Качество образования — под контролем

Контролирующих организаций в стране немало, «учет и контроль», — как писали классики марк­сизма-ленинизма, превыше всего. Вот и в сфере образования появилась новая структура — Управление по контролю и надзору при Министерстве образования РБ. В связи с ее созданием возникает много вопросов: «Что это за новая организация?», «Будет ли польза от нее системе образования республики или она встанет в один ряд со множеством других, только мешающих работать образовательным учреждениям?» С этими вопросами мы обратились к начальнику Управления Ильгизу Раяновичу Кызыргулову.

И.Р.Кызыргулов в 1998 г. окончил Башгосуниверситет. С 1998 по 2001 гг. учился в аспирантуре БГУ, с 2001 по 2006 гг. работал ассистентом, старшим преподавателем, доцентом кафедры тео­ретической физики БГУ. В 2006 г. — специалист отдела образования и науки Аппарата Правительства РБ. С декабря 2006 по январь 2009 г. был проректором по учебной работе и связям с общественностью Стер­литамак­ской педагоги­ческой академии ­  им. З.Биишевой. В январе 2009 г. назначен на должность начальника Управления по контролю и надзору в сфере образования при МО РБ. Кандидат физико-математических наук.

 — С чем связано создание Управления по контролю и надзору в сфере образования?

С принятием Федерального закона от 31 декабря 2005 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» в компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации появились надзорные полномочия в сфере образования, и одновременно с этим расширились контрольные полномочия.

В конце 2006 — в 2007 годах в Российской Федерации принято три федеральных закона, полностью изменивших концепцию и принципы осуществления полномочий по контролю и надзору в сфере образования. Этими законами установлены новые государственные функции по контролю в сфере образования и закреплена совершенно иная, отличная от существовавшей с момента принятия Закона Российской Федерации «Об образовании», организационно-управленческая модель реализации этих функций.

Для реализации переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования, финансирование которых осуществляется из субвенций, выделяемых из федерального бюджета, в субъектах Российской Федерации создаются самостоятельные органы исполнительной власти. Указом Президента Республики Башкортостан от 29 декабря 2008 года в Республике Башкорт­остан образовано Управление по контролю и надзору в сфере образования при Министерстве образования Республики Башкортостан (далее — Управление), которому переданы особые полномочия.

— Какими полномочиями оно обладает?

— Управление осуществляет контроль качества образования, в том числе качества подготовки обучающихся и выпускников, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами или федеральными государственными требованиями в образовательных учреждениях, расположенных на территории Республики Башкортостан, по всем реализуемым ими образовательным программам, имеет полномочия по лицензированию и го сударственной аккредитации образовательных учреждений, расположенных на территории Республики Башкортостан, по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования за исключением полномочий федеральных органов государственной власти, а также органами местного самоуправления Республики Башкортостан, осуществляющими управление в сфере образования.

Полномочия Управления распространяются на более пяти тысяч образовательных учреждений Республики Башкортостан — дошкольные, начальные, основные и средние общеобразовательные учреждения, учреждения начального и среднего профессионального образования, расположенные на территории Республики Башкортостан.

 За время работы Управления 1174 образовательных учреждения и иных организаций признано прошедшими лицензионную экспертизу. Из них 45 учреждений среднего профессионального образования, 100 учреждений начального профессионального образования, 78 учреждений, осуществляющих деятельность в сфере профессиональной подготовки и дополнительного образования, 529 общеобразовательных учреждений, 331 до­школьное образовательное учреждение, 91 учреждение дополнительного образования детей.

Также Управлением проведено шесть заседаний Аккредитационной коллегии, в рамках которых 861 образовательное учреждение признано прошедшим государственную аккредитацию. Из них 2 учреждения дополнительного образования, 21 — среднего профессионального образования, 32 — начального профобразования, 302 дошкольных образовательных учреждения, 405 общеобразовательных учреждений, 99 учреждений дополнительного образования детей.

К сожалению, несмотря на проводимую Управлением работу, достаточно большое количество образовательных учреждений не прошло процедуру лицензирования образовательной деятельности и не имеют свидетельства государственной аккредитации. По состоянию на 1 января 2010 года  234 образовательных учреждения (5,1% от общего количества) не имеют лицензию на право осуществления образовательной деятельности: из них 33,8% учреждений — по причине отсутствия свидетельства о государственной регистрации права владения, пользования или распоряжения имуществом; 15% учреждений не имеет заключения Государственной пожарной службы о пригодности используемых зданий и помещений для осуществления образовательного процесса; 5,1% учреждений не имеет санитарно-эпидемиологического заключения Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан о соответствии санитарных норм для ведения образовательной деятельности; 35% образовательных учреждений реорганизовано, 11,1% — по иным различным причинам.

