Уроки добра, истины и красотыЗаведующая кафедрой этики, эстетики и культурологии (ЮНЕСКО), доктор философских наук, профессор, академик РАЕН, заслуженный деятель науки Республики Башкортостан, автор более 300 научных и учебно-методических работ, в том числе 11 монографий и 6 учебных пособий, по проблемам этики, философии культуры и образования, рассказывает о работе кафедры.
В вековой истории Башгосуниверситета 20-летняя биография нашей кафедры составляет, казалось бы, ее незначительную часть. По университетским меркам, она считается молодой кафедрой, но ее становление и функционирование как духоформирующей кафедры пришлось именно на те сложнейшие периоды отечественной истории, которые перевернули ценностные основы нашего общества, жившего в тепле и уюте «Мы»-традиции, духовного коллективизма, настоящего патриотизма и гражданственности и вдруг стремительно шагнувшего из социализма в рыночные отношения. Мы оказались в ином социокультурном измерении: в мире резкой социальной поляризации и наступления на отечественную культуру, нравственность и эстетику духа «фаустовского» человека с культом индивидуализма, прагматизма, успешности и дешевых образцов западной и отечественной массовой культуры, актуализирующих ценности новой, либеральной морали собственника, всевластие силы и вседозволенность зла, эстетизацию безобразного. Кафедра, изначальной целью которой было постижение и утверждение в жизни Добра, Истины и Красоты, стала своего рода оплотом гуманитарного знания не только в университете, но и в республике: проблемы нравственной состоятельности человека, диалектики добра и зла, истины и заблуждений, прекрасного и безобразного, культуры общения и религиозной терпимости, этнической самоидентификации, национального сознания и национального суверенитета, сохранения национальных культур в многонациональном и поликонфессиональном башкортостанском обществе стали актуальной темой многочисленных выступлений преподавателей кафедры в научном сообществе и республиканской печати.
Что касается философии и социологии факультета, то кафедре в его структуре принадлежит особое место. Факультет готовит будущих идеологов, философов, политологов, социологов и др., т.е. публичных людей, попадающих в круговорот общественного внимания и которые должны быть безукоризненными не только в профессиональном плане, но и в нравственном и эстетическом отношениях, иметь широкий культурологический и религиоведческий кругозор, знать правила хорошего тона, владеть конфликтологической культурой, культурой общения и поведения. Наша кафедра, предметы которой имеют прежде всего духоформирующую и воспитательную направленность, как раз и работает в русле «категорического императива» отечественного ученого Д.Менделеева: «Знания без воспитания – меч в руках сумасшедшего».
Рождение кафедры этики, эстетики и культурологии (ЮНЕСКО) связано с именем доктора философских наук, профессора, член-корреспондента Академии наук Республики Башкортостан Д. Ж. Валеева (1940 — 2002), основоположника этической школы в нашей республике, чье имя широко известно в зарубежных и отечественных этических кругах. Именно по его инициативе в 1986 году руководство университета принимает решение о создании одной из первой в республике новой — «красивой и доброй» — кафедры и о назначении профессора Д.Ж.Валеева ее заведующим. 2 января 2010 года исполнилось 70 лет со дня рождения Д.Ж.Валеева. И это очень примечательная дата для нашей кафедры, которая сегодня является преемником идей ее создателя. Ежегодный научный семинар, на котором традиционно мы обсуждаем актуальные проблемы духовности, планируем посвятить памяти профессора Д.Ж.Валеева.
