ПАМЯТИ УЧИТЕЛЯНесколько лет назад мы потеряли видного ученого-мыслителя, чуткого педагога, крупного общественного деятеля современности Дамира Жаватовича Валеева. Личность Д.Ж.Валеева сложная и многогранная. Но бесспорно одно — это был неординарный, талантливый и смелый ученый, видный общественный деятель, патриот своего народа и республики.
Интересен и поучителен жизненный путь Д.Ж.Валеева. В сложные послевоенные десятилетия он прошел все ступени университета жизни. Будучи уроженцем Аргаяшского района Челябинской области, окончив Челябинский энергомеханический техникум, отслужив в рядах Советской армии и поработав на заводе, он становится студентом Свердловского юридического института. Однако душа будущего профессора тянется в столицу Башкортостана, ибо он прекрасно понимает, что только здесь, в Уфе, в наиболее полном объеме возможно развитие башкирской культуры и науки, и соответственно он обязан внести свою лепту в научную и общественную жизнь своего народа. Став дипломированным специалистом, он переезжает в Уфу — его приглашают на работу в Министерство социального обеспечения. В 1966—1967 годах он работает инструктором Башкирского обкома ВЛКСМ. С 1972 года свою судьбу Д.Ж.Валеев связывает с Башкирским государственным университетом. Здесь он проходит все этапы преподавательской работы от старшего преподавателя до профессора. Блестяще защитив докторскую диссертацию в 1984 году, он работает заведующим кафедрой теории государства и права на юридическом факультете БГУ, а с 1986 по 1987 год — декан исторического факультета. В 1986 году по инициативе Д.Ж.Валеева в БГУ создается кафедра «Этики, эстетики и культурологии». Возглавляемая им кафедра за время своего существования стала не только вузовским подразделением, но и превратилась в центр подготовки научно-исследовательских кадров, под его руководством защищены десятки кандидатских и докторских диссертаций. Но личность Д.Ж.Валеева тем и уникальна, что, кроме научно-педагогической работы, он вел активную общественную работу, имел устойчивую, а порой и бескомпромиссную позицию по наиболее важным вопросам современности.
Имея базовое юридическое образование, он в своей научной и общественной работе часто обращается к вопросам государственности и права, много пишет и выступает публично. Так, участвуя в работе Конституционной комиссии (июнь 1993 г. Москва), он выступает по вопросам строящихся взаимоотношений между Федеральным центром и ее субъектами и делает весьма серьезное заявление о том, что Конституция обновленной Российской Федерации должна быть окончательным выражением законодательств ее субъектов. Далее, в последующих своих выступлениях и научных работах он разви вает свою мысль и говорит о том, что каждый субъект России, исходя из собственного пути развития и с учетом сложившихся реалий должен развивать свою государственность. В этот период Д.Ж.Валеевым издается одна из его лучших работ «Национальный суверенитет и национальное возрождение». Рассматривая этнополитическое развитие башкирского народа, ученый пишет: «...Любой этнос в процессе своего исторического развития достигает того уровня, когда из объединенных племен образуются народы, когда осознание принадлежности к тому или иному племени уступает место сознанию принадлежности к определенному народу. Вместе с названием данной общности (этноним) возникает и самосознание. В этих условиях, когда народ становится зависимым, завоевывается более сильными народами, возникает проблема самосохранения, проблема отстаивания национальной идентичности... Борьба за национальную идентичность — это борьба этноса за то, чтобы быть самим собой, за сохранение своей самобытности...» Автор на основе изучения истории башкирского народа и его интеграции в российское общество утверждает, что башкирский народ и его культура могут получить полноценное развитие только при достижении национального суверенитета, т.е. при национально-государственном самоопределении башкирского и других народов России. Анализируя уже имеющиеся определения «национального суверенитета», исследовав его соотношение с «государственным суверенитетом» и «народным суверенитетом», Д.Ж.Валеев дает свое собственное определение понятия «национального суверенитета». Национальный суверенитет, по Д.Ж.Валееву, это такой уровень свободы этноса (народа, нации), когда он сам распоряжается своей судьбой, своей этнической территорией и ее богатствами; сам устанавливает свой образ жизни, формы хозяйствования и общественно-политический строй. Подчеркивая обусловленность национального суверенитета национальным интересом, ученый пишет следующее: «Проблема национальных интересов в советской философской и социологической науке сознательно обходилась, так и не став предметом серьезного изучения. Тот факт, что с развалом СССР ни одна из союзных республик не захотела сохранить Союз, а народы автономий изъявили желание преобразовать свои республики в суверенные государства, является свидетельством реального существования национальных суверенитетов. Было бы большой нелепостью в современных условиях продолжать старую традицию и игнорировать эту актуальнейшую проблему, которую нужно изучать, не боясь самых неожиданных выводов...». Исследуя историю развития государственности Башкортостана, Д.Ж.Валеев вместе с положительными моментами отмечает также и волюнтаризм некоторых решений на уровне Федерального центра в 1930-х годах и показывает это на примере своей малой родины — Аргаяшского и Кунашакского районов, которые помимо воли ее населения, в котором большинство составляли башкиры, были переданы из состава Башкирии в состав Челябинской области с последующим созданием на их базе национального округа, на конкретных примерах показывает непродуманность некоторых решений руководства страны. Доказывая антиконституционность Постановления Президиума ВЦИК от 17 января 1934 года, он пишет: «...но дискриминация национальных прав башкирского народа на этом не закончилась. Буквально в этом же году было издано другое постановление Президиума ВЦИК об отмене собственного решения и ликвидации Башкирского национального округа... Были ликвидированы областная башкирская газета, районные газеты, башкирское педучилище в Аргаяшском районе, обучение на башкирском языке было сведено до минимума».
