Национальное и многонациональное в образовательном пространстве

Проблема национального образования весьма актуальна, имеет богатую предысторию поиска подходов к решению данного вопроса на общественном и официальном уровне. Пик такого рода поисков приходится на начало 90-х годов прошлого столетия, когда были предприняты весьма практичные и свое­временные шаги в направлении решения этих проблем. Именно в эти годы происходило возрождение национальной школы на государственном уровне, получившее поддержку народов и общественных национально-культурных центров (в Республике Башкортостан, к примеру, этот вопрос неоднократно ставился и конструктивно обсуждался Исполкомом Ассамблеи народов Башкортостана, Собором русских Башкортостана, Исполкомом Всемирного курултая башкир, съездами татар, украинцев, Канашом чувашей Башкортостана), что потребовало выработки целого пакета региональных нормативно-правовых актов, определяющих стратегию и тактику ее развития.

Если можно говорить о существовании каких-либо этапов в определении и решении проблем национального образования, то необходимо сказать, что именно начало 90-х стало первым практическим этапом. Однако жизнь не стоит на месте, появляются новые условия общественного развития, которые обусловливают необходимость определения дальнейших шагов, особенно для широкой общественности. Отметим, что национальные проекты в сфере образования еще более активизируют проблему.

Поиск приемлемых и цивилизованных путей национального согласия является основной задачей такого социального института современного общества, как система образования. Теоретическая модель развития национальной школы призвана гарантировать в рамках единого образовательного пространства право каждого на качественное образование и удовлетворение этнокультурных потребностей, способствовать сохранению и развитию национальных культур, создать условия для обновления содержания образования и реального перехода на образование по выбору и обеспечить, как условие развития, приток в сферу национального образования финансовых, материально-технических и кадровых ресурсов.

Система образования так или иначе отражает в себе практически все аспекты процессов экономической модернизации общества, политической интеграции и культурного развития. Она призвана способствовать сохранению культуры народа и ее творческому развитию в условиях современной цивилизации, гарантировать соответствующий мировым стандартам уровень знаний и навыков, осуществлять трансляцию культур народов республики, регионов, стран. И решение данного вопроса стало одним из важнейших в образовательной политике субъектов Российской Федерации, прежде всего, национальных республик — Республик Башкортостан, Бурятия, Саха (Якутия), Татарстан, Чувашия и других.

Начало нового века можно назвать новым этапом реализации на практике идей национального образования. Интересно одно: ряд проблем, своеобразно трансформируясь, продолжает сопровождать данную деятельность и их анализ весьма полезен для дальнейшей работы.

Первая проблема заключается в неоднозначном толковании понятия «национальное образование», которое по-разному трактуется в отечественной и зарубежной науке.

В зарубежной практике в смысл понятия «национальное» вкладывается  то значение, которое у нас передается через понятие «федеральное», т.е. то, что характерно, обязательно для федерального образовательного пространства. Когда мы говорим «национальное образование», то подразумеваем составляющую федерального образовательного пространства, что связано: 1) с трансляцией национальной культуры, формированием национального самосознания молодого поколения; воспроизводством этнически самоидентифицированного типа личности; 2) с открытостью личности для других культур и особенно культур народов России в интересах гармонизации национальных отношений; 3) с проблемой поликультурности образования, диктуемой смешанным составом учащихся значительной части школ; 4) с обеспечением потребностей современного цивилизованного развития нации в соответствии с международными стандартами образования.

Безусловно, в понятие вложен полифонический смысл.

Во-вторых, не совсем верно отождествление понятия «национальное образование» с понятием «обучение на родном языке», при этом забывается то, что второе является органической частью первого, и что не может быть национального образования без обучения на родном языке. В данном случае родной язык выступает естественной почвой, средой для развития не просто национального типа мышления, а целостной системы развития способностей, поведения, образа жизни человека. Что касается функционирования родного языка в качестве школьного языка обучения, то он является важнейшим фактором сохранения и развития национального языка и национальной культуры, что ведет к самосохранению народа.

В-третьих, современная национальная школа — это не только обучение и воспитание на родном языке, но и благодатная почва для глубокого изучения самобытных культур окружающих народов, мировой культуры, иностранных языков, воспитания не просто представителя своей нации, но и человека, выступающего носителем общечеловеческих духовных ценностей. Поэтому в целях формирования толерантного общества образовательный процесс должен вестись не в узкоформальном направлении освоения культуры своего народа, а в единстве и взаимопроникновении, где объединение ресурсов этничности и диалог культур в воспитании и обучении будут способствовать укреплению национального согласия в обществе.

