НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО РЕГИОНА РБИз истории Кигинского района
Все населенные пункты Кигинского района Республики Башкортостан возникли на вотчинных землях башкир. С конца 60-х годов XIX в. эти поземельные волости превратили в территориальные с названиями некоторых населенных пунктов (Айлинская, Верхне-Кигинская, Дуван-Мечетлинская).
К Айлинской волости принадлежали следующие башкирские села и деревни: Абдрезяк, Сюрбай, Асылгужа, Кулбак, Сюрбай, Кургаш, Идрис, Тугузлы.
К Дуванской волости относились 4 деревни: Абзай (Уртаул), Алагуз (Кабыл), Масяк, Юсуп.
Тырнаклинская волость объединяла деревни, находящиеся сегодня на территории данного района: Сагадей (Сутуш), Ибрай (Сунка), Мухамет, Ягун.
На башкирских вотчинных землях были основаны села и деревни мишарей и тептярей. Башкиры Тырнаклинской волости на определенных условиях припустили мишарей сел и деревень Верхние Киги, Душанбика (Халил), Вакияр (Гумер), Еланлы, Юкаликуль, Кульмет. Башкиры-вотчинники Мурзаларской волости приняли мишарей и тептярей сегодняшнего села Нижние Киги.
На земле башкир Дуванской волости возникли русские села Леуза и Сарагул.
Ревизии и учеты населения в течение 200 лет (с 1795 года по 1989 год) выявляли и подтверждали башкирское происхождение жителей следующих сел и деревень: Абзай, Масяк, Абдрезяк, Асылгужа, Верхний Лапас, Кулбак (Сатай), Сюрбай (Самар), Юнус, Сагир, Ибрай, Новый Мухамет, Старый Мухамет, Ягун, Юсуп, Алагуз (Кабыл), Идрис.
Вместе с тем жители некоторых населенных пунктов, в течение 200 лет считавшихся башкирскими, в последнюю советскую перепись 1989 г. отказа лись от своей национальности. Так, если башкиры д.Тугузлы (Старый Тугузлы) в 1795, 1816, 1834, 1850, 1859, 1870, 1897, 1902, 1912—1913, 1917, 1920, 1926, 1939, 1959, 1979 годах подтверждали свое этнонациональное происхождение, то в 1989 г. они все до единого человека, если можно так выразиться, утром проснулись представителями другого этноса. Между тем, в этом селении никогда не было владельцев земель, т.е. вотчинников из других этносов. Тугузлы — коренное население башкир-вотчинников Айлинской волости, которые сами участвовали в припуске мишарей и тептярей на свои владельческие земли. Башкиры д.Тугузлы всегда управлялись своими старостами (с 1736 г. — старшинами). Здесь не было ни тептярского, ни мишаро-татарского управления, кроме башкирского. В 1798—1865 гг. деревня находилась в составе 1-го юрта 4-го башкирского кантона Башкирского Войска. Взрослые мужчины несли военную службу в Западной Сибири по охране границ Российской империи, участвовали в войнах и походах России, особенно в Отечественной войне 1812 года. Тугузлинцы — активные участники всех башкирских восстаний, целью которых были: защита и охрана своих вотчинных земель от посягательств на них заводчиков, дворян и казны, а также сохранение своих личных свобод против попыток превратить их в крепостных крестьян и христиан.
Одной из особенностей хозяйства башкир было количественное преобладание поголовья лошадей над поголовьем крупного рогатого скота (в 1842 г. у тугузлинцев было 136 лошадей и 80 коров) или предпочтение ими ярового хлеба нежели озимого (в Тугузлах в том же году было засеяно 832 пуда ярового и 560 пудов озимого хлеба).
В книге «История сел и деревень Башкортостана» (книга четвертая, с. 73—75) мною перечисляются имена всех башкир д.Тугузлы за 1811 год. И в последующих переписях среди башкир-айлинцев в Тугузлах невозможно найти представителей других этносов, так как их в этом селении просто не было никогда.
Часть башкир д.Тугузлы, выехавшая на вотчину башкир Кыр-Еланской волости, в 1724—1727 годах, основала деревни Балтай и Нижние Бишинды (ныне Туймазинский район РБ). После издания Царского указа 1832 г. часть балтаевцев и бишиндинцев, узнав о том, что этот закон предоставляет башкирам-вотчинникам по 40 десятин (дес. равна 1,09 га), припущенникам военного ведомства (мишари, безземельные башкиры) — по 30, государственным крестьянам (тептяри, татары, ясачные) — по 15 дес. земельного надела на душу мужского пола по VII ревизии 1816 г., осознав, что они — припущенники башкир кыр-еланцев (за пользование их землей платили им по 10—25 коп. с двора в год), решили вернуться на родину прадедов в Айлинскую волость Троицкого уезда. Сородичи — айлинцы из д.Тугузлы, сверив родословную (шежере) прибывших к ним башкир и свою, установили, что балтаевцы и бишиндинцы — их кровные родственники, сородичи, и решили принимать их на равноправных условиях. Прибывшие на родину айлинцы наравне с местными вотчинниками-тугузлинцами пользовались вотчинным правом и стали владельцами айлинских земель с правом продажи и аренды этих угодий. Вернувшиеся на родные земли осели в Тугузлах, затем основали деревни Арслан и Есаул.
