ОТ ГОДА УЧИТЕЛЯ — К «ВЕКУ ОБРАЗОВАНИЯ»

XXI век был объявлен ЮНЕСКО «веком образования». Первое десятилетие нового века проходит под знаком серьёзной модернизации отечественного образования, позитивных перемен в нем, общественного признания и уважения благородного учительского труда. 2010 год объявлен в России Годом Учителя, и это серьезный повод для размышления, что уже сделано в системе образования. И о том, что еще предстоит сделать. С чем же вошла республиканская система образования в юбилейный год?

Как подчеркнул Президент Российской Федерации Д.А.Медведев на церемонии открытия Года учителя в Российском государственном педагогическом университете имени А.И.Герцена в Санкт-Петербурге: «Сегодня благодаря когорте ярких и прогрессивных педагогов складываются и современные традиции: традиции обучения, традиции воспитания. Задача государства заключается в одном — повышать престиж учительского труда».

Уважение и признание учительского труда — мощный стимул для развития всего профессионально-педагогического корпуса, ключевое направление модернизации образования, что, несомненно, будет способствовать сохранению в школах лучших учителей, педагогов-практиков.

Общеобразовательная школа вне зависимости от места территориального расположения, будь то престижный микрорайон столицы или отдаленное село, призвана закладывать основы целевых и духовно-нравственных ориентиров новых поколений. В реализации этого направления велика роль учителя. Президент Республики Башкортостан М.Г.Рахимов на республиканском совещании по образованию (Баймакский район, с.Ургаза, 7 августа 2009 г.) сделал акцент на том, что: «Успех этой работы во многом зависит от фигуры учителя. Кем он является для детей, какой пример подает, может ли быть ли дером в любой ситуации?» Глава республики напомнил насколько  высок был авторитет учителя в сороковые — пятидесятые годы прошлого века. Он справедливо отметил, что именно в то время страна сделала огромный рывок в социально-экономическом развитии. Мы тогда встали на один уровень с самыми развитыми странами!».

Система образования Республики Башкортостан по своим основным параметрам — одна из крупнейших в Российской Федерации и включает 4500 образовательных учреждений, в которых обучаются и воспитываются свыше 870 тыс. человек, трудятся около 190 тысяч педагогов. Система образования Башкортостана динамично развивается, и в этом — большая заслуга его учительства.

В настоящее время система образования Республики Башкорт­остан, как и в прошлые годы, устойчиво занимает ведущие позиции в стране по объемам строительства учреждений образования, программно-целевому управлению отраслью, количеству инновационных образовательных учреждений и обучающихся в них, высокому уровню поддержки одаренных детей и талантливой молодежи.

Осуществление масштабных и системных программ и проектов не может быть успешным без внедрения инновационных подходов к системе управления образования, прежде всего на республиканском уровне. Действуют 13 целевых программ в области образования, финансируемых из бюджета республики. Так, по эффективности реализации региональной образовательной политики Республика Башкортостан занимает первое место, а по качеству образования — пятое в масштабах Российской Федерации.

К началу Года учителя педагоги Башкортостана внесли значительный вклад в развитие образовательной системы региона, занимающей достойные позиции в масштабах Российской Федерации:

— по рейтингу Высшей школы экономики, по общему школьному образованию Республика Башкортостан занимает третье место в Российской Федерации, консолидированным показателям по всем уровням образования — девятое (для сравнения: 1 место — г. Москва, 2 место — Брянская область, 4 место — Тюменская область, 5 место — Пензенская область, 6 место — Республика Татарстан);

— усилилась работа по продвижению одаренных детей и талантливой молодежи, их подготовке к олимпиадам различного уровня. Определилась динамика роста числа победителей всероссийской олимпиады школьников по годам. Так, если в 2005 году их было всего 15, то в 2009 году этот показатель возрос до 29. Для сравнения: (в прошедшем году Республика Башкорт­остан заняла 11 место среди субъектов Российской Федерации по количеству победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, 10 — по количеству награжденных премиями для поддержки талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта «Образование»);

— по количеству учителей — победителей конкурса приоритетного нацио­нального проекта «Образование» в 2009 году Республика Башкортостан заняла третье место в стране;

— по количеству инновационных общеобразовательных учреждений — гимназий и лицеев Республика Башкортостан занимает первое место в Приволжском федеральном округе;

— 57% учителей всех дисциплин владеют и используют на уроках информационно-коммуникационные технологии;

— 100% учителей республики создали на информационно-образовательном портале Башкортостана собственные веб-страницы с личными учебными, внеучебными, научными и экспериментальными достижениями, составляющими их портфолио.

