ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ПО ВНЕДРЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯПредседатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин 8 февраля 2010 года провел в Уфе заседание Правительственной комиссии по вопросам регионального развития. Основное внимание участники встречи сосредоточили на развитии информационных технологий.
В заседании комиссии приняли участие первый заместитель Председателя Правительства России Игорь Шувалов, заместители Председателя Правительства РФ Сергей Иванов, Дмитрий Козак, Сергей Собянин, члены Правительства РФ, главы профильных министерств и ведомств, руководители регионов и муниципальных образований Российской Федерации.
В своем выступлении Владимир Владимирович Путин подчеркнул, что успех внедрения современных информационных технологий в работу регионов и муниципалитетов зависит от согласованных действий на всех уровнях власти. Только так можно выстроить интегрированную систему, адекватную запросам современной экономики, общества. Информационные технологии давно перестали быть чем-то абстрактным, их использование позволяет сократить время на получение государственных услуг и повысить качество их предоставления.
Каждый взрослый россиянин обращается в государственные структуры три-четыре раза в год. Нужно избавить людей от необходимости ходить по конторам, то есть уже в ближайшем году полностью отстроить систему предоставления информационных государственных услуг в электронном виде, обеспечить людям доступ к информационным интегрированным каналам связи и сервисным порталам. А роль ключа к ним во многих регионах уже играет социальная карта.
Владимир Путин высоко оценил опыт Башкортостана в этой сфере.
Выступление
Президента Республики Башкортостан М.Г. Рахимова
на заседании Правительственной комиссии РФ
по вопросам регионального развития на тему
«О развитии информационных технологий в субъектах
Российской Федерации»
Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые участники заседания!
В Республике Башкортостан внедрение информационных технологий в практику государственного и муниципального управления началось с 1993 года. Эту работу мы ведем поэтапно. И реализация каждого этапа согласуется с задачами, поставленными на федеральном уровне, а также необходимым накоплением ресурсов, повышением уровня компетентности субъектов процесса информационного развития, адаптацией населения к проводимым изменениям.
На первом этапе формировалась необходимая исходная среда для внедрения информационных технологий в практику управленческой деятельности. На уровне учреждений и отдельных структур создавались локальные сети, внедрялись элементы электронного документооборота, оценивались возможности использования Интернета и информатизации управленческих процессов. Республика стала одним из первых регионов, где в полном объеме были внедрены технологии электронных платежей в банковской сфере.
С 1996 года началось создание автоматизированной системы учета населения на основе выдачи персональных социальных номеров. Основная цель этой программы — переход на адресную социальную поддержку граждан и создание единой системы учета индивидуальных налогоплательщиков. Впоследствии этот опыт был реализован в масштабах всей страны.
С 1997 года к этой системе подключено региональное отделение Пенсионного Фонда. Это позволило, без дополнительных затрат и потерь времени граждан, создать банк данных индивидуальных счетов пенсионеров и тех, кто уплачивает пенсионные взносы.
К этим инновационным подходам не всё население было готово. Переход на цифровые технологии до сих пор не всеми людьми воспринимается однозначно.
Одновременно началось массовое внедрение расчетных пластиковых карт. Здесь тоже пришлось преодолевать массу предубеждений и устаревших стереотипов. Оператором проекта стал «Башкредитбанк». В дальнейшем, объединив все эти наработки, мы смогли представить гражданам новую услугу — информирование о состоянии лицевых счетов с применением технологий удаленного доступа.
Накопленный опыт и запуск Федеральной целевой программы «Электронная Россия» позволили перейти к формированию долгосрочной стратегии внедрения информационных технологий в практику государственного и муниципального управления. С 2002 года в республике реализуется Концепция информационной политики. Координацию осуществляет Межведомственная комиссия по развитию информационных и телекоммуникационных технологий. С этого времени начал действовать Официальный информационный портал органов государственной власти Республики Башкортостан.
На заседании Государственного Совета по здравоохранению, который проводился в г. Тамбове в 2003 году, были озвучены практика и перспективные возможности использования информационных технологий при решении социальных вопросов в регионе. Там был представлен и проект «Социальная карта Башкортостана», которому Вы, Владимир Владимирович, дали высокую оценку.
