ПАРАДИГМЫ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В МУСУЛЬМАНСКОЙ КУЛЬТУРЕ БАШКОРТОСТАНА

Семья во всей истории человечества играла большую социальную роль. Она имеет важное значение также и для отдельной личности: ведь именно здесь, и только здесь человек может получить и ощутить полноценное чувство так желанного каждому счастья во всем его многоцветье и полноты жизни. В традициях мусульманского образа жизни семейно-брачная сторона жизнедеятельности людей выступает как важнейшее условие и фактор, форма, способ, одно из средств претворения такого именно образа жизни.

Мудрые наставники человечества ещё с древних времен, видимо, заметили для себя такую истину: чтобы лучше — полнее, всестороннее — знать предмет, нужно прежде каким-то образом полюбить его. Последний совет нужно понимать не в узкоутилитарном эгоистическом представлении как лишь объект любовных увлечений, а в самом широком философском смысле как проявление искреннего интереса к бытию данного предмета — его особенностях, месте в окружающей жизни, и, наконец, позитивной роли в нашей жизни. С этой точки зрения, семья как некоторое сообщество людей представляет особый интерес не только для конкретных людей — любящих и окрыленных, страдающих и одухотворенных надеждой, размышляющих и выбирающих, но и для науки, которая только сегодня начала осознавать, признавать и размышлять над проблемой: а что может произойти и куда придет человечество, если семья перестанет выполнять свои социальные функ­ции и совсем переродится? Рост числа разводов и неполных семей, начинающие признаваться в некоторых сообществах однополые браки, прелюбодеяние и гомосексуализм лишь обостряют внимание к данной проблеме. Последняя включает в себя очень широкий круг вопросов. Мы же здесь хотим ограничиться более скромной задачей — анализом только мусульманской культуры семейных отношений. Данный интерес обусловлен, прежде всего, тем, что по разным причинам, как подчеркивают многие авторитетные отечественные религиоведы, об исламе мы сегодня очень много говорим и очень мало знаем (1). Восполнить некоторый пробел в этом направлении — задача данной статьи. При этом автор не имел цели уделять излишнее внимание чисто религиоведческим вопросам и обострять внимание на спорных вопросах, тем более задевать и подвергать критике иные представления о нормах и моделях взаимоотношений в семье, обусловленные преданностью канонам других религиозных конфессий. В своих рассуждениях о мусульманской культуре исходной посылкой для нас послужил вывод известных исследователей о том, что ислам сегодня в России утерял свою мировоззренческую сущность и превратился в некую совокупность национальных обычаев и ритуалов, набор нравственных предписаний (2). Для большей ясности в этом вопросе можно принять такое почти светское определение, критерий мусульманина, основополагающий признак и стержень мусульманского образа жизни. Мусульманин — это человек, руки и язык которого не творят зла в мире (3).

Таким образом, воздержание от совершения зла есть нижняя граница, предел, выше которого только и развертывается собственно мусульманский образ жизни. Как известно, понятие парадигмы вошло в широкий научный оборот благодаря исследованиям американского историка науки Т.Куна. Он пишет: «Под парадигмой я понимаю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решения» (4). В этой же работе далее он приводит и другие определения, близкие по смыслу и содержанию к данному.

Термин «парадигма» стал сегодня общенаучным: его используют ныне во всех областях познавательной деятельности. Наиболее широкое употребление термин находит в области эпистемологии — философии научного познания. Он встречается теперь также в отдельных социальных, гуманитарных и естественных науках.

В современной эпистемологии принято различать несколько уровней и видов научных парадигм. Прежде всего, это общенаучные парадигмы — они определяют дух эпохи и даже более того. Частнонаучные парадигмы образуют теоретико-методологическую основу различных отраслей знаний, или част­ных наук. Различают ещё локальные парадигмы, выступающие как результат наложения общенаучных и частных парадигм на менталитет конкретной цивилизации (5).

