Браво, джаз!О джазе много написано. Существующие мнения — самые разнообразные, вплоть до полярно противоположных. Есть неистовые фанаты этой музыки, но немало и тех, кто не приемлет ее.
Джаз — один из самых молодых видов музыкального искусства: он родился чуть более века назад. Изначально он стал предметом интереса и творческим прибежищем особого рода людей: свободолюбивых, смелых, молодых духом, нестандартно, оригинально мыслящих.
Джаз — творение интернациональное. В его создании участвовали все народы американского континента: негры (по современному, более политкорректному определению — афроамериканцы) и белые (переселенцы из Англии, Шотландии, Ирландии, Франции, Голландии, Германии), латиноамериканцы и креолы — выходцы с вест-индских островов. В джазе можно найти элементы воздействия музыки американских индейцев (а это представители монголоидной расы) и интонации древних напевов «вечно гонимых сынов Израилевых».
Кстати, именно эта неслыханная толерантность к инонациональным и межрасовым проявлениям в музыкальном языке джаза — наряду с независимостью мышления и свободолюбием, присущим поклонникам этого вида искусства — объясняют природу лютой ненависти к новой музыке со стороны самых страшных тиранов ХХ века, каким был, к примеру, Адольф Гитлер.
У джаза много загадочных свойств. Вот одно из них: кто однажды заинтересовался этой музыкой — тот сохранит верность ей на протяжении всей жизни.
Совсем недавно выявлено еще одно поразительное свойство джаза, нашедшее научное подтверждение в работах автора этих строк. Будучи искусством, рожденным в результате смешения культурных традиций разных человеческих рас, народов и национальностей, джаз вобрал в себя характерные черты мелоса этих этносов, включая универсальные принципы музыкального мышления. Обнаружение последних позволило нам выявить несомненные признаки общности культур даже в столь несхожих творениях народного гения, как индийская музыка классической традиции (рага), протяжные напевы башкирских озон-кюев и джаз. Кроме того, сочетание универсальных принципов музыкального мышления и синтеза элементов различных культур позволили стилистике джаза совершенно свободно и органично ассимилироваться в любых этнических условиях. Это объясняет существование феноме на национальных разновидностей джаза: французского, японского, индийского, башкирского…
В Башкортостане первым пропагандистом джаза было радио. Его черные тарелочки имелись почти в каждом доме, а в самых людных местах сел и городов устанавливались рупоры громкоговорителей, через которые велось радиовещание. Кроме всевозможных сообщений, в эфире звучала музыка, преимущественно народная или классическая. Транслировались оперы, а также симфонические, вокально-хоровые и камерно-инструментальные концерты. Благодаря радио слушатели узнали, что в песнях 30-х гг. (в частности, в творчестве Л.Утесова, И.Дунаевского и др.) начали появляться неожиданные, оригинальные интонации, пришедшие в советскую массовую песню из джаза. Мгновенно ставшие популярными, эти песни зазвучали вскоре и в программах местных оркестров, работавших в кинотеатрах, ресторанах, в парках, домах культуры и клубах.
Еще более важную роль в постижении джазового искусства музыкантами Башкирии сыграли выступления гастролировавших с начала 40-х гг. по нашей республике мастеров эстрады: «Центрального московского железнодорожного джаз-оркестра» под управлением братьев Д. и М.Покрассов, Ансамбля песни и пляски, руководимого И.Дунаевским, Государственного джаз-ансамбля под управлением Эдди Рознера, Московского джаз-ансамбля под управлением М.Южного, Государственного Кишиневского джаза «Молдавия» (рук. Ш.Аранов), Государственного джаз-оркестра ЭССР (рук. Р.Меркулов). Об успешных их выступлениях в наших городах с эстрадно-джазовыми программами свидетельствуют публикации на страницах республиканских газет «Красная Башкирия» и «Кызыл Башкортостан».