Несмотря на свою повседневную занятость, Д.Ж.Валеев никогда не забывал малую Родину, своих земляков. С молодых лет он собирал фольклорный материал, записывал истории и мелодии услышанных им новых песен и делал многое для их популяризации, изучал творчество земляков (А.Инана и др.) Издал такие работы, как «Общественная мысль в Республике Башкортостан в 90-е годы XX века», «Суверенная Республика как правовое государство», «История аргаяшских башкир», «Духовное наследие аргаяшских башкир» (на башкирском языке) и др. В деле развития общественной мысли и повышения государственно-правового статуса Башкортостана Д.Ж.Валеев опирался не только на единомышленников по научной и общественной работе, но и предлагал активно привлекать ученых из Москвы и других городов страны. Величие и динамичное развитие России как федеративного государства он представлял только на основе самодостаточного существования ее субъектов.
Будучи философом по призванию, Д.Ж.Валеев много пишет о философии права, углубленно изучает историю России и развитие философской мысли в нашем крае. На основе своих исследований в 1995 году издает сначала «Очерки по истории общественной мысли Башкортостана», и через некоторое время на ее основе он издает фундаментальную монографию «История башкирской философской и общественно-политической мысли». В своей работе он утверждает, что, будучи автохтонным населением южного Урала, пройдя сложный путь этнополитического развития, башкирский народ сформировал достойные внимания философские идеи. В качестве источников по изучению философской и общественно-политической мысли им используются башкирские эпические произведения «Урал-батыр» и другие произведения фольклора, башкирские шежере, письма-обращения башкирских деятелей к царским властям, произведения башкирских просветителей и многие другие документы. Д.Ж.Валеев внес огромный вклад в изучение духовной культуры Республики Башкортостан, истории башкирского народа и общественно-политической мысли, генезиса морали, политико-правового обоснования государственности Башкортостана и развития федерализма в России. Им изданы около 10 крупных монографий и более 200 научно-публицистических работ. Его труды изданы в США, ГДР, Турции и по сей день будоражат умы читателей, заставляя задумываться о философии жизни, о роли и месте личности в окружающем ее социуме, о вечных ценностях, давая духовные ориентиры молодому поколению исследователей в наш жестокий мир, в мир, где в практику внедряется культ денег и вседозволенности, насилия и разврата. Через все его работы прослеживается одна идея – идея гуманизма. Именно эти идеи он высказывал на заседаниях и конференциях различного уровня, именно идеи гуманизма он предлагал брать за основу при создании Академии наук Башкортостана. Выступая практически на каждом заседании Академии наук рес публики, особенно в период ее становления, Д.Ж.Валеев неустанно и настойчиво предлагал развивать гуманитарные исследования, использовать весь арсенал научных учреждений и кадров для укрепления Башкортостана и установления гармонии и дружбы во взаимоотношениях между народами. В присущей только ему манере он излагал свои мысли и предлагал избежать технократизации Академии наук. Некоторым его коллегам не всегда нравились его неординарные, порой резкие выступления, но сама жизнь показала, что многие озвученные им идеи со временем находят практическую реализацию. Например, сегодня при Академии наук созданы и успешно функционируют Гуманитарный институт, Институт по изучению социально-политических и национально-языковых отношений, в них работают перспективные молодые кадры, а сама Академия наук превратилась в солидное и авторитетное учреждение и служит опорой руководства республики при разработке перспективных планов и их осуществлении. Набирает обороты издательство «Гилем». Плодотворную работу в науке Д.Ж.Валеев сочетал с активной гражданской позицией. В начале 1990 годов он принимает активное участие в государственном строительстве новой России и Башкортостана. Он был одним из организаторов Башкирского народного центра «Урал» и членом бюро Исполкома Всемирного курултая башкир, членом Президентского совета (1994—1995 г.г.).
Моя первая встреча с Д.Ж.Валеевым произошла в 1989 году. С тех пор мы с ним часто общались, много вместе ездили в командировки и обсуждали самые разные проблемы. И наблюдая за ним, я обнаружил одно из его удивительных качеств — несмотря на разницу во взглядах, в позициях и в статусе, он никогда не показывал пренебрежительного отношения к собеседникам, практически в любой ситуации находил повод для юмора и шуток. Всем старался помочь и давал свои советы, одинаково уважительно относился ко всем окружающим. Прекрасно знал башкирское народное творчество и играл на курае, егo усилиями были записаны и сохранены несколько башкирских исторических песен. Очевидно одно: общественности предстоит еще воздать должное Д.Ж.Валееву, а его ученикам — проделать огромную работу по изучению и систематизации его творчества, научного и духовного наследия. Хочется надеяться, что со временем будет издано полное собрание сочинений этого выдающегося ученого, общественного деятеля и гуманиста. Видимо, назрело время и для установки в доме, где он жил, мемориальной доски с признанием его заслуг на уровне государства, интересы которого он отстаивал. Ахтар БУСКУНОВ |