Поставленные Вами задачи по реформированию государственной службы нашли свое отражение в программе «Электронный Башкортостан», определившей план работ на 2006 — 2010 годы.
В республике на сегодняшний день созданы все основные элементы, необходимые для построения электронного правительства и оказания услуг в электронном виде. Это — портал органов государственной власти, сайты министерств и ведомств, сайт государственных услуг, портал госзакупок, информационные киоски и электронная карта. Разработан Единый Перечень, в который включены 286 услуг и функций, оказываемых республиканскими органами власти. Утверждено 88 административных регламента, сформирован перечень из 25 первоочередных государственных услуг, подлежащих переводу в электронный вид.
На уровне муниципалитета Уфы создан центр, работающий по принципу «Единого окна». Здесь автоматизированы процессы подготовки всей разрешительной документации на строящиеся объекты и управления муниципальным имуществом. В этой системе взаимодействуют организации всех уровней власти, что позволило ликвидировать очереди и устранить многочисленные посреднические фирмы.
С 2007 года действует Удостоверяющий центр органов государственной власти республики. Определен уполномоченный исполнительный орган и разработана нормативная база в области использования электронной цифровой подписи. Уже 15 тысячам государственных и муниципальных организаций предоставлена возможность полноценно участвовать в электронном документообороте, обмениваясь юридически значимыми документами.
В республике создана мощная материально-техническая база информатизации. Одним из крупнейших региональных операторов связи в стране, ак ционерным обществом «Башинформсвязь», предоставляются услуги по всем видам качественной скоростной связи и телекоммуникационной инфраструктуры. Проложены 16 тыс. километров волоконно-оптических линий связи, построены новейшие станции. Современными услугами связи охвачена вся территория республики, тем самым практически ликвидировано цифровое неравенство между районами и городами. И это исключительно важно, поскольку более 40% нашего населения проживает на селе.
Развитая инфраструктура позволяет применять информационные технологии в полном объеме на всей территории республики. В частности, системой спутниковой навигации уже оснащены более 2 400 транспортных средств. В том числе — машины скорой помощи, пассажирские автобусы, троллейбусы и даже часть сельскохозяйственной техники.
В республике в основном завершен переход на цифровое телевизионное вещание. С 2001 года на основе частно-государственного партнерства начала работать компания «Спутниковые телекоммуникации Башкортостана». Её сеть сегодня состоит из 345 ретрансляционных пунктов. Учитывая социальную значимость телерадиовещания и готовность республики, просим Вас, уважаемый Владимир Владимирович, включить Башкортостан в число регионов первой очереди программы внедрения цифрового телерадиовещания в стране.
Население получает все более широкий доступ в мировую информационную сеть, в том числе за счет пунктов коллективного пользования. Опыт Республики Башкортостан по обеспечению открытого доступа к социально значимой информации оценен ЮНЕСКО как лучший на территории постсоветского пространства. Более 10 лет в республике на базе библиотек выстраивается система по созданию центров предоставления правовой информации населению. Работа идет на условиях государственно-частного партнерства. В городах и сельских поселениях открыто более 100 таких центров с бесплатным доступом.
В городах республики функционируют единые информационные сети муниципальных образований. Материалы о них представлены на выставке. Это совокупность информационных ресурсов и систем, необходимых для эффективного взаимодействия органов местного самоуправления по информационно-справочному облуживанию граждан, предприятий и организаций. Создается возможность автоматического мониторинга и оперативного управления качеством снабжения энергетическими ресурсами многоквартирных домов и помещений организаций.
Вошедший в структуру информационной сети персональный кабинет каждого жителя позволяет получать электронным способом всю необходимую индивидуальную информацию о предоставляемых услугах в муниципальном образовании.
По программе «Электронный Башкортостан» организована система информационного взаимодействия органов власти и муниципальных образований.
Сегодня использование информационных технологий в республике приобрело системный характер. Они широко и комплексно применяются в учреждениях здравоохранения и образования, в управлении деятельностью общественного и специального транспорта, в системах МВД, ГИББД, МЧС.
