Музей истории Уфы — каким ему быть?

Научно-практическое значение
создания историко-культурного
заповедника-музея истории города Уфы


Официальная история города Уфы начинается с 1574 г., когда первые русские переселенцы в устье р.Сутолока, на правом берегу р.Белой построили крепость Уфу. Но ограниченный круг лиц знает, что на территории города Уфы до этого времени существовал большой средневековый город Башкорт, не раз упомянутый в мировой историко-географической литературе XIV—XVI вв. В частности, в числе крупных золотоордынских городов его перечислил выдающийся арабский ученый XIV в. Ибн-Халдун, а западно-европейские картографы XIV—XVI вв. помещают в устье р.Уфы, т.е. на территории современного г.Уфы.
Вышеуказанные исторические сведения перекликаются с данными русских источников XVI—XVIII вв. Например, выдающийся русский историк П.И.Рыч¬ков, пользуясь недошедшими до нас письменными источниками башкир (рукописная книга «Башкирская история»), писал, что на территории г.Уфы до прихода русских существовал большой башкирский город, который располагался по высокому берегу р.Белой на расстоянии более 10 верст. Согласно другим источникам данного круга, на рубеже XV—XVI вв. здесь пребывали башкирские ханы (например, Турахан, мавзолей которого находится близ Чишмов), а в 10—50 гг. XVI в. — резиденция ногайских наместников. Последнее документально подтверждено недавними исследованиями московского профессора В.В.Трепавлова.
Однако ввиду того, что археологическое изучение территории города началось лишь в 50-х годах XX в., долго не удавалось отыскать развалины (следы) этого средневекового города Башкорт. Современными исследованиями археологов доказано, что территория города Уфы является своеобразныммузеем уникальных средневековых памятников. Достаточно сказать, что здесь выявлено 5 городищ-крепостей, около 10 курганных и грунтовых могильников, более 10 открытых поселений, густо расположенных на участке от района устья р.Уфы до района железнодорожного вокзала. Среди них самым выдающимся и центральным является городище Уфа-II, расположенное на участке улицы Пушкина, ограниченном улицей Ново-Мостовая и проспектом Салавата Юлаева.
Археологическими исследованиями 50—60-х годов XX в. и, главным образом 2006—2008 гг. доказано, что городище является самым крупным на Урале археологическим памятником. Его крепостная стена имела ширину 10—11 м, при высоте около 5—6 м; рядом с крепостной стеной шел широкий глубокий ров, а по краю площади над крепостной стеной устанавливались бревенчатые стены на высоту 5—6 м. Мощность культурного слоя сейчас достигает 4 м.
Раскопками на площади городища выявлены следы прямоугольных и круглых в плане жилищ, уличные досчатые настилы, более 20 железо- и медеплавильных печей. Найдены следы большой ювелирной мастерской по изготовлению украшений из золота. Ее предназначение подтверждается девятью обрывками золотой проволоки различных размеров, послужившими сырьем для мастера золотых дел.
Находкам из керамики, серебра, бронзы, кости нет счета. Они разнообразны по составу, форме и возрасту; относятся к различным периодам V—XVI вв. К числу редких находок можно отнести 19 серебряных золотоордын¬ских монет XIV в., а также обломок головы от скульптурной фигуры усатого мужчины. Вероятная дата этой находки VIII—X вв.
Городище Уфа-II, как отмечено выше, находится в непосредственном окружении двух городищ (Уфа-III, Монумент Дружбы) и огромного курганного могильника, занимавшего в IV—XII вв. территорию кварталов по улицам Тукая, Заки Валиди, Пушкина от улицы Ново-Мостовой до Правой Белой и Мусульманского кладбища. Не вызывает сомнения, данный могильник служил местом погребения жителей города, в том числе названных городищ. Аналогичные могильники находились по высокому берегу р.Белой на участке устья р.Сутолока — устье р.Уфы и далее до санатория Зеленая Роща.
Краеведческая литература по древностям г.Уфы особо привлекает еще по двум моментам: а) высокий правый берег р.Уфы в районе ее устья (район расположения городищ Чертова и Усть-Уфимского) и в недавнем прошлом здесь находилась ставка ногайских (возможно) башкирских ханов с ханским дворцом; б) уфимские краеведы XVI—XIX вв. здесь фиксировали курган необычно больших размеров и называли его Оло Уба (Большой курган). Название наводит на мысль о том, что в нем мог быть похоронен человек ханского статуса.