Научная судьба этого незаурядного человека, талантливого ученого и исследователя, общественного деятеля и «Учителя с большой буквы», «сделавшего себя сам», есть олицетворение упорства, целеустремленности, трудолюбия, верности духу своего народа. Он родился 2 января 1940 г. в д. Итбаево Аргаяшского района Челябинской области, в 1965 г. окончил Свердловский юридический институт, в 1970 г. – аспирантуру Уральского государственного университета, защитил кандидатскую диссертацию по теме «Проблемы императивности в этике». В 1984 г. блестяще защитил докторскую диссертацию на тему «Происхождение морали как социального явления», громко заявив о себе и о своей научной позиции в мире этико-философского знания: его имя прочно вошло во все отечественные учебные пособия по этике наряду с именами таких корифеев отечественной этики, как Л.М.Архангельский, А.А. Гусейнов, О.Г. Дробницкий, А.И.Титаренко и др., на осмыслении его этической концепции защищались многочисленные кандидатские диссертации. Научные интересы Д.Ж. Валеева, автора более 140 научных трудов, в том числе около 10 монографий и учебных пособий по этике и истории общественной мысли в республике, были связаны прежде всего с изучением духовной культуры, истории общественной мысли, генезиса права и морали. Он был активным участником в работе международных, всероссийских, региональных и республиканских конференций и симпозиумов по проблемам социального развития, духовной культуры, истории общественной мысли, федерализма и национального суверенитета, и его неординарные, живые, эмоциональные и содержательные выступления всегда зажигали в аудитории добрые, но жаркие дискуссии, пробуждали творческую мысль. Многие его тезисы стали классикой этической мысли (например, об экологии морали). Не раз на серьезных российских этических форумах мне приходилось слышать, как известные отечественные исследователи озвучивали его знаменитое суждение, что «человечество может погибнуть не только от термоядерной войны или экологической катастрофы, но и от морального кризиса (в результате эскалации недоверия между странами и народами, между людьми, отсутствия терпимости друг к другу между представителями разных культур, иссякания запаса доброты и возрастания жестокости)».
Его статьи читали в США, Англии и Турции, его учебно-методические пособия и монографии по этике и истории общественной мысли Башкортостана являются настольными книгами студентов, аспирантов и докторантов, исследующих проблемы морали, нравственной культуры, национальной духовности. Его работы мы активно используем сегодня в учебно-педагогической работе на лекционных и семинарских занятиях. За заслуги в научной деятельности и учебно-педагогической работе Д.Ж. Валеев награжден Почетной грамотой РБ (1997г.), знаком «Почетный работник высшего профессионального образования России» (1999 г.), в 1990 г. получил звание «Заслуженный работник науки Башкирской АССР».
Сегодня этические традиции в республиканской науке, заложенные их основателем, профессором Д.Ж.Валеевым, продолжают жить полнокровной жизнью и питать научное творчество его многочисленных учеников. Под руководством Д.Ж.Валеева были защищены 13 кандидатских и одна докторская диссертация, теперь его «научные дети» сами дают путевку в большую науку своим многочисленным ученикам.
В 1986 году я стала самой первой аспиранткой известного ученого на самой молодой, только что открывшейся кафедре в университете. Как научный руководитель, он был очень требовательным, порой жестким. «У тебя нет философского образования, тебе многому еще нужно научиться», — говорил он тоном, не терпящим возражений, и, оставляя маленькую дочку, я летела в Москву на многочисленные научные конференции и семинары по этике («Школы молодого этика»), которые специально организовывались для молодых ученых и аспирантов в качестве «выхода в большой научный свет». Именно благодаря этим семинарам в моей жизни был удивительный опыт общения с такими яркими величинами отечественной этико-философской мысли, как А.А.Гусейнов. Р.Г.Апресян, И.С.Кон, В.М. Межуев, Г.С.Батищев и др., которых я раньше знала только по учебникам. Всегда с улыбкой вспоминаю свою первую встречу с мэтром отечественной этики А.А.Гусейновым (сегодня он академик, возглавляет Институт философии РАН). Д.Ж.Валеев, в очередной раз отправляя меня в Москву, напутствовал, чтобы я обязательно нашла А.А.Гусейнова, сказала, что я из Уфы и его аспирантка, а заодно передала ему привет, что я и сделала, как исполнительная ученица. Известнейший этик, очень красивый и интеллигентный человек, чьими книгами зачитывались в те времена начинающие исследователи и которые даже не могли мечтать о том, чтобы вот так, просто, передавать ему приветы, отнесся к поступку провинциальной «соискательницы ученой степени кандидата философских наук» по-доброму, по-дружески улыбнувшись и поблагодарив. На всю оставшуюся жизнь я осталась для А.А.Гусейнова «аспиранткой Дамира Валеева» и, впоследствии, встречаясь с ним на научных форумах, я, уже сделавшая уверенные шаги в большую науку, всегда слышала от него свою «визитную карточку»: «Здравствуйте, Зухра, аспирантка Дамира Валеева».