Заметим, однако, что статьи, рецензии и анонсы в местной прессе того времени были предельно лаконичны, носили сугубо информативный характер и редко содержали профессиональные оценки: в описании концертов гастролеров явно проглядывает настороженное отношение к новой музыке. Оно и понятно. В 1920—1930-е годы советская пресса лояльно относилась к джазу, считая его революционным по духу искусством — творением некогда угнетенной негритянской части населения Америки. Теперь же, в 1940-е годы, сквозь строчки публикаций торчат «ослиные уши» афоризмов, полных параноидального бреда: «Джаз — музыка толстых» (понимай: буржуев — толстосумов) или «Сегодня ты играешь джаз, а завтра — Родину продашь». Это были первые ростки предстоящей эпохи «холодной войны».
После Второй мировой войны началось открытое противостояние СССР с Западом. Губительнее всего оно сказалось на приверженцах новой музыки.
В памяти автора данной статьи сохранились малоизвестные двустишия послевоенного периода, упомянутые в частных беседах со старшими коллегами-музыкантами и не зафиксированные в литературе. Впервые публикуем афористические изречения анонимного происхождения, имеющие отношение к джазу той поры:
Тише друг, играй ты джаз,
Не то власть прищучит (вар.: прихлопнет) нас.
Здесь отчетливо слышны отголоски времени, чреватого преследованием «чрезмерно увлеченных чуждой музыкой: «не только исполнителей, но и слушателей».
Джазофобские настроения и прямая угроза звучат в следующих двустишиях:
Вас, джазистов, ждут всегда
Голод, холод, Воркута1 .
Русский Клондайк2 , джаз, тебя ждет,
Тут и конец тебе, нечисть, придет.
Неприятие джаза советской властью вскоре вливается в русло широко развернутой кампании борьбы против «безродных космополитов» и «стиляг». Плакаты того времени кондовым языком изрекали новое кредо:
Джаз к нам с Запада рулит
В взвизгах и кривлянье…
Прочь от нас, космополит
В чуждом одеянье.
Поистине, «Vade retro, Satanas!»3
С конца 40-х годов, в связи со скорым окончанием концессии на строительство КВЖД (КЧЖД), а также разрешением И.Сталина на репатриацию потомков белогвардейцев после Второй мировой войны, происходит массовая реэмиграция россиян из Китая. Часть возвратившихся в СССР осела в Башкирии. Среди них были и музыканты, за время жизни за рубежом овладевшие навыками джазового исполнительства. Хотя репатрианты вернулись из разных местностей Китая, большинство музыкантов оказалось из Шанхая. Поэтому коллеги прозвали их «шанхайцами». Так в нашей республике появились первые настоящие джазмены: они умели импровизировать, досконально освоили специфику музыкального языка джаза, привезли фирменные грамзаписи и ноты, с которыми охотно знакомили своих новых друзей. Напомним их имена: это Б.Бочаров (ударные), П.Лебедев (труба), С.Липпорт (саксофон, кларнет, флейта), В.Лоренс (скрипка), Г.Пьянков (труба, гитара), А.Шаганов (саксофон, кларнет) и др. В Уфе, Белорецке и других городах «шанхайцы» стали провозвестниками новой эры в музыкальной жизни республики — Эры Джаза.
К несчастью, они попали в СССР в неудачную для себя пору. Увлечение джазом теперь становится опасным занятием, нередко грозящим плохими характеристиками, потерей работы, а подчас и тюрьмой. Недаром уфимские «шанхайцы» к исходу 50-х годов были вынуждены покинуть Башкирию в надежде скрыться от вездесущего присмотра властей, затеряться в больших городах. Но и там вслед джазменам летело бранное прозвище «бадль-дудль». Трудно сказать, откуда оно взялось и что конкретно значило. Уж не реминисценция ли названия старинной американской шуточной песни, являющейся музыкальным символом заокеанского государства — «Янки Дудль» — как намек на истинное пристанище души джазмена?
В 50—60-е годы бесполезными становятся радиоприемники, на коротких волнах которых ранее можно было слушать передачи чуть ли не со всего мира. В городах заработали «глушилки», и источник свежих музыкальных впечатлений для любителей джаза пересох. Так и в нашей республике была потеряна возможность слушать «Голос Америки», «Свободную Европу», Би-Би-Си4 . Лишь иногда по ночам или за пределами городов сквозь слабые помехи можно было «поймать» в эфире эти передачи. Именно в то время появилась многозначительная поговорка: «Есть привычка на Руси — ночью слушать Би-Би-Си».