Консолидировать их призван проект «Социальная карта Башкортостана», который отличается универсальностью. В нем учтены различные виды социальной поддержки и помощи, предоставляемые ведомствами федерального, регионального и муниципального подчинения.
В органах социальной защиты открыты пункты приема заявок и выдачи гражданам социальных карт без взимания платы. Выпуск и обслуживание электронных карт ведут пять банков, а затраты возмещаются в рамках государственно-частного партнерства. Всё это позволило минимизировать бюджетные расходы.
Фактически, социальная карта стала отправной точкой дальнейшей информатизации республики. Формируются «Социальный регистр населения» и «Регистр социальных карт» для хранения персональных данных и учета прав граждан на получение услуг и льгот. В целях сопровождения этих ресурсов создана уполномоченная организация — акционерное общество «Башкирский регистр социальных карт». Всё это гарантирует достоверность и адресность предоставляемых услуг и льгот.
В проекте «Социальная карта Башкортостана» уже сформировано 9 приложений: социальное, медицинское, транспортное, налоговое, пенсионное, дисконтное, банковское, приложение МВД РФ и Росреестра. На стадии реализации приложения: правовое (Федеральной службы судебных приставов) и образовательное. Как видно из этого перечня, пять из них работают в рамках функций федеральных ведомств.
Концепция проекта обеспечивает совместную устойчивую работу межведомственных баз данных. Система готова к функциональному расширению и оперативной настройке по мере совершенствования законодательства. Она имеет оптимальный уровень защиты и контроля, обеспечивает эффективное использование бюджетных средств и легко воспринимается населением. Создаются все предпосылки для формирования электронного паспорта гражданина.
Проект «Социальная карта Башкортостана» признан и на международном уровне. Он получил первую премию на конкурсе инновационных банковских продуктов «ОСКАРД — 2009» в Париже в категории «Услуги».
«Социальная карта Башкортостана» полностью соответствует концепции проекта Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Думаю, что наш опыт можно рассматривать как базовый при подготовке и реализации данного закона.
Уважаемый Владимир Владимирович!
В заключении позвольте затронуть ряд наболевших вопросов.
Информатизация предполагает сокращение бумаготворчества и проверок, экономию времени, средств и усилий. На деле, к сожалению, этого не происходит! Например, одно из наших министерств, помимо республиканских органов, отчитывается перед 13 федеральными структурами. Если в 2006 году к ним поступило 1324 запроса, то за 10 месяцев прошлого года — уже 1885 запросов! При высокой открытости, наличии сайта, электронного документооборота такая массированная переписка, конечно, не рациональна и требует больших трудозатрат.
Вызывают озабоченность излишняя автономность и закрытость ведомственных систем. При наличии единого стандарта взаимодействия ряд задач будет решен именно за счет интеграции пока еще разрозненных информационных ресурсов. Мы решаем эту проблему на базе использования СНИЛСа Пенсионного Фонда.
Особого внимания заслуживают вопросы унификации стандартов, программного обеспечения межведомственного электронного документооборота; разработки в едином формате регламентов и поэтапного перевода государственных услуг в электронный вид; формирования их массового потребителя. В целом, нужно совершенствование инструментов идентификации физических и юридических лиц для обеспечения удобного и недорогого способа получения ключей электронной подписи и карт. Потребуются и подзаконные акты, обеспечивающие универсальность их использования.
Одной из основных причин пробуксовки программы «Электронная Россия» мы считаем рекомендательный характер ее положений. При выстраивании электронного правительства, дальнейшем развитии государственной автоматизированной системы «Управление» это следует учесть. Надо предусмотреть обязательное внедрение в регионах и федеральных органах власти типовых решений, апробированных на практике. Это ускорит реализацию проекта электронного правительства и обеспечит совместимость всех систем по вертикали «федеральный центр — регионы — муниципальные образования».
Мы готовы делиться накопленным опытом, принять предложения и замечания для дальнейшей работы. Подробные материалы о наиболее масштабных проектах, реализуемых в Башкортостане, где информационные технологии играют ведущую роль, вам розданы.
Благодарю за внимание.
|