В-четвертых, необходимо признать в определенной мере ошибкой то, что в основе многих концепций национального образования лежит идея создания и функционирования в структуре всеобщей общеобразовательной школы специального самостоятельного типа национальных учебных заведений с соответствующим моноэтническим или смешанным контингентом учащихся. Практика показывает, что такое понимание приводит к тому, что в массовой школе происходит вымывание родного языка, перевод в разряд факультативности.

В-пятых, за эти годы во всех национальных республиках накоплен опыт, который вывел региональные системы образования к признанию общих идей, лежащих в основе национального образования:

— последовательное и целостное освоение подрастающим поколением национальной культуры, духовного богатства своего народа, обогащение подрастающего поколения культурой народов совместного проживания за счет приобщения к общечеловеческим ценностям;

— создание условий для реального осуществления образования — воспитания и обучения на родном языке за счет последовательного выполнения имеющихся в национальных республиках Закона о языках;

— формирование интеллектуальных способностей и духовно-нравственных качеств развивающейся личности с учетом этнопсихологических особенностей, философских воззрений и педагогических традиций народа;

— построение обучения по известному принципу «от близкого к далекому, от родного порога — в мир общечеловеческих знаний».

Такие идеи положены в основу концепций образования всех национальных республик. Естественно, не обошлось и без спорных моментов: к примеру, в некоторых республиках активно предлагалась отличная от традиционной культурная матрица школьного образования, ориентирующая его на исламские ценности. Безусловно, это является совершенно иным вектором цивилизационного развития. Эта идея не была одобрена и принята полностью.

Главным элементом национального образования является взаимосвязь между национальной школой и этническим возрождением, что базируется на нескольких автономных идеях, которые, к сожалению, не всегда соответствующим образом однозначно трактуются на практике. Важнейшими и определяющими условиями развития национальной школы становятся многоступенчатость и непрерывность развития, оптимальное соотношение федерального и национально-регионального компонентов содержания образования, использование народного и общечеловеческого потенциала мировой культуры в воспитании, разработка и внедрение учебных программ (в т.ч. электронных), адекватно отражающих уникальные особенности этносферы, родного языка и самобытного уклада бытия.

Сущность первой идеи заключается в том, что элементы этнической культуры должны быть положены в основу развития любой, а не только национальной, в полном смысле этого слова, школы, расположенной на территории национальной республики. Это связано с тем, что существует некоторый целостный культурный комплекс, соответствующий конкретному этносу, закрепленный за ним историей, составляющий ядро этнической культуры. Национальное образование должно обеспечить открытость культур с целью гармонизации межнациональных отношений в многонациональном государстве. Элементами этничности можно считать производственную, художественную, соционормативную культуру, в конечном счете они определяют менталитет народа.

На начальном этапе проблема менталитета изучалась контекстно, внутри других проблем, в последнее время ее решением занимаются целенаправленно. Существует несколько десятков трактовок понимания сущности менталитета, возникших в тех или иных научных областях. Его определяют как уровень индивидуального и общественного сознания, как основу образа жизни, как национальное видение мира, как память народов, совокупность взглядов, мнений, стереотипов.

Остановимся на некоторых подходах к проблеме.

Философами менталитет рассматривается в онтологическом аспекте: менталитет — это бытие в объективированной, экстериорной форме — внешние ценности культуры, имеющие независимую от этноса объективацию (символы и значения культуры, нормы поведения); и бытие в субъективированной интериорной форме — процесс реализации внутренних целей, идеалов, устремлений этноса. В гносеологическом аспекте менталитет представляет собой мыслительные программы социальных групп (Д.Андреев, А.Гуревич), совокупность готовностей, установок и предрасположенностей индивида или социальной группы действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом.

Феноменологический аспект менталитета описан как диалогический процесс, включающий не только обмен информацией. Ментальность формиру ется в зависимости от традиций, культуры, социальных структур и всей среды обитания человека, который, в свою очередь, их формирует, выступая как порождающее сознание, как трудноопределимый «исток» культурно-исторической динамики. Таким образом, на феноменологическом уровне ментальность представляет систему взглядов, мнений, стереотипов, форм и способов поведения, характеризующих социальные общности.

Довольно часто ментальность отождествляется с сознанием. Существующие в самом человеке и вне его образы рассматриваются как особое когнитивное образование, модель мира, присущие обыденному сознанию людей, принадлежащих к одной культуре или общности. Он представляет собой слой коллективного сознания, который задан сформулированными неявно и не вполне осознаваемыми «коллективными психологическими установками», «интеллектуальными стереотипами». Входя в структуру индивидуального сознания, они организуют чувственные впечатления, оказываясь слабо доступными рефлексии. Следует отметить, что осознаваемые элементы ментальности в детском возрасте тесно связаны с областью бессознательного, которое можно определить как коллективно-бессознательное.

