Творцы башкирской музыки

К 70-летию Союза композиторов Башкортостана

В этом году Союзу композиторов Республики Башкортостан исполняется 70 лет. Профессиональная музыка республики прошла огромный путь развития, создав оперу, балет, симфонию и многие другие жанры музыкального искусства, которые в искусстве многих стран создавались в течение столетий. Эти произведения крупных форм всегда были, и на сегодняшний день остаются мерилом мастерства композиторов, зрелости той или иной национальной композиторской школы. А ведь началом всему была одноголосная народная песня и наигрыши курая.

Хочется привести слова замечательного поэта, великого сына земли башкирской Myстая Карима, в которых очень лаконично отражена историческая судьба башкирского народа в далёком прошлом: «Когда Абу Али Ибн-Сина делал свои изумительные научные открытия, Низами создавал свои бессмерт­ные поэмы, Рафаэль де Санти творил свои шедевры, когда над миром плыли чарующие мелодии Моцарта, Бетховена, Чайковского, башкир пел свою груст­ную протяжную песню для себя и для степи…»

Официальным документом, знаменующим создание творческой организации композиторов в нашей республике, является Постановление Совета Народных Комиссаров БАССР от 2 февраля 1940 года. Ровно через месяц — 2 марта на заседании Секретариата Союза композиторов СССР было утверждено создание Союза совет­ских композиторов БАССР. Протокол подписан Председателем Оргкомитета ССК СССР — Арамом Ильичём Хачатуряном — известным всему миру выдающимся композитором. С этих исторических документов и начинается жизнь композиторской организации в Башкирии. Но было бы несправедливым не вспомнить тех, кто уже до этого самоотверженно работал, внося свой посильный вклад в музыкальную культуру республики. Первопроходцами башкирской му зыки в 20—30-е годы стали М.М.Валеев, Х.К.Ибрагимов, С.X.Габяши, К.Ю.Рахи­мов, Г.С.Альмухаметов. Они делали обработки башкирских народных песен, создали первые композиторские сочинения малых форм — песни, романсы, инструментальные пьесы, писали музыку к спектаклям драматического театра. Русские музыковеды-фольклористы А.Ключарёв, И.Салтыков, А.Эйхенвальд и другие совместно с башкирскими музыкантами провели большую работу по сбору и записи музыкального фольклора.

С целью подготовки кадров певцов и композиторов в 1932 году при Московской государственной консерватории была открыта башкирская национальная студия, где по направлению республики училась одарённая молодёжь. В 1934 году для подготовки артистов балета было создано башкирское отделение (студия) при Ленинградском хореографическом училище. У истоков этих дел стоял Газиз Салихович Альмухаметов. Именно по его инициативе была создана база для открытия музыкального театра в Башкирии, который начал свою жизнь 14 декабря 1938 года, а в 1941 году, после возвращения из Ленинграда молодых артистов балета, стал называться Башкирским государственным театром оперы и балета.

Газиз Альмухаметов — певец и композитор — один из авторов опер «Сания» и «Эшсе» (совместно с С.Габяши и В.Виноградовым), созданных и поставленных в Татарии, мечтал о башкирской опере и сделал многое на пути создания национального музыкального театра. Обо всём этом искренне и непосредственно написал Газиз Салихович в своей брошюре « В борьбе за создание башкирской музыки», изданной в 1933 году. Трагические страницы истории, сталинские репрессии коснулись и композиторов — Г.Альмухаметов был расстрелян как «враг народа», К.Рахимов и С.Габяши были сосланы в «административную ссылку».

Музыкальная жизнь в те годы, несмотря на всяческие трудности, была довольно насыщенной. Вновь открытый музыкальный театр остро нуждался в национальном репертуаре. Первой ласточкой стала постановка башкирской оперы «Хакмар» на сюжет из колхозной жизни, написанной М.Валеевым по пьесе С.Мифтахова. Республика начала активную подготовку к Декаде литературы и искусства в Москве, запланированной на 1941 год. Правительством республики для создания репертуара были приглашены опытные советские композиторы. Однако, в связи с начавшейся войной Декада была отложена на долгий срок (она состоялась в 1955 году). В Уфу были эвакуированы многие учреждения, в том числе Киевский театр оперы и балета имени Т.Шевченко, композиторы и музыканты из Киева, Минска, Ленинграда, Москвы. По следам последних событий военного времени была написана опера «За Родину!» («Ватан µсµн!») на либретто С.Кудаша, созданная в соавторстве украинского композитора Ф.Козицкого и башкирского композитора Х.Ибрагимова. Опера была поставлена в 1943 году. В эти годы были поставлены оперы «Акбузат» Х.Заимова и А.Спадавеккиа, «Карлугас» Н.Чемберджи, «Ашкадар» и «Мэрген» А.Эйхенвальда, «Айхылу» Н.Пейко и М.Валеева. В 1944 году увидел свет первый башкирский балет «Журавлиная песнь», написанный Л.Степановым при участии З.Исмагилова.