Парадигма формируется, заявляет о себе и функционирует как некоторый комплекс основополагающих ценностей, совокупность норм, квинтэссенция представлений. В некотором роде она есть модель «должной» формы существования того или иного общественного явления, социума в целом как единого общественного организма, которая признана и принята преобладающей частью сообщества. Тогда она начинает выступать в роли установки, ориентирующей исследователя на поиски решения проблемы и отчасти программирующей его деятельность.

Парадигма имплицитно содержит в себе наиболее обобщенные представления о конкретной системе и её предназначении, присущих ей функциях. Функционирование же любого объекта предполагает его самовоспроизводство в определенных границах, рамках. Тем самым предмет исследования как бы в телеологическом духе «облекается» своими «целями» и «разрешенными» путями их реализации.

Рассуждения и выводы Т.Куна о парадигмах как лишь о научном феномене практически применимы для любой сферы жизни, многообразного мира культуры, конкретных ситуаций, где действующие лица признают совокупность определенных правил и норм, признанных обязательными для данного круга явлений. Метафорически парадигма может быть уподоблена определенной игре. «В каком-то смысле парадигма задает игру с определенными правилами и критериями успеха» и она четко устанавливает, какие правила и нормы обязательны для выполнения каждым из участников данного процесса (6). Такая расширенная интерпретация парадигмы дает основание для приложения её к анализу семейных отношений в мусульманской культуре, опирающейся на достаточно сложную систему взаимосвязанных ценностей, норм, установок, советов, запретов и предписаний. Таким образом, парадигмы семейных отношений в мусульманской культуре — это, по существу, самые естественные и ожидаемые, предсказуемые, внутренние установки реальных людей — людей размышляющих, выбирающих, поступающих, творящих свой окружающий мир по своим парадигмальным меркам. Последние же есть результат формирования личности.

Каждый появившийся на свет человек имеет определенную совокупность потребностей. В самом общем виде их можно разделить на тесно взаимосвязанные между собой биологические и социальные потребности. Наиболее широко распространенной классификацией потребностей человека в современной философии представляется классификация, предложенная американским психологом А.Маслоу. Они расположены у него в виде пятиступенчатой пирамиды по степени их сложности и трудности реализации в нашей противоречивой и быстротекущей жизни:

1. Физиологические потребности: голод, жажда и т.д.

2. Потребности в безопасности: долговременное выживание и стабильность.

3. Потребности в любви и принадлежности: присоединение и принятие.

4. Потребности в уважении и самоуважении: значение, компетентность.

5. Потребность в самоактуализации: реализация потенциала.

Автор данной классификации считает, что потребности каждой последующей ступени становятся для конкретного человека актуальными, значимыми только после того, как на достаточно приемлемом уровне удовлетворены потребности предыдущей ступени (7).

Физиологические потребности и потребности в безопасности — самые естественные и необходимые для каждого живого существа. Они в основном реализуются в единстве сознательного и бессознательного уровней мышления. Потребность в любви и принадлежности уже предполагает более осмысленную и более активную жизнь в человеческом сообществе. В её анализе большой интерес представляют рассуждения немецко-американского философа и социолога Э.Фромма. Наиболее полно его взгляды на проблемы интересующей нас стороны жизни представлены в книге «Искусство любить» (8). Как утверждает автор, «глубочайшую потребность человека составляет стрем ление покинуть тюрьму своего одиночества», желание освободиться от чувства собственного одиночества, беспомощности перед силами природы и общества (с.23—24). Желание межличностного единения как наиболее мощная, фундаментальная потребность человека реализуется только лишь в любви как форме слияния своего «Я» и «Я» другого человека посредством создания семьи и продолжения жизни в союзе с лицом противоположного пола, считает Фромм.

Роль и значение семьи в обществе, в социальной жизни обусловлены тем, что по существу, естественно и культурно-исторически выработанные в процессе социокультурной эволюции человечества функции семьи и некоторые специфические потребности отдельного человека не в состоянии выполнять никакой другой социальный институт. Поэтому есть смысл вкратце напомнить об этих функциях и порассуждать об их реализации в мусульманском образе жизни.

