ОВЛАДЕТЬ ИСКУССТВОМ ОБУЧЕНИЯ

На одном из занятий попросила студентов поразмышлять минут пятнадцать о «теплом доме». Каким они видят «теплый дом»? Что вкладывают в это понятие? Практически все, не сговариваясь, написали, что «тепло там, где тебя понимают», и, говоря словами Мустая Карима, «где греются и сердце, и разум».

Часто случается в жизни, что люди где-то не поняли друг друга, где-то просто не услышали, не досказали. Поневоле вспоминаются проникновенные слова из песни Ф.Киркорова и М.Распутиной, «…я не слышу тебя, ты не слышишь меня…», задевающие человеческие струны. Или слова моего любимого поэта Э. Асадова: «… Падает снег, падает снег, тысячи белых ежат, а по дороге идет человек, и губы его дрожат…». И поэт умоляет нас «…останови, подойди…». А мы?!

В 2002 году Указом нашего Президента создан Дом образования. Вдумайтесь только! Официальное учреждение названо домом. Изначально заложена в нем хорошая идея – в доме должно быть тепло, уютно и комфортно всем: и детям, и молодежи, педагогам и родителям.

Рассмотреть некоторые аспекты образовательного процесса, понимающего ребенка, его внутренний мир, возможности и потребности, такие задачи были поставлены в книге «Основы понимающей педагогики». Мы авторы книги пришли к пониманию, что педагогика — это наука о любви: к себе, к ближнему, и овладеть этой наукой любви нужно всем, кто соприкасается с ребенком, молодежью, да и просто с человеком, — педагогам, родителям, управленцам.

Овладеть искусством обучения и воспитания необходимо не завтра, а сегодня, ибо каждое мгновенье — это жизнь, и оно не повторится. Помните, «остановись мгновенье, ты прекрасно». Смысл человеческой жизни и состоит в том, чтобы осознанно переживать именно текущее мгновение жизни с его радостями и печалями, достижениями и неудачами. Будущие  наши успехи и радости должны естественно вытекать из осознанно прожитых мгновений настоящего. У взрослых нет понимания того, что любой этап человеческой жизни имеет свою самоцен ность, что рядом с тобой находящийся ребенок – это Человек. Считаю, любовь должна быть действенной.

Значительное место в книге занимает оригинальный материал, отражающий основные положения авторских подходов к процессу обучения и воспитания, пристальное внимание уделяется прикладным аспектам педагогического процесса.

Советы наши неожиданные, иногда спорные. Мы учим тому, как учить других, понимая их состояние и не прибегая к угрозам. В какой мере нам это удалось, об этом судить читателям. Мы были искренни в своих попытках помочь детям стать счастливыми людьми. Во-первых, говорим: оседлайте время. Овладевший этим искусством легко преодолевает все невзгоды в жизни. Что значит «оседлать время»? А вот что: используйте его как прирученную дикую лошадь. Вы, наверное, наблюдали за дикой лошадью. Как она брыкается, встает на задние ноги, мотает головой, храпит, так и норовит дать копытами незадачливому укротителю. Так же ведет себя и время, если оно в «диком» состоянии. Если вы его не оседлаете, время поведет себя с вами как дикий мустанг. Скажем, вы чуть-чуть опоздали на работу, а директор тут как тут. Он может публично отругать вас или просто криво усмехнуться или вообще сделать вид, что не заметил вашей оплошности. Однако, вы знаете, что репутация ваша подмочена. Опоздание на работу, или еще куда-нибудь есть не что иное, как проявление необузданности времени. Оседлавший время никогда никуда не опаздывает. Хотя он всегда занят каким-то делом, у него всегда много времени.

Средняя продолжительность жизни в 70 лет составляет примерно 600 тысяч часов. Если вы будете тратить на сон 200 тысяч часов, около 80 тысяч на работу, у вас останется около 320 тысяч часов на самообразование, отдых и работу в приусадебном участке. Вот этими 320 тысячами часов и следует мудро распоряжаться. Не оседлавшего время ждут в жизни большие неприятности. Нехватка времени – это хроническая болезнь современного человека. Захворавший этим недугом страдает от изжоги и непереваривания пищи. Его мучает бессонница, нервы у него на пределе. Семейные неурядицы, конфликты на работе – неустранимые составляющие его жизни. Не оседлавшего время постоянно преследуют травмы, какой-то необъяснимый страх становится его спутником. Самое неприятное то, что и дети у таких родителей живут в постоянной спешке. И часто бывает так, что они переходят улицу в неположенном месте, сломя голову догоняют какое-либо транспортное средство, а это приводит к трагическим последствиям. На практике мы учили ребят «оседлать время». Настойчивая работа в данном направлении дает хорошие результаты, но подчеркну — только совместная работа с родителями. Практическую пользу «оседлания времени» мы описали в своей книге.

