Сохраняя духовные связи

В Узбекистане, в городе Ташкенте работает Курултай башкир Узбекистана. Проездом в Тянь-Шаньские горы для сбора целебных трав я всегда останавливаюсь в Ташкенте для передачи сувениров, книг друзьям из курултая. Хочу поделиться своими впечатлениями о работе Курултая башкир Узбекистана.


* * *
Следует отметить отрадный факт: руководство Узбекистана проявляет заботу о равноправном развитии народов, населяющих республику. Для укрепления дружбы народов, сохранения и развития их языков, культурных традиций, обрядов и обычаев Президент Узбекистана Ислам Каримов в 1993 году издал Указ о создании национальных культурных центров и клубов. Соответственно этому Указу башкиры, проживающие в Ташкенте, создали Башкирский культурный центр имени Ахмет-Заки Валиди. Для центра выделено хорошее помещение. Культурный центр проводит различные мероприятия. Председателем Башкирского культурного центра был избран Марат Гайсин, многие годы проработавший заместителем министра сельского хозяйства Узбекистана. М.Гайсин — уроженец Башкортостана, учился в 1-й Башкирской гимназии-интернате.
Поскольку культурный центр носит имя Ахмет-Заки Валиди, нужно указать и на связи его с Узбекистаном, узбекским народом.
Первый руководитель Башкирского правительства Ахмет-Заки Валиди был тесно связан с Узбекистаном. В апреле 1917 года прошел съезд народов Туркестана в Ташкенте. А.-З.Валиди написал программу этого форума. На съезде Ахмет-Заки Валиди выступил с докладом по проблемам государственного управления и всесторонне обосновал идею федерации. Съезд сформировал центральное шуро мусульман Туркестана, и на А.-З.Валиди были возложены организационные дела. Он был редактором печатного органа шуро — газеты «Совет» («Кєњєш»).
Как известно, Ахмет-Заки Валиди работал в мусульманской фракции Государственной Думы, где представлял в том числе интересы и Туркестана. Он в своих воспоминаниях пишет: «Став членом созданного нами в Ташкенте Туркестанского мусульманского шуро, я предпочитал жить за счет выплачиваемого им жалованья».
В своей книге «Воспоминания» Ахмет-Заки Валиди пишет так: «Мой друг Убайдулла Ходжаев как юрист советовал: «Возможно, в законе о выборах в Учредительное Собрание будет пункт о том, что претендент должен иметь какое-либо недвижимое имущество. Приобрети у нас что-нибудь». Вняв его совету, рядом с Ташкентом на берегу реки Ахенгерен в местности Аблык я купил дом с садом. Дом имел чудесное расположение, от него открывается прекрасный вид на заснеженные хребты Чаткала. В 1917 году мне так и не довелось взглянуть на свое приобретение, но после присоединения к басмаческому движению в 1922 году прибывшие из Башкортостана наши джигиты жили в этом доме месяцами. Тогда и мне удалось отдохнуть в нем…»
В одной из поездок в Тянь-Шаньские горы я остановился в Ташкенте и высказал членам Башкирского курултая в Узбекистане и Башкирского культурного центра имени А.-З.Валиди свое желание найти кишлак Аблык и дом Ахмет-Заки Валиди. Я указал примерное расположение этого кишлака. Транспортом обеспечил директор Ташкентского хлебозавода, уроженец Буздякского района Азгар Саитов. Расспрашивая по дороге у автоинспекторов о кишлаке Аблык, проехали сто километров. И мы его нашли! Мое предположение подтвердилось. А где дом и усадьба Ахмет-Заки Валиди? Никто не мог указать. Ведь прошло столько лет!
Обратились к главе махалли Урынбаю Муталибову. Опять начали расспросы. Положительного ответа не получили. Аксакалам я сказал, что в этом доме когда-то жили солдаты. Тогда они кое-что вспомнили:
— Эти казармы…
— Эти дома сделали казармой.
И они указали место усадьбы Ахмет-Заки Валиди. Прошли туда. Действительно, уголок усадьбы, один дом сохранился. Несколько домов было сожжено во время гражданской войны.
На следующий день председатель Курултая башкир в Узбекистане Ильшат Хасанов, начальник авиационно-технического отдела Ташкентского аэропорта Рафаэль Шарапов и я проехали в Аблык.
Глава махалли Урынбай Муталибов был словоохотливее.
— Этот уголок кишлака наши люди берегут. Место это связано с Ахмет-Заки Валиди. Этот обычай идет давно. Не всем откроешь секреты, — подчеркнул он.
Ветеран войны, награжденный орденами и медалями, Арсланбек Каршиев уточнил:
— От наших отцов, дедов передаются добрые слова. Ахмет-Заки Валиди был очень милосердным в отношении узбекского народа. Наш народ его уважал. Он защищал нашу религию.