Мир, благонравие, многие блага жизни и общества берут начало и находят наиболее полное воплощение именно в семье. Поэтому семья в ислам­ском вероучении полагается имеющей как прагматический, так и метафизический смыслы. Такое понимание роли семьи в воспроизводстве жизни следует из многих сур и аятов (сура — глава, аят — стих из суры) Священного Корана, а также из хадисов (хадис — высказывание Пророка Мухаммада и сообщение Его сподвижников о Его учении и образе жизни) Пророка Мухаммада. Например, в одном из аятов взаимоотношения между мужем и женой уподобляются назначению одежды оберегать тепло человеческого тела, исходя из этого супругам дается такой совет, чтобы они — каждый — служили друг для друга аналогично роли одежды для тела (9) (сура 2:187). Мусульманская модель семейно-брачных отношений (культ долга и благочестия, святость супружества, иерархичность отношений, семейное воспитание детей, многодетность, непопулярность развода, диалогичность взаимоотношений) остается в целом неизменной как традиционная ценность и сохраняет свою привлекательность для большинства «консервативно» мыслящих людей.

Семья для правоверного мусульманина всегда являлась важнейшей жизненной ценностью. Данное положение объясняет многие действия традиционно считающих себя мусульманами людей, так как они связаны часто именно с культом семьи. Немалое число ценностей, культивируемых в таких сообществах, в отношении семьи имеют подчиненное значение. Например, в одном из хадисов Пророка Мухаммада утверждается, что из всех расходуемых мужем средств «самыми ценными при вознаграждении (вас Господом) будут те, что вы тратите на вашу семью»  (10). Бракосочетание вообще в мусульманстве воспринимается как само собой разумеющееся мероприятие и, в общем-то, оспариванию не подлежит, оно утвердилось как общезначимый признак, показатель мусульманского образа жизни. Безбрачие, монашество, холостяцкий образ жизни в мусульманском обществе не одобряются и даже порицаются. Здесь не принимаются во внимание даже чисто религиозные мотивы безбрачия, оправдания наподобие ссылок на необходимость посвящения себя всецело религиозной жизни.

В качестве парадигм семейной жизни в мусульманской культуре, с нашей точки зрения, может быть выделена такая совокупность правил, норм и ценностей, образующих целостную систему:

1) благоразумия и скромности во всех своих жизненных устремлениях и деяниях;

2) мирских обязанностей и долга перед каждым из членов семьи, а также культовых обязанностей перед Всевышним и обязанностей перед самим собой;

3) любви как в отношении своего супруга, так и в отношении детей;

4) чистоты — как в более привычном для нас смысле физической — гигиенической — чистоты, так и в более тонком смысле духовной чистоты, чистоты помыслов;

5) оптимизма и благодарности — жизнь для каждого человека есть высшая ценность, гармония же в этой жизни своим необходимым условием предполагает веру и надежду на взаимопонимание, на обоюдную поддержку в семье и доброту мира вообще;

6) признания эгалитарности (равноправия) супругов не только в религиозных, но и в других — семейных и бытовых вопросах, требующих совместного обсуждения;

7) искренности и благочестия — подчинение нормам Шариата должно соблюдаться искренне, от души, без каких-либо признаков лицемерия и двуличия: изъяны в поведении родителей могут стать правилом для детей;

8) согласия — как в соблюдении предусмотренных Шариатом и культивируемых традицией норм по созданию семьи, так и в решении внутрисемейных вопросов. Здесь права представительниц «слабого пола» защищены полностью. Например, без согласия девушки её не могут выдать замуж — об этом в Шариате (11) сказано очень четко и ясно. В годы массового атеизма, надо заметить, нам излагали совсем искаженные представления об этом аспекте семейных отношений в среде мусульманства, будто бы женщина там совсем бесправна и унижена…

9) воздержания себя от совершения зла — она близка к «золотому правилу» нравственности: не делать другим ничего такого, что ты сам не хотел бы претерпеть со стороны других.

