Дорогу осилит идущий

Известный ученый-социолог и общественный деятель, доктор социологических наук, ректор Института повышения квалификации профсоюзных кадров, профессор Гали Талхиевич Галиев является действительным членом трех российских академий и членом-корреспондентом Международной академии информатизации, председателем научного совета по социологии отделения социальных и гуманитарных наук Академии наук РБ. В 2008 году на съезде социологов тюркских стран в г. Стамбуле он избран вице-президентом Союза социологов тюркского мира.

Гали талхиевич пришел в социологию в начале восьмидесятых состоявшейся личностью. Именно жизненный опыт и большая практика, накопленные им во время учебы и работы в различных государственных и общественных институтах, помноженные на организаторские способности, позволили ему стать в социологии востребованной фигурой.

Родился Гали на стерлибашевской земле, славящейся в Башкортостане многими талантливыми учеными, писателями, государственными и общественными деятелями, в семье учителя. Отец, Талха Мухаметович, трудился в школе «учителем широкого профиля» — преподавал черчение, рисование и немецкий язык. Последним, кстати, овладел не в лингафонных кабинетах, а на фронтах Великой Отечественной, будучи рядовым бойцом-гвардейцем. Черчением тоже овладел самостоятельно — имел задатки таланта художника.

Мать, Гульсулу, была ласковой, на все руки мастерицей — и пироги почти из ничего испечет, и носки-варежки свяжет, хорошо шила. Она знала наизусть десятки народных песен. У маленького Гали обнаружился еще в дошкольные годы почти абсолютный слух — сначала веселил игрой на тальянке ребятню на улице, а когда пошел в начальную школу, уже в третьем классе овладел без особого труда нотами и стал горнистом. Юный талант был замечен: комиссия, приехавшая из столицы республики, рекомендовала, чтобы мальчика направили в знаменитую уже тогда школу музвоспитанников («ШМВ») для одарен ных детей в город Уфу. Талха Мухаметович безропотно принял настойчивое стремление сынишки стать музыкантом, дал согласие. Гали и сам очень хотел стать музыкантом.

И вот 11-летний мальчишка впервые оказался в Уфе, в школе музвоспитанников. Она располагалась тогда в здании бывшего Черниковского горкома партии, на улице Индустриальной. Здесь Гали полюбил самый нежный, самый чарующий инструмент — флейту, специализировался на нем. Профессор и сейчас не прочь в редкие свободные минуты взять флейту в руки и усладить окружающих волшебными звуками. Он полюбил ее еще и за то, что этот деревянный духовой инструмент близок по звучанию к нашему кураю. с XVII века на ней играют почти во всех странах Европы.

После окончания школы музвоспитанников (а тогда она завершалась восьмым классом) Гали, как одному из лучших выпускников, предоставили возможность выбора: идти учиться дальше в училище искусств на отделение духовых инструментов или продолжить обучение в школе юнг — музыкантов при штабе Балтийского флота. Конечно, юноша-романтик выбрал второе. В городе Калининграде, в школе юнг, продолжил совершенствоваться как флейтист, играя и в составе оркестра Дважды Краснознаменного Балтийского флота.

Годы учебы в этом учебном заведении сформировали из юноши не только человека, влюбленного в классическую музыку, но и выработали в нем такие качества, как самостоятельность, умение добиваться свой цели. Оттуда, с далеких шестидесятых, у Галича (это его прозвище, дружелюбно данное товарищами) берут начало такие черты характера, как неприхотливость в быту, способность не унывать в любой ситуации, приверженность к ценностям настоящего мужского товарищества. В школе юнг Балтийского флота воинская дисциплина была похлеще, чем в военных училищах и строевых частях. Жесткий флотский порядок и обязательность в большом и малом. И при этом, независимо от положения дел и успеваемости по общеобразовательным дисциплинам за среднюю школу, юнга обязан неукоснительно расти как музыкант, совершенствовать своё мастерство игры на избранном инструменте как в сольном, так и оркестровом исполнении. Боцманы добивались такой отменной выправки, какую не всегда встретишь в элитных частях военно-морских сил. Вот откуда у профессора Галиева всегда юношеская стройность, опрятность и невероятная работоспособность: за последние десять — пятнадцать лет им написано и опубликовано в различных странах ближнего и дальнего зарубежья и в России более 120 работ, 13 их них — научные монографии, посвященные широкому кругу тем — от истории Украины до проблем аудита; издано 10 учебников, защищена докторская диссертация. По его личной инициативе в столице Республики Башкортостан был открыт в 1993—1994 гг. новый вуз — Башкирский институт социальных технологий, который нашел свою нишу в образовательном пространстве республики, около тысячи социальных работников, экономистов, юристов с дипломом этого вуза успешно работают в сфере защиты интересов трудового человека.

