Оценка достигнутого и взгляд в будущее

Так можно кратко охарактеризовать проведение в этом году Съезда учителей Башкортостана, посвященного Году учителя в Российской Федерации, которое стало важным шагом в развитии всего профессионального педагогического сообщества республики. 25—26 марта 2010 года в Уфе прошел Х съезд учителей Республики Башкортостан. Предыдущий съезд состоялся в 2001 году. Задачами съезда были объявлены:

— подведение итогов реализации задач IХ съезда учителей Башкортостана;

— выработка концептуальных, организационно-управленческих, кадровых оснований дальнейшего развития образования республики;

— повышение престижа и общественного статуса профессии учителя.

600 человек были избраны делегатами съезда. В их составе: представители органов управления образованием, государственных образовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования, представители родительских комитетов, попечительских советов обра зовательных учреждений, руководители шефствующих организаций, ветераны педагогического труда и др. Делегатами избраны представители 12 национальностей.

Для участия в работе съезда были приглашены руководители органов управления образованием, педагоги из числа директоров и учителей школ с изучением башкирского языка Оренбургской, Челябинской, Курганской, Самарской областей, Республики Удмуртии, Республики Татарстан.

Работа съезда началась с проведения тематических секций на базе Башкирского государственного педагогического университета имени М.Акмуллы, Института развития образования Республики Башкортостан, на которых обсуждались вопросы внедрения федеральных государственных образовательных стандартов 2 поколения, воспитания социально зрелой молодежи, работы с одаренными учащимися, обучения государственным языкам в полиэтничной среде, профессионального образования, оценки качества образования и др.

На следующий день, 26 марта 2010 года, в Конгресс-холле прошло пленарное заседание съезда. Открылось оно выступлением Президента республики М.Рахимова, который поздравил участников съезда с открытием педагогического форума и коротко охарактеризовал положение дел в области образования в республике. В конце выступления Муртаза Губайдуллович выполнил свою самую приятную миссию: наградил государственными наградами лучших представителей педагогической профессии. 10 педагогов из разных районов и городов республики получили из рук Президента знак и удостоверение о присвоении почетных званий «Заслуженный учитель Россий­ской Федерации» и «Заслуженный учитель Республики Башкортостан».

В работе съезда приняли участие директор департамента государственной политики в области образования Минобрнауки РФ И.М.Реморенко, председатель Всероссийского педагогического собрания В.Н.Иванова, председатель Госсобрания—Курултая РБ К.Толкачев, министр образования РБ З.Аллаяров и др. Вел заседание премьер-министр РБ Р.Сарбаев.

В этот же день участники съезда имели возможность ознакомиться с выставками, организованными Башкирским республиканским учколлектором; издательством «Китап» имени З.Биишевой; Институтом развития образования РБ; учебно-методическим центром «Эдвис»; ООО «Научно-методический центр «Педагогическая книга», и фотовыставкой «Учитель. Взгляд сквозь время».

В подарок гостям и участникам подготовлены книги «Лучшие учителя Республики Башкортостан. От съезда к съезду», «Народное образование в Республике Башкортостан. История и люди», специальный выпуск «Учитель­ской газеты» о деятельности системы образования республики с обращением Президента Башкортостана М.Г.Рахимова.

 

Языком цифр

 

В предшествующие годы в системе образования Башкортостана создан мощный задел прочности, который позволяет не только сохранить стратегические параметры отрасли, но и рассчитывать на позитивную динамику. Достигнутые результаты убедительно об этом свидетельствуют. За последние два десятилетия сделано немало на благо учительства, поддержания высокого статуса педагогической профессии. Качественно изменились условия обра зования, педагоги работают в светлых и уютных классах, используют в учебном процессе компьютеры, интерактивные доски, электронные учебники. 

За прошедшие 10 лет в народное образование вложено свыше 136 млрд 400 млн рублей. Отмечается рост заработной платы работников образовательных учреждений: в 2009 году на 24,8%, в том числе в муниципальных образовательных учреждениях – 25%; в государственных учреждениях — 20,4% по сравнению с предыдущим годом.

Увеличился к 1 сентября 2009 года показатель средней наполняемости классов-комплектов до 15,49 учащихся по сравнению с 14,86 в сентябре 2008 года. В результате реструктуризации сети общеобразовательных школ оптимизация численности работников по штатным единицам по сравнению с 2008 годом в прошлом году составила 18,5 тысяч единиц, численности работников – 16 тысяч (4,9 тысяч учителей и 11,2 тысяч прочих работников).