Далее. Используя в какой-то мере систему М.Монтессори (1870—1952), физиолога по образованию и врача по профессии, называющего свою систему медицинской педагогикой, и считающего, что обеспечить эффективное обучение и развитие ребенка можно только развивая инстинктивный мозг, нами были разработаны методы развития инстинктивного мозга. Они прошли апробирование в школе в течение десяти лет. Инстинктивный мозг отвечает за такие движения тела, как хватание, ползание, касание, удерживание предметов, отталкивание и другие. Регулярное использование игр, упражнений, включающих эти движения, развивают координацию «рука-глаз», моторные навыки масштабного характера, способности к рисованию и письму. Ценность наших методик в том, что они не требуют специального оборудования, больших затрат, практичны, могут быть легко вмонтированы в структуру любого урока, занятия. И медицина внедряется в педагогику не путем чтения лекций для детей и учителей, не через включение в учебный план еще одной дисциплины, как это делается в современной науке о воспитании и обучении.

Народная педагогика башкир на первое место всегда ставила развитие самого ответственного участка мозга — мозжечка, который отвечает за равновесие человека. Без приобретения такого качества, как уравновешенность (высокая форма равновесия) человек не сможет найти свое место в жизни. Например, умение  ездить на лошади с четырехлетнего возраста, бег в  мешках или с ложкой во рту, где лежит яйцо, как раз и способствовали развитию мозжечка.  А бой двух мальчиков с набитым сеном мешками, сидящих на бревне? Не  он  ли является самым эффективным способом развития рассматриваемого участка мозга?  Конечно, так. Мы убеждены, что с уходом народных традиций из жизни народа меняется и характер людей. Это проявляется, в частности, в том, что молодые люди не хотят жить семейной жизнью, склонны к бродяжничеству и алкоголизму. Сохранить национально-региональный компонент в учебном плане обязательно нужно. Это корни наши. Без корней ничего не вырастает.

Полинезийцы, например, не создали своей письменности, зато у них прекрасно развит «пространственный интеллект». Для них ничего не стоит переплыть Тихий океан, ориентируясь по Солнцу, Луне и звездам. Даже сегодня полинезийцы не отказываются от своих методов подготовки детей к взрослой жизни. Детей с раннего возраста учат основам жизни, используя танец, ритм и песни. В то же время народы, имеющие свою письменность, отнюдь не похожи друг на друга. Люди, родившиеся и выросшие в Китае, Японии и других странах, где учатся писать иероглифами, в основном развивают правое полушарие мозга. Ведь способность писать иероглифы есть ничто иное, как способность изображать картинки. Немаловажное значение имеет то обстоятельство, что иероглифы выстраиваются не в строчку, а сверху вниз. Страны Запада, являющиеся продолжателями культуры античности, создали алфавит, который служит основой письма «слева — направо». Воспитанные в «алфавитной» культуре заставляют работать преимущественно левое полушарие мозга.

Сама по себе структура языка устанавливает различные модели человеческого мозга, что находит отражение в культуре. Есть единственная возможность хотя бы частично компенсировать разрыв между культурами: это письмо левой рукой. Известно, что в Японии детей учат с первого класса писать и левой, и правой рукой. Чтобы развивать пальцы обеих рук, в этой стране практикуется игра на скрипке с младшего школьного возраста. Если ребенок пользуется только правой рукой, то другое полушарие, связанное с левой рукой, бездействует и атрофируется. Именно это полушарие мозга ответственно за восприятие и воспроизведение ритма, рифмы, музыки и картин – за так называемые творческие типы деятельности. Воображение, мечты, добрые чувства также в первую очередь связаны с этим эмоциональным центром мозга. Кроме того, правое полушарие тесно связано с системой, отвечающей за длительное хранение информации. Работу по привитию навыков письма левой рукой мы начали со второго года обучения. Через два года все учащиеся писали сносно и левой, и правой рукой. На пятом, шестом уроках мы каждый день писали левой рукой, и это помогало снять усталость, делало детей более спокойными и добродушными. Нами также было доказано, что слова русского языка, правописание которых надо запомнить, быстрее и надежнее осваиваются при письме левой рукой.

