Уфа в жизни Николая ПейкоЗначительное место в музыкальной жизни Уфы и республики в целом в годы Великой Отечественной войны занимала творческая деятельность московских композиторов. Они появились в Уфе еще в предвоенное время. А.Эйхенвальд, Н.Чемберджи, Н.Пейко, А.Спадавеккиа были приглашены правительством республики и привлечены к созданию совместно с местными музыкантами национального репертуара для Башкирского театра оперы и балета.
Евгения Романовна Скурко, заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан, кандидат искусствоведения, музыковед, в истории развития башкирской профессиональной музыкальной культуры выделяет три этапа:
первый — 20-е — начало 50-х годов 20 века — «предпрофессиональный»; второй — начало 50-х — середина 70-х годов 20 века — «профессиональный»; третий — от середины 70-х годов 20 века и до наших дней — период «новой музыки».
Деятельность Николая Пейко соотносится с первым этапом. К моменту приезда в Уфу Николай Пейко уже состоял в Союзе композиторов СССР. В своем творческом багаже он имел ряд произведений. Среди них: Соната-токката, Рондо, Легенда для фортепиано, Соната для кларнета, Трио для фортепиано, скрипки и виолончели. Музыкальный талант Николая раскрылся рано. Родился Николай Иванович Пейко в Москве 25 марта 1916 года. Мальчик вырос в семье, где царил культ музыки, разнообразных художественных интересов. В 10 лет он сочинил свое первое произведение — вальс, а в 12 лет положил на музыку два стихотворения М.Лермонтова — «Волны и люди» и «На буйном пиршестве задумчив он сидел». В 1931 году Н.И.Пейко закончил семилетку и поступает в фабрично-заводское училище при московской Казанской железной дороге. Педагог Московского музыкального техникума Г.Литинский благословит его на композиторское отделение этого техникума. Весной 1937 года после окончания техникума Николай Пейко поступает на третий курс Московской консерватории. В 1940 году Николай принимает участие в обсуждении подготовки проведения Декады башкирского искусства в Москве, которая была запланирована на 1941 год.
В 1939 году башкирский композитор Масалим Валеев пишет оперу «Сакмар», первый вариант оперы. Конечно, ее отличают простые аккорды, естественная интонация, но глубокая лиричность и мелодичность. Для своего времени это был большой скачок вперед. В 1938 году был торжественно открыт Башкирский театр оперы и балета, что ознаменовало собой начало творческого взлета в национальной музыкальной культуре. На родину вернулись первые выпускники созданной в 1932 году Башкирской студии при Московской государственной консерватории — первая плеяда будущих башкирских профессиональных артистов и композиторов. Весна 1939 года вошла в историю как первый театральный сезон в Башкирском театре оперы и балета. На афише первого сезона — национальная башкирская опера «Мэрген», лучшие произведения мировой и русской оперной классики: «Евгений Онегин», «Кармен», «Риголетто», «Травиата», «Фауст», «Русалка». Правительство Башкирии принимает неслыханное для того времени решение — ускорить процесс развития национальной театральной культуры. В документах, отражающих подготовку к Декаде башкирского искусства, значится: «Необходима капитальная переработка всей оперы «Сакмар», так же как и переинструментовка композитором М.М.Валеевым в сотрудничестве с специально приглашенным для этого аккредитованным ведущим композитором» (ЦГИА РБ). Специально приглашенным для этого аккредитованным ведущим композитором оказался Николай Иванович Пейко. К маю 1940 года Пейко закончил клавир, к осени — партитуру оперы. Автора вызывают в Уфу для постановки оперы на сцене Башкирского театра оперы и балета. Художественным руководителем и главным дирижером оперы является Петр Славинский. Определена дата сдачи оперы — 1 июня 1941 года. Николай Пейко приезжает в Уфу в 1941 году и остается здесь до конца 1942 года. Композитор М.Валеев совместно с композитором Н.Пейко и писателем С.Мифтаховым работают над вторым вариантом оперы «Сакмар». Для композитора Пейко начинается уфимский период в его творческой деятельности.
Им в соавторстве с М.Валеевым была переписана опера «Сакмар» по пьесе башкирского драматурга С.Мифтахова. Впоследствии опера получила название «Айхылу». Это был первый опыт в сфере театральной музыки для Пейко и большим музыкальным событием для Башкирии. На примере этой оперы хорошо видно, как произошло расширение жанровой сферы башкирской национальной симфонической музыки: появляются оркестровые сюиты, увертюры, башкирская песенность приобретает многоголосие. Башкирский музыкальный фольклор превратился в живой творческий материал.