Принятые меры, несмотря на уменьшение контингента учащихся (на 7,7 тысяч), позволили увеличить среднюю наполняемость классов в городской местности с 21,7 в 2008 году до 23,8 в 2009 году (при среднероссийском показателе в 2008 году – 22). В сельской местности с 10,7 в 2008 году до 11,5 в 2009 году (при среднероссийском показателе в 2008 году – 12).

Уменьшилось число школьников, обучающихся во вторую смену (с 17,7% до 16,2%).Увеличилось количество обучающихся в профильных 10—11 классах на 16,4%.

Определилась динамика роста числа победителей всероссийской олимпиады школьников, по годам: если в 2005 году их было всего 15, то в 2009 году этот показатель увеличился до 29.

Увеличился охват детей дополнительным образованием (с 69,1% до 72,2%).

Отмечается сокращение количества школьников, совершивших правонарушения.

Образование и воспитание, престиж педагогического труда – все эти актуальные темы отражены в 13 действующих республиканских целевых программах, Республиканской программе развития образования с бюджетом более 18 млрд рублей, которые максимально эффективно воплощаются в жизнь.

Республика Башкортостан стоит на высоком образовательном уровне по отношению к другим субъектам Российской Федерации. Согласно рейтингу Высшей школы экономики по общему образованию Башкортостан занимает третье место в Российской Федерации, а по консолидированным показателям по всем уровням – 9-е. Уже многие годы мы сохраняем лидерство в строительстве объектов образования, как ключевом направлении социальной политики. Эти показатели постоянно подтверждают и школьники, участвующие на олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Период между девятым и десятым съездами насыщен серьезными процессами модернизации образования, поиска и определения его новой модели развития. За прошедшие годы возможности школ республики серьезно возросли.

Инфраструктура образования сегодня – это современные школьные здания. Наша школа за созидательные годы развития республики действительно стала современной – за последние двадцать лет введены в эксплуатацию 1067 объектов образования, за десять лет построено 350 новых объектов образования.

Правительством республики принято решение о проведении республиканской акции «Теплая школа» в рамках реализации президентской инициативы «Наша новая школа». В ближайшее время будут отремонтированы 140 школ, где обучаются более 45 тысяч детей. Каждая школа получит не менее 6—7 млн рублей на улучшение условий обучения и здоровьсбережения учащихся. На эти цели будут направлены 700 млн рублей.

Примером успешного начала участия муниципалитетов в действующих и перспективных направлениях национального проекта служит победа экспериментального проекта города Уфы по реорганизации школьного питания. На эти цели в 2009 году было выделено из федерального и республиканского бюджетов 123 млн 420 тыс. рублей, в том числе из федерального бюджета – 50 млн рублей, из бюджета Республики Башкортостан – 73 млн 420 тыс. рублей.  Средства направлены на реконструкцию школьных пищеблоков, оснащение их современным технологическим оборудованием, приобретение мебели и др. Всего участие в эксперименте приняли 24 общеобразовательных учреждения г. Уфы.

Министерством образования Республики Башкортостан совместно с «Баш­информсвязь» заключены договора с более 1000 общеобразовательными учреждениями об оплате услуг доступа к ресурсам сети Интернет. За счет средств консолидированного бюджета Республики Башкортостан на эти цели в 2009 году направлено 47,3 млн рублей. Башкирским государственным педагогическим университетом им.М.Акмуллы создан и запущен информационно-образовательный портал Республики Башкортостан.

Ведется подготовка к открытию первого центра дистанционного обучения детей-инвалидов на дому в Республике Башкортостан на базе государ ственного образовательного учреждения Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №13 VI вида. На него возложены функции обеспечения доступа к электронным образовательным ресурсам учителей, организации дистанционного обучения детей-инвалидов, информационно-методической поддержки, создания условий для организации инклюзивного обучения детей-инвалидов. Из федерального бюджета на эти цели  выделено 12,932 млн. рублей.

Из бюджета республики на софинансирование расходов по организации дистанционного образования детей-инвалидов выделено 10,305 млн рублей. На указанные средства приобретаются комплекты оборудования для детей-инвалидов, педагогов и центра дистанционного образования детей-инвалидов на дому.