Как же выжил многострадальный джаз в таких условиях?
Всеми правдами и неправдами!
Чаще всего использовался принцип мимикрии: музыканты играли «джаз в эстрадном обличье». Видимо, среди проверяющих чиновников и журналистов-рецензентов не находилось того, кто мог бы высказать аргументированное мнение о звучащей музыке: эстрада это или джаз? А скорее всего, исполнители столь умело и тонко скрывали элементы джаза, в строго дозированных порциях вплетая блюзовую нить в музыкальную ткань эстрадного сочинения, что определить: «это из джаза!» — мог только «свой» слушатель.
Другой способ уйти от преследования за инакомыслие — работа в музыкальных коллективах при ресторанах, на танцплощадках, на летних эстрадах парков культуры и отдыха. Туда реже приходили комиссии по проверке идеологической выдержанности репертуара, а часть последнего отделения исполняемой программы разрешалось посвятить зарубежной эстраде, под именем которой чаще всего и звучал джаз.
Любопытный факт, свидетельствующий о гласном и негласном запрете властей на жанр, приводит энтузиаст джаза Е.Литючий. Когда в Уфе в 1959 году проходил юбилейный концерт титана советского джаза — оркестра под управлением О.Лундстрема, в сугубо эстрадную программу выступления знаменитого биг-бенда вошли всего два (!) джазовых номера.
Однако вернемся к истории башкирского джаза.
Широкой известностью в послевоенные годы пользуется эстрадный оркестр при кинотеатре «Октябрь». Некоторые любители музыки, отстояв долгое время в очереди за билетами на вечерние сеансы, приходили специально для того, чтобы послушать оркестр. Еще бы, где иначе они могли приобщиться к росткам нового искусства! Ведь именно этот оркестр был одним из законодателей музыкальной моды в республике.
В недрах оркестра кинотеатра «Октябрь» зрело, набирало силы будущее башкирского джаза в творчестве «шанхайцев» С.Липпорта и А.Шаганова (лучших импровизаторов того времени), флейтиста Ф.Кирша, скрипачки Е.Иващенко и др. С открытием кинотеатра «Родина» (1952) оркестранты перебрались на новое место работы.
Заслужил любовь слушателей и оркестр при кинотеатре «Салават», лидерами которого были «шанхайцы» Г.Пьянков и П.Лебедев.
На рубеже 50—60-х годов энергично осваивается музыкальный язык джаза в творчестве оркестра при парке имени А.Луначарского («Оркестр Лунного парка»), звездами которого были Г.Жебаров, Ф. и Э.Кирши, П.Батрак и др.; оркестра парка при кинотеатре «Победа» (рук. В.Семак); эстрадного оркестра Башкирского мединститута «Спектр» (рук. И.Малиновский); оркестра научно-исследовательского нефтяного института (рук. К.Колобов) и др.
В 60-е годы самыми блистательными коллективами, открыто исповедовавшими искусство джаза, были два биг-бенда. Один из них — оркестр под управлением Г.Жебарова — из-за отсутствия финансовой поддержки просуществовал недолго (1962—1963), но взрастил в своих недрах целую плеяду молодых джазовых музыкантов. Судьба другого оркестра оказалась более благоприятной: в 1969 году в клубе имени С.Юлаева при «номерном» сороковом заводе создал свой биг-бенд саксофонист Н.Утяшев. Под свое крыло он привлек единомышленников-джазменов: маститых «жебаровцев» во главе с самим маэстро Г.Жебаровым и новую поросль музыкантов. После отъезда Н.Утяшева в Москву эстафету лидера подхватил саксофонист Ф.Саттаров.