Благоразумие в неразрывном единстве со скромностью выступает как отдельная самодостаточная парадигма семейной жизни в мусульманской культуре. Обоснованность данного положения не должна вызывать сомнений. Это объясняется тем, что мусульманский образ жизни не требует от человека раздвоенности, разрыва между бытием и долженствованием (12). Совет благоразумия касается вообще всех сторон жизни правоверного мусульманина, будь то соблюдение строгих предписаний или избегание запретных деяний. В конкретной форме благоразумие реализуется в основном как соблюдение меры. Например, в вопросе выполнения религиозных обязанностей: мусульманину предписано строгое выполнение культовых обязанностей, однако в этом своем усердии он не должен забывать и о своих мирских, жизненных обязанностях — по содержанию семьи на достойном уровне, по выполнению своего супружеского долга (по канонам ислама, каждый из супругов имеет перед другой стороной такие обязанности), по вопросам воспитания и обучения детей и другим.

Относительно данной парадигмы нужно заметить далее следующее. Согласие выступает парадигмой не только семейно-брачных отношений в мусульманской культуре. Оно фактически предписано как основополагающий принцип во всех взаимоотношениях мусульманина как субъекта воли и решений, деятельности со всеми другими представителями человеческого рода. В Коране в самой широкой форме обобщения дан своеобразный категорический императив: «В вере (то есть в исламе. — М.Т.) нет насилия» (13).2: 256. Опираясь на данное положение, мусульманские богословы советуют также и в отношении детей не применять наказания, насилия даже в целях приучения ребенка к обязательным религиозным культовым действиям.

В адекватном понимании и интерпретации системы парадигм семейных отношений в мусульманской культуре как системы ценностей, норм и принципов большой вклад внес башкирский просветитель-энциклопедист Р.Фахретдинов. Его «Наставления»(14) дают достаточно полное, целостное представление о том, какие ценности и образцы взаимоотношений должны быть признаны в качестве приоритетных, от каких пороков, вредных для семейной жизни, нужно стараться избавляться. В своих наставлениях мыслитель обращает особое внимание на необходимость строить отношения в семье в соответствии с указаниями из хадисов. Из множества представленных в книге конкретных мудрых советов и поучений мыслителя для нас наибольший интерес представляют его рассуждения о решающей роли женщины в благополучии семьи, в смысле известного французского выражения «шерше ля фам» (с.131—132), или «добрая (благонравная) жена в мирской жизни есть самая надежная опора», поэтому и любить её нужно искренне, чистосердечно (с.188—189). Благонравие и благочестие — высшее качество, достоинство женщины перед мужем, напоминает автор своим читателям. Призыв к скромности, к преданности, к терпению в выполнении своих религиозных и семейных обязанностей как обязательным чертам правоверного мусульманина звучит как в советах для супругов, так и в назиданиях для детей. Особое внимание Р.Фахретдинов уделяет вопросам воспитания детей. Рассуждая о значении правильного формирования родителями характера и устремлений, жизненных ориентаций детей, здесь он проводит мысль о безграничном милосердии Всевышнего и возможности приравнивания усердия, терпения, искренности, благочестия родителей — и прежде всего матери — в формировании нравственного мира своих детей к совершению паломничества — священного хаджа. «…Не ищите счастья в сияющих жемчужинами дворцах, а ищите его в спокойствии души и духовной чистоте помыслов» (с.230) — ведь именно чистота помыслов и есть условие душевного спокойствия и телесного, физического здоровья, разъясняет и советует философ.

