ИЗ ИСТОРИИ ЯНАУЛЬСКОГО РАЙОНА

Территория нынешнего Янаульского района принадлежала башкирам Уранской и Урман-Гарейской волостей. С 1866 г. башкирские поземельные волости переросли в территориальные с наименованиями сел, как Янаульская и Кызыльяровская.

Известен легендарный уранец по имени Айзуак, ездивший на лыжах в Казань и Москву, откуда привез берестяную грамоту о принятии башкир-уранцев в Русское подданство (см. Башкирские шежере. Уфа, 1960).

Уранская волость состояла из следующих башкирских населенных пунктов:

Карман, Карман-Актау, Чишма (Чишма-Тау), Чангакуль, Кумово, Удряк, Бадряш, Бадряш-Актау, Кисак-Каин, Кызыл Яр, Янбарис, Кичикир, Куюк, Исхак, Булат-Елга, Новый Артауыл, Варяш, Иткиней, Янаул, Янгыз Нарат, Таш Елга, Иванай, Исамет, Акылбай, Туртык, Ошья-Тау, Варяшбаш.

Уранцы активно участвовали в освободительной борьбе башкирского народа, создав собственные повстанческие отряды в годы многочисленных восстаний. Они были и самоотверженными пугачевцами. В составе повстанческого войска Салавата Юлаева находились 14 башкир из д. Кисак-Каин, 7 — из д. Кызыл Яр.

В Отечественную войну 1812 г. уранцы и гарейцы выставили с каждых трех дворов по одному воину, пополнив ряды 10-го башкирского конного полка. Известно имя одного из них — походного старшины из д. Карман Абдумазита Усаева.

Урман-Гарейская волость объединяла следующие башкирские села и деревни:

Кызыл Яр, Алдар, Новый Алдар, Месягут, Ямады, Салих, Югамаш, Нижний Чат, Верхний Чат, Байсар, Куш Имян, Сандугач, Асавдыбаш, Тау.

Тептярские и башкирско-тептярские деревни возникли на территории Уранской волости. Тептярские деревни, впоследствии ставшие татарскими:

Кумалак (в четырех переписях — башкирская),

Старый Кудаш (в 1920, 1959 г. — башкирская),

Ямъяды (в двух переписях — башкирская),

Гудбур (в двух переписях — башкирская),

Уракай (в трех переписях — башкирская).

По III ревизии 1762 г. в д. Кудаш по р. Менза зафиксированы ясачные татары, перешедшие в тептярское сословие в конце этого же столетия. Перечислим их имена: Уразай Ураев (опускаем имена сыновей), Абдей Янабердин, Янаберды Биктеев, Адиль Ишмурзин, его брат Ибрай, Мансур Минибаев, его брат Мастей, Заит Кучкеев, Атымтай Кучкеев, Мусалим Туктамышев, Кадый и Дядей Айтыковы, Байраш Уразаев, Абдулла Юсупов, Абдали, Мустай Бабеевы, Бикмет, Исен Чурюмовы, Мустаким Тымаев, Минлибай Урменев, Юлбарис Илкибаев, Ибрагим Канышаев, Иштуган Ишуткин, Исембет, Искендер Мурзины. Всего 56 мужчин (РГАДА. Ф.350. Оп.2. Д.3791. Л.410—412).

Башкирско-тептярские деревни в последнюю перепись названы татарскими: Ахтиял (в пяти переписях — башкирская), Байгузин (в четырех переписях — башкирская), Айбуляк (в 6-ти переписях — башкирская или башкирско-тептярская).

По восьми переписям в течении 200 лет подтверждались башкирское происхождение и национальность жителей следующих 34-х населенных пунктов:

Салих, Ямады, Булат-Елга, Варяш, Варяшбаш, Исхак, Новый Артаул, Старый Артаул, Ошъя-Тау, Татарская Урада, Таш Елга, Верхний Чат, Куш Имян, Старый Алдар, Новый Алдар, Бадряш-Актау (Бадряш), Вояды, Тау, Кисак-Каин, Тартар, Иткиней, Янгызнарат, Карманай, Кумово, Чишма (Тан-Тау), Асавдыбаш, Карман-Актау, Туртык, Чангакуль, Новый Куюк, Чулпан, Юссук, Сибады, Акылбай.

Учтенные башкирскими по 6-7 ревизиям и переписям следующие селения к 1989 г. стали башкирско-татарскими:

Кичикир, Сандугач, Урал, Югамаш, Нижний Чат, Кызыл Яр, Месягут, Прогресс, п.Старый Карман, Сабанчи, Старый Куюк.

Деревни Султый, Истяк по шести переписям и деревня Новокудаш по пяти переписям названные башкирскими, превратились в татарские.

Башкирская деревня Янаул (в семи переписях — башкирская) в наше время приросла в городе башкирским, татарским и русским населением.

Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2022