Немногочисленный по составу Союз композиторов Башкирии в военные годы пополнился эвакуированными композиторами из разных городов страны. Они активно включились в работу по созданию произведений на оборонную тематику. Был подготовлен к изданию сборник песен «Композиторы — фронту», включающий более 40 песен, были изданы 24 песни-листовки для башкирской кавалерийской дивизии. Это были героические, лирические, шуточные песни и песни о конкретных героях-воинах — славных сынах Башкирии: «Генерал Шаймуратов», «Тагир Кусимов», «Байгужа Саитгалин» З.Исмагилова, «Береги границу» Р.Муртазина, «Подымайся, Урал!» А.Спадавеккиа, «Дивизия, вперёд!» М.Валеева, «Башкирские конники» Н.Чемберджи, «Родину не отдадим» Х.Ибрагимова, «Возлюбленный Гульчиры» Т.Каримова, «Антивоенные частушки» Р.Габитова и др. Композиторы выступали с концертами в эвакогоспиталях, на призывных пунктах перед солдатами, уходящими на фронт, а З.Исмагилов и Т.Каримов также выезжали в Башкирскую кавалерийскую дивизию вместе с артистами. Молодые композиторы М.Рахимов и Р.Габитов погибли на фронте.

В послевоенные годы начинается активная творческая деятельность композиторов, получивших образование в Московской консерватории. Это З.Исмагилов, X.Ахметов, Н.Сабитов, Р.Муртазин, X.Заимов, Ш.Ибрагимов, Р.Сальманов, Ш.Кульборисов. В 50—60-е годы создаются первые крупные жанры музыкального и музыкально-театрального искусства — симфонии, инструментальные концерты, оперы, балеты. С этого времени начинается новый этап органического слияния национально-самобытного в музыке с «европейским». Главным в этих сочинениях было бережное сохранение специфических особенностей национальной музыки. Именно в этот период складываются основы национального стиля в результате активного процесса взаи­мопроникновения народного и профессионального искусства.

В 1955 году в Москве на Декаде башкирской литературы и искусства было наглядно продемонстрировано музыкальное искусство башкирского народа — опера «Салават Юлаев», балет «Журавлиная песнь», «Праздничная симфониетта» Р.Муртазина, концерт для скрипки с оркестром Н.Сабитова, кантата «Башкортостан» Х.Заимова и др. произведения. Это был первый серь ёзный экзамен композиторов и исполнителей Башкирии. Второй такой отчёт состоялся в осенние дни 1964 года, когда в Уфе проходило выездное заседание Секретариата Союза композиторов РСФСР, которое возглавлял выдающийся композитор современности Дмитрий Дмитриевич Шостакович. У башкирских композиторов было много волнений — на повестке дня стоял вопрос о развитии и задачах башкирской музыки. Надо сказать, что наши композиторы с честью выдержали этот ответственный экзамен, поддержка и добрые слова, сказанные в их адрес Шостаковичем, имели для композиторов очень большое значение. Дмитрий Дмитриевич и в последующие годы всегда с особым теплом и участием интересовался делами музыкантов Башкирии, радовался росту композиторской молодежи.

Композиторов республики, творивших в эти годы, можно назвать нашей «Могучей кучкой». Первый председатель Союза композиторов БАССР Масалим Мушарапович Валеев был автором первой башкирской оперы «Хакмар», инструментальных сочинений, песен и романсов. Рауф Ахметович Муртазин — автор семи симфоний, опер «Азат» и «Дауыл», концерта для скрипки с оркестром, хоровых сочинений, песен, Хусаин Файзуллович Ахметов и Загир Гарипович Исмагилов — два таланта, два гиганта музыкального искусства республики. Хусаин Ахметов — автор сюит для симфонического оркестра, опер «Современники» и «Наркэс», чарующих песен, романсов, баллад, блестящих обработок народных песен для хора.

С именем Загира Исмагилова связано развитие оперного жанра, новый этап ознаменовало создание первого крупного произведения композитора — оперы «Салават Юлаев». Музыкальный язык оперы, неотделимый от народно-песенных истоков, сочетает яркое национальное своеобразие башкир­ской музыки и реалистические принципы музыкальной классики. Каждая из последующих опер композитора раскрывает новые возможности оперной драматургии в башкирской музыке. «Шаура», «Волны Агидели», «Послы Урала», «Кахым-туря», успешно работал композитор и в жанрах хоровой музыки, он автор ярких песен и романсов.