Гали Талхиевич в чем-то повторил жизненный путь Наримана Абдрахмановича Аитова — родоначальника уфимской социологической школы, учителя учителей Галиева, одного из крупнейших социологов СССР. Нариман Абдрахманович тоже был юнгой. Правда, юнгой Северного флота. Служил еще в более тяжелых условиях — шла война. Это не помешало ему стать не просто ученым-социологом, но и создать свое направление в социологии.

Для ученого социолога очень важно знать все перипетии жизни социума. Без жизненного багажа, без знаний не только парадных подъездов, но и закоулков жизни, социолог-теоретик, и тем более социолог- прикладник невозможен, ибо социология — самая сложная из наук об обществе.

 

* * *

 

Каков же дальнейший путь военно-морского музыканта — флейтиста до доктора социологии? Ведь в год окончания школы юнг от этой теоретической науки он стоял гораздо дальше, чем от карьеры морского офицера или успешного музыканта.

В 1967 году, семнадцати лет от роду, Гали оканчивает школу юнг в Калининграде. Молодому парню очень хотелось домой и он бросил все: море, друзей и даже будущую успешную карьеру музыканта и поехал в Уфу, где начал работать слесарем на нефтеперерабатывающем заводе, нацелившись когда-нибудь в будущем снова вернуться на стезю музыки. неизвестно, как еще сложилась бы судьба паренька, отвыкшего от гражданки, но одна встреча в поезде «Уфа — Кумертау», когда он добирался домой к родителям, многое изменила в его намерениях. Соседом по купе оказался мужчина, эрудиция  которого потрясла Гали. Слово за слово они разговорились. С собой у Гали была флейта. Он сыграл по просьбе спутника и тоже изумил нового знакомого, Иншара Исламовича Насырова, ректора Стерлитамакского госпединститута. В конце поездки он предложил юноше поступить в институт, так как им нужны такие таланты. «Будешь учиться, создашь вокально-инструментальный ансамбль», — резюмировал он.

В беседе  длиною почти в 5 часов, пока поезд шел до Стерлитамака, опытный педагог и неравнодушный человек увидел в молодом своем собеседнике неординарность, скрытый потенциал духа, который нуждался в основательной стартовой площадке. Так, осенью 1968 года Галиев стал студентом филологического факультета.

Оправдались и надежды ректора. Студент Галиев создал вокально-инструментальный ансамбль «Спектр», который в 1971 году стал лауреатом конкурса «Студенческая весна — 71». А отношения с ректором у него постепенно переросли в дружбу, которая продолжалась до самой смерти Иншара Исламовича.

Окончив институт и отслужив в армии, женившись, Гали переезжает в Салават, где довольно быстро выдвигается в лидеры комсомольской организации — становится функционером горкома комсомола, а затем заведующим отдела культуры горисполкома. Город Салават в то время прославился на весь Союз  проводимыми в нем различными молодежными и спортивно-оздоровительными акциями, художественной самодеятельностью. Вот уж где раскрылся тот самый духовно-организаторский потенциал, который предчувствовал мудрый Иншар Насыров. Вскоре, в сравнительно молодом возрасте, Галиев становится партийным руководителем — заведующим отделом пропаганды и агитации горкома партии.

Еще одна встреча, уже со своим школьным учителем, ставшим доцентом БГУ, Лукмановым Хусаином Хакимьяновичем, изменила его судьбу. Он вы­сказал ему желание посвятить себя науке. Хусаин Хакимьянович, зная его как талантливого, умного человека, поддержал земляка в его стремлении, и познакомил с профессором, доктором философии Гилязетдиновым Джаудатом Махмутовичем, который увлек Гали в таинственный мир социологии.