Нужно заметить, что проблемы семьи практически ни у одного из великих мыслителей человечества не оставались вне внимания. Всемирно известный прежде всего своими этическими разработками великий немецкий философ И.Кант также уделил самое серьезное внимание этому вопросу. Вначале отметим некоторые интересные факты из его биографии и научного творчества. Во-первых, взгляды Канта на модель должного, на нормы во взаимоотношениях в семье в общем и целом совпадают с традициями, утвердившимися и функционирующими поныне в мусульманских обществах. Во-вторых, Кант, хотя и пользовался большой симпатией у женщин, однако всю жизнь оставался холостяком. Заодно отметим, хотя это уже и не относится к личности великого мыслителя, что ортодоксальная исламская традиция открыто выражает свое неодобрительное отношение к безбрачной холостяцкой жизни. Вкратце непосредственно о научной позиции Канта в данном вопросе. Семья — это прежде всего муж и жена, далее — дети. Должна ли в этом сообществе людей соблюдаться определенная иерархия, субординация, подчиненность? Да, категорически утверждает Кант. В нормальных условиях, полагает мыслитель, в семье жена должна подчиняться мужу — это по природному признаку пола, а детям должно быть привито подчинение в первую очередь родителям, и далее — подчинение между детьми по старшинству, по признаку возраста (15). Данные рекомендации великого мыслителя многим современным преуспевающим женщинам могут показаться вполне анахроническими, устаревшими. Однако от этого недовольства авторитет данного мыслителя в философском мире нисколько не убывает и всё также остается непререкаемым.

Отдельно хочется обратить внимание на то значение, которое придается женщине в исламском вероучении и на котором строится вся мусульманская модель семейной жизни. Для счастья человеку необходимы три важнейших условия, поучает мусульманская культура. Среди этих условий на первое место возведена благонравная жена (16). С учетом данного положения нужно заметить, что доминировавшие в российском общественном сознании и психологии представления об униженном и бесправном положении женщины в мусульманском обществе совсем далеки от истины. Именно женщины-матери через воспитание детей «растят», «формируют» свет и нравы, моральность, благочестие во взаимоотношениях среди людей будущего общества. Ради этих высоких целей женщины оказывают уважение своему мужу, берегут свою честь, совесть, чистоту помыслов и благонравие, сохраняют верность своим обязанностям перед Всевышним — так превозносится женщина и наделяется самыми высокими полномочиями и статусом в ортодоксальном исламе (17).

Наиважнейшей функцией семьи нам представляется функция воспроизводства человека. Хотя и сегодня вне семьи также рождаются дети, однако для абсолютного большинства людей такая форма «вклада» в решение демографической проблемы и удовлетворения своих биологических потребностей совсем неприемлема. Поэтому потребность как общества, так и супругов в детях, видимо, и далее будет удовлетворяться практически на основе официального союза двух сердец, лиц противоположного пола.

Репродуктивная функция семьи должна быть нравственно освоена уже детьми. Она непосредственно связана с функцией социализации индивида. Последняя полноценно может выполняться также только в семье. Здесь роль матери для подрастающего ребенка незаменима: никакие воспитатели — даже с самым прекрасным образованием, никакие ясли и детские сады не могут  полностью заменить, скомпенсировать материнскую ласку и воспитание, тепло и уют домашнего очага.

Семья, как малое сообщество людей, требует её организации, налаженности и упорядоченности жизненных, хозяйственно-бытовых вопросов, повсе­дневного удовлетворения биологических и социальных потребностей. Хозяйственно-бытовая функция семьи, хотя и представляется не очень привлекательной в современных условиях быстротекущей жизни, однако она, с нашей точки зрения, ещё продолжает сохранять свою значимость даже в наш век компьютеров и высоких скоростей. С данной функцией тесно связаны и взаимодействуют с ней в единстве хозяйственно-потребительская и, можно ска зать, экономическая функции семьи. С последними связаны проблема «семейной власти» и проблема социализации ребенка в процессе привлечения детей по мере их созревания к операциям по ведению домашнего хозяйства. Во многих семьях безоговорочный авторитет отца давно канул в прошлое. Причин здесь много, и они требуют отдельного разговора. Здесь же лишь заметим, что эта проблема разумной организации, распределения «семейной власти» требует от современных родителей большой мудрости и такта во взаимоотношениях. В любом случае мужчинам же всегда следует иметь в виду совет Пророка Мухаммада: «По вере в Бога лучший из верующих тот, кто лучшим образом следует правилам хорошего тона и добрее всех к своей жене» (18).

