Муртаза Рахимов: «За каждым достижением незримо стоят учителя»Выступление Президента РБ
на X съезде учителей Башкортостана
Уважаемые делегаты съезда!
Дорогие гости!
Сегодня в этом зале собрался весь цвет педагогической интеллигенции республики. Можно сказать – ее интеллектуальная элита! Здесь находятся наиболее яркие представители педагогической общественности, чей труд во благо всей страны воистину неоценим.
В работе съезда принимают участие высокие гости – директор Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации Игорь Михайлович Реморенко, председатель Общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание» Валентина Николаевна Иванова, а также учителя из Оренбургской и Челябинской областей.
Разрешите поприветствовать всех участников и гостей этого важнейшего форума педагогов Башкортостана, пожелать вам плодотворной работы!
Особый смысл вашему съезду придают крупные события текущего года – 65-летие Великой Победы, Год Республики, а также объявленный в Российской Федерации Год учителя. Они имеют огромное духовно-нравственное и воспитательное значение.
Отрадно, что впервые в истории страны весь год посвящен педагогам, людям, отдающим свою жизнь обучению детей и подростков. Как подчеркивает Президент страны Дмитрий Анатольевич Медведев, он должен стать годом позитивных перемен, начала серьёзной модернизации отечественного образования, реализации значимых мер по повышению статуса учительской профессии.
Убежден, Год учителя позволит, с одной стороны, по достоинству оценить достижения наших учителей, а с другой – обсудить новые, более высокие задачи, осмыслить пути их решения.
Дорогие друзья!
Система образования в республике всегда была приоритетом номер один, одним из важнейших условий развития человеческого капитала.
За последние десять лет мы вложили в эту сферу свыше 136 млрд 400 млн рублей. Построено и реконструировано 350 учреждений почти на 48 тыс. ученических мест. А всего с 1990 года введено свыше тысячи школ. И здесь с нами мало кто может сравниться. В целом, число ветхих школьных зданий сократилось более чем в два раза!
Напомню, что районы и города получают значительные финансовые вливания из бюджета республики и в рамках подготовки к ежегодным августовским педсоветам. А с этого года в ходе акции «Теплая школа» муниципалитетам будут дополнительно выделены средства на капитальный ремонт еще более 120 базовых школ.
Ежегодно реализуются около двух десятков государственных программ. За прошедший период выполнен целый ряд Президентских и республиканских программ – по обеспечению сельских школ автобусами, компьютеризации, педкадрам, «Дети Республики Башкортостан» и другие. По многим важнейшим направлениям, таким, как поддержка детей, учителей, в ближайшее время будут приняты новые программы. Значительные средства – около 4 млрд 500 млн руб. – поступили в республику и в рамках национального проекта «Образование».
Благодаря такому ресурсному обеспечению наши педагоги сегодня работают в светлых и уютных классах. Подчеркну, более 200 тыс. школьников теперь обучаются в современных условиях. И не только в городе, но и на селе! На уроках используются компьютеры, интерактивные доски и электронные учебники. Обычным средством стал Интернет. Около 500 школ – инновационные, свыше полутора тысяч педагогов – учителя-новаторы.
Сегодня в этом зале присутствуют многие из них. Мы гордимся вами, дорогие учителя! Во многом благодаря вам, вашему самоотверженному труду наша система образования остается в стране одной из крупнейших и наиболее развитых. По данным последнего российского рейтинга Башкортостан по развитию общего образования занял 3-е место в стране после Москвы и Брянской области. Это прекрасный показатель!
Скажу больше. Нет ни одного весомого достижения, ни одного выдающегося деятеля республики, за которыми незримо не стояли бы наши благородные и скромные учителя и наставники!
Сегодня в сфере образования республики трудятся свыше 54 тыс. педагогических работников. Из них более 81% имеют высшее образование. У нас немало опытных, замечательных учителей и воспитателей, новаторов, педагогических династий, передовых коллективов. Это гордость и золотой фонд республики!
Особенно нужно отдать должное нашим ветеранам – мастерам педагогической деятельности, многие из которых сейчас находятся в этом зале. Около 1200 педагогических работников в республике удостоены почетных званий. Из них более 700 — заслуженных учителей Российской Федерации и Республики Башкортостан, заслуженных работников народного образования Республики Башкортостан.
Имена народных учителей – Лизы Киямовны Агадуллиной, Романа Григорьевича Хазанкина, Миниханы Ишмухаметовны Багаутдиновой и Елизаветы Владимировны Фоминой, Героев Социалистического Труда – Лиры Шариповны Камаловой и Ханифы Сиражевны Искандаровой известны далеко за пределами республики. Более 11 тыс. педагогов отмечены республиканскими отраслевыми наградами, около 4500 – российскими.
Дорогие наши педагоги! Мы благодарны вам за ваш самоотверженный подвижнический труд!