Д.М.Гилязетдинов уже был известен в стране и республике своими социологическими исследованиями духовной жизни общества, эффективности идеологической деятельности, основав в пединституте хоздоговорную социологическую лабораторию, которая в восьмидесятые годы станет кузницей научных бораторию, которая в восьмидесятые годы станет кузницей научных кадров по социологии и философии. Галиев вместе с Джаудатом Махмутовичем и его сотрудниками организует масштабные социологические опросы горожан по многим актуальным проблемам. Несмотря на декларативные заявления научной и политической элиты о том, что в Советском Союзе сформировался новый тип личности — советский человек, исследования говорили о других процессах, которые были прямо противоположны по своей сути декларируемому облику строителя коммунизма — все больше и больше становилось тех, кто не подчинял свои интересы общественным и, соответственно, росла численность хапуг, рвачей, расхитителей соцсобственности, пьяниц, аморальных лиц. В то же время такие явления считались остаточными, «родимыми пятнами капитализма», и причину их возникновения видели не в изъянах самой застойной, бюрократически-административной системы, а в недостаточной эффективности идеологической работы. Верил, конечно, такой трактовке и молодой организатор и исследователь идеологической работы Галиев. Значит, считал он, необходимо глубоко исследовать причинно-следственные связи появления негативных явлений и всем миром, всеми средствами воздействия оптимизировать возникшую ситуацию. А сделать это возможно при действенной системе обратной связи, при создании эффективного функционирования информационно-анализирующих систем в духовной сфере. И в городе Салавате на одном из предприятий, при непосредственном участии Галиева и активистов, сотрудников лаборатории Гилязетдинова была предпринята попытка создания АСУИР (Автоматизированная система управления идеологической работой). Здесь систематически собиралась и анализировалась информация о мнениях трудящихся, о степени информированности людей о политической, экономической, социальной, культурной жизни города и страны. Не только в Башкирии, но и в стране АСУИР выглядела новаторской и, в определенной мере, способствовала улучшению деятельности многих партийных, государственных и хозяйственных структур города. Не случайно десять молодых разработчиков были удостоены премии комсомола Башкирии в области науки 1986 года.

Гали Талхиевич, как исследователь, акцентировал свое внимание на проблемах совершенствования нравственного воспитания в производственных коллективах, ибо остро чувствовал как постепенно, в первую очередь у молодежи, обесцениваются многие морально-нравственные нормы и ценности. Все традиционные советские методы воспитания фактически не работали, выхолащивались формализмом, бездушием бюрократии. В 1986 году Галиев защитил диссертацию, пополнив ряды кандидатов философских наук. Надо заметить, что в партийных комитетах на словах и не осуждали своих работников, пытавшихся заниматься наукой, но особо-то и не поощряли.

Начиналась перестройка… В Салавате проводились республиканские и всесоюзные научно-практические конференции, съезжались ученые из Уфы, Москвы, Минска, Свердловска,  других городов СССР. В рекомендациях этих на учных форумов ученые поднимали серьезные проблемы, раскрывали сущность «застойного» общества. Но, как говорится, «верхи» уже не могли, да может быть, и не хотели отсрочить развал коммунистического строя. Сознание многих молодых коммунистов, радеющих за социалистическую перспективу развития нашего общества, к которым без сомнения относил себя и недавно остепененный кандидат философских наук, раздваивалось: они видели, что народ разочаровался в командно-административной системе, при которой у основной массы населения низкий уровень жизни, а партия превращается в послушное орудие вождей. Поэтому держаться за старые устои, а тем более сражаться за них, они не хотели. Но они также воочию наблюдали, какие же люди представляют те силы, которые выступали под лозунгами «Долой привилегии!». Было ясно, что, манипулируя словами, рвутся к власти теневые дельцы, спекулянты, которые мечтают лишь о переделе собственности, «прихватизации». И это двигало их в ряды тех, кто хотел реформ и в обществе, и в партии, но не столь радикальных.