Со второй половины 60-х годов — начала всемирной экспансии бит-музыки и бешеной популярности всевозможных ВИА5 — джаз в Башкирии не сдает свои позиции. Продолжают свою деятельность большие оркестры: биг-бенды Уфимского нефтяного института (рук. Л.Роскин), Уфимского авиационного института (рук. Г.Жебаров), клуба имени С.Юлаева (рук. Н.Утяшев — Ф.Саттаров). Позднее этот перечень пополнят эстрадные оркестры дворцов и домов культуры различных заводов: Стерлитамакского станкостроительного (рук. Г.Калинин), Уфимского моторостроительного, ныне УМПО (рук. В.Красовский), резино-технических изделий, ныне УЗЭМиК (рук. А.Вегелин), «Бирский диксиленд» и др.
Однако подлинной «лабораторией» по освоению различных стилей джаза стали ресторанные ансамбли. В них можно было смелее экспериментировать, не очень опасаясь злонамеренного контроля, лидер состава мог подбирать в свой ансамбль единомышленников, в аранжировках использовались самые современные элементы джазовой лексики.
Каждый из этих коллективов имел преданный круг почитателей, приходящих послушать игру своих кумиров и способных потратить последний рубль, дабы оправдать в глазах метрдотеля и официантов заказ столика необходимостью «утоления жажды». К концу вечера (и концертной программы, венчаемой джазом) каждый столик «обрастал» пришлыми гостями, для многих из которых главным «блюдом музыкального меню» был джаз.
В разные годы победно царил дух джаза в игре ансамблей из ресторанов при гостиницах: «Агидель» (рук. А.Иващенко, В.Бузник), «Башкирия» (рук. А.Решетников), «Россия» (рук. В.Бузник), «Турист» (рук. Ю.Шемагонов), а также в ресторанах «Сакмар», «Башкортостан», «Лидо», «Галле», «Мефистофель», кафе «Встреча», «Океан» г.Уфы и др.
Благотворную роль в функционировании ресторанных ансамблей сыграло БРОМА6 , открытое в 1980 году усилиями джазового музыканта, трубача И.Ахмадеева. В небольшом помещении БРОМА можно было устраивать репетиции, проводить джем-сешны. Оно было и своего рода Бюро трудоустройства для музыкантов-эстрадников, и органом централизованной корректировки концертных программ с учетом разнообразных запросов слушательской аудитории и идеологических реалий дня.
Кстати, такое требование, как обязательность введения регионального компонента в выступления ресторанных коллективов, возымело положительное значение: синтез джаза и башкирского музыкального фольклора в творчестве Марата Юлдыбаева и руководимого им ансамбля «Дустар» («Друзья») принесли всемирную известность такому явлению, как башкирский джаз. Позднее их примеру последовали Олег Киреев и группа «Орлан».
В 70-е годы прошлого века музыканты Башкирии победно вступили в лоно всесоюзного джазово-фестивального движения. Первое выступление в Куйбышеве (1972) — и альянс уфимских и стерлитамакских исполнителей привез семь лауреатских дипломов. Особо отличились В.Назаров и Г.Калинин (ныне — увы! — покойные), а также В.Бузник, А.Иващенко, А.Решетников и В.Щербаков.
Неоценимое значение для окончательного утверждения за Уфой неофициального статуса «джазового города» имело открытие в Уфимском училище искусств в 1974 году эстрадного отделения. Этому в немалой степени способствовали смелость и дальновидность тогдашнего директора училища С.Хамидуллиной. Она поддержала инициативу А.Иващенко; под его руководством преподавали и одновременно учились сами М.Грахов, Г.Маркоров, В.Назаров (ныне ушедшие в мир иной) и их коллеги Ю.Гаврилов, В.Камнев, А.Решетников, Ю.Шемагонов, М.Юлдыбаев и др. В том же 1974 году на Куйбышевском фестивале джаза М.Юлдыбаев был признан автором лучшей композиции на тему народной песни.
Долгие годы превосходным аранжировщиком и руководителем биг-бендов был Г.Маркоров. Созданный им студенческий эстрадный оркестр (1975) принимает активное участие в джазовых концертах, а в 1984 году становится победителем Всероссийского конкурса эстрадных отделений музыкальных училищ (г.Москва). В тяжелое время политико-экономических преобразований (с 1998 до середины 2000-х гг.) Маркоров возглавляет биг-бенд Башгос филармонии. Уже в 2000 году этот оркестр становится дипломантом Всероссийского джазового фестиваля имени О.Лундстрема в г.Тольятти, а в 2002-м — международного фестиваля джаза в г.Челябинске.
