Композитор, певец, фольклорист

Народный артист Россий­ской Федерации, заслуженный деятель искусств России и Башкортостана, лауреат премии имени Салавата Юлаева Хусаин Файзуллович Ахметов был не только выдающимся композитором, творившим почти во всех жанрах музыки. Он был истинно народным певцом, редкостным исполнителем сложноорнаментированных башкирских народных протяжных песен. Это был большой знаток фольклора, известный и за пределами республики.

Он родился 6 января 1914 года в деревне Чингизово Баймакского района. Когда Хусаину было 4 года, умер отец, и в шестилетнем возрасте мальчик начал работать — пас лошадей. Он вспоминал, как рано ему приходилось вставать, когда дядя и старшие братья еще спали. Ох, как хотелось поспать! В голодное время мать доставала чашу катыка и поила им сына. Детей в семье было много, одиннадцать, но в живых остались только Хусаин и его сестра Гюльзамина. Дети поумирали кто от голода, кто от тифа.

В 9-летнем возрасте Хусаину пришлось уйти в сплавщики леса. Это была тяжелая, свя занная с риском работа. Он уже умел петь башкирские народные песни. На него оказали влияние деревенские  певцы, особенно Файзи Бурангулов. Десятилетия спустя Х.Ахметов не раз вспоминал в кругу домочадцев или среди друзей об этом замечательном певце: «Файзи Бурангулов покорял красотой тембра, высоким художественным вкусом и вдохновенностью исполнения. У него был мощный бархатистый тенор широкого диапазона. Репертуар его был не очень обширен, но предельно отточен. Наиболее совершенным было его исполнение песен «Арме», «Буранбай», «Шау­ра». Своеобразна была манера пения: он никогда не пел в присутствии людей, он пел, лежа в телеге. В своем дворе в тихие, безветренные, теплые вечера. И когда выдавался ясный, без­облачный день, жители деревни старались вернуться к закату солнца, чтобы незаметно для певца послушать его пение. Именно у него  я учился художественному пению».

Хусаин Ахметов перенял народную традицию и долгие годы творчески отшлифовывал, совершенствовал свое певческое мастерство. Он усилил им­провизационное начало, пел на огромном дыхании и часто соединял лиризм с драматизацией народного напева или песни. Где бы не был он: среди земляков или на лесосплаве, в среде артистов, поэтов, врачей, — всюду его любили за чудесное пение. Он рассказывал, как однажды, работая на плоту, поскользнулся и упал в стремительный речной поток, стал тонуть. Сплавщики, услышав, что тонет мальчик-певец, зацепили его багром за одежду и спасли. Позже он часто повторял, что мог умереть с голоду или от тифа, мог утонуть на лесосплаве, его мог съесть медведь или загрызть волк, когда он бродил по лесам, переходя из деревни в деревню, но нет.., судьбе было угодно, чтобы он уцелел и стал большим музыкантом.

Он пел, когда приезжали односельчане, среди них всегда были певцы, кураисты. Пел он самозабвенно. При пении входил в образ и на ходу им­провизировал. Он замечательно исполнял и свои песни, особенно романсы: «Ночной Урал» (слова К.Даяна), «Неси людям солнца свет» (слова Ш.Бабича), «Без тебя жить невозможно» (слова Н.Наджми), «Созвездия» (собственные слова) и другие.

Впервые мысль о необходимости профессионального учения пению, музыке заложил в его сознание известный драматург С.Мифтахов. Сложная жизненная тропа привела Хусаина в Башкирскую национальную студию при Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского. На первом же прослушивании он покорил изысканную профессуру, приемную комиссию исполнением башкирских протяжных песен. Его приняли на вокальное  отделение. Он учился вместе с талантливыми молодыми людьми, отобранными в районах Башкортостана известными энтузиастами Султаном Габяши и Газизом Альмухаметовым. Среди них были Бану Валеева, Асма Шаймуратова, Габдрахман Хабибуллин, Хабир Галимов и другие будущие звезды башкирского вокального и оперного искусства. С открытием в студии композиторского отделения он стал учиться одновременно и в классах композиции у Е.О.Месснера, Ю.М.Яцевича, позже у профессора А.Н.Александрова.