В настоящее время функции центра дистанционного обучения детей-инвалидов на дому в Республике Башкортостан выполняет государственное образовательное учреждение Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №13 VI вида. Создана опорная школа для консультирования педагогов, обучающих детей с нарушением интеллекта, на базе государственного образовательного учреждения Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 63 VIII вида.

Несмотря на то, что в 2008 году поставки учебного, учебно-наглядного оборудования и автобусов для общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, за счет средств из федерального бюджета планово завершились,  из республиканского бюджета были выделены  55,660 млн рублей на закупку и поставку автобусов для базовых общеобразователь ных учреждений, расположенных в сельской местности. В прошлом году были закуплены и поставлены 65 автобусов.

В республике продолжается работа по повышению теоретического и профессионального мастерства педагогов, для чего использовались различные формы и методы повышения их квалификации, в том числе организация курсовой переподготовки, конкурсы, научно-практические конференции, консультации, анкетирование.

 

Задачи на перспективу

 

В ближайшей перспективе предстоит кардинальное изменение образовательной практики. Это и внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, Национальной образовательной стратегии «Наша новая школа», других программ, включая Республиканскую программу развития образования на 2009—2013 годы.

Идет процесс подготовки к введению нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов. Они будут массово внедряться со следующего учебного года. А пока в 16 школах республики проводится эксперимент. В основу концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения положена развивающая система обучения. Учителя начальных классов республики проходят авторские курсы по методике преподавания предметов в режиме развивающего обучения. Созданы учебно-методические комплекты по башкир­скому языку для башкирских школ республики, литературному чтению для начальных классов башкирских школ, который также был разработан с учетом принципов развивающей системы обучения. С учетом наметившихся тенденций модернизации национальной системы образования в современной России разработана и утверждена Концепция национального образования.

— В образовательном процессе в полной мере должны учитываться региональные, национальные и этнокультурные потребности народов, проживающих в нашей республике, — считает министр образования РБ З.Аллаяров. — Для того, чтобы сохранить и развить культурное разнообразие и языковое наследие нашего многонационального народа, необходимо соблюдать права каждого жителя республики на изучение родного языка и получение образования на родном языке.

 

Все профессии – от учителя

 

Сухомлинский утверждал: «Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию, и по форме уроки. Но замечательные, блестящие уроки есть там, где имеются и успешно применяются самые разнообразные формы развития учащихся после уроков». Очевидно, что целостная система должна обязательно включать две одинаково важные сферы – основное образование и образование дополнительное.

В данной сфере занято более 6500 педагогических работников – педагогов дополнительного образования, педагогов – организаторов, тренеров – преподавателей, социальных педагогов, воспитателей, вожатых, методистов.

В последние годы проводятся конкурсы профессионального мастерства работников дополнительного образования. С 1998 года в рамках Всероссий­ ского конкурса «Сердце отдаю детям» проводится республиканский конкурс «Педагог года» для работников учреждений дополнительного образования детей, по семи номинациям . Всего за эти годы победителями конкурса стали 42 педагога.

В 2007 году прошел конкурс «Методист года», призерами которого стали 4 методиста. С 2009 года проводятся конкурс «Директор года», призванный выявить лучшего руководителя учреждений дополнительного образования, и Республиканский конкурс «Лучший педагог детского дома Республики Башкортостан».

Позитивные изменения происходят и в системе профессионального образования. Внедрена новая система оплаты труда, зарплата педагогических работников НПО реально выросла на 25 %, а мастеров производственного обучения – на 15 %. Подготовлена основа для перехода учреждений НПО на нормативно-подушевое финансирование.

В 2009 году реорганизованы 4 учреждения профессионального образования, и созданы 15 государственных автономных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования. В феврале 2010 года на базе Белорецкого металлургического колледжа и профессионального лицея № 25 создано еще одно учреждение многоуровневого профессионального образования.

Стратегической линией дальнейшего развития сети учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, объективным ответом на происходящие изменения, станет их включение в формирующиеся в республике кластеры по отраслевому принципу.

 

Новые модели повышения квалификации

 

Как сказал Президент М.Г.Рахимов, сегодня востребованы специалисты, приученные к труду, умеющие творчески мыслить и легко воспринимать инновации в разных сферах жизни.

Особые, повышенные требования предъявляются к подготовке современных кадров. В педагогических вузах были открыты новые специальности (социальный педагог, культуролог, музеолог, документовед и др.), велась подготовка учителей для профильных и национальных школ и т.д.