— Какова структура Управления?

— В структуре Управления имеются четыре отдела и один сектор. Это отдел контроля и оценки качества образования, отдел лицензирования и государственной аккредитации, отдел контроля и надзора в сфере образования, организационно-контрольный отдел и сектор информатизации и материально-технического обеспечения. Штатное расписание Управления предусматривает деятельность шестидесяти сотрудников. Сотрудники Управления — это специалисты с большим стажем работы, в основном, с педагогическим образованием. Средний педагогический стаж сотрудников — семнадцать лет. Это бывшие специалисты отделов образования, учебно-методических центров, заместители директоров образовательных учреждений. Среди них есть кандидаты педагогических, физико-математических, биологических наук.

Управление имеет шесть секторов в структуре отдела контроля и надзора в сфере образования: центральный (городской округ город Уфа), северо-восточный (с.Месягутово), северо-западный (г.Дюртюли), западный (г.Туймазы), юго-восточный (городской округ город Сибай), южный (городской округ город Салават), что предполагает равномерное распределение объектов контроля и надзора по территориальному принципу, оперативность и качество проведения плановых и внеплановых проверок, мобильность рассмотрения письменных обращений граждан, проживающих на территории каждого сектора.

— Как осуществляется контроль за качеством образования?

В ходе осуществления контроля качества образования, в том числе качества подготовки обучающихся и выпускников, Управлением в июле 2009 года  проведена внеплановая тематическая проверка объективности результатов, полученных выпускниками общеобразовательных учреждений муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, по итогам государственной (итоговой) аттестации обучающихся в форме ЕГЭ.

За время работы Управления проведено 11 плановых выездных (инспекционных) проверок обеспечения соответствия качества подготовки обучающихся образовательных учреждений Республики Башкортостан (муниципальные районы Татышлинский, Кушнаренковский, Буздякский, Дюртюлинский, Ишимбайский, Альшеевский, городские округа г.Кумертау, г.Нефтекамск, Октябрьский, Ленинский, Кировский районы городского округа ­г.Уфа Республики Башкортостан), с охватом 208 образовательных учреждений. На территории республики проверка соответствия качества подготовки обучающихся федеральным государственным образовательным стандартам проводится по стандартным тестам с применением технологии Интернет-тестирования и автоматизированной обработки результатов. Это позволяет измерить качество подготовки обучающихся всех школ республики «одной ли нейкой». При этом появилась возможность объективно оценить качество работы образовательных учреждений.

А также впервые в России на территории республики начата практика применения Федерального Интернет-экзамена Росаккредагентства, подведомственной организации Рособрнадзора, в сфере среднего профессионального образования в рамках процедуры государственной аккредитации. Управление использует его в целях проведения независимой экспертизы соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования Республики Башкортостан федеральным государственным образовательным стандартам.

С целью эффективного выполнения возложенных на Управление функций в настоящее время решаются задачи, связанные с формированием современной информационно-коммуникационной инфраструктуры. Для решения данной задачи внедряется информационно-аналитическая система КИД и программный модуль печати лицензий и свидетельств о государственной аккредитации.

— С какими вопросами и проблемами к вам обращаются чаще всего?

— Типичными вопросами, поднимаемыми гражданами, являются вопросы, связанные с правомерностью действий руководителей органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и руководителей образовательных учреждений муниципальных районов и город­ских округов Республики Башкортостан.

В значительном количестве обращений выражалась обеспокоенность по поводу ненадлежащей организации работы отдельных образовательных учреждений, создания в них условий, гарантирующих обучающимся качество образовательного процесса. Такого рода обращения были рассмотрены специалистами отдела по контролю и надзору в сфере образования с участием представителей органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан.

— Какие задачи поставлены перед Управлением в Год учителя?

— На ближайшую перспективу основными задачами Управления являются сокращение в Республике Башкортостан количества образовательных учреждений, ведущих образовательную деятельность без лицензии и не прошедших процедуру государственной аккредитации; завершение в 2010 году цикла проверок качества образования, в том числе качества подготовки выпускников, и проверок исполнения законодательства Российской Федерации и Республики Башкортостан в области образования органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РБ, осуществляющими управление в сфере образования, и подведомственными им образовательными учреждениями, а также образовательными учреждениями, находящимися на территории Республики Башкортостан, начатого в 2009 году.

Нужно отметить, несмотря на то, что Управление — контролирующая организация, его задачей является и оказание конструктивной методической помощи проверяемым образовательным учреждениям.

 

Интервью взяла Эльвира Халикова.

Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2022