80-е — начало 90-х годов — время бурного всплеска общественного интереса к джазу, эпоха наиболее зримых достижений башкирских музыкантов.
Этому способствовали несколько факторов.
Флагманом башкирского джаза становится ансамбль «Дустар». В его состав входили Р.Медяров (клавишные), А.Сергиенко (бас-гитара), Е.Чистяков (ударные), Р.Шаймухаметов (гитара), Ю.Шемагонов (фортепиано, клавишные). Возглавлял это содружество саксофонист и аранжировщик М.Юлдыбаев. Уникальность творческого облика коллектива состояла в успешном синтезировании башкирского народного мелоса и современного джаза (преимущественно, стилей джаз-рок и фьюжн). Наиболее ярко это качество воплотилось в композициях М.Юлдыбаева «Картатай» («Дедушка»), «Караидель», «Сабантуй», «Танец пчел», в обработке Р.Медяровым народной мелодии «Кара-юрга» («Вороной иноходец») и др. С «Дустар»ом охотно сотрудничали композиторы и исполнители республики. Ансамбль гастролировал по разным странам (СССР, США, ГДР, Канада и др.), записывался на диски, с завидным постоянством становился лауреатом всевозможных джазовых фестивалей.
Во 2-ой половине 80-х годов возникает целое созвездие интересных джазовых коллективов, каждому из которых присущ ярко оригинальный, индивидуальный творческий почерк: «Орлан» (рук. О.Киреев), «Транс-Атлантик» (рук. С.Чипенко), художественное трио «Уфа» (рук. Д.Шапко), ансамбль саксофонистов Уфимского училища искусств (рук. А.Богомолов), ансамбли под управлением В.Бузника, Р.Хусаинова и др.
Активизировали джазовую жизнь Башкирии грандиозные по масштабам и представительству музыкальные форумы: Всесоюзный (1985) и Всероссийский (1987) праздники эстрадной музыки, Всесоюзный джазовый фестиваль «Уфа—88», международный фестиваль «Джаз-форум» (1989).
Неоценимое значение для процветания башкирского джаза в этот период имела благожелательная поддержка со стороны властей и общественных организаций: Министерства культуры БАССР, обкома ВЛКСМ, городских администраций, Союза композиторов, Башгосфилармонии, телевидения и радио, прессы, музыкальных учебных заведений.
С начала 90-х наступают тяжелые для культуры времена. В поисках лучшей жизни покидают республику многие корифеи джаза, становятся экономически несостоятельными попытки проведения фестивалей высокого ранга. Тем не менее, это удивительное искусство продолжает жить.
Вспыхивают один за другим самые разнообразные творческие проекты О.Киреева. Его кипучая энергия уже не удовлетворяется игрой в созданном им в 1986 году джаз-ансамбле «Орлан»7 . Киреев ищет пути воссоздания идеи Уфимского джазового клуба8 : на базе гостиницы «Агидель», Дома актера, кинотеатра «Родина». Интересные творческие проекты воплощались в открытых при его участии клубах «Навигатор», «Братья Люмьер». До своего отъезда в Москву успевает создать объединение «Интерджаз». Киреев — лауреат и дипломант многих джазовых фестивалей, включая самые престижные. Каждый его приезд в Башкортостан становится заметным событием в музыкальной жизни республики.