Расположение вокруг городища Уфа-II подкурганных захоронений подтверж¬дено письменными сообщениями уфимских краеведов XVIII—XX вв. Судя по ним, курганы содержали много ценных предметом из золота, серебра, стекла, бронзы. Известно, что в XVI—XVII вв. эти курганы с целью наживы хищнически раскапывались первыми жителями Уфимской Крепости (города) и это стало известно русскому царю Алексею Михайловичу и европейской научной общественности, после чего царь приказал его информировать о предпринятых мерах по их сохранению. К сожалению, указанные курганы к XVIII в. остались уже под уличными мостовыми, разрушены в ходе строительства различных хозяйственных и жилых сооружений. Но часто происходят случаи обнаружения уникальных находок, происходящих из разрушенных курганов. Например, достоверно известно, что в 1828 г. в непосредственной близости от городища Уфа-II был срыт богатейший курган, где среди прочих находок найдена золотая монета V в. византийского императора Феодосия II (405—450 гг.). Этот случай в 1832 г. подробно описан в специальном журнале Россий¬ской Академии наук. Такие факты обнаружения захоронений с особо ценными находками происходили регулярно и в XX в; часть из них поступила в фонды Национального музея РБ.
Выявленные объекты монументальной архитектуры на городище Уфа-II и весь комплекс находок в 2007 г. специально были изучены и критически оценены официально приглашенными авторитетными учеными-экспертами из Москвы (Институт археологии РАН) и Казани (Институт истории АН РТ). После внимательного ознакомления с материалами они пришли к мнению о том, что городище Уфа-II являлось цитаделью (административным центром) большого города, непрерывно существовавшего на протяжении V—XVI вв. Эксперты особо обратили внимание на то, что крепостная стена этого центра (Кремля) строилась путем широкого использования такого искусственно созданного строительного материала, как жидкая глина в опалубках. Это придавало монументальность построенным объектам и особый архитектурный облик городу. Экспертам принадлежит мысль о том, что археологически выявленный средневековый город представлял один из крупных и оригинальных по архитектуре городов Степной Евразии (Восточной Европы). По мнению коллектива объединенной археологической экспедиции АН РБ, МКиНП РБ и БГУ, данный город уверенно отождествляется с городом Башкорт, упомянутым в средневековых арабских и западноевропейских источниках.
Топографическое положение, особенности выявленных объектов монументальной архитектуры и вещевого материала ясно указывают, что город Башкорт, скорее всего, имел статус столицы Исторического Башкортостана. Но следует иметь в виду, что в тогдашнем Башкортостане он не был единственным и об этом свидетельствуют арабские авторы IX—XII вв. Например, онив стране башкир, расположенной на Южном Урале, подробно описали такие крупные города как Намджан, Гурхан, Карукийа, Кастр, Мастр. Эти города являлись крупными торгово-экономическими и культурно-политическими центрами, управлялись национальными ханами и вели оживленную караванную торговлю со странами Средней Азии, Кавказа и широкой Степной Евразии. Не исключено, что под одним из названных городов (скорее Гурхан) подразумевается тогдашний город Башкорт. Не исключено, что город Башкорт мог иметь двойное название, что нередкое явление в эпоху древности и средневековья.
О том, что башкиры в IX—XVI вв. были активно интегрированы в мир развитых стран Востока, свидетельствует венгерский путешественник XIII в. Юлиан, дважды побывавший в стране башкир (1235, 1236 гг.). Он пишет, что при башкирском хане находился посол татаро-монголов, а это предполагает существование между башкирами и татаро-монголами договорных отношений. Эту мысль подтверждает и сам Юлиан.
Исследование цитадели Башкорт (городища Уфа-II) находится на начальной стадии. Значительная часть его территории (квартал 533) пока занята жилыми и хозяйственными постройками, не завершено исследование территории квартала 570. Общая неисследованная часть площади памятника составляет около 7000 м2.
Тема о средневековых городах Башкортостана и, в частности, о городе Башкорт как предшественнике современного города Уфы на его территории — новое явление в исторической науке республики.
Но она имеет важное значение в плане изучения социально-экономического, политико-государственного и культурно-духовного аспектов истории башкирского народа. В подтверждение сказанному достаточно привести следующий пример. Именно из-за отсутствия конкретных фактов о средневековых городах в науке с середины XIII в. (например, Г.Рубрук) сложилось и до сих пор господствует мнение о том, что дальние и недавние предки башкир¬ского народа были чистыми кочевниками («пастухи, не имеющие никакого города») и находились на низком уровне социально-экономического развития.