За последние годы Правительством республики было принято немало целенаправленных решений по повышению объемов капитального строительства, ремонту аварийных школ, укреплению материально-технической базы, обеспечению комплексной безопасности, включая пожарную, всех государственных образовательных учреждений с круглосуточным проживанием детей, материальной поддержке учительских семей. Только за последние три года в систему образования республики направлено около 72,7 млрд руб.

Социальная составляющая в прогнозе консолидированного бюджета республики на 2010 год составляет почти 70%, из них доля образования занимает 30% (29,1 млрд руб.). Крупнейшая программа этого раздела — Республиканская программа развития образования — более 18 млрд 337,8 млн рублей. 

Больше года финансирование муниципальных школ производится по нормативно-подушевому принципу, а во всех учреждениях образования внедрена новая система оплаты труда. Так, кризисные явления в экономике не оказали сильного воздействия на государственную поддержку республиканской системы образования, расходы на функционирование которой за последний год не только не уменьшились, а по некоторым направлениям даже возросли.

В качестве важного результата этого процесса отметим рост заработной платы работников образовательных учреждений, превысившей в 2009 году аналогичный показатель на 31% по сравнению с прошлым годом.

Естественно, для полноценной работы и жизни учителя нужно создавать максимально комфортные условия. Так, в целях повышения престижа педагогической профессии, усиления социальной защищенности  педагогических работников  реализуется республиканская целевая программа «Педагогические кадры Республики Башкортостан», благодаря которой решается комплекс задач по обеспечению педагогических работников санаторно-курортными путевками, выплате единовременного пособия молодым педагогам, впервые приступившим к работе после окончания образовательного учреждения педагогического профиля. Так, за последние три года 1473 педагогических работника республики получили санаторно-курортные путев­ки и смогли поправить свое здоровье в санаториях «Юматово», «Танып», «Радуга», «Талкас», более 2000 молодых педагогов государственных и муниципальных образовательных учреждений республики получили единовременное пособие.

За последние два года 1025 педагогических работников получили жилищные субсидии на приобретение готового жилого помещения, на строительство жилья, а также приобретение жилого помещения путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома. Педагогическим работникам за счет администраций районов и городов, предприятий и организаций предоставлено свыше 200 квартир. Наибольшее количество педагогов, получивших квартиры за счет администраций районов и городов отмечается в Уфе и Стерлитамаке.

Решением жилищных проблем педагогов стала программа «Свой дом», в рамках которой выделяются земельные участки под строительство жилья и выдаются кредиты. Как подчеркнул в недавнем интервью на пресс-конференции республиканских СМИ Премьер-министр Правительства Республики Башкортостан Р.С.Сарбаев: «Мы не только поддержали экономику с помощью проекта малоэтажного строительства, не только дали работу небольшим строительным фирмам, мы сделали масштабный шаг в укреплении СЕМЬИ этим проектом. Будет дом, будет своя земля —  будут дети, лад».

На многочисленных конкурсах профессионального педагогического мастерства, главный из которых — «Учитель года», наши талантливые педагоги раскрывают свой творческий потенциал. Год за годом конкурсное движение открывает новые имена, сплачивает педагогов-единомышленников, задает новые параметры качества учительской профессии. Инновационный потенциал профессионально-творческих возможностей наших педагогов раскрывают конкурсы: межрегиональный «Учитель года башкирского языка и литературы», «Учитель года русского языка и литературы», «Учитель татарского языка и литературы», «Лучший преподаватель года», «Мастер года», «Педагог года»,  «Педагог-исследователь» и «Лучший библиотекарь».

Обладателями почетного звания «Народный учитель» стали Лиза Киямовна Агадуллина, учитель химии средней школы № 42 г.Уфы, Роман Григорьевич Хазанкин, учитель математики Белорецкой средней компьютерной школы, директор средней школы № 1 села Стерлибашево Минихана Ишмухаметовна Багаутдинова и учитель физики Большеустьикинского лицея Мечетлинского района Елизавета Владимировна Фомина.

В дополнение к существующим конкурсам профессионального мастерства в следующем учебном году планируется проведение новых конкурсов республиканских педагогических званий: «Учитель-мастер», «Педагог-исследователь», «Учитель-экспериментатор», которые должны стать значимым условием стимулирования творчества и инновационной активности.

Действует республиканская целевая программа подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров за рубежом на 2008—2012 годы, в рамках реализации которой несколько учителей в прошлом году были направлены на стажировки в зарубежные университеты.