Индивид присваивает специфические для данной культуры способы восприятия и особенности образа мыслей. Эти общие для многих людей, составляющих коллектив или группу, способы восприятия и особенности мышления выражаются в специфичных для данной группы образцах поведения и способах деятельности.

Содержание менталитета определяется особым типом обыденного знания, неосознаваемого в силу привычности и автоматизированности, которым владеет изучаемая общность (с учетом того, что основные формы психического развития являются общими для различных этапов исторического и культурного развития) и которое используется для различения и упорядочения многообразия индивидуального социокультурного опыта.

На становление ментальности личности как важнейшей ее характеристики оказывают влияние социальные, исторические общности, социокультурная среда, в которой пребывает человек, тип мышления индивида, особенности его душевного склада. Проявляется ментальность во взаимодействии и контактах между людьми, регламентированных социально значимыми представлениями, социальными нормами, правилами поведения, определенным эмоциональным фоном. В образовательном процессе педагог для ребенка выступает носителем социокультурных ценностей, способов взаимодействия с окружающим миром. Педагог сам, как носитель определенного менталитета, играет главную роль в процессе транслирования ментальности предоставляемых ценностей, моделей, образов и стереотипов поведения.

Транслирование этой системы от педагога к ребенку осуществляется несколькими способами: через познавательную деятельность, когда ребенок усваивает систему знаний, значений и смыслов культуры; через эмоциональный контакт с педагогом; через личностный контакт с педагогом. Ментальность системы ценностей, моделей, образов и стереотипов поведения транслируется при условии необходимого активного взаимодействия, только тогда возникает «событийность» ментальности педагога и ребенка. Особенности взаимодействия педагога и ребенка заключаются в том, что ребенок непосредственно усваивает социокультурную информацию, подражает взрослому, доверяет ему право определять для усвоения социокультурное содержание, а педагог отбирает социокультурное содержание для ребенка и предлагает ему собственную интерпретацию этого содержания. В данном случае субъектность ребенка педагог накладывает на свою субъектность — свои взгляды, установки, предпочтения.

Кстати, формы трансляции также разнообразны. Это могут быть различные виды деятельности: учебная, игровая, коммуникативная. В результате ребенок усваивает систему знаний социальной общности, значение культуры, основные подходы и стратегии познания мира, ролевые отношения, социальные установки, аффективные эталоны восприятия образа, социальные нормы и стереотипы поведения, сценарии общения и т.д. Не стоит забывать, что в указанных феноменах как раз и расположена национальная идея.

Сущность следующей идеи заключается в том, что национальная школа должна являться одним из главных траекторий возрождения этничности. Необходимо признать, что только национальная школа способствует выполнению основной функции этноса в современном обществе, что состоит в обеспечении «защиты» индивида в ситуации информационной перегрузки и в обеспечении относительной стабильности социокультурной среды в условиях постоянной изменчивости общества. Другими словами, только национальное образование может обеспечить, в силу существования относительной статичной модели этноса, адаптацию индивида к постоянно меняющимся условиям социальной среды. В этом своеобразная функция национальной школы.

Сегодня много говорится об отсутствии обоснованных рекомендаций по выбору оптимальных вариантов базисного учебного плана, о неразработанности компонентов национально-регионального содержания и т.п. Проблема из разряда болезненных, она актуализируется тогда, когда речь заходит о выработке определенного соотношения между общенациональным (федеральным) и национальным образованием, и ставится почти во всех национальных республиках. Это требует: а) серьезной разработки общей теории содержания образования в современной национальной школе на родном языке; б) поиска и нахождения конкретных способов сближения, гармонизации, совместимости разнородных культурных ценностей, отражаемых федеральным и национальным компонентами образования; в) практической реализации в содержании образования национальной школы широко известного принципа диалога культур.

Это сверхзадача, решение которой приведет к созданию такой образовательной системы, в рамках которой подрастающее поколение реально пережило бы историческую перспективу развития образования как полисферу общественного развития. Отметим, что было бы неправильно утверждать, что такая задача касается только национальных стандартов образования. Вопрос в том, насколько они необходимы в условиях единого государства, когда правовые основы реализации образования как общественно-государственного института уже определены. В данном случае уже само упоминание «национальные стандарты» способно завести в тупик все образовательное пространство, с таким трудом и через метод проб и ошибок создаваемое.

В данном случае считаем важным вернуться к нашим рассуждениям о сложноорганизованном образовательном пространстве, о механизмах его единства, о феномене его многослойности и т.д. Комплекс составляющих общего обра зовательного пространства должно опираться на следующие принципы, что, в конце концов, выступает признаком единства пространства:

— необходимость сохранения структурных качеств реализуемой системы образования, что подтверждается многолетним опытом национальных школ многих народов по разработке содержания образования.