Восстановление за городом Уфа его средневекового названия Башкорт открывает перед учеными перспективу изучения истории башкирского народа и Башкортостана с неожиданной до сих пор стороны.
Логично думать, что название Башкорт за городом утвердилось благодаря тому, что его основателями была группа племен, которая называла себя башкирами. Тем более, что традиция именовать города самоназванием доминирующих этнических групп характерна для многих раннесредневековых тюркских народов (Болгар, Сувар, Биляр). В этой связи особый интерес представляет тот факт, что во всех арабских источниках IX—XII вв. весь Южный Урал описывается как страна башкир. Таким образом, между появлением на Южном Урале группы племен с самоназванием «башкорт», возникновением города Башкорт и распространением на весь южно-уральский регион понятий «башкирский народ» и «страна башкир» имеется прямая генетическая связь. Она, скорее всего, происходила по следующей схеме: в V—VII вв. город Башкорт становился столицей государственного образования во главе элитной группы племен башкир и уже к VII—VIII вв. данное башкирское государство распространило свою власть на весь южно-уральский регион, что создало реальные условия для консолидации различных по образу жизни, культуре мест¬ных и пришлых групп населения в рамках формирующегося башкирского народа. Такой смене ранних этапов этногенеза башкирского народа (V—IX вв.) можно найти десятки аналогий в истории народов Степной Евразии раннего средневековья, в том числе Урало-Поволжья. В ней важнейшим и бесспорным звеном является возникновение и непрерывное существование города Башкорт, который к X—XIV вв. становится одним из крупнейших городов Евразии.
Все вышеизложенное служит достаточным основанием признать город Уфу одним из древнейших и крупных городов Российской Федерации. Публикация предварительных результатов научного исследования 2006—2008 гг. способствовало превращению его в национальную святыню башкирского народа, в источник его духовности. Это почитание обусловлено тем, что город Башкорт, т.е. древнее основание современной столицы Башкортостана башкиры рассматривают как важнейший источник своего культурно-духовного возрождения путем изучения и пропаганды достойной прошлой истории своего народа. Одновременно это — гордость для всех остальных народов республики, выбравших Башкортостан своей второй родиной. Во всех цивилизованных государствах мира подобные историко-архитектурные и историко-археологические памятники являются объектом особой заботы государств и принимаются все меры по их сохранению, научному изучению, практическому использованию как эффективное средство в патриотическом воспитании населения, прежде всего подрастающего поколения. Одной из самых распространенных форм реализации этих задач является создание историко-культурного заповедника-музея истории города Уфы на базе сохранившегося исторического памятника. Яркими примерами, достойными подражания, могут служить города Самарканд, Бухара, Новгород, Казань, Болгар, Биляр. Такой же музей-заповедник в скором времени будет построен в Астане на базе средневекового города Бузук. В городе Уфе имеются все необходимые условия для создания на базе городища Уфа-II — цитадели (Кремля) средневекового (V—XVI вв.) города Башкорт такого историко-культурного заповедника-музея истории города Уфы.
Это — относительно хорошо сохранившаяся монументальная архитектура (крепостные стены, жилища, производственные объекты, уличные мостовые и другие), что позволит восстановить максимально приближенную к прошлой действительности архитектурный облик памятника. Ценную часть экспозиции музея-заповедника составит вещественный материал, отражающий особенности материальной культуры жителей города Башкорт на протяжении с древнейших времен до XVI в.
Предполагается, что в создаваемом музее-заповеднике должно быть уделено серьезное внимание показу и пропаганде истории г.Уфа с момента добровольного вхождения Башкортостана до современности. Столица Башкорт¬остана, являясь крупнейшим экономическим и культурным центром Россий¬ской Федерации, заслуживает право создания такого специализированного музея по изучению и пропаганде своей истории.
Следующим важным условием создания предлагаемого заповедника-музея истории г. Уфы служит большая всеобщая потребность в нем.