Прошедший тернистый путь к научному Олимпу, он учил нас, своих учеников, жизни. «Твоя судьба — в твоих руках» — эти слова Д.Ж.Валеева стали девизом, наверное, не только для меня. А вот его правило «пиши так, чтобы прежде всего было понятно самой» я практикую уже по отношению к своим аспирантам. Что самое интересное, ведь его удивительная личная работоспособность, научная суровость и категорическая требовательность к себе и своим ученикам, к уровню наших диссертационных исследований, публикуемых работ сделали свое доброе дело: практически все мы, его ас пиранты, представили и защитили свои работы в отведенные сроки. Всегда поражали логичность его суждений, умение очень лаконично и очень красиво излагать свои мысли и, самое удивительное, — его безукоризненная лингвистическая грамотность и в устной, и в письменной речи. Я, бывшая выпускница педучилища и филологического факультета университета с двумя красными дипломами, с трепетом шла к нему со своими «творениями» и тихо, внутренне гордилась собой, если научный руководитель не находил в моей работе изъянов. И сегодня, когда представляем к защите работы аспирантов нашей кафедры, мы придерживаемся следующего незыблемого правила: ни одной (содержательной, стилистической, орфографической и др.) ошибки! Это – традиция, заложенная профессором Д.Ж.Валеевым, переступить через которую мы просто не имеем морального и научного права.
На кафедре есть своя аспирантура, на сегодняшний день по очной и заочной формам обучения обучается 5 аспирантов (В.Ибрагимова, А.Бабчин, Р.Агиев, И.Шарапова, C.Шайхлисламов – талантливые и творчески мыслящие молодые люди), над кандидатскими и докторскими диссертациями работают около 10 соискателей. Проблемы этического измерения различных сфер современного российского общества, актуальные вопросы развития этнической культуры и духовности в эпоху наступления глобализации и западнизации отечественной культуры и др. становятся предметами исследовательского внимания наших соискателей и аспирантов. С 2003 года на кафедре успешно защитили кандидатские диссертации 11 моих аспирантов и соискателей: я по праву считаюсь сегодня «многодетной научной мамой» и очень горжусь своими учениками.
Каждая выполненная работа – это итог совместных усилий и труда соискателя, научного руководителя, членов кафедры. Темы самые разные, но они обязательно расположены в рамках современных этических, эстетичес ких и культурных координат. Современное российское общество, вставшее на путь радикальных цивилизационных реформ, оказалось в эпицентре многочисленных духовных проблем: под воздействием процессов универсализации и вестернизации отечественной культуры идет разрушение традиционных жизненных ценностей, которое оборачивается возрастанием морального и социального зла, эстетизацией безобразного, культурным обеднением, религиозной и иной нетерпимостью, межнациональными конфликтами и т.д. Ценностный вакуум заполняется мировоззренческим плюрализмом, паранаукой, мистикой, колдовством, увлечением, особенно молодежью, различными, даже деструктивными, формами субкультур и т.д. Сегодня остро встает проблема морального измерения негативных последствий привнесения и пересаживания в нашу жизнь элементов западной поп-культуры, еще больше углубляющих духовный кризис российского общества. Серьезными негативными последствиями оборачивается сегодня для молодых людей, в частности, буквальное осмысление идеи свободы как свободы от всего (любви, привязанностей, обязанностей, ответственности и т.д.): мы становимся свидетелями роста такого атипичного для советского общества явления, как социальное сиротство, разрушения традиционного понимания семьи и возникновения немыслимых и диковинных форм организации современных семейных союзов (гостевой брак, сезонный брак, «шведская семья» и др.). Разразившийся мировой экономический и финансовый кризис обусловил еще более значительный рост негативных социальных явлений, упадок культуры и разложение духовности. Главная беда современного российского общества — отчуждение из жизни добра, справедливости, красоты, культуры общения, которые и делают мир человеческим в подлинном смысле этого слова и охраняют общество от разрушения «человеческого в человеке». Именно поэтому мораль рассматривается сегодня не просто как специфическое явление духовной жизни наряду со многими другими, а особо выделяется из этого ряда в качестве судьбоносного для жизни общества и конкретного человека основания, корня, который питает человечностью и справедливостью все остальное: экономику, политику, науку, искусство, систему образования, семью, любую профессиональную деятельность и др. Особенно примечательны в этом плане кандидатские диссертации И.