Подготовка специалистов для образовательных учреждений республики производится Башкирским государственным университетом, Башкирским государственным педагогическим университетом имени М.Акмуллы, Стерлитамакской государственной педагогической академией имени З.Биишевой, Бирской государственной социально-педагогической академией и 13 педагогическими колледжами республики.

В структуре Башкирского государственного педагогического университета функционирует факультет повышения квалификации педагогических работников.

В Институте развития образования Республики Башкортостан в течение года организуются курсы повышения квалификации с охватом более 14 тыс. человек. Также организована работа по переподготовке специалистов. Выявлена большая востребованность в подготовке многопрофильных учителей для сельских школ. Так, сегодня около 6 тысяч учителей совмещают преподавание предметов не по профилю полученной специальности. Много таких среди учителей географии – 35%, родных языков – 23%, истории и обще ствознания – 22%. Как выразился министр образования РБ З.Аллаяров, в условиях роста требований к профессионализму учителей нас не устраивает система повышения квалификации. Институту развития образования и педвузам необходимо обеспечить непрерывность и адресный подход к повышению квалификации, вести учет индивидуальных потребностей педагогов.

На съезде была поднята проблема педагогических кадров. Учебные заведения республики испытывают недостаток в молодых специалистах. В связи с этим ежегодно возрастает доля работающих учителей пенсионного возраста. Также не секрет, что выпускники школ не стремятся в педвузы, в основном туда подают документы ребята со средними способностями, которые не имеют шансов пройти по конкурсу в более престижные вузы. Это сказывается на качественном составе педагогических коллективов. По мнению Президента республики М.Г.Рахимова, новое поколение учителей надо искать среди молодых ученых и преподавателей. Также нужно создать целостную систему, включающую отбор абитуриентов, мотивированных к педагогической деятельности; стажировки на базе школ, новые модели повышения квалификации. При этом не педагоги должны приходить в институты повышения квалификации, а институты – к ним.

В республике действует программа «Педагогические кадры Республики Башкорт­остан», предусматривающая комплекс мероприятий по повышению статуса учителя. Реализация предыдущей программы позволила за последние два года осуществить выплаты единовременных пособий более 1000 молодым педагогам государственных и муниципальных образовательных учреждений и около 1400 педагогическим работникам укрепить свое здоровье в санаториях «Юматово», «Танып», «Радуга», «Талкас».

Указом Президента республики учреждено высокое звание «Народный учитель Башкортостана», его обладателями стали Лиза Киямовна Агадуллина, учитель химии средней школы № 42 г.Уфы, Роман Григорьевич Хазанкин, учитель математики Белорецкой средней компьютерной школы, директор средней школы № 1 села Стерлибашево Минихана Ишмухаметовна Багаутдинова и учитель физики Большеустьикинского лицея Мечетлинского района Елизавета Владимировна Фомина (в данный момент на заслуженном отдыхе).

Высокое звание Героя Социалистического Труда было присвоено двум педагогам – директору Бурибаевской общеобразовательной средней школы Хайбуллинского района Лире Шариповна Камаловой, учителю биологии Аркауловской средней школы Салаватского района Ханифе Сиражевна Искандаровой. Х.Искандарова также носит высокое звание «Народного учителя СССР». Опыт замечательных учителей-новаторов, таких, как Р.Г.Хазанкин, П.В.Чигрик, изучается коллегами со всей России. Учитель башкирского языка и литературы Баимовской средней школы Абзелиловского района М.М.Мага­сумов и учитель русского языка и литературы средней школы №40 г. Уфы Л.Д.Пирменова удостоены медали имени Н.К.Крупской.

В республике сложились известные педагогические династии – семьи Таиповых из Кушнаренковского района (более 1000 лет), Девятовых из Илишевского района (700 лет), Мулюковых из Чекмагушевского района, Карлышевых, Никитиных, Столяровых и Куляшовых из Уфы, общий педагогический стаж которых около 300 лет.

На практике реализуются яркий калейдоскоп педагогических идей и творческих замыслов, более 30 технологий и методик, 400 авторских программ. Действуют свыше 250 экспериментальных площадок, и каждая из них является своеобразной «точкой роста», а вся их сеть – мощным позитивным фактором развития общего образования.

Активно проявляется инновационный и творческий потенциал учителей, внедряющих авторские программы, новые учебно-методические комплексы, современные образовательные технологии. На высоте – педагоги-новаторы, известные ученые, получившие общественное педагогическое признание.