Находясь в Уфе, Николай Пейко работает в Башкирской государственной филармонии и преподает в музыкальном училище (Училище искусств). Он живет по адресу: улица Тукаева, дом 50, квартира 10. В Докладной записке руководства филармонии в Башкирский обком ВКП(б) о работе филармонии с начала Великой Отечественной войны можно прочитать, что к работе по созданию нового оборонного репертуара привлечены не только башкирские композиторы, но также временно прибывшие в Уфу русские и украинские композиторы Степанов, Спадавеккиа, Пейко, Тикоцкий; московские литературные работники — Чернецкая и другие. В репертуар исполнителей и коллективов Башкирской филармонии включены следующие произведения композитора Пейко: «Мы пойдем» и «Оборонные частушки». Для подготовки нового репертуара организована небольшая художественная мастерская при филармонии под руководством художественного руководителя филармонии Белоцерковского в составе: режиссера Чернецкой И.С. (режиссер студии имени Станиславского), композитора Пейко Н.И., концертмейстера Саксонского (Одесса), балетмейстера Соболь A.M. (Киев).
Случилось так, что весной 1942 года он был призван на срочную военную службу, так как значился в списке военнообязанных коллектива Башгосфилармонии (Приписное свидетельство НКО 184-40 до особого распоряжения). На учет Николай Пейко был поставлен в Ждановском районе города Уфы. Его направили для учебы в фельдшерскую школу. Школа находилась по адресу: улица Воровского, 22. Уфимская медицинская фельдшерская школа располагалась в здании, которое уже переросло свое назначение. В служебной записке, составленной 2 июня 1941 года, дирекция школы ставит вопрос о помещении школы. Школьное помещение, переоборудованное в 1939 году из сарайного полубревенчатого здания из расчета на 4 группы учащихся, было расширено в 1940 году за счет нижнего каменного этажа, бывшего анатомического кабинета туберкулезного института и могла вмещать в 1940—1941 учебном году 6 групп учащихся в 2 смены преподавания. Здание школы стало тесным. Подсобных помещений в виде зала для школьных собраний и культурного отдыха учащихся, музейных комнат и библиотечной комнаты не было. Не хватало хозяйственных помещений для размещения учебных книг, наглядных пособий. В связи с мобилизацией директора Уфимской фельдшерской школы Н.А.Брудеж на фронт с 23 июня 1941 года его заменяет завуч этой школы Н.Д.Воздвиженская. Несмотря на отсутствие подходящих условий для учебы, набор в школу в первые годы Великой Отечественной войны увеличен. Во время учебы в школе он изучает анатомию человека, физику, химию, биологию, инфекционные болезни, хирургию, экономическую географию, военное дело и химическую защиту. После занятий в школе курсанты проходят практику в военном госпитале. Для Николая служба оказалась важным этапом в жизни. В госпитале, делая перевязки, принимая участие в процедурах, обработке ран, он и другие курсанты почувствовали дыхание войны. Видя страдания, слушая рассказы, он сумел осознать всю глубину трагедии войны и передать ее, равно как и пафос победы, языком музыки. Для художественной самодеятельности военно-фельдшерской школы Пейко сочиняет песни «Крейсер «Красный Крым» на слова Владимира Лебедева-Кумача и «Не у нас ли, подруженьки» на слова Михаила Исаковского, а также несколько песен на стихи башкирских поэтов.
В характеристике, составленной для представления в Управление по делам искусств при Совете Народных Комиссаров БАССР, отмечено: «Николай Иванович Пейко — молодой талантливый композитор, написавший вместе с М.М.Валеевым оперу «Айхылу», способствовал развитию Башкирской музыкальной литературы. Сочинил и обработал ряд башкирских мелодий, отлично усвоив национальный колорит». Указом Президиума Верховного Совета Башкирской АССР от 27 декабря 1943 года в числе работников Башкирского театра оперы и балета он награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Башкирской АССР. Полтора года, проведенные в Уфе, стали для начинающего композитора периодом творческого мужания.
Самым удивительным в истории с оперой «Айхылу» является то, что Николай Пейко не посчитал второй вариант оперы окончательным. Находясь уже в Москве, он снова обратился к башкирскому фольклору. В этот раз, не посовещавшись с Масалимом Валеевым, он, взяв на себя смелость, снова редактирует оперу. Видимо, работа над оперой захватила композитора не на шутку. Неуспокоенность композитора подтверждает лишь его желание донести до зрителя все богатство и красоту башкирской национальной музыки. В 1952 году была завершена третья редакция этой оперы. Новая ее премьера состоялась в 1953 году в Башкирском государственном театре оперы и балета. Николай Пейко снова приезжает в Уфу. Автором использованы подлинные башкирские мелодии и напевы. Легко и лирично звучит башкирская песня «Соловей» в исполнении Айхылу. Ирина Бакке |