Одно из ключевых направлений инициативы «Наша новая школа» —  развитие учительского потенциала, в том числе переход к новым моделям повышения квалификации учителя. Непременное условие прогресса общего образования —  это комплексная поддержка лучших педагогов и обеспечение постоянного повышения их квалификации. Ежегодно на базе педагогических вузов республики и института развития образования повышают свою квалификацию более 17 тысяч учителей и преподавателей. Активно идет работа по распространению передового опыта на мастер-классах, авторских секциях лучших учителей. И такие инициативы получают всемерную поддержку.

В первую очередь речь идет об индивидуальных программах повышения квалификации, в рамках которых учитель может осваивать отдельные модули в короткий срок. В условиях необходимости кадрового обеспечения процессов комплексной модернизации образования важно создать и запустить в действие персонифицированную систему повышения квалификации и профессиональной переподготовки, включая дистанционные формы, с тем, чтобы каждый педагогический работник получал и добывал знания для решения профессиональных задач с учетом требований времени.

Повышение квалификации педагогических работников необходимо по­строить в форме многообразных и преемственных образовательных программ с предоставлением возможности непрерывного и опережающего образования с учетом конкретных условий, в которых работает педагог, его функ­ций, определяемых программой развития образовательного учреждения.

Ежегодно мы становимся свидетелями рождения новых, более эффективных методов обучения и воспитания, сохранения традиционного позитивного опыта и создания современных образовательных технологий. Их носителями часто выступают многочисленные династии учителей. Особое уважение и преклонение вызывают педагогические династии возрастом в 600 и даже 700 лет.

Многие из передовых ученых, ведущих подготовку и переподготовку кадров  для образовательной практики, сегодня  являются известными авторами учебников, разработчиками современных образовательных технологий, такие как Асадуллин Р.М., Гаязов А.С., Саяхова Л.Г., Сатбалдина С.Т., Сухов В.П., Рахимов А.З., Штейнберг В.Э., Юнусбаев Б.Х, Азнабаева Ф.Ф. 

Реализация приоритетного национального проекта «Образование» создала мощные стимулы для инновационного развития школы. За последние годы значительно выросло число педагогов-новаторов. Около 1,5 тыс. лучших учителей победили в федеральных конкурсах в рамках национального проекта «Образование». В 2010 году 40 талантливых учителей станут обладателями грантов в размере 200 тыс. рублей каждый. Разработка и внедрение моделей распространения лучших практик деятельности образовательных учреждений — победителей конкурсов необходимы для повышения качества, доступности, эффективности, непрерывности и инновационности образовательной среды.

Педагогический смысл реализации образовательной инициативы «Наша новая школа» состоит в создании современной школы, способной раскрыть личность ребёнка, воспитать в детях интерес к образованию, к учёбе; стать современной, адекватной нашей жизни образовательной системой.

Не вызывает сомнения, что одна из главных задач школы —  содействие личностному росту учеников, но решение ее не представляется возможным без творческого роста самого учителя, «портрет которого должен быть ярче, чем портрет самого лучшего ученика».

К числу важных проблем активизации инновационной деятельности современного учительства можно отнести потребность в федеральной программе обеспечения жильем учителей, которые приходят работать в школу, включая содействие миграции через региональные программы лучших педагогических кадров в центры образования — базовые школы, стажировки учителей в лучших инновационных школах других регионов и за рубежом.

Размышляя об эффективности учительского труда, лучшего взаимопонимания следует отметить такой профессионально-психологический фактор: «учитель должен быть интересен школьнику».

Сегодня важно восстановить систему переподготовки учителей, в частности, систему летних школ. Помочь реализации этой идеи может организация подобных курсов на базе педагогических вузов в летние месяцы.

Общепризнано, что учительская профессия одна из самых востребованных в мире. Результаты труда учителя опосредованно отражаются на судьбах миллионов людей, а по большому счету — целых стран. Закладываемая им в сознание своих учеников мораль, духовное богатство его личности дают о себе знать в любой сфере деятельности, с которой мы так или иначе сталкиваемся. Его личность, разносторонний труд задействованы в каждой сфере. С каждым годом уважение к труду педагогов растет, слово «учитель» сейчас означает нечто большее, чем просто профессию. И поэтому абсолютно справедливо ставшее популярным утверждение о том, что учитель — это не просто род профессиональной деятельности, учитель — это образ жизни.

В этом году в республике продолжается реализация системы комплексных мер, направленных на повышение социального статуса и престижа педагогической профессии.

Необходимо продолжать развивать конкурсное движение среди учителей, проводить конференции и форумы, направленные на развитие профессиональных педагогических сообществ.