С именем Наримана Гилязовича Сабитова связаны значительные страницы башкирской музыки. Он — основоположник современного башкирского балета. «Гульназира», «Люблю тебя, жизнь», «Страна Айгуль» — новое самобытное слово в башкирском балете. Композитор смело использует достижения композиторов XX века, находит новые мелодии, интонации, гармонии и оркестровые краски для создания образов своих героев. Три концерта для скрипки с оркестром, концерт для фортепиано с оркестром, огромное количество сочинений для различных инструментов — далеко не всё из богатейшего наследия композитора, который был также и замечательным дирижёром.

Халик Шакирович Заимов является создателем оперы «Акбузат» (в соавторстве с Антонио Спадавеккиа) и балета «Черноликие» (с Александром Чугаевым), кантаты «Башкортостан», симфонических миниатюр и фортепианных пьес.

Камиль Юсуфович Рахимов был одним из зачинателей музыкальной культуры нашей республики, человек, внёсший огромный вклад в башкирскую музыкальную фольклористику. Многие годы своей жизни он посвятил работе по записи и расшифровке народной музыки. Произведения К.Рахимова — поэтичные вальсы для симфонического оркестра, музыка к драматическим спектаклям, хоровые сочинения, вокальные миниатюры — прочно вошли в репертуар исполнителей программ радио и телевидения.

Один из ведущих композиторов-песенников Тагир Шакирович Каримов был блестящим баянистом, организатором первого эстрадного ансамбля в филармонии, автором музыки к спектаклям Башкирского академического театра драмы, струнного квартета, пьес для баяна, оркестра народных инструментов. Создатель первых эстрадных песен «Попляши, кума», «Возлюбленный Гульчиры», лирических песен «Воспоминание», «Твоя песня» и др.

Рафик Вафич Сальманов — композитор, посвятивший много разнообразных сочинений детям и юношеству. Это сольные и хоровые песни, пьесы для баяна, фортепиано. Им написаны кантата «Золотая долина», «Молодёжная увертюра» и сюита для симфонического оркестра, хоры, обработки народных песен. Шамиль Зуфарович Кульборисов — композитор, написавший немало песен и музыки к спектаклям в Башкирском государственном академическом театре драмы. Каждый из этих замечательных композиторов внёс свой достойный вклад в музыкальную культуру республики. Причём это не только в творчестве, но и в музыкально-организационной и общественной деятельности. Так, З.Исмагилов 24 года возглавлял Союз композиторов Башкортостана, стал основоположником Уфимского института искусств, первым его ректором, работал на этом посту двадцать лет. Ныне Академия искусств носит имя Загира Исмагилова. Почти тридцать лет X. Ахметов был художественным руководителем Башкирской государственной филармонии, ныне филармонии присвоено имя Хусаина Ахметова. Нариман Сабитов долгие годы работал дирижёром, ряд лет — главным дирижёром Театра оперы и балета. Музыкальную часть Башкирского академического театра драмы в разные годы возглавляли Тагир Каримов, Шамиль Кульборисов, который был и художественным руководителем филармонии. В течение многих лет Р.Сальманов вёл большую работу по редактированию и составлению авторских и коллективных сборников произведений башкирских композиторов. Это были люди с активной гражданской позицией. Надо отметить, что в те годы происходил постоянный обмен художественным опытом между композиторами всех братских республик. Музыка композиторов нашей республики исполнялась на крупных музыкальных форумах — пленумах, съездах композиторских организаций РСФСР и СССР. Творческие отчёты композиторов Башкирии проводились регулярно на республиканских пленумах.

Событием огромной важности для музыкальной культуры Башкортостана стало открытие в 1968 году Уфимского государственного института искусств, создание в 1970 году Башкирской государственной хоровой капеллы. Это явилось большим стимулом для дальнейшего творчества композиторов — наличие одарённых исполнителей — педагогов и студентов института, талант­ливого дирижёра-хормейстера Тагира Сайфуллина и возглявляемой им капеллы заметно активизировало работу композиторов в области создания камерно-инструментальных ансамблей, хоровых произведений разных жанров — от обработок народных песен до кантат и ораторий, хоровых циклов и поэм.

В 70-е годы в башкирскую музыку приходят молодые композиторы, которые в отличие от композиторов старшего поколения, воспитанных на традициях русской классической музыки и развивающих их на башкирской национальной почве, продолжают развивать традиции крупнейших композиторов XX века — Шостаковича, Прокофьева, Хачатуряна, Свиридова. Они ставят всё более сложные творческие задачи, по-новому подходят к решению проблем традиций и новаторства. В их творчестве складывается новое отношение к традиционному фольклору. Лейла Исмагилова, Данил Хасаншин, Ро берт Газизов, Рим Хасанов, Рафаил Касимов, Мурад Ахметов — в их творчестве заметно особое тяготение к разным формам инструментальной музыки — симфонической и камерной. Они смело обновляют национальный язык башкирской музыки, расширяют её жанровый диапазон, обращаются к глубинным пластам башкирского фольклора. Особенно радостно видеть качественный подъём их творчества в самом уровне профессионализма.