Материальная база (основа) заповедника-музея истории города Уфы

Историко-культурный заповедник-музей истории г.Уфы может быть построен на территории городища Уфа-II, являющегося хорошо сохранившейся цитаделью (Кремль) средневекового города Башкорт (V—XVI вв.). Его площадь полностью впишется в территорию строительных кварталов 570 (левая сторона улицы Пушкина) и 533 (правая сторона улицы Пушкина). Но в связи с тем, что заповедник-музей в ходе сооружения и особенно после ввода в эксплуатацию будет самым привлекательным и массовым посещаемым объектом жителей и гостей города Уфы, желательно, чтобы территория заповедника-музея была определена с включением охранной зоны на 50—100 м шире самого заповедника-музея.
Территорию участка заповедника-музея планируется ограничить с южной стороны проспектом Салавата Юлаева, с западной — красной линией улицы Заки Валиди, с севера — забором автостоянки и территорией проектируемого жилого дома №31 (ОАО «СК Трест №21»), с восточной стороны проектируемыми жилыми домами № 8, 17 (ОАО «СК Трест № 21 ») и частично красной линией улицы Октябрьской революции. Общая территория музея составляет 5,3 га. Проектом предусмотрено максимальное сохранение рельефа мест¬ности, реконструкция естественных валов и оврагов.
Расширение охранной зоны со стороны улицы Заки Валиди предусматривает разбивку сквера, а с восточной стороны до красной линии Октябрьской революции с возможностью размещения общественно-культурного центра (Караван-Сарай) и создание единого градостроительного ансамбля Кремля (как, например, в исторических городах Казань, Сергиев Посад и т.д.).
Современный музейный комплекс будет научным и культурным, туристическим центром для проведения массовых культурных мероприятий, связанных прежде всего с изучением и пропагандой истории города Уфы.

Правовой аспект историко-культурного заповедника-музея истории г.Уфы

Городище Уфа-II как историко-археологический памятник Постановлением Совета Министров БАССР №188 от 22.06.1961 г. взято под государственную охрану. Этот статус памятника был подтвержден Указом Президента Верховного Совета РБ №6-2/251В от 12.05.1992 г., а на основании ст.64 Федерального закона №73-83 «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации» включен в Государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ в качестве объектакультурного наследия регионального значения под кодом в электронной базе данных 0300015000. Согласно требованиям упомянутых выше законов передача территории городища Уфа-II под строительство могла состояться при гарантии заказчиками организации научного изучения памятника до начала строительства. Такой гарантии не было.
Учитывая важную научно-практическую значимость городища Уфа-II в изучении и пропаганде истории башкирского народа, Республики Башкорт¬остан, желательно, чтобы территория 533 квартала оставалась нетронутой для будущих поколений исследователей. Методика археологического изучения таких сложных памятников, как городище Уфа-II, на современном этапе далеко несовершенна. Перспектива ее развития, прежде всего, широкое внедрение в археологические исследования методов естественных наук позволит через 20—30 лет многократно умножить объем получаемой полезной информации из того же археологического материала, добываемого современными раскопками. Во всех цивилизованных государствах мира сохранение отдельных участков таких важных историко-археологических памятников, как городище Уфа-II, практикуется повсеместно.
Сохранение данного участка памятника требует, чтобы с его территории жители были расселены, а дома демонтированы. В границах квартала 533 площадь должна быть рекультивирована.
В связи с началом реконструкции южной зоны г.Уфы еще в 2002 г. территория городища попала в зону реконструкции. Согласно плану реконструкции, основная территория городища (квартал 570) передана под строительство Фонду жилищного строительства РБ, а другая ее часть (квартал 533) Госсобранию—Курултаю РБ. Но в этих постановлениях условия выполнения требований законов РБ и РФ о научном изучении памятников, расположенных в зоне новостроек, за счет строительных организаций не предусмотрены, потому они являются незаконными. Несмотря на это, Фонд жилищного строительства РБ в плане реализации данного противозаконного разрешения власт¬ных органов города в сентябре 2008 г. совершил акт вандализма: на площади 1200 м2 он вывез весь культурный слой мощностью от 2 до 3 м на городскую свалку и построил на неисследованной части памятника карьер. Этот варварский акт вызвал протесты общественности РБ и РФ, о нем критически отозвался премьер-министр РФ В.В.Путин в своем письме руководству РБ, где потребовал принять необходимые меры по прекращению дальнейшего разрушения этого уникального историко-археологического памятника.
Вышеизложенное создает реальные условия принятия Правительством РБ специального Постановления о передаче городищу Уфа-II статуса историко-культурного заповедника-музея истории г.Уфы. С учетом вышеизложенного архитектором С.Бахтеевым составлен проект застройки кварталов 533 и 570 с учетом размещения заповедника-музея истории г.Уфы.