В мусульманской семье и культуре ребёнок воспринимается как самый ценный и желанный подарок — милость Всевышнего отцу и матери. К многодетности ислам относится с большим одобрением. Именно в таких семьях, внутри большого коллектива ребенок получает в наиболее полном объеме основы социализации и усваивает нормы взаимоотношений среди людей разных возрастов и пола, статуса.

Воспитательная функция семьи заслуживает того, чтобы быть рассмотренной как самостоятельная, хотя и она, очевидно, находит частичную реализацию также и через другие функции семьи. Здесь на первом месте стоит нравственное воспитание. Немаловажную роль играет также и воспитание детей красотой. Однако во многих современных семьях воспитание красотой превращается в формирование в детях лишь культа красоты в ущерб воспитанию скромности, чувства личной ответственности и личных обязанностей не только перед своим избранником, но и перед обществом.

На решающую роль семейного воспитания детей акцентирует внимание и одно из башкирских простонародных изречений, смысл которого сводится к тому, что если ребёнок не получил нужного в свое время воспитания «вместе с молоком матери», то этого недополученного воспитания «с молоком коровы» (последнее выражение нужно понимать, очевидно, не в прямом смысле, а в смысле влияния на воспитанность и формирование духовного, морального облика подрастающего человека воздействия окружающей среды, общества) он уже никак не получит.

Важнейшей самостоятельной функцией семьи выступает функция духовного общения и развития личности членов семьи. Любой человек сохраняет свой облик и свою сущность лишь будучи включенным в ту или иную систему и принимая определенное участие посредством общения в её функционировании. На семью в этом плане возлагаются особенно большие задачи. Именно посредством общения члены семьи приходят к взаимопониманию и получают заряд бодрости, духовную энергию, способствуют духовному взаимообогащению и нравственному совершенствованию друг друга, формированию в семье атмосферы взаимопонимания и взаимоподдержки. В воспитании детей общение с матерью является решающим фактором также и как форма ненавязчивой подготовки их к будущей семейной жизни.

Повседневная семейная жизнь буквально на каждом шагу творит нравственные отношения. В них же заключена основа культурной преемственности, социализации, этики взаимоотношений — взаимных обязанностей и прав в отношении другого лица. Здесь находят свое воплощение прежде всего любовь как между супругами, так и между родителями и детьми, далее — долг и взаимные обязанности членов семьи в отношении друг друга, обязанности перед обществом и культивируемой религией, перед Всевышним, достоинства жены, матери, отца и детей как облеченных разумом существ со своими неповторимыми внутренними мирами. В нравственных отношениях в обществе, и семейной жизни в частности, особое значение имеет такая черта субъектов общения, как скромность. Мусульманский образ жизни и семейная жизнь как его атрибут необходимо предполагают скромность: «ведь скромность — это часть веры (Иман)» (19), как неоднократно напоминал об этом Пророк Мухаммад своим близким и всем тем, кто обращался к нему за разъяснениями. Значение скромности в семейных взаимоотношениях в современных условиях российской жизни имеет, с нашей точки зрения, ещё большее значение.

В мусульманских семьях, как правило, очень редки случаи конфликтов между поколениями, известное в литературе как конфликт в отношениях «отцов и детей». Этому способствует система воспитания, сохраняющая свои традиционные устои семьи и ценности. Следует заодно отметить, что так называемый «эдипов комплекс», на который первым обратил внимание великий З.Фрейд, по признанию большинства исследователей культур, характерен только лишь для западной культуры и не имеет значимых проявлений в мусульманской культуре.

Наши рассуждения о культуре семейных отношений в мусульманском образе жизни были бы неполны, если не коснуться вопроса о запретах в данном вероучении. Многие из них в нашем обществе известны достаточно широкому кругу населения. Например, о полном запрете на употребление спиртного, о запрете претендовать на вторую и более жен (до четырех), если не выполнены требуемые для этого достаточно строгие условия, запрет на употребление свинины ( в случае угрозы голода данный запрет снимается – здесь снова проявляется благоразумие ортодоксального ислама) и мертвечины, и другие. Сегодня ни для кого не секрет, что демографическая проблема в России одним из своих значимых негативных факторов имеет излишнюю тягу россиян к употреблению спиртного. Многие конфликты в семьях возникают именно на почве пьянства, часто они перерастают в разводы и проявляются в росте неполных семей, детей без строгого присмотра родителей и другие социальные проблемы. Разводы в ортодоксальном исламе причислены к порицаемым явлениям. «Из всего разрешенного (в Исламе) самым ненавистным в деснице Аллаха является развод» (20), — утверждается в одном из хадисов.