И.Шайхисламовой «Роль морали в развитии и реализации прав человека» (январь 2003 г.), Г.Р.Гариповой «Репрессия как социальное явление» (март, 2003 г.), А.А.Кулыевой «Формирование духовной личности в современном российском обществе» (март, 2005 г.), Б.Р.Юлдыбаева «Роль морали в формировании культуры семейных отношений» (декабрь 2008 г.), главного редактора журнала «Ватандаш» Ф.В.Ахмадиева «Профессиональная мораль журналиста как социокультурное явление» (октябрь 2009 г.) и др. Осознание приоритета моральных ценностей связано, пожалуй, в первую очередь с пониманием реальной угрозы нависших над нами многочисленных глобальных и локальных опасностей, за которыми, как это очевидно сегодня, стоят прежде всего кризис человека (по выражению М.К.Мамардашвили, «антропологическая катастрофа») и кризис его духа и этизма (по выражению Д.Ж.Валеева, «моральный кризис»). В современных условиях, как никогда, востребована социально ценная и духовная личность с широким культурным и мировоззренческим кругозором, активным, деятельным, творческим отношением к жизни, с высоким уровнем нравственной и эстетической культуры. Работы наших соискателей как раз и направлены на теоретическое осмысление и практическое решение этих проблем в нашем обществе.
Если в 1986 году преподавательскую и научную деятельность осуществляли 5 преподавателей, то сегодня на кафедре работают 12 преподавателей: все они имеют научные степени и 11 из них – ученые звания профессора и доцентов кафедры. Долгие годы на кафедре успешно трудились замечательные преподаватели: А.П.Андреев (1936—2007), Р.И.Байкова (1931—2004), Л.Н. Попова, Л.А.Колокольцева. Они не только отдавали студентам свои знания, но и прививали им такие глубокие понятия, как добро, любовь, красота, терпимость, уважение к другой культуре и вере, гуманизм, умение логически мыслить.
Гордостью кафедры, символом жизненного оптимизма и творческого долголетия, любимцем студентов и мудрым советчиком наших аспирантов является сегодня ветеран-«аксакал», кандидат педагогических наук, доцент К.В.Гирфанов, разменявший девятый десяток лет. Он работает в университете с 1967 года, и его многолетний труд в деле обучения и воспитания студенческой молодежи отмечен многочисленными правительственными наградами.
Преподаватели кафедры, изначально сформировавшейся как многопредметный образовательный центр (общеуниверситетская кафедра), разработали и сегодня читают практически на всех факультетах университета и в учебных заведениях республики курсы лекций по «Этике», «Культурологии», «Эстетике», «Истории религии», «Религиоведению», «Культуре общения и взаимопонимания», «Конфликтологии», «Истории башкирской философской и общественно-политической мысли», «Логике», активно занимаются воспитательной и научно-исследовательской работой, являются авторами многочисленных учебных пособий, учебно-методических разработок, научных статей и монографий по актуальным проблемам этики, эстетики, философии культуры и образования и продолжают научные традиции, заложенные основателем кафедры профессором Д.Ж. Валеевым, ветеранами кафедры доцентами Р.И. Байковой, А.П. Андреевым. Только за последние годы преподавателями кафедры опубликованы 14 монографий (З.Р.Валиуллина, З.Р.Валеева, Л.А.Иткулова, З.Я.Рахматуллина, А.Я.Фаткуллина, Р.В.Ханова), более 10 учебных пособий по культурологии, эстетике, культуре общения, конфликтологии, религиоведению (Д.Х.Акбашева, А.Р.Бикбулатова, З.Р.Валиуллина, З.Я.Рахматуллина, А.Я.Фаткуллина, Р.В.Ханова, Л.Р.Хасанова), более 300 научных работ в зарубежной, российской, республиканской печати. Научные работы и учебные пособия преподавателей кафедры активно используются в образовательной и воспита тельной деятельности вузов, средних специальных учебных заведений и школ республики.