С конца 90-х годов в Башкортостане возрождаются фестивальные традиции. Памяти нашего соотечественника, уникального джазового музыканта В.Назарова был посвящен фестиваль «Уфа—97»; детский фестиваль «Мистер Джаз», ежегодно (с 1999 года) организуемый Дворцом детского творчества им.В.Комарова и Уфимским училищем искусств (отв. Е.Федорова, А.Иващенко, А.Кругликова, Ю.Ахмедов и др.), из городского давно превратился в республиканский; громкий успех сопутствовал республиканскому фестивалю «Джаз и не только» (2000 г.), Всероссийскому джаз-форуму (2004 г.), международным фестивалям «Джаз-мастер» (2005, 2006 гг., организатор — И.Шилкина); под эгидой Башгосфилармонии регулярно проходит джаз-фестиваль «Розовая пантера»; нередко джаз звучит в концертах фестиваля популярной музыки «Крещенские морозы» (г.Благовещенск). В свою очередь, наши джазмены: студенты и мастера — выезжают на различного ранга джазовые фестивали нашей страны и зарубежья.
Размышляя о фестивальных концертах, мы невольно обратили внимание на любопытные тенденции, связанные с ними (странно, почему они до сих пор не вызвали интереса специалистов?). Помимо традиционной праздничности атмосферы, создающей оптимистичное, приподнятое настроение у слушателей, это порождаемый джазом дух единения, товарищества (независимо от возраста, пола, профессии, национальности присутствующих); раскрытие созидательного, творческого потенциала, в целом присущего джазовой аудитории; развитие здорового стремления к соревнованию, что является импульсом к дальнейшему совершенствованию личности.
В 2006 году в Башкортостане появляется первое высшее учебное заведение, готовящее будущих мастеров эстрады. По инициативе композитора А.Хасаншина — при деятельной поддержке ректора (И.Галяутдинова) — в Уфим ской государственной академии искусств открывается кафедра эстрадно-джазового исполнительства и звукорежиссуры. Студенты постигают секреты профессионального мастерства, активно участвуя в различных концертах, фестивалях, мастер-классах ведущих исполнителей страны. Несмотря на свою молодость, учебные исполнительские коллективы кафедры уже успели весомо заявить о себе. Вот некоторые вехи их творческой биографии.
2009 год. На Всероссийском конкурсе эстрадных вокалистов «Соловьи России» (Санкт-Петербург) I премию завоевал ансамбль «Латинский квартал» (рук. А.Алексеев), II премию — ансамбль «Коктейль-блюз» (рук. Н.Буткевич).
Инструментальный ансамбль «Палладиум» (рук. В.Скобелкин) получил I премию на Международном конкурсе-фестивале «Актобе-jazz 2009» (Казахстан).
На III Международном молодежном фестивале-конкурсе исполнителей эстрадной и джазовой музыки (Казань, 2009) снова отмечены I премией ансамбли «Палладиум» и «Латинский квартал», II премией — «Коктейль-блюз».
2010 год. На I международном джазовом фестивале им.Тахира Ибрагимова (г.Алма-Ата, Казахстан) I премию завоевал ансамбль «Палладиум».
11-й региональный (I Всероссийский) фестиваль «Путешествие в Джаз-лэнд» I премию присуждает биг-бенду УГАИ (рук. А.Хасаншин), ансамблям «Палладиум» и «Латинский квартал», а также квартету саксофонистов под управлением А.Изергина.
Не обделены возможностью слушать джаз и другие города Башкортостана.
Стерлитамак — город, где особенно сильны джазовые традиции. Здесь долгие годы билось пламенное сердце легендарного музыканта Г.Калинина. Он много лет играл на трубе и флюгельгорне в знаменитом оркестре ДК «Стан костроитель», созданном В.Коробовым, а в 70-е годы получило всесоюзную известность любимое детище Г.Калинина — ВИА «Радуга».
В том же Стерлитамаке со второй половины 90-х годов стабильно работал городской джаз-клуб, организованный саксофонистом А.Денисовым.
