СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАНУ каждой национальной республики Российской Федерации свой неповторимый колорит, свой уклад и свои традиции. Связано это со многим, но, прежде всего, с особенностями нацио¬нальной культуры и системы образования, от которой зависит отношение молодого поколения к традициям и обычаям предков. Национальная школа как подсистема национально-региональной образовательной системы, отвечающая потребностям нации и отражающая ее культурно-исторические и духовные ценности, особенности этнопедагогики, существует не изолированно, а в определенной взаимосвязи с другими системами социального уклада общества и особенностями природного характера: общественно-политической, производственно-экономической, социально-бытовой, культурной, природно-экологической. В Республике Башкортостан исторически сложилась система образовательных учреждений, в которых бережно сохраняются и развиваются самобытные этнокультурные традиции. Значительный вклад в развитие национальной педагогической мысли, сближение тюркской, славянской и финно-угорской культур, создание национально-ориентированных школ внесли известные просветители и выдающиеся деятели культуры Мифтахетдин Акмулла, Мухаметсалим Уметбаев, Сергей Аксаков, Ризаитдин Фахретдинов, Зия Камали и др. В современных условиях формирование и реализация образовательной политики и как одно из ее конкретных воплощений – национально-региональная образовательная система – должны быть нацелены на гармоничное сочетание образовательных запросов населения и государственных интересов. Происходящие на протяжении последних 20 созидательных лет процессы «регионализации» во многих сферах жизнедеятельности общества неизбеж но ведут к становлению национально-региональных образовательных систем, своей совокупностью образующих российское образовательное пространство. Если в прошлые годы в школах республики изучались 7 родных языков, то к 2009/2010 учебному году их количество увеличилось в два раза. В республике ведется целенаправленная работа по формированию нравственной и гражданской ответственности, языковой компетентности, воспитывается интерес к всемирному культурному наследию по принципу: от этнического – к общечеловеческому: Моя Родина – Башкортостан; Россия – наш общий дом; Я – гражданин мира. Образовательный регионализм – достаточно новое направление развития современного образования страны, при котором в каждом регионе, и Республика Башкортостан не исключение, эффективно отражаются самобытные особенности и исторически сложившиеся на этой основе педагогические традиции. В Республике Башкортостан отношение к национальной культуре и языкам особенное, башкирский язык как государственный изучается здесь всеми учащимся с 1-го по 11-й класс. Однако примечательно, что, помимо башкирского, в республике организовано обучение на пяти родных языках. Здесь умеют уважать не только свою башкирскую культуру, но и нравы и традиции других народов – русского, татарского, чувашского, мордовского, украин¬ского. При этом выпускники школ Республики Башкортостан из года в год показывают высокие результаты по русскому языку при сдаче ЕГЭ. Между прочим, по рейтингу Высшей школы экономики по общему образованию Башкортостан занимает третье место в России после Москвы и Брянской области, а по консолидированным показателям по всем уровням – 9-е. Имеющийся опыт обеспечения межнационального и межконфессионального согласия становится основой для разработки в Республике Башкортостан документа, определяющего общие принципы и механизмы решения проблем национального образования. Им стала Концепция развития национального образования в Республике Башкортостан, утвержденная Указом Президента Республики Башкортостан в конце 2009 года. Она разработана с учетом Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации, образовательной инициативы «Наша новая школа». Важное значение при освоении многогранных аспектов национальной культуры мы отводим родному языку, который имеет принципиальное значение для воспитания учащихся в коренной культурной традиции своего народа. Только в условиях активно функционирующего и развивающегося родного языка возможно полноценное формирование ценностей национальной культуры учащихся, усвоение его этического и художественно-эстетического компонентов, этнического самосознания. Концепция базируется на двух приоритетных положениях: необходимости всестороннего развития башкирского языка, как языка коренного населения, и обеспечения равных условий для развития языка и культуры народов, проживающих на территории республики. В ее основу положены ценности современного российского общества: обеспечение социальной справедливости, межнационального мира, развитие благосостояния людей, сохранение и приумножение семейных традиций, формирование духовной личности. В настоящее время в Республике Башкортостан организовано обучение на 6 родных языках в 768 общеобразовательных учреждениях из 1990, в том числе в 414 филиалах. В учреждениях со смешанным национальным составом изучаются несколько родных языков в рамках параллельных классов. В общеобразовательных учреждениях с русским языком обучения в качестве самостоятельных предметов изучаются 14 родных языков. Башкирский язык как государственный преподается во всех учреждениях общего образования, начального и среднего профессионального образования. В целом 73% обучающихся нерусской национальности в республике обучаются на родном языке или изучают его как предмет. В республике сформировалась целостная система подготовки кадров для национального образования. В вузах и ссузах республики готовят учителей родных языков по семи специальностям. Во