Важно и впредь беречь наши традиции, помнить о преемственности, формировать достойную смену новых поколений талантливых специалистов педагогического труда. И здесь мы рассчитываем на вас, на ваши таланты, самоотверженность и огромный педагогический опыт!
Уважаемые товарищи!
К X съезду учителей республика пришла не только с обновленной материальной базой и возросшим кадровым потенциалом, но и комплексом системных изменений. Запущен процесс формирования современной модели образования, отвечающей требованиям времени. Накоплен немалый позитивный опыт реформирования. Возросшая открытость, отказ от уравниловки и новые инструменты финансирования – главные результаты всех проводимых преобразований!
Новые финансово-экономические механизмы – нормативное подушевое финансирование и новая система оплаты труда – стали повседневными реалиями. Средняя зарплата в отрасли по сравнению с прошлым годом выросла на 31%. Заметно сократился разрыв между среднемесячной заработной платой учителя и средней заработной платой в целом по экономике.
Получили право на жизнь новые модели образовательных учреждений: базовые школы, школы с профильным обучением, национальные инновационные учреждения, социокультурные комплексы, многоуровневые учреждения в системе профессионального образования. Повсеместно создаются автономные учреждения. Сегодня их уже около 150.
Безусловно, сделано многое. Но и предстоит еще сделать немало! Нынешний съезд – это и оценка достигнутого, и взгляд в будущее. Он призван определить дальнейшую стратегию государственной образовательной политики республики. Ведь именно в этой сфере мы сегодня наиболее остро чувствуем вызовы времени.
Теперь, когда создан достаточный запас прочности отрасли, нужно переходить от приоритета ресурсного обеспечения образования к приоритету его содержательного и технологического обновления.
В этой связи хочу остановиться на тех задачах, которые нам предстоит решить.
Прежде всего, о кадрах, о приходе в школу учителей новой формации. Нельзя закрывать глаза на проблемы старения учительского корпуса, недостаточной доли учителей-мужчин. Надо откровенно признать, что среди молодежи учительская профессия – мало популярна. В педагогические вузы поступают абитуриенты со средним баллом итоговых экзаменов 35–40. А ведь система образования требует особого профессионализма, основанного на специальных знаниях и собственном практическом опыте!
Отсюда и проблемы с качеством обучения, прежде всего, в школах. Так, по данным Фонда «Общественное мнение», на вопрос «Как обстоят дела в школьном образовании?» только 9% ответили – «хорошо», 49% – «удовлетворительно» и 26% – «плохо», остальные затруднились ответить.
Считаю, новое поколение учителей надо искать среди молодых ученых и преподавателей, выпускников университетов. Но это лишь частично решит проблему. Нужно создать целостную систему, включающую отбор абитуриентов, мотивированных к педагогической деятельности; стажировки на базе школ; новые модели повышения квалификации. При этом не педагоги должны приходить в институты повышения квалификации, а институты – к ним.
Необходимо расширить сферу дистанционного обучения, применять современные средства обучения, аудио- и видео-методические материалы. И самое главное – наладить контроль за результатами переподготовки. Вот поле деятельности для нашего педагогического образования!
И, учитывая начавшееся реформирование высшего образования, прежде всего, педагогического, уже не столь важно, как и где будет осуществляться подготовка будущих педагогов – в нынешних педагогических университетах или в многоуровневых образовательных объединениях. Главное, чтобы подготовка соответствовала требованиям времени!
Отрадно, что на днях Башкирский государственный педагогический университет имени Мифтахетдина Акмуллы в числе трех передовых российских педвузов стал победителем федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 годы. Предстоит работа на педагогическое сообщество не только республики, но и всей страны. Без науки сейчас невозможны развитие серьезного образования, подготовка новых учительских кадров, и такой подход педуниверситета – как раз то, что нужно сегодня!
Первостепенной задачей качественного образования становится соединение фундаментальности с подготовкой прикладного характера. Вне всякого сомнения, сегодня востребованы специалисты, приученные к труду, умеющие творчески мыслить и легко воспринимать инновации в разных сферах жизни. Прежде всего, это личности с развитой культурой мышления, с высокой квалификацией и навыками практической деятельности, способные активно улучшать действительность.
Образовательную практику в ближайшей перспективе предстоит кардинально менять. Речь идет о внедрении национальной стратегии «Наша новая школа». Будут введены новые государственные стандарты. Эти проблемы сегодня чрезвычайно актуальны для нас, ведь две трети населения республики связаны с обучением. Важно хорошо подготовиться к госстандартам – своевременно переобучить учителей, разработать новые образовательные программы и учебники. Полностью согласен с Владимиром Владимировичем Путиным, отметившим, что новые стандарты должны подвергаться критическому анализу с привлечением ведущих специалистов страны.
Открытым остается вопрос о так называемом национально-региональном компоненте. Нужно во что бы то ни стало сохранить нашу уникальную систему национального образования, где преподаются 14 родных языков, три четверти школьников нерусской национальности изучают родной язык. Надо сохранить национальные гимназии и лицеи в городах и районных центрах, развивать и совершенствовать систему подготовки учителей родных языков.