Арсланбек-агаю я задал вопрос:
— Ахмет-Заки Валиди в Туркестане примкнул басмачам…
Он тут же ответил:
— Всякие были басмачи. В основном басмачи воевали за свободу Узбекистана. Ахмет-Заки был именно с такими. Были еще басмачи-разбойники. Они грабили людей, отбирали скот. Басмач Босман был таким. Он и сжег дом Валиди…
В беседе выясняется истина. Узбекский народ не забыл добрые дела Ахмет-Заки Валиди. Люди берегли часть его усадьбы. Узбекским товарищам я высказал свою заветную мысль:
— Заслуги Ахмет-Заки Валиди перед Узбекистаном большие. Он боролся за свободу узбекского народа. Хотя он долго находился в этих краях, нет пока его музея. Может быть, здесь, в вашем кишлаке, вот в этом доме открыть музей?
Глава махалли радостно воскликнул:
— Пожалуйста, открывайте! Будем рады. Пока этот уголок бережем. Рядом расположен город. Уже на этот участок положили глаз. Вы, башкирские друзья, торопитесь!
Мы искренне поблагодарили Муталибова и аксакалов, хранящих в сердцах память о великом борце за свободу и счастье башкирского, узбекского и других народов и ученом-тюркологе Ахмет-Заки Валиди.
Члены курултая башкир в Узбекистане сделали доброе дело, выяснив судьбу усадьбы Валиди.
Все же самое большое достижение руководителя Курултая башкир в Узбекистане Ильшата Хасанова — хлопоты по присвоению одной из улиц Ташкента имени Ахмет-Заки Валиди, и сейчас в столице Узбекистана есть эта улица. Это произошло еще в 2002 году.
В истории каждой национальности сохранились вековые традиции, которые сплачивают людей, дают возможность общаться. У башкир и татар есть один общий праздник — это весенний сабантуй. Курултай башкир в Узбекистане и Башкирский культурный центр имени А.-З.Валиди совместно с татарским культурным центром ежегодно проводят традиционный сабантуй.
Мне пришлось присутствовать на этом прекрасном мероприятии. В Ташкенте в парке имени поэта Усмана Насирова состоялся сабантуй. Сюда приехали гости из других городов республики. Сабантуй открыл председатель Курултая башкир Узбекистана Ильшат Хасанов. Поддерживая праздничное настроение, поэтесса Рахима Валиуллина прочитала свое стихотворение. Она родом из Кугарчинского района. Потом мастерство показали танцоры ансамбля песни и пляски «Йєшлек». Когда солисты исполняли башкирский танец «Зарифа», то все зрители, охваченные задорной мелодией, стали танцевать. Хореографом этого ансамбля является Альфия ханум Рахимова, проработавшая до этого в государственном ансамбле «Бахор». Я был восхищен мастерством танцоров ансамбля «Йєшлек». Порадовали зрителей исполнители народных и современных песен Афина Губайдуллина, Амина Мулюкова, Сария Зиннатова. Афина Губайдуллина родом из деревни Усмангали Белорецкого района, закончила Уфимское училище искусств. Было бы очень приятно, если бы ансамбль «Йєшлек» был приглашен в Уфу.
В программе сабантуя были различные игры, состязания. Члены Башкирского культурного центра имени А.-З.Валиди приложили много старания, выдумки, чтобы сабантуй в Ташкенте прошел удачно. И он получился на славу. Этот сабантуй напомнил участникам, зрителям родные края, люди от души пообщались на майдане.
Прошлым летом я снова поехал в Тянь-Шаньские горы для сбора лечебных трав. В резерве оставил два дня, чтобы посетить квартиру знаменитого писателя Явдата Ильясова, уроженца села Исламбахты Ермекеевского района Башкортостана. С председателем Курултая башкир Узбекистана Ильшатом Хасановым, его заместителем Ралией Кариповой посетили квартиру Я.Ильясова. Нас встретила супруга писателя Анна Яковлевна Мигловец. Она участница Великой Отечественной войны, награждена двумя орденами, боевыми медалями.
Она нас встретила словами: «Мои родные пришли. Спасибо. Помогаете мне». Оказывается, наш курултай шефствует над Анной Яковлевной. Ралия Карипова в неделю раз посещает ее, покупает продукты, убирается в квартире. Постоянно справляется по телефону о ее здоровье.
Явдат Ильясов был великим писателем. Его романы и повести «Тропою грома», «Согдиана», «Месть Анахиты», «Заклинатель змей» и другие отражают борьбу узбекского народа за независимость, они изданы в СССР миллионными тиражами.
Явдат Хасанович и Анна Яковлевна жили в однокомнатной квартире. На просторном балконе создали рабочий кабинет для писателя.
— Он в этом кабинете писал с шести часов утра до двенадцати часов дня, — говорит хозяйка квартиры.
В квартире много картин Явдата: он был хорошим художником и учился в Уфимском училище искусств. Затем работал заведующим отделом литературы и искусства республиканской газеты «Ленинец». Многие башкирские писатели, журналисты помнят его.
Мы сфотографировали картины писателя, сделали переснимки с его фотографий. Я попросил у Анны Яковлевны несколько книг Явдата Хасановича для передачи их в Исламбахтинскую среднюю школу. Она дала книги «Согдиана» и «Месть Анахиты».
