Верность поколению

Батыркай (Рафис Батыркаев) — выпускник Свердловского архитектурного института, по профессии — дизайнер. Работал в различных конструкторских бюро, институтах, отделах, фирмах. Имеет огромный опыт работы в дизайнерском проектировании. Кроме дизайнерской работы, он активно занимается творческой деятельностью, о чем ярко свидетельствуют многочисленные совместные и персональные выставки художника.

Рафис Хутепович родился в деревне Танып Бардымского района Пермской области. Отец — Хутеп Ишмухаметович Батыркаев был уважаемым человеком в селе Танып, занимал разные должности, долгие годы работал председателем сельского Совета. Участник Великой Отечественной войны, был награжден многими медалями. Мама — Шарифа Салахетдиновна была учительницей начальных классов.

В семье Батыркаевых было пятеро детей: четыре сына и одна дочь. Росли они трудолюбивыми, все получили высшее образование. Есть среди них и военные, инженер, учитель, дизайнер-художник и библиотекарь. Наш герой — Рафис Батыркаев после окончания института долгие годы проработал в Свердловской области, в городе Екатеринбурге, где и проходили первые выставки его работ.

Картина «Хан Башкорт на соколиной охоте» вызывает особое восхищение у зрителей. Это горизонтальная композиция. Башкирский хан восседает на белом коне, в темно синем мундире, в кольчуге. В левой руке он держит сокола. Лицо тонкое, но мужественное, с черными бровями и серыми стальными глазами. Хан изображен в профиль, горделивая осанка и прямая спина подчеркивают его благородство, силу воина, руководителя войска и народа. На голове его «камсат бурек» — башкирский национальный головной убор, за спиной — колчан с луком, стрелами и кураем. Виден и золотой эфес булатного меча у пояса, к седлу приторочен убитый им волк.

Природа и дух древнего хана-батыра находятся в полном равновесии — мы видим большое красное солнце, розовое небо, высокую, густую траву.

Чувствуется, что Батыркай скрупулезно изучает исторический материал, литературу, культуру, поэзию, музыку башкирского народа. Когда рассматриваешь картину, невольно ощущаешь связь времен, что передается через зрительные образы, древние петроглифы.

Человек чувствует красоту и благородство образа хана, и его наполняет гордость за причастность к судьбе своего народа, за его былую славу.

Картина «Юный яугир — надежда башкирского народа» тоже написана на основе башкирских легенд. Мальчик в башкирском национальном костюме с Белым волком (Ак буре) — древним символом башкирского народа — изображен на фоне большого красного солнца.

Как известно, журавль у башкир с древних времен считается священной птицей. Этой теме Батыркай посвятил отдельную картину — «Сынрау торна» («Песнь журавля»).

Автор часто чередует картины эпического реалистического исполнения с абстрактно-философскими.

Картина «Мелодия курая — мелодия космоса» отличается сочетанием изысканных четких параболических форм, цвета, таинственности и глубины. Все это способствует созданию в сознании всей полноты звучания курая — от низкой октавы до верхней, от глубокого дот нежного, от протяжно-мелодического с переливами до прерывисто-маршевого, от грустного до веселого.

Интересно решена художником картина «Олень, несущий на рогах солнце» — герб башкирского рода гайна. Красавец белый благородный олень несет на своих золотых рогах солнце. Розовое небо плавно переходит в синеву, а на фоне покрытой зеленой сочной травой возвышенности видны башкирские юрты.

Вызывают восхищение картины «Башкирская национальная борьба — курэш», «Уксы буре» («Волк-лучник»). Художник решил эти картины с тонким чувством юмора в стиле «Башкирские боевые искусства». Здесь героями картин являются волки, полностью экипированные в нарядные башкирские мундиры.

Выразительны и ясны по композиции, цельны и декоративны по живописному ряду работы, посвященные башкирским эпосам, Салавату Юлаеву. Космизм — основная черта работ художника. В живописных работах Рафиса Хутеповича — чистое небо и солнце. Работы понятны и молодым, и старым; энергия движения, несущая ощущение причастности к процессу создания живописных полотен, характерна для работ художника. Его работы отличают сказочная красота и волшебная, завораживающая цветовая гамма. Юмор и гротеск наполняют живописное пространство персонажей картин. Работы художника заставляют поверить в яркую простоту живописи, организованной в сложное композиционное пространство. Живопись, рожденная на вершинах Уральских гор, отсюда и космизм, помогающий понять вечную истину в связке: человек — космос — вселенная.

Батыркай владеет разными стилями. Среди его работ есть и эпические реалистические полотна, абстрактно-философского направления, а также легкого юмористического жанра гротик. Такими являются «Вся дичь попряталась», «Праздник живота», «Морские волки», «Полет души» и другие.

Интересны и графические листы (тушь, перо) Батыркая. Картина «Кахым-туря» — одна из таких удачных работ художника. Она посвящена образу командира одного из 28 башкирских кавалерийских полков, участвовавших в сражениях в Отечественной войне 1812 года. Мы видим конный башкирский полк с боевым знаменем, воинов в национальных костюмах и с вооружением тех времен: копья, луки, сабли, арканы. Впереди на мощном коне изображен Кахым-туря с кураем в левой руке.

Среди графических листов художника хочется назвать еще листы «Салават», «Башкорт», «Гайна», «Акбузат», «Карасакал».

Керамика Рафиса Батыркаева — это рельефы ювелирного уровня и высокого мастерства. «Хан Башкорт», «Башкортостан», «Атайсал», «Башкорт батыр», «Юный яугир», «Самурай» именно такими и являются. Среди его работ много сувениров, знаков зодиака, настольных скульптур.

Рельеф «Хан Башкорт». Хан изображен в облачении башкирских доспехов, исполнен благородства, мужества. В правой руке он держит плеть — символ власти, в левой — беркута. Перед ханом — Белый Волк, который символизирует башкирский народ. Он опирается лапами на щит, где изображены сокол и две скрещенные сабли, башкирская юрта на фоне большого солнца, по бокам щита видны торсы двух коней. Рельеф полностью обрамлен башкирским орнаментом. Кстати, эту работу Рафис Батыркаев подарил Национальному Музею Республики Башкортостан, копии подарил еще представителям девяти стран.

Строгая чистота формы, высокий эмоциональный строй его работ в керамике несомненны, во всем чувствуется профессионализм: в организации лепки, композиции работ. Художник великолепно чувствует формы мелкой пластики и керамических панно. Мягкий юмор и нежный смех, точная отделка форм создают атмосферу добра и тепла.

Художник творит, ищет и находит. На его счету уже более трех десятков выставок в Свердловской области, в Башкортостане, по России.

Зухра Алтынбаева

Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2022