всех городах и районных центрах открыты национальные гимназии и лицеи, их задача не только обеспечивать высокий уровень образования, но и сохранять и развивать родной язык и культуру. Не нужно забывать, что степень сохранности языка определяется, прежде всего, количеством детей, обучающихся на этом языке. Одними из результатов предшествующих лет являются начавшиеся изменения по обновлению содержания образовательных программ. Разработано и будет внедряться с 2011 года новое поколение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Также разработаны новые стандарты по профессиям всех уровней профессионального образования. В целях обеспечения качественного перехода к новым стандартам в 16 школах республики ведется экспериментальная апробация. Эта работа будет продолжена. Предстоит в течение ближайших трех-четырех лет подготовить всех учителей к работе с новым содержанием образования и умению применять новые педагогические технологии. Изменения в законодательстве, связанные с введением новых госстандартов, ведут к потере регионами рычагов влияния на формирование содержания образования. В сложившихся условиях нам следует обеспечить сохранение и развитие национально-регионального компонента содержания образования в прежнем его понимании. Как подчеркнул Президент Республики Башкортостан М.Г. Рахимов на открытии Съезда учителей Республики Башкортостан, «остается вопрос о так называемом национально-региональном компоненте. Нужно во что бы то ни стало сохранить нашу уникальную систему национального образования, где преподаются 14 родных языков, три четверти школьников нерусской национальности изучают родной язык. Надо сохранить национальные гимназии и лицеи в городах и районных центрах, развивать и совершенствовать систему подготовки учителей родных языков». Весь прошлый год мы тесно работали в составе рабочей группы Комитета по образованию Государственной Думы Российской Федерации. Два изменения, внесенные в закон «Об образовании», в том числе и в статью 29, которая касается полномочий регионов, существенно дополнили наши права в разработке образовательных стандартов. К настоящему времени вопросов по выделению учебного времени на изучение родных языков нет, они вносятся в инвариантную часть учебных планов. А другие предметы регионального компонента – экономика, культура, история, география региона – нам рекомендуется изучать интегрированно. Что касается башкирского языка как государственного, можем уверенно сказать, что его изучение будет продолжено на основании соответствующих статей федерального и республиканского законов. Остаются проблемы с контрольно-измерительными материалами по ЕГЭ, они учитывают лишь федеральную часть содержания. Также уточнения требуют механизмы обеспечения учебно-методическими комплексами преподавания предметов прежнего национально-регионального компонента. По количеству инновационных образовательных учреждений Республика Башкортостан занимает второе место в Приволжском федеральном округе. Среди них – 79 гимназий, 51 лицей, 2 кадетских учреждения, 17 общеобразовательных учреждений с углубленным изучением предметов. Причем, более половины из них имеют статус национальных гимназий и лицеев. Радует, что в республике сформирована уникальная сеть республиканских инновационных образовательных учреждений интернатного типа, в которых ведется подготовка будущей национальной интеллигенции в области искусства, экономики, точных и естественных наук. Важно ввести обязательное обучение ребенка на родном языке с самого раннего возраста – начиная с детского сада, а затем начальной школы. Именно в этом возрасте дети быстро обучаются и через родной язык легко усваивают картину мира, душу, характер и традиции своего народа. Результатом поиска новой модели национально-ориентированного образования в условиях многонациональной Республики Башкортостан стало открытие 19 национальных воскресных школ. В них ученики имеют возможность приобщиться к своей самобытной национальной культуре и изучать родной язык наряду с общеобразовательной программой, получаемой в средних школах. В качестве одной из важнейших форм стимулирования инновационной и творческой деятельности учителей считаем продолжение развития конкурсного движения среди учителей, проведение конференций и форумов, направленных на развитие профессиональных педагогических сообществ. Ежегодно проводятся республиканский конкурс «Учитель года Башкорт¬остана», межрегиональный конкурс «Учитель года башкирского языка и литературы», «Учитель года русского языка и литературы», «Учитель года татарского языка и литературы». Всем лауреатам этих конкурсов присуждаются премии Президента республики и почетное звание «Заслуженный учитель Республики Башкортостан». Приоритетными направлениями дальнейшего развития национального образования являются: — сохранение этнокультурной направленности образования; — повышение качества национального образования путем: укрепления материально-технической базы; обновления методологии и технологии разработки учебников и образовательных программ этнокультурной направленности; — создание условий для повышения уровня профессиональной подготовки и квалификации педагогических кадров. В целом, трудности и многообразие задач, стоящих перед национально-региональной образовательной системой, многовекторный характер государственной национальной и образовательной политики Республики Башкорт¬остан, а также территориальные и другие особенности функционирования конкретных образовательных учреждений предполагают поиск наиболее оптимальных инновационных векторов развития, постановки новых задач дальнейшего развития национальной школы. Зиннат Аллаяров |