Родной язык – это величайшее чудо из чудес, связывающее людей с землей их предков, культурой, цивилизацией, с духовно-нравственными ценностями. История знает многочисленные примеры, как с исчезновением языка исчезали целые этносы. И мы не должны допустить этого!
Как вы знаете, в конце прошлого года принята Концепция развития национального образования. Теперь задача органов управления образованием, всего педагогического сообщества – добиваться ее выполнения. Подчеркиваю, при разработке образовательных программ учреждений нужно в обязательном порядке учитывать наши этнокультурные потребности!
Важно ввести обязательное обучение ребенка на родном языке с самого раннего возраста – начиная с детского сада, а затем начальной школы. Именно в этом возрасте дети быстро учатся и через родной язык легко усваивают картину мира, душу, характер и традиции своего народа.
Беспокоит ситуация, складывающаяся на селе в результате оптимизации сети образовательных учреждений. Закрываются сельские школы. Прежде всего, малокомплектные. Я уже неоднократно говорил о том, что нельзя бездумно проводить реструктуризацию в образовании. Нужно предвидеть возможные ее социальные последствия. Видеть перспективу села! Ведь для деревни школа – это все. Не будет школы, захиреет и деревня.
Все решения по оптимизации сети образовательных учреждений должны быть продуманными и взвешенными, и приниматься только с учетом мнения сельчан. И если школа в деревне закрывается, то нужно одновременно продумать вопрос дальнейшего обучения проживающих здесь школьников. Причем с учетом территориальной специфики каждого района! Либо возить их в базовые школы на автобусе, что не всегда возможно. Автобусы зачастую ломаются. Зимой проселочные дороги нужно чистить от снега, а в гололед возить по ним детей вообще опасно. Либо строить рядом с базовыми школами интернаты.
Насущный вопрос – обучение в школе трудовым навыкам. К сожалению этому пока учат по старинке. Время требует новых подходов. Нужно, чтобы уроки технологии были максимально приближены к жизни, особенно на селе. Нужно прививать те навыки, которые могут пригодиться в повседневной жизни.
На учительстве лежит огромная ответственность по воспитанию такой личности, которая в условиях стремительных перемен не оказалась бы на обочине цивилизации. От того, какие уроки нравственности получают дети в детском саду, школе, университете, зависит, как они будут жить, какую пользу принесут республике и стране. При недостаточно высокой пока еще культуре общества и агрессивном проникновении западной массовой культуры, при ослаблении влияния семьи именно от школы требуется максимальная концентрация сил на воспитании учащихся.
От мероприятий, направленных зачастую только на самых активных ребят, нужно переходить к каждодневной работе со всеми школьниками. Думаю, надо вернуться к такой системе воспитания, при которой все дети вовлекаются в общественные дела, факультативы и кружки, спортивные секции. А такой опыт в республике есть. И эти традиции нужно возрождать!
И здесь не могу не сказать о предстоящем праздновании 65-летия Великой Победы. Для наших школьников Великая Отечественная война – уже далекая история. С каждым годом ее участников становится все меньше. И мы обязаны сохранить память о народном подвиге. Надо чаще приглашать ветеранов, которые еще могут рассказать суровую правду о войне. И уж тем более нельзя превращать встречи с ветеранами в формальные мероприятия, особенно вручение им юбилейных медалей. А подобные факты, к сожалению, уже имеются.
Уважаемые педагоги!
Хочу остановиться на достаточно острых вопросах социальной поддержки работников образования. Это заработная плата, обеспеченность жильем, возможности отдыха и оздоровления. Мы, конечно, последовательно решаем эти проблемы. Для закрепления молодых учителей в образовательных учреждениях и повышения их жизненного уровня выплачены единовременные пособия в размере более 16 тыс. руб. свыше двум тысячам молодых педагогов. В течение трех лет они получают еще и ежемесячную доплату. Почти полторы тысячи педагогов за последние три года отдохнули в санаториях. Более тысячи – получили жилищные субсидии на приобретение либо строительство жилья. Кроме того, около 160 квартир предоставлено за счет администраций районов и городов, предприятий и организаций.
И все же педагоги пока остаются одной из самых незащищенных категорий работников!
Заверяю вас, для поддержки педагогов будут приниматься дополнительные меры. В частности, разработана новая программа по педкадрам. Она предусматривает комплекс мер по повышению качества жизни учителей, решению их жилищной проблемы, введению специальных грантов для молодых педагогов.
Дорогие друзья!
Еще раз сердечно поздравляю награжденных и всех вас с сегодняшним праздником!
Уверен, что итоги вашего съезда будут содержательными и конструктивными. Они дадут основания для серьезной государственной проработки всех вопросов дальнейшего развития системы образования.
Желаю вам крепкого здоровья, благополучия и счастья, новых успехов во всех ваших начинаниях во благо родному Башкортостану и всей России!
Благодарю за внимание.
|