Сегодня мы можем с уверенностью говорить о том, что научные идеи Д.Ж.Валеева нашли своих продолжателей. Сущность морали, особенности этического мышления и нравственного отчуждения, моральное измерение религии как явления культуры, особенности и противоречия нравственного мира и современного морального и эстетического сознания в российском обществе, специфика нравственной культуры, мировоззрения, эстетики башкирского народа и его этноэтикета являются сегодня предметом исследования ведущих доцентов кафедры Д.Х.Акбашевой, А.Р.Бикбулатовой, З.Р.Валиуллиной, З.Р.Валеевой, К.В.Гирфанова, Л.А.Иткуловой, М.Н.Тухватуллина, Л.Р.Хасановой, Р.В.Хановой, А.Я.Фаткуллиной, старшего преподавателя Л.К.Вычужановой, наших аспирантов и соискателей.
В 2002 г., после кончины заведующего кафедрой Д.Ж.Валеева, кафедра этики, эстетики и культурологии была объединена с кафедрой ЮНЕСКО, образованной в 2000 году по инициативе Комитета Республики Башкортостан по делам ЮНЕСКО, заведующей которой в то время была я. Заведующей новой, объединенной кафедрой руководство университета и факультета назначило меня, ученицу Д.Ж.Валеева…
Как известно, ЮНЕСКО — специализированное агентство ООН по вопросам образования, науки и культуры. Главная цель этой организации, как записано в её Уставе, — это «международный мир и всеобщее процветание», которые прежде всего являются итогом сотрудничества между всеми народами и культурами. Подчеркивая, что «мысли о войне возникают в умах людей, поэтому в сознании людей следует укоренять идею защиты мира», ЮНЕСКО исходит из того, что солидарность, взаимопонимание, диалог культур и равновеликое общение между народами являются для человечества актуальнейшими духовными ценностями во имя его сохранения на земле, и занимается их пропагандой, приумножая и усиливая международные связи в образовательной, научной и культурной сферах. ЮНЕСКО выступает за достойное развитие всех народов и сохранение их природного и культурного наследия, которое современные поколения должны передать последующим. ЮНЕСКО – одна из авторитетных организаций ООН, известная не только своими культуротворческими, но и миростроительными акциями. На рубеже веков и тысячелетий в общественное сознание вошло новое понятие «культура мира», ставшее антитезой псевдокультуре войны и насилия, в значительной степени обусловливающей историю человеческой цивилизации на протяжении многих веков.
Многонациональная и поликонфессиональная Республика Башкортостан, представляющая собой мини-модель этнической и религиозной мозаичности мира и реально демонстрирующая объективацию идей культуры мира и гражданского согласия в поликультурном обществе, активно подключилась к многосторонней деятельности ЮНЕСКО. В 1998 Указом Президента РБ М.Г.Рахимова был создан Комитет РБ по делам ЮНЕСКО, главной целью которого стало обеспечение культурного, интеллектуального, образовательного сотрудничества республики с другими государствами и субъектами России.