Мы гордимся фамилиями многих передовых ученых – авторов учебников, программ и технологий, известных далеко за пределами нашей республики –Азнабаевой, Асадуллина, Ахиярова, Гаязова, Миркина, Саяховой, Сатбалдиной, Сухова, Рахимова, Штейнберга, Юнусбаева, Хазанкина, Чигрика.

О том, насколько высок уровень развития инновационного образования, свидетельствует то, что среди школ – 79 гимназий, 51 лицей, 2 кадетских корпуса, 17 общеобразовательных учреждений с углубленным изучением предметов. Причем, наилучших результатов нередко достигают сельские школы. Так, например, на протяжении нескольких лет Республика Башкорт­остан успешно участвует во Всероссийском конкурсе «Лучшие школы России». За пять лет проведения конкурса Большеустьикинский лицей Мечетлинского района стал его лауреатом, а Уразовский аграрный лицей Учалин­ского района — его абсолютным победителем в 2007 году.

Инновационные идеи и творческие разработки становятся достоянием широкой педагогической общественности благодаря профессиональным конкурсам учителей. Свыше 200 финалистов и победителей дали республикан­ский и межрегиональный конкурсы «Учитель года Башкортостана», «Учитель года башкирского языка и литературы».

В течение последних пяти лет появились новые конкурсы – «Лучший преподаватель года», «Мастер года», «Педагог года», «Педагог-исследователь» и др.

Пятый год Республика Башкортостан участвует в реализации приоритетного национального проекта «Образование» по ключевым направлениям развития отрасли.

Увеличилось до 15 число победителей конкурса инновационных образовательных программ учреждений профессионального образования.

В 2009 году профессиональный лицей №86 с. Верхнеяркеево Илишев­ского района Республики Башкортостан вошел в число победителей  конкурс­ного отбора среди учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы. На реализацию инновационной программы лицея  направлено  26,438 млн рублей из федерального бюджета. Софинансирование со стороны Республики Башкортостан составляет 33,562 млн рублей.

За время реализации национального проекта в Республике Башкортостан 1466 учителей получили денежное поощрение в размере 100 тыс. рублей и признаны лучшими учителями, из них 377 – в 2009 году. По количеству учителей – победителей конкурса приоритетного национального проекта «Образование» в 2009 году Республика Башкортостан заняла третье место в стране.

Лучшие представители талантливой молодежи ежегодно удостаиваются высшей награды – премий национального проекта «Образование». Только в 2009 году их обладателями стали 135 человек, что на 18 больше, чем в 2008 году. 30 человек получили премии в размере 60 тысяч рублей, еще 105 человек — по 30 тысяч рублей.

Увеличилось число победителей конкурса инновационных образовательных программ учреждений профессионального образования – с двух в 2007 году до 11 в 2008/2009 учебном году, что позволило привлечь в республику из бюджетов всех уровней и средств работодателей 544 млн рублей.

Фактором, способствующим росту достижений, является создание республиканской системы поддержки талантливой молодежи. Реализуется Президентская программа «Дети Республики Башкортостан». Действует комплекс мер поощрения творчески одаренной молодежи. Ежегодно 100 одаренных школьников, 335 студентов, аспирантов и докторантов получают стипендии Президента республики. Присуждаются также именные стипендии в честь видных общественных деятелей, представителей науки и культуры (М.Акмуллы, З.Валиди, И.Муксинова, М.Карима).

В 2007 году учреждены 50 ежегодных грантов для талантливых молодых ученых. В соответствии с Указом Президента Республики Башкортостан от 10 октября 2008 года «О дополнительных мерах по государственной поддерж­ке молодых ученых и молодежных научных коллективов в Республике Башкортостан» с 1 января 2009 года размер одного гранта, выделяемого для поддержки научных исследований молодых ученых и молодежных научных коллективов, увеличился с 50 тысяч рублей до 60 тысяч рублей.

Сегодня ученик – это не объект педагогического действия, а полноправный участник образовательного процесса, которому нужно помочь в выборе профессиональной и личностной карьеры. Переход на современные технологии обучения, расширение сети учреждений общего и профессионального образования, укрепление кадровой и материальной базы учебных заведений и научных организаций обеспечивают становление инновационной экономики, о чем говорилось в ежегодном Послании Президента РБ Госсобранию республики. В Башкортостане должна быть сформирована современная, конкурентоспособная модель образования. Она будет способствовать перспективным тенденциям экономического развития и потребностям общества.

Эльвира Халикова

Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2022