Гали Талхиевич внял совету своего научного наставника углубленно заняться наукой, перейти на научную и преподавательскую деятельность. Он становится старшим преподавателем Салаватского филиала Уфимского нефтяного института, а через год его приглашают на должность доцента Высшей партийной школы в Свердловск. После защиты кандидатской диссертации он увлеченно и результативно занимался теоретическими и методологическими аспектами проблем социальной технологии. Его интересовало еще одно направление, которым он занимался вместе с Гилязетдиновым, — это этносоциология. В ситуации межнациональных распрей в странах Балтики, Карабахе, да и в Башкирии, где на фоне прежних стабильных и спокойных отношений вдруг заклокотали, как в проснувшемся вулкане, межнациональные страсти, требовалось не только глубоко исследовать сущность этих явлений, но и разработать комплекс научно-обоснованных рекомендаций по преодолению конфликтов и гармонизации межнациональных отношений. В результате была разработана комплексная целевая социальная программа «Актуальные национальные — межнациональные проблемы в г. Салавате и пути их решения» и выпущена монография «Национальные и межнациональные отношения на современном этапе». Проведены научные конференции и симпозиумы в Уфе и в Свердловске.

В Свердловске Гали Талхиевич проработал четыре года, после закрытия учебного заведения с семьей вернулся в Уфу.

В условиях рыночных реформ, перехода собственности в частные руки, коренным образом менялись роль и место профсоюзов. Но многие «старые» кадры с новыми задачами не справлялись из-за теоретической неподготовленности, а также  из-за слабого знания норм права, всесторонней социальной технологии отстаивания интересов тружеников. И Галиев решил рискнуть, попытаться открыть представительство Уральского социально-экономического института, используя материально-техническую базу, кадровый потенциал вузов, который наряду с курсами готовило бы элиту профсоюзных кадров в условиях зарождения рыночной экономики. И начался многотрудный, многоэтапный процесс создания нового высшего учебного заведения. Это десятки и сотни проектов программ, концепций обучения, сотни согласований, утверждений, убеждений. Постоянные поездки. В советское время не случайно в среде бю здания нового высшего учебного заведения. Это десятки и сотни проектов программ, концепций обучения, сотни согласований, утверждений, убеждений. Постоянные поездки. В советское время не случайно в среде бюрократии родился афоризм «инициатива наказуема». Но это «наказание» — работа по десять — пятнадцать часов доставляло Галиеву одновременно и удовлетворение. Был сколочен крепкий коллектив единомышленников, стало функ­ционировать высшее учебное заведение, впоследствии известное под названием Башкирский институт социальных технологий, филиал Академии труда и социальных отношений.

Одновременно шла и работа по созданию Института повышения квалификации профсоюзных кадров. Это был воистину титанический труд. Труд во имя будущего! И сегодня этот уфимский ИПК является ведущим институтом в России.

Если на двух факультетах представительства УРСЭИ первого набора учились не более 100 студентов, то после преобразования из представительства в самостоятельный институт контингент студентов насчитывал более 5000 человек. Как сделать новый вуз привлекательным, успешным, конкурентоспособным на рынке высшего образования? Прежде всего возникло понимание того, что реализация задачи несет комплексный характер и состоит из трех ведущих элементов:

1) увеличение творческого потенциала коллектива преподавателей;

2) создание преимущества в современной технической базе обучения, технологии организации обучения;

3) моделирование подготовки и последовательная реализация конкуренто­способного специалиста.

Свою задачу ректор нового института видел еще и в том, чтобы всех, начиная от студента-первокурсника и рядового преподавателя до солидного профессора, занять научными исследованиями, которые должны быть на уровне европейской социологии. Для осуществления этой идеи в институте были развернуты масштабные теоретические и прикладные исследования по проблемам социальной технологии, чтобы на этой основе сделать рывок в исследовательской программе по проблемам эффективности социального управления, повышения роли и авторитета профсоюзов, демократизации в политической системе общества.