Джаз живет там, где есть его истинные знатоки и ценители. Энтузиазм этих людей, жар их души разжигают очаги джазовой культуры в гг.Октябрьский (Н.Быстрова — ансамбль музыкального училища), Бирск (Б.Угольников — «Бирский диксиленд»). В 2010 году состоялся первый выпуск учащихся эстрадного отделения Салаватского музыкального училища. Нередко джаз звучит в гг.Нефтекамске, Благовещенске. Повезло уфимским детским музыкальным школам, в которых одаренных детишек бережно вводят в мир джаза их педагоги С.Иванов (ДМШ №1), Л.Литвинова (ДМШ №4), И.Хисамутдинов (ССМШ). Есть в республике и другие музыкальные школы, где учащиеся осваивают язык современной эстрады и джаза: в селе Николо-Березовка, в Стерлитамаке, в уфимских ДМШ №7 и 10…
Нельзя не упомянуть и друзей джаза, которые — даже не будучи профессиональными музыкантами — многое сделали и делают для процветания этого искусства: «папу» нынешнего Уфимского джаз-клуба Б.Азнабаева, одного из последних «могикан» уфимского «племени» филофонистов Е.Литючего, создателей уникального фотоальбома «УфаJazz XX век» Р.Белялова и И.Налепина, фотографов, журналистов.
Профессиональных композиторов Башкортостана также не миновало очарование джаза. Те или иные его компоненты вошли в творения Р.Газизова, Р.Зиганова, А.Каримова, В.Скобелкина, Р.Хасанова, А.Хасаншина, И.Хисамутдинова.
К сожалению, рамки журнальной публикации ограничивают наши возможности: остались без внимания многие десятки, а возможно, и сотни славных имен. И.Атапин, В.Антышев, В.Бузаев, «Додик» Давыдов, С.Иващенко, Ю.Китаев, С.Остроумов, Л.Тимергазина и другие — каждый из них достоин быть вписанным золотыми буквами в джазовую Книгу Почета Башкортостана (а, кстати, почему до сих пор нет таковой, и почему никогда не упоминаются педагоги музыкантов?). Задача молодежи — восполнить этот пробел, не позволить погибнуть в забвении даже малейшему достижению предыдущих поколений джазменов.
Джаз любит рядиться в разные одежды. Знаток сразу определит: это свинг, это классический джаз, современные боп и фьюжн, а то и вовсе авангард. Широкий спектр стилей представлен в творчестве лучших наших исполнителей конца XX — начала XXI веков. Башкортостан по праву может гордиться — включая упомянутых ранее — джаз-квартетом «Уфа» (рук. С.Оськин), ансамблем «Funky House Band» (рук. О.Янгуров), биг-бендом Уфимского училища искусств под управлением А.Чепурина, исполнительством А.Богомолова, О.Касимова, А.Кругликовой, И.Оськиной (Шилкиной) и др. Подрастает талантливая молодежь: А.Гузаирова, С.Косых, А.Гимаев, А.Сиразетдинов, П.Скорняков…
Браво, джаз Башкортостана, так держать!
Примечания
1 Город за полярным кругом, крупный центр угледобычи («Воркутауголь»), где использовался труд заключенных.
2 Золотоносный район на северо-западе Канады, известный суровыми климатическими условиями. Намек на ссылку на золотые прииски далекой Колымы.
3 Рус.: «Изыди, сатана!»
4 Английская радиовещательная корпорация.
5 Вокально-инструментальные ансамбли — советский аналог зарубежных бит-групп.
6 Башкирское республиканское объединение музыкальных ансамблей.
7 Первый состав: О.Киреев — саксофон, Р.Галиуллин — труба, флюгельгорн, Л.Кудоярова (автор публикации) — вокал, В.Купцов — фортепиано, С.Тылибцев — ударные, М.Цимбаленко — контрабас. Позднее участниками «Орлана» станут Ф.Дайнов (перкуссия), Р.Каримов (ударные), Д.Мухаметшин (гитара), С.Оськин (контрабас), И.Сучков (фортепиано), И.Трекусов (гитара), Т.Шабаев (бас), И.Шилкина (вокал), Ю.Шитов (вокал), О.Янгуров (бас) и др.
В своем творчестве продолжил традицию разработки тюркского мелоса (композиция «Башкирский сельский блюз», диск «Башкирские легенды».
8 Напомним, что первый джаз-клуб Уфы «Март» был создан в 1990 году энтузиастом этой музыки, гитаристом, инженером М.Граховым. Распался в связи со смертью своего организатора в том же году. Действующий ныне Уфимский джазовый клуб был открыт в 2007 году. Лиля Кудоярова |