Пианино он увидел впервые в 19 лет. Инструмент привел его в восторг. Кроме вокала и композиции, он много занимался по фортепиано и к концу обучения хорошо играл сонаты Бетховена, до-диез-минорный ноктюрн Шопена, «Шествие гномов» и «Утро» Грига, фуги Баха. Дипломной работой явилась одночастная симфония «Летопись».

Начав с одноголосных башкирских озон-кюев, Хусаин Ахметов стал профессиональным композитором. Он автор двух опер: «Современники» и «Наркэс», балета «Горный орел» (совместно с Н.Сабитовым), двух симфоний, трех симфонических сюит, создатель первого башкирского струнного квартета (первые исполнители — Ленинградский квартет им. Н.А.Римского-Корсакова), первых башкирских романсов, вокальной поэмы. Им написано свыше 300 песен, романсов, вокальных циклов. Он одним из первых среди башкирских композиторов обратился в своем вокальном творчестве к поэзии Пушкина, Лермонтова, Есенина, Маяковского  и других русских, в том числе советских поэтов.

Как-то композитор делился мыслями о творчестве с поэтом Махмутом Уразаевым: «Творец — это земной человек, он похож на пахаря. Он в без­остановочном творческом движении, процессе, пути. Как не останавливаются реки, так творческий работник на своем пути не знает остановки, молчания…»

Всю свою жизнь Х.Ф.Ахметов носил в сердце родные народные песни. Он держал в памяти до 200 народных песен и наигрышей. В 1954 году в Уфе был издан сборник «Башкирские народные песни». Одним из его составителей был Хусаин Файзуллович. В сборник вошло 250 народных песен и наигрышей. Более 100 из них нотированы Х.Ф.Ахметовым с собственного исполнения и с голосов многочисленных народных певцов различных районов Зауралья. Этот ценный труд обобщил материалы фольклорных экспедиций в ­30-ые годы под руководством крупнейшего фольклориста, московского музыковеда Льва Николаевича  Лебединского. В экспедиции также  участвовали Загир Исмагилов, Файзи Гаскаров, поэт Гайнан Амири, художник Мухамет Арсланов. Сборник стал редкостью, превратился в пособие для всех, кто изучает башкирскую народную музыку.

Летом 1972 года Х.Ахметов перенес третий обширный инфаркт миокарда. Врачи вырвали его из лап смерти. Он вернулся из больницы домой, и опять жизнь потекла почти как по-прежнему: сочинял музыку, как всегда, по ночам. В конце июля я уговорила записать на магнитофон его голос, как он поет народные песни, хотя бы для семьи. Установила в кабинете походный магнитофон, он сел у распахнутого окна и запел. Он прекрасно спел «Урал», «Гилмиязу», «Бейеш», «Сибай». Потом пошли сложнейшие «Буранбай», «Шаура», «Салимакяй» и др. Позже он мотивировал со своего голоса эти и другие, всего 17 сложноорнаментированных озон-кюев. Он работал довольно долго. Потом послал магнитофонную ленту и нотации в Москву, в фольклорную комиссию при Союзе композиторов СССР. В 1978 году в Москве издательством «Советский композитор» был выпущен сборник «Башкирские протяжные песни», серия из коллекции фольклориста. К нему была приложена гибкая пластинка с записью трех песен. Запись на магнитофон в домашних условиях отредактировали на Всесоюзной студии грамзаписи фирмы «Мелодия». Эти записи «… доносят до слушателей непередаваемое нотами своеобразие песен необыкновенно широкого дыхания в исполнении большого знатока башкирской музыки…» Пластинка составлена в 1975 году И.Брод­ским. Вот так неожиданно возникший домашний разговор привел к изданию второго фольклорного сборника Хусаина Ахметова с фиксацией ценнейшего духовного наследия башкирского народа, необходимого для будущих поколений фольк­лористов и широкого слушателя, заинтересованного в национальном искусстве. Предисловие к сборнику, книжке написал Лев Лебединский.