Обучение требует деликатного подхода к каждому ученику. Некоторые любят учиться в группах, общаясь с другими, иные — индивидуально, в тихой комнате, путем самостоятельного чтения, одним нравится учиться, сидя на стульях, другим – лежа на диване или на полу. Бывают ученики-зрители, часто встречаются и ученики-слушатели. Но все же среди школьников и студентов больше «осязающих» учеников.

Традиционная школа со времен Я.А. Коменского ориентирована на использование лишь двух способностей обучающихся: лингвистическую и математическую. Наиболее актуальная задача, которая стоит перед учебными заведениями, — перестроить образовательную систему так, чтобы вести обучение с учетом индивидуальных способностей учащихся. Традиционный подход сужает потенциал ребенка в области обучения. Музыкальный, пространственный, кинетический и другие типы интеллекта не задействованы в современных системах обучения.

Совершенно выпадает из поля зрения педагогов так называемый интро­спективный или внутриличностный тип разума, связанный со способностью вникать в глубинную сущность явлений и фактов. Именно данный тип интеллекта обеспечивает хорошую интуицию. Отметим, что внутриличностный тип разума позволяет человеку вникать в огромный массив информации, содержащийся в подсознательной части его мозга. Ученым удалось доказать, что существует некоторое различие между мозгом людей противоположного пола, проявляющееся уже в раннем возрасте. Например, отдел мозга, называемый мозолистым телом, в среднем толще у девочек, чем у мальчиков. Поэтому большинство девочек осваивает чтение раньше, чем мальчики. Как правило, это же свойство мозга позволяет девочкам говорить лучше, быстрее овладевать языками. Вот почему в начальных классах не следует сравнивать мальчиков и девочек, выпячивая успехи последних в учебе.

В своей работе мы подробно остановились на типах интеллекта, стилях обучения, то есть педагогических процессах, напрямую связанных с деятельностью важнейшего органа человека — мозга. Существует множество типов интеллекта — и каждый представитель человеческого рода обладает своим стилем обучения, столь же разнообразным. Как и цвет радужной оболочки глаз. Эффективные образовательные системы должны распознавать стили обучения учеников и обращаться непосредственно к каждому из них в процессе педагогического взаимодействия.

Любая технология сама по себе ни хороша, ни плоха. Она только лишь инструмент: в руках умелого педагога любая технология засверкает всеми гранями своих возможностей. Главное — увлечь учеников процессом обучения и сделать его исключительно радостным для них, формировать у детей способность жить и трудиться в сегодняшних условиях.  В любой области человеческой деятельности есть свой подход к успеху, некий основной принцип. Часто их бывает несколько. В образовании основным принципом является то, что ребёнок учится лучше и  с удовольствием , если вовлечён в процесс обучения не по принуждению, а по собственному желанию. Другой принцип требует, чтобы обучение началось с мажорного настроения – ведь оно обеспечивает особую чистоту работы мозга, позволяющую легко и надёжно запомнить то, что изучается. Третий принцип можно сформулировать таким образом: «Дай ребёнку обучать другого ребёнка!».

Давно установлено, что уровень усвоения учебного материала обучающимися распределяется следующим образом: монолог учителя обеспечивает лишь 5 процентов усвоения, самостоятельное чтение – 10 процентов, показ (демон страция) – 30, практика в процессе учебной деятельности – 75 процентов. Наибольший же эффект даёт обучение других (ребёнок обучает ребёнка): целых 90 процентов! Четвёртый принцип гласит: ребёнок никогда не ошибается – ошибается только учитель. Для ребёнка его ошибка есть практика. Приучайте учащихся регулярно и многократно повторять ключевые темы изучаемого курса. Это и есть пятый принцип. Кроме этих нами были сформулированы  ещё два принципа: «Всё, что можно, обучающийся должен изготовить своими руками» и «Используй любой подручный материал в образовательных целях».

Главному вопросу – здоровьесберегающим технологиям обучения посвящен отдельный раздел книги. Отрицательные последствия негуманного образования стали принимать угрожающие размеры. Перегрузка и переутомление учащихся, побеги из семьи и бродяжничество, ненависть к школе и отвращение к учёбе становятся обыденными фактами в жизни современной школы. Почти любой ребёнок, начиная с самого раннего возраста, получает по меньшей мере шесть отрицательных отзывов на один положительный. Отрицательные оценки воспитывают в детях пассивность, неуверенность в своих силах, комплекс неполноценности. 80 процентов сложностей в обучении возникают из-за стресса. Избавившись от этой напасти, вы избавитесь и от этих сложностей. Зачастую решение проблемы можно найти в простых упражнениях, позволяющих убрать блок между левым и правым полушариями мозга.