Анна Яковлевна все рукописи писателя тщательно упаковала — всего восемь толстых пакетов. Я попросил ее передать архив — эти рукописи в Союз писателей Башкортостана. Она согласилась.
20 января 2010 года я совершил поездку в Исламбахтинскую среднюю школу и передал книги, фотоснимки коллективу преподавателей. В социально-культурном центре села есть уголок Явдата Ильясова, но не было его фотоснимков, книг. Сейчас его землякам есть чем гордиться. К тому же я рад, что выполнил взятое на себя обязательство.
В день посещения дома писателя мне пришлось участвовать еще в одном мероприятии, организованным Курултаем башкир в Узбекистане. Курултай запланировал литературно-музыкальный вечер в доме-музее великого композитора Узбекистана Мухтара Ашрафи, посвященный 2200-летию города Ташкента. Собралось много любителей культуры из числа башкир и татар. Вечер открыл Ильшат Хасанов. Директор музея Наталья Александровна Гунова рассказала о творческом пути композитора. Певица Фируза Халдаева спела башкирские песни. Особенно прекрасно прозвучала песня «Уралым» в ее исполнении. На вечере были исполнены стихи, песни, танцы. Гузель Карипова выразительно прочитала стихи, Райхана Манякова исполнила башкирские, татарские песни.
На следующий день вечером Ильшат Хасанов и его супруга Римма Талхаевна приняли гостей из поселка Карахтай. Оказывается, когда Ильшат Хасанович работал заместителем генерального директора мясокомбината «Ташкентмясо», во время командировки познакомился со знатным чабаном Узбекистана и СССР Мумином Халтураевым. Он за свои достижения был награжден орденом Ленина, Октябрьской революции, медалями.
— Я был на пастбищах Мумин-агая в горах. Он огородил свое пастбище сетками. Эта площадь в тысячи гектаров. Как он поднял в горы железные столбы, сетки, все это установил там? Как он это сделал? Ума не приложу, — выразил свое восхищение Ильшат Хасанович. — Мумин-агай ежегодно сдавал в наш мясокомбинат по одной тысяче голов овец!
Ильшат Хасанович и сейчас не прерывает связей с сыновьями Мумин-агая. Он умер четыре года тому назад. Дело знатного чабана достойно продолжают его сыновья. У него одиннадцать сыновей, все они сегодня держат большие отары овец. На этом вечере гостями Ильшата Хасановича были сыновья Мумин-агая Абдразак, Абдулманнаф, Айбек и опытный чабан Гани.
Гости рассказали о своих делах, ответили на интересующие вопросы. Ильшат Хасанович пригласил Айбека в следующий раз приехать с семьей, с детьми, чтобы погостить и более подробно ознакомиться с Ташкентом.
Супруги Хасановы — гостеприимная семья. Приезжающих из Башкортостана артистов, писателей они обязательно приглашают к себе. В последний раз у них гостили артисты Салаватского государственного театра драмы. До этого в этом доме были артисты Сибайской филармонии.
Ильшат Хасанов ежегодно в День Республики Башкортостан проводит торжественный вечер во дворце. Он обязательно приглашает артистов из Уфы и принимает их у себя.
Нынче Узбекистан переживает трудности. После ликвидации колхозов, совхозов, закрытия предприятий выросла безработица. Многие люди вынуждены возвращаться в Башкортостан. Ильшат Хасанов близко принимает к сердцу положение этих людей. Поэтому он три года тому назад подготовил проект документа по проблемам переселения башкир на свою родину и предложил его рассмотреть в Правительстве РБ. Он в течение десяти лет добивался приема в вузы РБ юношей и девушек из Узбекистана, чьи родители являются выходцами из Башкортостана. Наконец, он добился своей цели. В этом учебном году каждый вуз РБ принял по пять студентов из Узбекистана.
Ильшат Хасанов поддерживает тесную деловую связь с Государственным комитетом радио и телевидения Узбекистана. В радиокомитете создана редакция башкиро-татарских передач. В неделю раз журналисты ведут часовую передачу. До этого редактором отдела была Тимербика Кулуева, уроженка Буздякского района. И.Хасанов часто выступает и по телевидению. Гостей из Башкортостана узбекское телевидение показывает часто.
Ильшат Хасанов родом из Куюргазинского района. Его супруга Римма Талхаевна родилась в деревне Усман Чишминского района. Она долгие годы работала экономистом в Правительстве Узбекистана. Добросовестную, благовоспитанную Римму Талхаевну перевели начальником финансового отдела при Президенте Узбекистана Исламе Каримове.
Хасановы любят культуру, искусство. Ильшат Хасанович виртуозно играет на баяне, а Римма Талхаевна хорошо поет. Они устраивают семейные концерты. Их сын Ильдар окончил вуз, возглавляет строительную организацию. Дочь Галия Ильшатовна работает экономистом в Ташкентском аэропорту. Вторая дочь работает преподавателем.
За активную общественную работу и большой вклад в укрепление дружбы между народами Указом Президента Узбекистана И.Каримова Ильшат Хасанов в 2007 году награжден орденом «Шухрат» («Слава»).

Рашит Низамов

Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2022