Этапы строительства историко-культурного заповедника-музея истории г.Уфы

Создание историко-культурного заповедника-музея истории г.Уфы предусматривает следующие самостоятельные виды работ, которые тесно связаны между собой и должны выполняться одновременно. Исходным документом должно являться Постановление Правительства Республики Башкортостан, согласно которому:
а) городище Уфа-II (квартал 533 и 570) с включением охранной зоны объявляется историко-культурным памятником регионального значения и выведением его территории из зоны активного хозяйственного пользования;
б) будет продолжено научное изучение территории памятника путем ежегодного выделения финансовых средств из бюджета республики;
в) необходимо создание на базе городища Уфа-II историко-культурного заповедника-музея древней и средневековой истории города Уфы;
г) МКиНП РБ и АН РБ совместно с компетентными организациями (Минстрой РБ, Союз архитекторов РБ, администрация города Уфа) разрабатывают комплексную программу создания историко-культурного заповедника-музея древней и средневековой истории г.Уфы, где указываются конкретные сроки, исполнители, источники финансирования. Сроки выполнения указанных видов работ определяются Правительственным Постановлением.
На данном, т.е. начальном этапе реализации плана создания заповедника-музея главным является проведение масштабных археологических раскопок. По опыту археологических раскопок 2006—2008 гг. есть все основания ожидать, что предстоящие раскопки дадут еще более ценные материалы о внутренней планировке городища-цитадели города (деталях устройства крепостной стены, характере, расположении жилищ и хозяйственных построек). Это позволит составить генеральный топографический и архитектурный план цитадели г.Башкорт.
Общая нераскопанная часть территории городища в 570 кв. составляет около 3200 м2. Согласно общепринятым в РФ финансовым расценкам археологических раскопок, на проведение охранных раскопок потребуется более 20 млн руб. Сроки и объемы организации охранных археологических раскопок целесообразно определить с учетом размеров ежегодно выделяемых в этих целях финансовых средств.
Планы мероприятий по разработке генерального проекта будущего историко-культурного заповедника-музея истории г.Уфы, макета музея, а также плана мероприятий по началу создания этого объекта должны составить соответствующие организации (Союз архитекторов РБ, Минстрой).

Исполнители и разработчики государственной программы
«Историко-культурный заповедник-музей истории города Уфы»


Предполагаемыми разработчиками и исполнителями данной государственной программы «Историко-культурный заповедник-музей истории города Уфы» могут стать следующие организации:
1. Государственный заказчик — Министерство культуры и национальной политики РБ.
2. Основные разработчики и исполнители программы: Академия наук РБ, Министерство строительства, архитектуры и транспорта РБ, ГОУ ВПО БГУ, Союз архитекторов РБ, Союз художников РБ.

Нияз Мажитов

Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2022