-Петербурге, весной 2008 года — в Казани. Также при поддержке ремонтного завода, находящегося в поселке Алкино-2, учащиеся вот уже несколько лет отдыхают на Черноморском побережье в г. Анапа, на базе отдыха завода.

В походах и экскурсионных поездках, кроме наших школьников, побывали учащиеся и из других школ. И количество желающих не убавляется. Сегодня много говорят, что трудно увлечь детей, оторвать их от телевизоров и компьютеров, но на примере нашей школы мы убеждены, что можно заинтересовать школьников, было бы желание. Конечно, чтобы организовывать такие поездки, нужны финансы. Но при помощи администрации района, отдела образования все вопросы решаются. И не было бы этих походов и поездок, если бы не было желания у детей, а у них желание появляется, когда мы, взрослые, заинтересуем их чем-либо. Впереди новый туристический сезон, и туристы из объединения «Стимул» строят новые планы. Много неизведанного и в республике, и в стране.

Учебный и воспитательный процесс нельзя ограничивать рамками учебного заведения. Патриотическое воспитание включает в себя не только лекции и беседы на заданную тему, но и привлечение учащихся к активной деятельности. Например, в процессе поездок по стране и республике школьники заинтересовались историей родного края, а проведение военно-полевых сборов, игры «Зарница» — все это в игровой познавательной форме помогает детям осознать свою причастность к судьбе Родины, задуматься о своем вкладе в ее процветание.

Урал ВАЛЕЕВ

Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2022