Существует пять основных «путей» в мозг: через пять органов чувств – зрение, слух, обоняние, осознание и вкус. Но наиболее универсальным и важным является шестой «путь», связанный с опытом физических действий и движений. Данный опыт является комбинацией перечисленных пяти путей, но их меняющееся соотношение способствует развитию ребенка больше, чем простая их арифметическая сумма. Пусть ребенок делает те движения, которые ему нравятся: ползает, карабкается, кувыркается, стоит на голове и  так далее. Позвольте ему совершать контролируемые ошибки, чтобы он учился на них, то есть на собственном опыте. Ведь каждый раз, делая что-нибудь, ребенок  создает новое соединение в мозгу, а это и есть не что иное как обучение. Если опыт приносит новые ощущения, он создает новые связи в мозгу. Если опыт повторяется, дитя или достраивает, или расширяет существующие соединительные пути. Никакое задание не считается выполненным до тех пор, пока оно не удовлетворяет установленным критериям совершенства.

Все великие открытия и изобретения имеют одну и ту же общую черту – они родились в мозгу человека. Наш мозг обладает не только изумительной способностью хранить информацию, но и замечательной способностью сочетать информацию по-новому, то есть порождать новые идеи. Новая идея — это  новая комбинация старых элементов. Настоящая революция в обучении лежит не только в изменении школьной системы. Она заключается в обучении тому, как думать, как «упаковывать» и «распаковывать» информацию. Основная задача заключается, таким образом, в обучении школьников эффективным методам и методикам самообразования.

Каким бы богатым ни был язык, 90 процентов речи составляют всего  лишь 2—3 тысячи слов (всего в английском языке 550 тысяч слов, в немецком — 200 тысяч). Чтобы научиться бегло говорить, достаточно свободно использовать в речи эти слова. Для хорошего владения основным набором слов знающие педагоги составляют 12 различных пьес – наподобие двенадцатиактной пьесы. Эти пьесы постоянно разыгрываются, пока не станут неотъемлемой частью ребенка, разучивающего иностранный язык.

Существуют различные дидактические приемы, положительно влияющие на здоровье, способствующие снятию психического напряжения, о чем мы рассказываем в своей работе из практического опыта.

Тело есть храм духа, и забота о теле и его совершенствовании представляет собой часть задачи, связанной с развитием высших сил человека. Ведь в нездоровом и плохо развитом теле не может правильно функционировать мысль. Такое тело не может быть достойным орудием своих повелителей — ума и духа. Современная цивилизация создала искусственный образ жизни, который делает человека безвольным, вялым и болезненным. Мы едим неправильно, пьем неправильно, спим неправильно и дышим неправильно. Путь к здоровому телу лежит через правильное питание. А питание начинается с пережевывания пищи. Современный человек просто проглатывает пищу, а это очень вредно для здоровья. Человек – не птица, ведь у него нет зоба, с помощью которого мы могли бы размельчать проглоченную пищу впоследствии. Детей младшего школьного возраста  легко приучить к правильному приему пищи. Об этом мы также написали в своей книге.

Одновременно вели работу над выработкой навыков правильного дыхания. Давно известно, что плохое пищеварение и слабые легкие всегда неразлучны друг с  другом. Каждая частица пищи и каждый глоток питья должны быть насыщены кислородом. Только тогда происходит полное усвоение питательных веществ, содержащихся в пище. Да и отработанные продукты организма не могут быть удалены без активной и полноценной вентиляции лёгких.

Мы, взрослые, знаем, что очень трудно противостоять злу, страху, которые проникают в сознание детей через экраны телевизоров. Ни угрозы, ни убеждения, ни уговоры не обеспечивают того результата, на который рассчитывают родители при решении этого сложного вопроса. Тем не менее, настойчивая работа в этом направлении даёт ощутимые результаты. Особый вес в начальных классах имеет слово учителя. Вот почему при решении этого вопроса нужны совместные усилия родителей и учителей. Для того, чтобы в жизнь учеников вошли иные формы взаимоотношений с  одноклассниками, учителями, родителями и оценки  их достижений, чтоб учащиеся получили свободу для самовыражения и открыли для себя путь к творческому отношению к учебной деятельности, не раз приходилось обращаться к методу  портфолио.

