Проблемы высшего образования

Высшее образование — одно из самых приоритетных направлений в образовательной политике страны в целом и Республики Башкортостан в частности.

Как любая реформируемая система, образование в Республике Башкортостан испытывает определенные трудности. Одна из них заключается в обеспечении равенства доступа к образованию. Рассмотрим несколько основных аспектов проблемы:

1. Обеспечение доступа каждого человека к базисному образованию, необходимому для эффективного функционирования в современном обществе.

2. Равенство при поступлении в учебные заведения для всех социальных групп и слоев независимо от материального положения, национальности, пола, места жительства и других  особенностей.

О доступности высшего образования в нашей республике свидетельствуют данные о соотношении предъявленного спроса на образование и степени его удовлетворения. В среднем по специальностям в 2009-м году в Башкорт­остане конкурс составил 205 заявлений на 100 мест приема, то есть было принято только около половины желающих обучаться. Получается, что существующая система высшего образования удовлетворяет потребности населения в обучении пока только менее чем наполовину.

Другой аспект — финансовый кризис, который доставил много неприятностей населению Республики Башкортостан, и больше всего таким социально незащищенным слоям, как студенты. Помимо общих проблем с обучением, возникает проблема оплаты за учебу. Вновь встает вопрос о доступности образования для значительной части населения. И тут государство пришло на помощь. Президент России Дмитрий Медведев и Министерство образования и науки РФ разработали специальную антикризисную программу, которая дала надежду получить диплом об образовании тысячам студентов. Программа эта состоит из поручений, которые российские вузы должны были выполнить до 1 мая 2009 года. Например, высшим учебным заведениям страны необходимо пересмотреть схему перевода наиболее успевающих учащихся с платных мест на бюджетные. Теперь возможен перевод отличников, обучающихся на контрактной основе, на бюджет. Но если у студента-контрактника сразу оба родителя остались без работы, его могут перевести в первую очередь, естественно, при условии положительной успеваемости.

Фиксирование платы за обучение — так же элемент ценового регулирования. В данном случае вузам предлагается зафиксировать стоимость обучения за первый семестр в рублях и не индексировать ее в течение всего периода обучения.

Разрабатывается механизм предоставления образовательных кредитов лучшим студентам на льготных условиях. Более того, в настоящий момент уже подготовлен нормативный документ, согласно которому таким студентам могут быть предоставлены кредиты. Причем выдавать их должны под минимальный процент на весь срок обучения. А возмещать их можно после окончания высшего учебного заведения.

Коррупция является самой болезненной проблемой как для абитуриентов, поступающих в вузы, так и для государства, которое пытается бороться с ней. Коррупция проявляется как во взяточничестве за непосредственное поступление в вуз, так и в подделке ЕГЭ или же справок, удостоверяющих право на поступление вне конкурса на бюджетное отделение высшего учебного заведения. Одной из самых распространенных подделок в настоящее время считаются липовые справки об инвалидности. Минздрав должен проверять достоверность всех медицинских справок, на основании которых абитуриент относится к льготной категории при зачислении: удостоверений об инвалидности, удостоверений детей-сирот, детей чернобыльцев и других категорий.

В 2009 году ЕГЭ впервые стали обязательной всероссийской формой сдачи выпускных экзаменов. Все российские вузы обязаны принимать результаты тестов, Республика Башкортостан в том числе. В практику ЕГЭ вошли уже давно, постоянно развиваются, совершенствуются, и, как заявил Президент РФ Д.А.Медведев, закрепятся в системе образования на долгие годы. Но, несмотря на это, в них можно выделить как плюсы, так и минусы.

К плюсам можно отнести доступность. Речь идет о том, что ученик, будь он из села или из города, при успешной сдаче ЕГЭ может поступить практически в любой вуз России. Это хорошо. Но вот другая сторона медали — сам ли он сдаст этот экзамен? Не будут ли допущены нарушения в экзаменационном процессе? Так, например, при проверке Рособрнадзором экзаменационных работ всех выпускников, набравших сто баллов из ста возможных на ЕГЭ, выяснилось, что четверть их в действительности не соответствует столь высоким баллам.