Х.Ахметова называли: наш любимый композитор, «художник мелодий», соловей из долины Сакмара и т.д. Поэты Назар Наджми, Нажиб Идельбай, Абдулхак Игебаев посвятили ему стихи.

Жители различных городов и деревень республики, школьники с Украины, дочь Мусы Джалиля из Казани писали ему письма, благодарили за прекрасную музыку. Поэты, писатели, музыканты писали о его жизни и творчестве статьи в газеты и журналы. Одна из первых рецензий «Концерт двух композиторов» была написана педагогом-пианистом М.А.Зайдентрегером (газета «Красная Башкирия», 29 ноября 1947 г.), где он приветствует новые сочинения Хусаина Ахметова и Рауфа Муртазина. Музыковеды Наталия Шумская и Гульназ Галина написали о нем книги.

Воспитанный живописной, волшебно прекрасной природой Башкор­т­остана, Х.Ахметов провел через свое сердце, душу, жизнь народные песни, мелодии, вырос на них как художник. Большое внимание он уделял обработке народных песен. Это — «Урал», «Буренушка», «Ирендык», «Шаура», «Ялсыгол» для  голоса и фортепиано. Песни «Азамат» и «Плакучая черемуха» обработаны для голоса и оркестра русских народных инструментов. Ценны хоровые обработки напевов и песен: «Семь девушек», «Зарифа», «Тюяляс», «Два молодых сердца», «Дорогой Ленина» и др. Им написана фантазия на тему песни «Буранбай» для скрипки и фортепиано (первый исполнитель — Михаил Швайштейн). Все обработки выполнены со знанием дела, со вкусом. Достигнуто органическое единство мелодии, гармонии, фактуры. Композитор говорил: «Как у каждого народа есть свои задушевные мелодии, свои песни, так в каждой песне, ее природе заложен потенциал для гармонии, фактуры, ритмического развития. При обработке это надо уловить. Так как, когда обрабатываешь народные песни во всеоружии музыкально-выразительных средств, или, к примеру, обработки для хора, то должно быть достигнуто органическое единство законов гармонии и национальных песенных традиций. Надо достичь нераздельного единого целого, чтобы обработка песни воспринималась как единое звучащее явление. У нас бывают случаи, когда при обработке народных песен отдельные музыканты напрямую, механически используют классическую гармонию. Я не опровергаю совсем этот путь. Тем не менее, в таком случае говорить об органичном единстве той или иной  народной мелодии и гармонии трудно. Нам надо тщательно находить, открывать внутренние возможности народной мелодии, развивать и обогащать песенное богатство, его потенциал, вырасти из стадии обучения и работать. Только тогда мы достигнем высот современной и общей музыкальной культуры».

Композитор применял цитаты из фольклора в некоторых своих произведениях. Так в I часть «Башкирской лирической сюиты» он ввел мелодию народной плясовой песни «Гюльназира». В III части Струнного квартета звучат мелодии «Хромой саврасый конь» и «Кавалерийский конь со звездочкой на лбу».

Народность в высоком смысле слова характерна музыке оперы «Современники». В ариях, хорах традиция классического озон-кюя осуществлена на симфонизированном уровне. «Слушатели были покорены богатством мелодий, — пишет музыковед Г.Мартыненко, — оперная кантилена органически сочетается с башкирской национальной мелодикой интонации  массовой советской песни — с выразительными декламационными оборотами в диалогических сценах. Это композитор-певец души башкирского народа».

В таком же опоэтизированном народном стиле написана и опера «Наркэс». Это — выдающееся  достижение композитора.

Красота, народная интонационная почвенность отличают и вокальные произведения позднего периода творчества композитора. Это — песни «Ирендык мой», «Голубой Ик», «Баймак» (все на собственные слова), «Для моего народа» (слова Ш.Бабича), «Родная земля» (слова А.Ахметкужина), «Башкортостан — золотая моя колыбель» (слова Ш.Биккула), романс «Созвездия» и др. Башкирские композиторы будущих поколений будут возвращаться к фольклору, заимствуя из него пищу для творчества, темы, мелодии. Только проведя через свое сердце народную мелодику, можно создать истинно народное по духу произведение.

Гульнара АХМЕТОВА

Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2022