— национальная школа должна основываться на учете многообразия культурологической пирамиды образования, базирующейся на национальной культуре и духовности как составляющих частях мировой культуры.

— национальная школа должна учитывать единство и взаимосвязь в образовательно-воспитательных пространствах, что укрепляет идею целостности «картины мира» (научной, физической, языковой и т.д.).

— в конструировании национальной школы необходимо учесть движение от национальной школы к школам «общеевропейского (евразийского) дома», от школ «диалога культур» к интегративным концепциям ценностно-ориентированного образования, что требует органичности в сочетании основ нацио­нальной и общемировой культуры в содержании образования, учебных планах и программах.

— необходимо обеспечить гармоничное сочетание обучения на родном языке с официальным государственным языком или языками народов совместного проживания.

Анализ имеющегося в отечественном образовательном пространстве опыта создания концепций национального образования показывает, что требуют специального рассмотрения и идеи, подпитывающие национальную школу. Таких идей может быть достаточно много, но существуют такие, которые являются общими (обобщенными в своем выражении) для всех региональных  систем образования.

Первая идея. Требует трансформации тезис: школа может выполнять свои образовательно-воспитательные функции, будучи только национальной. Можно смело предположить, что таким образом можно загнать себя в узкие рамки. Сегодня, по сравнению с положением дел в 90-х годах прошлого столетия, уже ясно одно: школа призвана дать детям и молодежи не только современное образование, оно должно обеспечить трансляцию основ национальной культуры и формирование национального самосознания новых поколений, прежде всего создать возможность для полного раскрытия и реализации каждого как неповторимой личности, принадлежащей этносу. Это возможно лишь при полном использовании этнонациональных, духовно-нравственных и культурно-воспитательных традиций, передаваемых из поколения в поколение как непреходящая ценность и высшее богатство каждой нации. Данная задача широка по своему содержанию, и это требует соответствующей подготовки педагогов.

Вторая идея. Деятельность системы образования должна строиться на основных принципах народной педагогики, но это должно быть сделано с учетом современных условий. Довольно часто, в ущерб здоровым и продуктивным возможностям, пытаются возродить лишь внешние, наиболее рельефные традиции народной педагогики. Опыт такого рода как практики, так и исследований имеется, и негативы явны, и такие пути несостоятельны. Нацио­нальное образование должно быть ориентировано на достижение органического единства этнопедагогических положений и современного высокого уровня цивилизованного развития на основе не менее высоких стандартов образования.

Третья идея. Необходим новый взгляд на одну не до конца решенную проблему. Традиционно вопрос ставится весьма остро: национальное образование должно стремиться к обеспечению непрерывности от детско-семейного воспитания до высшей школы на родном языке и в культурно-национальной среде, что на практике, как всем известно, не всегда выполнимо. Сегодня необходимо найти разумный баланс в решении данного вопроса, когда ни родной, ни общегосударственный языки не должны ставиться в положение чужеродного, непрактичного, ограниченного в употреблении в научной или другой сфере и практике.

Нами была уже высказана мысль о том, что было бы неправильным связывать национальное образование только с проблемой обучения на родном языке. Проблема в своей постановке и реализации намного шире и требует такого же широкого взгляда на свое решение. Дело в том, что организация образовательного процесса должна базироваться на идее укрепления государственности нации, которая по-новому строит свои отношения с федеральным центром и другими субъектами федерации. Эти идеи известны, они нашли поддержку во всех слоях населения, они закреплены в соответствующих документах.

Самая сложная и требующая своего полноценного решения проблема заключается в необходимости обеспечения для всех учащихся, независимо от условий получения образования — в городе или на селе, равных «стартовых» возможностей для продолжения образования на последующих его этапах. К сожалению, острота данного вопроса весьма ощутима, и это показывает анализ вступительных испытаний в вузы, особенно анализ контингента студентов, который вынужден получать образование на коммерческих началах, и в этом деле перекос явный и видимый. Можно предположить, что разумное равновесие в языках обучения, опора на национальные корни образования помогут выйти из этой непростой ситуации.

Проблем в этой сфере немало. И это не от того, что они не решаются, а скорее от того, что они возникают по мере общественного развития. В заключение можно отметить, что проблемы национальной школы и национального образования актуализируются еще в связи с тем, что без постоянного и надлежащего внимания к этим вопросам — как общественного, так и государственного — образно говоря, может произойти, причем очень быстро, перерождение народа в население, что всегда чревато трагическими последствиями. Народ исторически значительнее, чем население, и несет в себе концептуальный духовный заряд многих поколений.

Миссия образования — донести этот заряд до подрастающих поколений.

Альфис Гаязов

Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2022