Выбор высших учебных заведений у нас большой. По данным Башкортостанстата, в республике функционируют 16 вузов — 12 государственных и 4 негосударственных. Кроме того, открыто 18 филиалов государственных и 8 филиалов негосударственных российских вузов. Отбор абитуриентов довольно жесткий. К примеру, на специальности экономического, юридического профиля, информационных технологий и энергетики конкурс в прошлом году составил от 5 до 15 человек на одно место. В этом году из более чем 33 тысяч выпускников школ за счет государства будут обучаться лишь 7 376 первокурсников. Так что, если не удастся поступить на бюджет, приготовьтесь платить. А знания нынче дорогие. И хоть наша республика — это не Москва, где плата за один год обучения достигает 250 тысяч, суммы придется выкладывать немалые.

Самое дорогое платное образование предлагает Уфимский государственный нефтяной технический университет. Может быть, причина в том, что УГНТУ занимает хорошую позицию в рейтинге лучших вузов России, составленном Федеральным агентством по образованию. В УГНТУ обучение по специальности «разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений» составит около ста тысяч в год.

Есть вузы, где обучение стоит гораздо дешевле. Например, самая низкая стоимость обучения в Уфе составляет 22 тысячи рублей за год. За эти деньги в БГУ из вас сделают филолога, в БГМУ — социального работника, а в ВЭГУ — социально-культурного. Но ведь самое главное — не получить любое высшее образование, а именно такое, которое будет востребовано в современном обществе, а за такие специальности может заплатить далеко не каждый.

Напрашивается вопрос: не является ли платное образование своеобразным ограничителем доступа к образовательным благам для отдельных социальных групп?

Для того, чтобы узнать, что думают о проблеме доступности высшего образования в самих вузах, мы обратились за интервью непосредственно к экспертам.

Вот мнение  начальника отдела управления лицензированием и аккредитацией УГАЭС Охотниковой Лидии Васильевны.

— ЕГЭ. Его плюсы и минусы.

— Изначально задачи и планы, которые были поставлены при разработке ЕГЭ, казались простыми и правильными. Основной целью их создания была доступность. То есть, чтобы абитуриент из любого уголка нашей страны смог без особых затруднений подать документы в любой вуз страны. Но этот метод является революционным. А революция, как известно, подразумевает под собой жесткий переход, при котором очень быстро и явно проявляются минусы. Очень часто в вузы поступают те, кто написали ЕГЭ не сами. Но есть и другая сторона. Умные ребята могут плохо сдать тестирование из-за волнения. Поэтому я против, чтобы система ЕГЭ была единственной. Нужна альтернатива. Как видите, здесь однозначного ответа нет. К плюсам можно отнести, например, то, что в этом году многие ребята из Башкирии поступили в институт имени Баумана на бюджет благодаря результатам ЕГЭ. Кто знает, повезло ли бы им в другом случае. Таким образом, ЕГЭ открывает широкие возможности перед абитуриентами, но нуждается в усовершенствовании.

— Является ли платное образование ограничителем доступа к образовательным благам в связи с отсутствием у отдельных социальных групп возможности финансировать обучение?

— Данную ситуацию можно рассматривать с двух противоположных позиций. В социальном плане, плата за обучение является высокой. Но с точки зрения экономических расчетов государства — вполне приемлемой. Каждый вуз недополучает государственное обеспечение на такие затраты, как заработная плата, текущий плановый ремонт, приобретение литературы, оборудования и т.п. Поэтому эти расходы отчасти ложатся на плечи студентов. Кроме того, стоимость обучения также определяется в зависимости от уровня жизни населения. К примеру, годовая плата за обучение по специальности «Государственное и муниципальное управление или Менеджмент» в МГУ стоит 260 тыс. руб. Для москвичей, у которых высокие уровень жизни и заработная плата, это доступно. Но если эти цифры перенести на Башкирию, то они составляют 60 тыс. руб., что вполне приемлемо для жителей республики.