Современный мир живет сегодня в рамках «Десятилетия образования» (2005—2014 гг.), объявленного Генеральной Ассамблеей ООН в целях повышения качественного образования во всем мире в интересах обеспече ния устойчивого развития мирового сообщества, его многогранной и многоликой культуры. «Десятилетие» призвано содействовать повышению качества образования, способствующего повышению качества жизни современного человека, привлекать внимание общественности к актуальным проблемам современного мира (нравственным, экологическим, культурным, социальным и др.), изменить ориентацию образовательных программ, чтобы они стали средством передачи знаний, образа мышления и ценностей, необходимых для создания жизнеспособного мира. Свою достойную лепту в эти процессы вносят международные кафедры ЮНЕСКО. Эти кафедры – неразрывная часть Программы УНИТВИН, одной из наиболее продуктивных инициатив ЮНЕСКО, объединяющей во всемирную сеть научно-образовательный потенциал почти 200 государств. Программа представляет собой действенный механизм межуниверситетского сотрудничества, обмена научным опытом и обеспечения академической мобильности, способствующий повышению качества образования, которое будет готовить просвещенных, ответственных, деятельных, активных, творческих людей, распространяющих ценности и принципы, являющиеся основой качественного и устойчивого развития мирового сообщества и каждой культуры: равенство народов, поколений и полов, социальная и культурная толерантность, экологизм, создание мирного и справедливого общества и др. На сегодняшний день в России функционирует более 50 кафедр ЮНЕСКО, тематика исследований которых охватывает практически все сферы интеллектуальной жизни человека и созвучна приоритетным областям деятельности ЮНЕСКО: образование, гуманитарные и естественные науки, культура, коммуникация и информация.
На базе объединенной кафедры и был создан Международный центр ЮНЕСКО. Соглашение между ЮНЕСКО и БашГУ о создании Международного центра ЮНЕСКО в БашГУ было подписано Генеральным директором ЮНЕСКО К. Мацуурой и руководителем центра, ректором БашГУ М.Х.Харрасовым 11 апреля 2003 года. Цель центра, который работает по теме «Образование в многонациональном и многоконфесиональном обществе», — утверждение в обществе идей мира, ненасилия, культурной и религиозной терпимости, создание целостной системы научных исследований в области философии культуры и образования, этики, эстетики, религиоведения, конфликтологии и т.д. Центр сотрудничает с отечественными и зарубежными высшими учебными заведениями, преподаватели нашей кафедры читали лекции в Художественной Академии (г. Сплит, Хорватия), в филиале Института русского языка имени А.С.Пушкина (г. Ханой, СРВ). Мы также сотрудничаем с зарубежными коллегами в плане подготовки научно-педагогических кадров.
Дело в том, что диалектика добра и зла, проблемы морального выбора, бездуховности и культурной самоидентификации – эти актуальные для современного человека жизненно важные, судьбоносные вопросы не знают национальных границ. В январе этого года кандидатскую диссертацию на тему «Нравственный выбор во вьетнамской мифологии» успешно защитил мой соискатель, гражданин Социалистической Республики Вьетнам Нгуэн Кхак Куанг, преподаватель филиала Института русского языка имени А.С.Пушкина в Ханое. В ходе исследования мы пришли к выводам, что проблемы бездуховности, вестернизации (американизации) собственной культуры со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями, раз рушение традиционных нравственных (патриотизма, гражданственности, культа семьи, культа родителей, экологизма, духовности, целомудрия и др.) и эстетических ценностей, обусловленные их безудержной актуализацией западной поп-культурой и средствами массовой информации на планетарном уровне, оказывается, — «головная боль» не только для российского (башкортостанского) общества, но и для таких исконно традиционных восточных культур, как, например, вьетнамская. А ведь они до сегодняшнего дня считались оплотом национальных, собственных, ценностей, которые непоколебимы и не подвержены разрушительным веяниям глобализационных процессов. Эта работа еще раз доказала общечеловеческую аксиому: трагедия современного человека во многом – в его «отступническом Эго», забывшем о своих духовных истоках, о духовных корнях, о тех ценностях, которые были сформулированы нашими предками еще на мифологическом уровне сознания: любите свою родину, свою землю, своих, а не чужих богов, своих предков, которые являются образцами для подражания потомков (будь это башкирский Урал-батыр или вьетнамские первопредки и культурные герои Тхань Зонг и Лак Лонг Куан), своих родителей, будьте честными, ответственными, справедливыми, берегите свою душу и свой мир от ложных идолов и кумиров, «злу не давайте дорогу вовек». Проблемы нравственной состоятельности и этнической самоидентификации, сохранения культурной персональности, формирования настоящих подвижников-патриотов Отечества, творчески и критически осмысливающих выдаваемые за идеальные модели для организации жизнетворчества, мысли и поведения современных поколений чужие (прежде всего западные и американские) ценности, актуальны сегодня для всех культурных миров, втянутых в процессы глобализации. М.Ганди как-то заметил, что он не против того, чтобы ветер культуры всех стран и народов свободно веял у порога его дома, но он вовсе не желает, чтоб этот ветер сорвал с него крышу. Главная задача, стоящая сегодня перед этнокультурами, — сохранить за собой неотчуждаемое право строить жизненный мир в соответствии со своей социокультурной традицией и самосохраниться как самобытный тип великой культуры в мировом сообществе.