Умело организованная работа с портфолио помогает перенести сферу интересов ребёнка на иную, более значимую область, связанную с образовательным процессом. Портфолио-процесс часто так захватывает обучающихся, что они забывают не только о просмотре телепередач, но и о еде и сне. Дело в том, что портфолио есть не только способ фиксации, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников, но и  вид деятельности, когда инициатива почти полностью переходит в распоряжение обучающихся. Порт­фолио тогда начинает представлять собой форму и процесс организации образцов, продуктов учебно-познавательной  деятельности обучающихся, предназначенных для последующего анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности или иных параметров развитости конкретного учащегося.

В состав комплекта могут входить также материалы информационного характера, полученные извне, то есть от одноклассников, учителей других школ, родителей, тестовых центров общественных организаций. Основное назначение портфолио – сделать так, чтобы результаты учения стали доступными для внешнего наблюдения. Ведь самая трудная задача в педагогике – это сде лать видимыми результаты обучения. Причём сделать видимым не для педагога, а для самого учащегося. Возможно, именно в этой проблеме и заключена сердцевина всего процесса работы с портфолио. «Саморефлексия учащегося – это сердце всего портфолио-процесса», — отмечает один из зарубежных специалистов, характеризуя данное педагогическое новшество, и его суждение близко к истине.

Правильно организованная работа с портфолио позволяет поднять ученика на второй уровень рефлексии. На этом уровне обучающийся способен дать оценку качеству приобретённого знания и, самое главное, самооценку своим учебным действиям и себе как личности, оказавшейся способной или неспособной достичь желаемого результата. В этом и выражается разница между портфолио и простым накоплением работ, с которым знаком каждый ребёнок и учитель. Настоящая работа над портфолио должна подвести учащегося к такой важной мысли: «Я рассматриваю своё собственное учение, дабы выявить, как я учусь». Исходя из размышлений над этой проблемой, ученик может изменить тактику и стратегию своей познавательной деятельности, внести коррективы в саму организацию жизни. Популярности портфолио, возможно, способствует то, что его можно легко приспособить к четырём основополагающим принципам новой системы образования: учиться жить, учиться познавать, учиться работать и учиться сосуществовать.

Константы образования, его фундаментальное культурно-научное ядро призваны помочь представителям новых поколений не только приспосабливаться к меняющемуся миру, но и самобытно участвовать в позитивных изменениях. Используя метод портфолио, можно, во-первых, достичь таких знаний, которые способны формировать широкий, целостный, энциклопедический взгляд на современный мир и на место человека в этом мире. Во-вторых, этот метод позволяет преодолеть предметную разобщённость и изолированность в целост­ной системе гуманитарных и естественных наук.

Отвечая на вопросы победителей Всероссийского конкурса «Учитель года» об аттестации школьников, министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко рассказал о предложениях, которые сейчас рассматриваются в министерстве. Так, наряду с ЕГЭ может быть введена так называемая идеология «портфолио», когда на протяжении всей учёбы школьник ведёт своё досье, собирает грамоты, дипломы олимпиад с различных конкурсов. Без такого досье и вузам очень сложно найти своего студента. Ведь ориентироваться приходится только по результатам Единого госэкзамена.

Неслучайно у участников форума «Неделя образования взрослых» в Санкт-Петербурге наша книга «Система образования Республики Башкортостан: открытость к инновациям» вызвала такой живой интерес, что по просьбе собравшихся педагогов был проведён круглый стол по проблемам, рассматриваемым в данном исследовании. Содержание книги знакомит читателя и с сущностью портфолио, и технологией его использования в учебно-воспитательном процессе. Книга проиллюстрирована таблицами, рисунками, фрагментами творческих работ учащихся и студентов. Как отметил один из участников акции, книга вызывает восхищение читателя как по содержанию, так и по прекрасному оформлению. Она выпущена издательством «Китап» им. З.Биишевой во второй половине 2009 года. Мы приглашаем к обсуждению проблем, рассматриваемых в данном исследовании, учёных, преподавателей высших и средних учебных заведений, педагогов общеобразовательных школ, аспирантов, студентов и родителей. Если наша книга в какой-то мере поможет решить насущные педагогические задачи, будем этому только рады.

Галия МУХАМЕДЬЯНОВА

Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2022