— Что сегодня главное при поступлении в вуз? Или, другими словами, при каких обстоятельствах получение образования становится доступным?

— Это определяется двумя принципами: знаниями и материальными возможностями. Если у тебя есть знания, то второе не обязательно, и наоборот, имея материальные возможности, ты можешь открыть двери во многие институты.

Обращаемся к проректору по образовательной политике УГАЭС Валиеву Шамилю Зуфаровичу.

— Как вы оцениваете доступность высшего образования в России и Республике Башкортостан?

— На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Смотря, что вы понимаете под доступностью. Она может быть разной. Для того, чтобы было понятнее, приведем пример. Допустим, вы отлично написали ЕГЭ и поступили в МГУ, хотя сами живете в Уфе. Но ваш семейный бюджет не велик, и родители не смогут оплатить вам дорогу, проживание — в случае, если вам не выделили общежитие, питание и т.п. Появляется вопрос о финансовой доступности. Далее, ЕГЭ — это академическая доступность, если вы получили хорошие знания и способны, использовав их, самостоятельно поступить в вуз. Но это присуще далеко не каждому. В случае, если вы написали госэкзамен хорошо, но недостаточно, чтобы пройти на бюджетную основу, вам придется поступать на договорной основе. Обучение в МГУ, УГНТУ и других престижных вузах страны стоит недешево. Здесь проявляется понятие ценовой доступности. Идем дальше. Пусть у вас высокие амбиции и большое желание учиться на дизайнера, а такой факультет есть только в Москве. Вводится доступность по направлению подготовки к специальности, так как художественный талант развит у всех по-разному. И последнее: если вы из Уфы, к примеру, то возникает территориальная доступность, так как часто ездить домой вам не придется, а не каждый первокурсник готов к этому морально. Основываясь на этом, сделайте соответствующие выводы о доступности высшего образования.

О проблемах высшего образования можно говорить бесконечно. Мы выбрали достаточно узкий круг наиболее актуальных в данный момент. Государство принимает меры для совершенствования системы высшего образования, ликвидации препятствий для поступления в высшую школу наиболее достойных, талантливых и умных детей, но эти меры не решают даже половины поставленных задач.

Нами представлены некоторые методы решения проблем доступности высшего образования:

I. Ужесточение наказания за коррупцию и взяточничество.

II.    Проведение дополнительных проверок, подтверждающих подлинность ЕГЭ и справок на право внеконкурсного поступления. Этого можно добиться путем дополнительного экзаменирования, а не тестирования, поступающих под жестким контролем сотрудников Министерства образования и т.п.

III. Дополнительные проверки студентов во время учебы, например, компьютерное тестирование, что поможет выявить студентов, незаслуженно занимающих бюджетные места, тем самым освободив их для интеллектуально развитых студентов и переведения их на бюджетную форму обучения.

IV.  Стоимость образования должна быть снижена и ориентирована на наиболее многочисленный средний слой общества.

V. Взять за пример опыт европейских стран. Например, начинать прием документов в учебные заведения не в июне – июле месяце, а с начала учебного года, что позволило бы отслеживать успеваемость учащихся в школе, а не опираться целиком и полностью на результаты ЕГЭ, которые все чаще не отражают действительных знаний.

VI. Ужесточение контроля при сдаче ЕГЭ. Несмотря на все обещанные государством меры по отслеживанию проведения единого государственного экзамена, результаты не оправдали наших ожиданий.

Это далеко не полный перечень мер по обеспечению качества и доступности высшего образования. Они не требуют больших финансовых вложений. Но могут быть эффективны лишь в том случае, когда государство будет заинтересовано в увеличении количества квалифицированных специалистов с высшим образованием. Именно качество работника является главным показателем уровня образованности страны.

Елена Шевалдина

Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2022