В институте собирались ученые России, Украины, Польши, Германии, Казахстана, Вьетнама и других стран на научные конференции по различным аспектам социальной технологии. В одной из монографий, выпущенных в Уфе по данной проблематике, говорится, что «социальная технология представляет собой систему последовательной деятельности отдельного человека, коллектива, общности, социальной группы, органа управления, с помощью которой возможно получение ими желаемого результата, а также многократного его воспроизводства»…  «Уровень социальной технологии в нашем обществе очень низок. Причина в том, что пока нет научно-концептуальной модели развития социального пространства, представляющего собой огромное пространство социальных процессов». Социологи, ведомые Галиевым, пытаются добиться гармонизации социальных процессов, оптимизации социального взаимодействия, учатся эффективно управлять ими. В этих целях разработаны общеевропейские проекты научных исследований по темам: «Демократия и местная власть», «Профсоюзы и местная власть», «Технологии управления социальным аудитом». Опрос большого массива населения по анкетам, вопросникам, разработанными по этим темам, проводился в большинстве стран Европы, во многих субъектах Российской Федераций и, конечно же, в нашей республике. Для обсуждения хода и итогов этих исследований в Уфу неодно­кратно приезжали крупнейшие социологи и политологи многих стран.

Многие научные организации, университеты ближнего и дальнего зарубежья приглашают профессора Галиева прочитать лекции студентам, выступить с докладами по той или иной теме. Он побывал в университетах Италии, Германии, Англии, Польши, Франции, Турции, Вьетнама, в бывших республиках Советского Союза.

Логическим завершением таких исследований явилась защита Галиевым докторской диссертации по теме «Преодоление межнациональных конфликтов и гармонизация межнациональных отношений». Монографии, статьи и брошюры, опубликованные по этой тематике, стали действенным руководством для государственных деятелей, прежде всего нашей республики, помогли сохранить в ней межнациональное согласие и мир.

Неслучайно автор был отмечен «Благодарностью Президента РФ Б.Н.Ельцина» и почетной грамотой Республики Башкортостан, награжден орденом «Гражданская доблесть», носит почетные звания «Заслуженный деятель науки РБ», «Почетный работник высшего профессионального образования РФ».

Настойчиво и целенаправленно профессор Г.Т.Галиев и его соратники и ученики занимаются теорией и практикой становления местного самоуправления, а также ищут оптимальные  социальные технологии по повышению роли профсоюзов. Новой научной школе удается  интегрировать в единое целое элементы общей социальной системы, проводить поиск и находить пути оптимизации роли местного самоуправления и профсоюзов с помощью совершенствования социальной технологии. Причем каждое исследование обычно заканчивается научно-практической конференцией.

Приоритетным направлением деятельности современного образовательного учреждения, стремящегося занять достойное место в системе образования, является поиск стратегических партнеров для развития сферы своего влияния, в том числе и за рубежом. В программе Филадельфийского университета по изучению проблем местной власти Башкирский институт повышения квалификации профсоюзных кадров выделяется как один из основных центров для проведения исследований за рубежом.

Сотрудники института проводят совместные социологические и маркетинговые исследования с крупными зарубежными фирмами Англии, Польши. Благодаря этим исследованиям впервые на ряде производств «ОАО Салаватнефтеоргсинтез», «Баштрансгаз», «Газпром» и т.д. были внедрены технологии, позволившие оптимизировать технологические процессы в отрасли.

Уровень проведения социологических исследований повышался год от года, позволяя делать аналитические сравнения и обобщения — прежде всего по актуальным проблемам профсоюзного менеждмента, социальному и политическому переустройству России.

В 2004 г. Институт при поддержке ФНПР и ФП РБ успешно завершил международное исследование «Демократия и местная власть», охватившее более 50 городов и районов России. По его результатам проведена международная научно-практическая конференция по одной из наиболее важных для общества проблем — о роли и функции местных органов самоуправления  и их взаимодействии с государственной властью в условиях демократизации общества.

Поднятые на конференции вопросы определили приоритетные направления дальнейших научных исследований. В 2006 г. Институтом повышения квалификации профсоюзных кадров совместно с Башкирским институтом социальных технологий в городах и районах республики проведено исследование по теме «Профсоюзы и местная власть».

Равиль САЛИЕВ

Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2022