Такова краткая история тугузлинцев, точно также обстоит дело и с упомянутой деревней Арслан, основанный возвращенцами-айлинцами в 1837 г., во главе с башкирским зауряд-сотником Арсланом Таймасовым. Известны и име на «репатриантов», перечисленные в четвертой книге «Истории сел и деревень Башкортостана» (с.180—181). Башкиры дер. Арслан, с 1837 по 1979 г. признававшие свою этническую принадлежность, в 1989 г. стали татарами, хотя здесь представителей другого этноса не было никогда.
Отметим еще несколько «новшеств» переписи 1989 года. Башкирско-мишарская деревня Юкаликуль (1795, 1859, 1870, 1917 гг.) переросла в татарскую, а мишарские (Вакияр, Еланлы, Душанбека) — в татарские; тептярско-мишарское село Верхние Киги (башкирско-тептярское в 1917 г. и башкирское в 1959 г.) – стало татарским; тептярское село Нижние Киги (башк. в 1917 г.) также татарским.
Из истории Салаватского района
Территория башкир Тырнаклинской, Тюбелясской, Мурзаларской, Каратавлинской, Кыр-Кудейской и Шайтан-Кудейской волостей впоследствии вошла в состав Салаватского района Республики Башкортостан. Почти все волости с 1781 г. были подчинены Уфимскому уезду, кроме Тырнаклинской и Тюбелясской волостей, подвластных Троицкому уезду. В 1798—1865 гг. их села и деревни находились в составе башкирских кантонов (4-й, 8-й). С 1866 г. кровнородственные поземельные башкирские волости были преобразованы в территориальные, как Верхне-Кигинская, Калмаккуловская (затем — Насибашевская), Мурзаларская. Последняя, хотя и сохранила прежнее название волости, территориально существенно была расширена.
Месягутовский кантон, один из восьми в БАССР в 1919 г., включал в свой состав и территорию нынешнего Салаватского района. В 1924 г. Месягутовский кантон состоял из 11 волостей с 149453 жителями. Почти все населенные пункты будущего Салаватского района находились в составе Мурзаларской и Насибашевской волостей.
Национальный состав жителей этих двух волостей в 1923 г. был следующим: в Мурзаларской волости из 8037 человек башкир было 3 886 (48,4% всех жителей), остальные — тептяри и русские. В Насибашевской волости из 12 059 жителей насчитывалось 5300 башкир (44,0%), 841 татар, 1022 мишар, 1988 тептярей, 2908 русских.
По постановлению ВЦИК от 20 августа 1930 г. упразднялось существующее деление БАССР на 8 кантонов (9-й Аргаяшский) с образованием на их основе 48 районов. Среди них был и Верхне-Кигинский (с 20 сентября 1933 г. — Кигинский) район с центром в селении Верхние Киги. Территория нынешнего Салаватского района оказалась в составе Кигинского района с населением в 70 тыс. человек (в т.ч. 32 515 башкир — 46,5 %, 18560 татар — 26,5 %, 18927 русских — 27,0 %).
На основании постановления Президиума ВЦИК от 31 января 1935 г. Президиум БашЦИК образовал новый Малоязовский (с 1943 г. Салаватский) район с центром в селении Малояз, состоявший из сельсоветов, отошедших от Кигинского района (см. ж. «Ватандаш», 2000, № 7. С. 14—15).
Население района состояло из 26425 человек, из которых башкиры составляли около 46%, татары —32%, русские — 22%. До 1 июня 1940 г. численность населения выросла до 32554 человек.
В 1997 г. население района составило 27,8 тыс. человек. В прошлом к Мурзаларской волости относились следующие башкирские села и деревни:
Мечетлино (Мурзалар), Кусепей, Ильтай (Сакай), Мунай (Аркаул), Махмут, Мусят, Ахун, Бешевляр, Яубуляк, Куселяр, Идельбай (Бадрак), Ташаул (Такай).
Каратавлинская волость состояла только из двух деревень: Каратавлы (башкиры-вотчинники), Калмаклар (башкиры-припущенники с 1729 г.).
Кыр-Кудейская волость объединяла нижеследующие селения: Яхъя, Ишимбай, Миндиш, Иксан (до начала XIX в.), Абдрахман (исчезла до 1915 г.).
Шайтан-Кудейская волость объединяла следующие деревни: Идрис, Юнус, Алька.
Тюбелясская волость имела следующие селения: Тирмен, Сюрюкай, Новый Сюрюкай, Урмансы, Ильчикей, Калмаккул, рп. Мурсалим, Карагул.
Тырнаклинская волость состояла из следующих деревень: Лагер (Васкино), Шаряк, Ельгильде.