Однако иногда развод есть всё-таки более приемлемый вариант разрешения конфликтов в семье: «Лучше жить в пустыне среди песков, чем жить дома в страданиях с взбалмошной и необузданной женой» (21). По принципу исламского мышления, из двух зол должно быть выбрано меньшее зло — здесь также проявляется приоритетность здравого мышления в подходе вероучения к жизненным вопросам. Данные рассуждения и аргументы дают достаточные основания для заключения, что парадигма благоразумия в качестве важной парадигмы семейных отношений в мусульманской культуре заслуживает особого внимания.

В мусульманской культуре запрещается бессмысленная растрата не только материального богатства, что вроде бы само собой понятно для здравомыслящих людей, но открыто порицается также и бесцельная трата своего времени, здоровья, интеллекта и других ценностей нематериального харак тера. Здесь сразу приходят на память широко распространенные, и не только среди молодежи, различные азартные игры. Все названные и множество других способностей даны человеку как благо, как ценности разумного существа и должны потребляться только лишь для благих целей, разъясняет и советует исламское вероучение.

Видимо, нельзя считать, что парадигмы семейно-бытовых отношений в мусульманской культуре полностью исчерпаны предложенной системой. Нужно иметь в виду прежде всего сложность и неисчерпаемое богатство такого сложного феномена, каким является в действительности семья. Необходимо также учесть, что в нашем обществе, только начавшем проявлять объективный научный интерес к реальному содержанию религиозных вероучений, еще остается много вопросов, требующих более кропотливого изучения. Здесь же названы лишь основополагающие парадигмы, служащие фундаментом здорового образа жизни в мусульманском миропонимании.

 

 

 Литература

 

1. См.: Журавский А.В. Ислам. М., 2004. С.11.

2. См.: Кучер О.Н., Семотюк О.П. Ислам. Ростов н/Д., 2001.С.242.

3. Религиозный календарь на 2009 год на башкирском языке. Уфа, 2008. С.117.

4. Кун Т. Структура научных революций. М., 2003. С.17.

5. См.: Яковец Ю.В. Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и перспективы // «Вопросы философии», 1997. № 1. С.3—17.

6. Баркер Дж. Парадигмы мышления: Как увидеть новое и преуспеть в меняющемся мире / Джоэл Баркер: Пер.с англ. М., 2007. С. 36.

7. См.: Гуманистическое направление в теории личности: Абрахам Маслоу // Хьелл Л.,  Зиглер Д. Теории личности. СПб.,1997. С. 479—527.

8. Фромм Э. Искусство любить: Исследование природы любви: Пер.с англ. М., 1990. С.23—24.

9. Коран Карим. Пер. и транскр. колл. авт. (на башк.яз.). Уфа, 1992. С.32.

10. Хадисы Пророка / Пер. и коммент. Иман Валерии Пороховой. М., 2003. С.136.

11. См.: Керимов Г.М. Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы  современности. СПб., 2008. С.130—146.

12. См.: Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 2002. С.108.

13. Коран Карим. Там же. С.38.

14. См.: Фахретдинов Р. Наставления. Уфа, 2006. С.131—132. С 188—189. С. 230.

15. См.: Кант И. Метафизика нравов //Он же. Критика практического разума. СПб., 1995. С.324—330.

16. Религиозный календарь на 2009 год. С.60.

17. Там же. С.55.

18. Хадисы Пророка. Указ. соч. С.195.

19. Там же. С.141.

20. Там же. С.196.

21. Религиозный календарь на 2009 год. С.64.

Мурат ТУХВАТУЛЛИН

Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2022