В системе общего образования серьезная работа предстоит в связи с вводом в действие начиная с 2010 года нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Все, что заложено в новом стандарте, адресовано не только школьникам, учителям, руководителям общеобразовательных учреждений, но в не меньшей степени органам власти всех уровней.

Новый стандарт определяет комплекс требований, которым должны соответствовать образовательный процесс, его результат и, что очень важно, условия обучения (материально-технические, кадровые, финансовые и т.д.).

Перед всем педагогическим сообществом стоит важнейшая задача по разработке новых образовательных программ, внедрению эффективных образовательных, информационно-коммуникативных и здоровьесберегающих технологий.

Конструируя содержание образования начальной школы, равно как и остальных его ступеней, необходимо в полной мере учесть региональные, нацио­нальные и этнокультурные потребности народов, проживающих в нашей республике, обеспечить сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия нашего многонационального народа, права на изучение родного языка, возможности получения образования на родном языке.

За последние годы многое изменилось в нашем образовании, в нас самих и вокруг нас. Но какие бы перемены ни происходили, стержнем образования остается учитель, ежедневно и ежечасно проявляющий себя многопланово, — не только как учитель-предметник, но и как классный руководитель, психолог, со своей нравственной позицией. А для столь ответственной работы нужны талант, призвание, опыт, преданность профессии, любовь к детям, и, конечно же, вдохновение.

В последние годы понимание роли и значимости образования появилось на самом высоком, государственном уровне. В наступившем новом году у педагогического сообщества Башкортостана появляется еще большая возможность раскрытия своего многогранного таланта. Проведение Года учителя — возможность еще на большую высоту поднять социальный престиж профессии учителя, развить его творческий и профессиональный потенциал.

С каждым новым учебным годом у нас растет число победителей олимпиад, доказывающих высокий уровень своих знаний дальнейшей учебой в ведущих вузах страны. В рамках нацпроекта в первой «десятке» страны вновь находятся наши талантливые молодые люди, а в «тройке лидеров» — сами учителя.

В рамках Года учителя нам предстоит определить ключевые приоритеты дальнейшего развития школы, включая проведение мероприятий различного характера, направленных на развитие профессиональных педагогических сообществ и на формирование позитивного образа учителя.

Сегодня перед учителем ставятся принципиально иные задачи. Дети имеют доступ к самым разным источникам информации: от книг и телевидения до Интернета, и учитель зачастую не является главным источником знаний. В этих условиях требования к квалификации учителя многократно возрастают.

Он должен сегодня уметь организовать работу со всеми источниками информации, сотрудничество в классе и за его пределами, научить ребят учиться.

На новом этапе развития общества показатели информатизации являются основным критерием оценки уровня развития образования, и от современного учителя требуется владение современными информационно-коммуникационными технологиями.  Все школы республики имеют доступ к сети Интернет, многие из них активно используют электронные образовательные ресурсы. В настоящее время успешно реализуется очень важный проект — информационно-образовательный портал Республики Башкортостан, созданный при активной поддержке Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. Его цель — формирование системы обеспечения участников проекта информационно-цифровыми ресурсами учебно-методического назначения и управления.

Уникальность портала состоит  в том, что на нем аккумулирован инновационный педагогический опыт в едином образовательном пространстве. Благодаря этому обеспечивается возможность предоставления электронных образовательных услуг всему учительству республики. Использование портала приводит к увеличению количества учителей, владеющих информационно-коммуникационными технологиями.

На портале представлены все муниципальные образования, все школы и все учителя. На сегодняшний день у каждого учителя республики собственная веб-страница не только с личными учебными, внеучебными, научными и экспериментальными достижениями, составляющими его портфолио, но и данными, необходимыми руководителю образовательного учреждения.

Учитывая прозрачную конкурсную систему поступления в вузы, мы должны уяснить, что от квалификации учителя самым непосредственным образом зависит дальнейшая жизненная и профессиональная успешность ученика.

Не секрет, что учителя сталкиваются с определенными трудностями в своей профессиональной деятельности. Потому необходимо совершенствовать систему оказания научно-методической поддержки и повышения квалификации учителей. Значительные шаги в этом направлении сделаны головным педагогическим вузом республики — Башкирским государственным педагогическим университетом им. М.Акмуллы.

Национальная образовательная стратегия «Наша новая школа», по словам Президента страны, призвана решить главную задачу современной школы — это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Именно победители конкурса лучших учителей возглавляют ее реализацию.

В Год учителя реальны определенные грантовые поддержки для молодых педагогов, только приступивших к своей педагогической деятельности.

И, разумеется, нельзя забывать и об учителях с большим стажем, о тех, кто завершает свою педагогическую карьеру и выходит на пенсию.