С 1978 года СК Башкортостана возглавлял Роберт Хакимович Газизов — очень инициативный и энергичный руководитель. Именно по инициативе Газизова и Мирсаида Яруллина (Татарстан) стали проводиться регулярные фестивали музыки композиторов республик Поволжья и Урала. Роберт Хакимович задумал проведение в Уфе Фестиваля старинной и современной камерной музыки. При нём состоялся Международный симпозиум музыковедов, посвящённый традиционной и духовной музыке мусульман. Композиторы выезжали с отчётом в Москву, было немало обменных концертов — с композиторами и исполнителями Казахстана, Азербайджана, Татарстана.

С 1992 года председателем Союза становится Рустем Нариманович Сабитов. Эрудированный музыкант, истинный интеллигент, композитор с широким кругом интересов. При нём систематически проводились фестивали симфонической и хоровой музыки при активном участии Национального симфонического оркестра во главе с Тагиром Камаловым. Было подготовлено и выпущено два специальных выпуска российской газеты «Музыкальное обозрение». Как и в предыдущие годы, проводились республиканские конкурсы юных композиторов. В 2001 году был проведён фестиваль «На рубеже веков» с широким показом музыки разных жанров. Он был посвящен 60-летию СК Башкортостана.

Нельзя не отметить особо, что в последние два-три десятилетия очень мощно развивается творчество композиторов, представляющих второе и третье поколения творцов музыки. Это Данил Хасаншин — создатель целого ряда крупных симфонических произведений, хоровых циклов, оперы об Александре Матросове «Великий рядовой», камерно-инструментальных сочинений.

Лейла Исмагилова — автор симфонического цикла «Земля отцов», фортепианного и скрипичного концертов, камерно-инструментальных произведений. Её балеты «Ходжа Насретдин» и «Аркаим» с успехом идут на сцене Театра оперы и балета. Она — заведующая кафедрой композиции Уфимской академии искусств имени Загира Исмагилова, профессор. Рафаил Касимов — автор огромного количества инструментальных сочинений; но главным для него яв ляется симфоническая музыка — он автор восьми симфоний. К симфонической и камерно-инструментальной музыке постоянно обращается и Рустем Сабитов. Это три симфонии, Концерт для скрипки с оркестром, «Маленькая симфония в народном стиле», Концерт для струнного оркестра и солирующего гобоя, поэма «Памяти отца». Его балет «Прометей» поставлен в Театре оперы и балета в 2009 году. К балету «Похищение девушки» (так же, как «Прометей» — написан по произведению Мустая Карима) обратился Айрат Каримов. Им написана симфоническая картина «Мужество», Концерт-рапсодия для фортепиано с оркестром, большое количество пьес для фортепиано и концертных пьес для эстрадных коллективов. Салават Низамутдинов — автор опер «Чёрные воды», «В ночь лунного затмения» (обе по М.Кариму), «Мементо», мюзиклов, хоровых циклов, песен и романсов. Активно работают в жанрах хоровой, камерно-вокальной музыки композиторы Роза Сахаутдинова, Абрар Габдрахманов, Айрат Кубагушев, Hyp Даутов. Н.Даутов недавно написал рок-оперу «В сердцах остался песней» о Шайхзаде Бабиче (либретто Н.Гаитбаева), премьера которой состоялась в ноябре прошлого года на сцене Башгосфилармонии в исполнении артистов Сибайской филармонии.

Успешно совмещают творческую и педагогическую деятельность композиторы Ильдар Хисамутдинов, Азамат Хасаншин, Валерий Скобелкин, Салават и Айсылу Сальмановы, Рашит Зиганов.

Произведения композиторов республики исполняются на фестивалях музыки композиторов Поволжья и Урала, они в репертуаре Национального симфонического оркестра и Национального оркестра народных инструментов РБ, Академической хоровой капеллы Башкортостана. Почти все композиторы имеют высокие почетные звания Башкортостана и России. Л.Исмагилова, Р.Сабитов, С.Низамутдинов — лауреаты премии СК России имени Д.Шостаковича. Р.Касимов — лауреат Государственной премии имени Салавата Юлаева.

С 2005 до 2009 года председателем Союза был Салават Низамутдинов. Под его руководством часто проводились юбилеи, фестивали, концерты молодых композиторов.

В октябре 2009 года был избран новый председатель — им стал Айрат Гайсин. В это нелегкое время башкирские композиторы надеются, что опыт административной и организаторской работы помогут ему успешно решать проблемы сегодняшнего дня.

В развитие музыкальной культуры республики большой вклад вносят и музыковеды. Но это тема отдельного разговора.

Эльмира ДАВЫДОВА

Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2022