Мы смотрим в будущее с оптимизмом. Сегодня кафедра этики, эстетики и культурологии (ЮНЕСКО), учебно-образовательная и научно-исследовательская биография которой насчитывает более двух десятилетий, стала авангардом гуманитарного знания в университете, проводником идей Добра, Истины и Красоты, культуры мира, дружбы и взаимопонимания в духов ное пространство многонационального и многоконфессионального Башкортостана. В университете сохраняется дух классического гуманитарного образования, направленного не только на формирование конкурентоспособных в современных условиях специалистов с развитым интеллектом, с качественным багажом профессиональных знаний, но и на воспитание духовной личности с позитивным нравственным потенциалом, широким эстетическим кругозором и культурологическим и культурным уровнем. Наши предметы включены в учебные планы не только гуманитарных, но и естественных факультетов, и технических специальностей.
Есть мудрая восточная притча. Как-то пришел юноша к Учителю и попросил принять его в ученики. Мудрец спросил: «Умеешь ли ты убивать? Воровать? Обманывать?», на что тот в изумлении ответил: «Нет, что Вы!». «Тогда иди и познай все это, а потом возвращайся ко мне!» — приказал он. Долго блуждал по свету юноша: видел, как убивают другие, но его рука не посмела отнять жизнь у человека, и его, доброго и милосердного, чуть не убили самого; он был свидетелем того, как люди воруют друг у друга, но его душа восстала и против этого зла, и он, которого перепутали с настоящим вором, еле спасся от погони; он слышал, как люди обманывают друг друга и делают это легко, но его язык не повернулся сказать другому неправду… С опущенной головой он пришел к Учителю и сказал, что у него ничего не получилось. «Вот ты и стал настоящим мудрецом», — сказал ему тогда Учитель.
Жизненная мудрость, умение различать добро и зло, прекрасное и безобразное, истину и заблуждения, вечное и преходящее, подлинные добродетели и фальшивый блеск ложных ценностей, стремление к творчеству добра и красоты – не природный дар, а качество и способности, приобретаемые человеком не только в ходе его противоречивого жизненного опыта, порой методом проб и ошибок, в процессе его самопознания и самосовершенствования, но и в результате его целенаправленного просвещения и воспитания (в семье, в школе, в вузе). Предметы нашей кафедры «Этика», «Эстетика», «Культурология», «Конфликтология», «Культура общения и взаимпонимания», «Религиоведение» призваны сеять доброе и красивое, развенчивать моральное зло и безобразное в мире и в душах, ограничивать «царство Сатаны», учить человечности, порядочности, культуре общения и поведения, терпимости и уважительному отношению к другому, к другой культуре, иной вере. Наши предметы – уроки добра, истины и красоты, уроки мудрости, формирующие иммунитет ко всему тому, что убивает «человеческое в человеке». И если наши слушатели, студенты, выпускники понесут с собой в трудовые коллективы, свои семьи, школы, в мир людей и детей идеи добра, истины и красоты, то это будет великая сила. Зугура РАХМАТУЛЛИНА |