По восьми переписям с 1795 по 1989 г. следующие башкирские населенные пункты оставались однонациональными: рп. Мурсалим (д.Калмаккул), Сюрюкай, Новый Сюрюкай, Алька, Лагер, Каратаулы, Юлай (Шаганай), Юнус, Идрис, Аркаул (Мунай), Куселяр, Бешевляр, Махмут, Яубуляк, Ильчикей, Карагул, Мусат, Ташаул, Ильтай, Ишимбай, Миндиш, Яхъя, Чебаркуль, Шаряк, Урмансы, Ахун, Кусеп, Мечетли, Калмаклар, Кызырбак, Идельбай I, Идельбай II, Тирмен, Ельгильде, Комсомол.
Существенные коррективы по этническому составу населения нескольких населенных пунктов внесла перепись 1989 г. Во всех учетах с 1795 года по 1979 год население дер. Юнус фиксировалось башкирами, а в 1989 г. — башкирами и татарами; в поселке Урмантау с башкирским населением — башкирами, татарами и русскими.
Возникшие по припуску башкир деревня мишарей Насибаш (c. 1759 г.) Каратавлинской волости, села тептярей — Малояз (1756 г.) и Таймый (1751 г.) Мурзаларской волости, а также села тептярей Лаклы (1760 г.), мишарей и тептярей Шарип (1753 г.), Мещегар (1750 г.) Тырнаклинской волости почти всегда, как и в 1989 г., учитывались татарскими (кроме райцентра Малояз, где главным образом живут и татары и башкиры), вопреки неоднократным утверждениям ученых-историков о том, что «все мишари и тептяри слились с башкирами».
Из истории Мечетлинского района
Мечетлинский район образован 20 августа 1930 г. под названием Дуван-Мечетлинского с центром в с. Дуван-Мечетлино, затем центром стала дер. Лемез-Тамак и, наконец, с 15 августа 1933 г. — с. Большеустьикинское. В январе 1935 г. район, состоящий из населенных пунктов Дуван-Мечетлинской, Емашинской и Большеокинской волостей, был переименован в Мечетлинский. В 1962—1964 гг. Мечетлинский и Белокатайский районы были объединены. С октября 1964 г. район существует самостоятельно в прежних границах. В 2000 г. население составляло 27489 человек, по национальному составу: башкиры (52%), татары (27%), русские (19%), марийцы, чуваши, удмурты, украинцы (2%).
Населенные пункты возникли на вотчинных землях башкир Дуванской, Большой и Малой Кушинской и Упейской волостей.
Дуванскими были следующие башкирские селения: Дуван-Мечетли, Мечетли, Сатый (Новые Мечетли), Бурансы, Новый Бурансы, Гумер, Акын, Тукбай, Азангул, Мещер (Туктамыш), Новый Мещер, Яуш, Трубкильде, Ясин, Каранай, Таиш.
Упейская волость объединяла башкирские деревни Такя, Теляш, Ишале.
Малокущинская волость состояла из башкирской деревни Кызылбай (затем Большой и Малый), Большекущинская — из деревень: Бургатья, Мелекес, Сальзигут (Тюлекул), Буртак, Кутуш, Лемез-Тамак, Сабанак, Сулейман, Абдрахим (Медят), Аюп, Юнус, Тимеряк (Юнус).
Итоги ревизий и переписей 1795—1989 гг. не были особо неожиданными для сел этого района. Почти все башкирские села и деревни сохранили однонациональный характер. К ним относятся следующие деревни: Дуван-Мечетли, Мечетли, Бурансы, Большекызылбай, Малокызылбай, Мелекес, Сосновка, Сальзигут, Гумер, Еланыш, Каранай, Тукбай, Абдрахим, Аюп, Таиш, Тимеряк, Тимирбай, Юлай, Кутуш, Лемез-Тамак, Сабанак, Сулейман, Азангул, Куршали, Старомещяр, Новомещяр, Трубкильде, Ясин, Яуш, Ишале, Такя, Теляш, Юнус, Ака (до 1989г.)
С 1959 г. дер. Тимирбай была башкирской, с 1989 г. стала татарской; башкирско-татарская дер. Абдулла оставалась в числе таковых. Но башкирско-мишарская (в 1816, 1859, 1870 гг.) дер. Новый Муслюм пополнила число татарских селений, д. Азикей с башкирско-мишарским населением становится башкирско-татарской (в 1979 г. — башк.).
Мишаро-тептярские села Большая и Средняя Ока стали татарскими.
Особо хотелось бы сказать о составе жителей д. Кургат. Она была основана башкирами Гайнинской волости (Осинского уезда) Пермской губернии в 1769 г. Однако гайнинцы были припущены малокущинцами, поэтому в конце XVIII в. они перешли в тептярское сословие. Кущинские башкиры в начале XIX в. припустили в эту деревню еще и казенных татар. В 1834 г. последних было 15 человек (10% населения) при 150 башкирах-гайнинцах. В 1917 г. ее население ошибочно показано мишарским, т.к. здесь мишари вообще не зафиксированы. Последующие три переписи 1959,1979, 1989 гг. эту деревню называют татарской. Выходит так, что 90 процентов башкир-гайнинцев растворились среди 10% татар. Это и есть результат оторванности жителей от своих этнических корней. Анвар АСФАНДИЯРОВ |