Но все эти задачи и планы не будут иметь должного эффекта, если не будут сопровождаться публичным информированием о том, что происходит в образовании, чем оно живет, каким энтузиазмом и творчеством учителей оно вдохновляется, и как оно поощряется.

Здесь необходима большая поддержка со стороны средств массовой информации.

И все это сказанное находит отражение в плане мероприятий Года учителя.

Как видим, время выдвигает новые требования. В современном динамично меняющемся мире быть хорошим учителем очень непросто. Необходимо самому постоянно совершенствоваться и учиться: много читать, осваивать современную компьютерную технику, быть в курсе новейших информационных технологий и последних достижений науки. Поэтому девизом инновационной деятельности учителя может стать фраза Александра Герцена: «Новое нужно создавать в поте лица».

Любая интересная, яркая идея способна вовлечь весь коллектив и побудить его работать в ином, инновационном режиме. Серьезный эффект от инновационной деятельности может иметь место в том случае, когда администрация школы поддерживает новаторские начинания учителя и коллектива в целом. Однако следует помнить, что инновационная деятельность как формальность не имеет смысла. Не каждая школа  может быть включена в нее.

Поэтому целесообразно продолжение создания опытно-экспериментальных площадок, где будет проходить «обкатка» той или иной идеи. Сегодня в республике действуют более 100 республиканских опытно-экспериментальных площадок Башкирского института развития образования и педагогических вузов. В перспективе — развитие сети экспериментальных площадок на основе реализации кластерного принципа, что позволит обеспечить реализацию эффективной педагогической технологии на всех уровнях непрерывного образования. 

Формируется сеть базовых школ, объединяющая 600 лучших общеобразовательных учреждений, реализующих программы общего образования, и оснащенных современным учебным и технологическим оборудованием, в котором обучаются дети из близлежащих населенных пунктов, а также имеющее один или несколько филиалов. 

В марте этого года предстоит проведение Съезда учителей Республики Башкортостан, на котором состоится серьезное обсуждение комплексного плана качественного развития всей образовательной отрасли до 2020 года. Съезд позволит публично обсудить формирующиеся тенденции, выделить узловые проблемы и наметить перспективные направления в развитии системы образования. Проведение съезда можно также рассматривать как  форму генерирования и распространения инновационных идей. Несомненно, столь высокое собрание станет важным фактором повышения социального статуса педагогической профессии и мастерства учителя.

Организация подобного форума учителей Башкортостана имеет объективные веские предпосылки, в основе которых ценный наработанный педагогический опыт, представляющий большой интерес для педагогической общественности.

Проведение Х Съезда учителей Республики Башкортостан имеет ряд принципиальных особенностей:

во-первых, данный съезд проводится в год 65-летия Великой Победы. Именно система образования, главной целью которой является формирование личности и воспитание гражданина, обеспечивает в любом обществе преемственность поколений, развитие традиций и культуры;

во-вторых, символичным является проведение Х Съезда учителей в год,     объявленный Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым, Годом учителя в Российской Федерации, что будет способствовать повышению престижа и статуса педагогической профессии;

в-третьих, необходимо подвести итоги реализации задач предыдущего
IХ Съезда учителей, проходившего в январе 2001 года.

Ключевыми задачами съезда являются:

— анализ состояния системы образования республики, выявление основных ее проблем и определение приоритетных направлений современной образовательной политики;

— формирование  инновационных образовательных моделей развития образования республики;

— повышение социального статуса профессии учителя,  его роли и авторитета в обществе;

— выработка концептуальных, законодательных, экономических, организационно-управленческих, кадровых оснований дальнейшего развития образования республики до 2020 года.

Важнейшая роль отводится моральному стимулированию учительства, включая создание фильмов об известных педагогах, династиях учителей, проведение благотворительных акций в поддержку учителей-ветеранов, конкурсов музеев образования, название улиц городов, сельских районов в честь знаменитых учителей.

На муниципальном уровне с широким участием общественности избраны наиболее достойные делегаты на Съезд учителей республики. Это учителя, руководители образовательных учреждений, представители педагогической общественности, председатели родительских комитетов, председатели и члены попечительских советов, социальных партнеров, депутатов различных уровней и др.

Только таким многогранным, целенаправленным и высокоидейным трудом можно поддержать свой авторитет, вызвать искреннее уважение у нынешнего подрастающего поколения. Поэтому настоящий учитель — это вечный труженик, энтузиаст своего дела, эрудит, психолог, воспитатель и друг.

Игорь МАЛЮТИН

Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2022