Путь к признанию
Его сегодня в полном смысле этого слова можно назвать скульптором. Илдар Ибрагимович Юнусов запечатлел в камне и бронзе образы Салавата Юлаева, Мифтахетдина Акмуллы, Шайхзады Бабича, земляков-поэтов Хая Мухамедъярова, Кадира Даяна, Саляма Галимова, Рамазана Шагалеева. Его дерзновенная творческая мысль осмелилась на ваяние образов таких исторических личностей, как Чингисхан и Тамерлан. Имея нечеткую фотографию, снятую в сороковых годах, он создал по наитию бюст земляка — Героя Советского Союза Барыя Султанова, погибшего в последние дни Великой Отечественной войны. Бюст хранится в зале Боевой славы Тахталымской средней школы. К этому сложному образу он возвращался не один раз, искал черты героя в его сыновьях и внуках. Его рукотворный фонд насчитывает сегодня около ста работ. Среди них особо крупные и примечательные — это памятник павшим в Великой Отечественной войне землякам-ашировцам, откуда родом сам Илдар; памятник первым комсомольцам деревни, которые в своем большинстве были учителями этой школы, установленный во дворе Ашировской средней школы; это бюст ученого-геолога Кадыра Рахимовича Тимергазина перед зданием Аминевской средней школы, где учился будущее светило науки.
Вершиной его мастерства нужно считать бюсты Героев Советского Союза, уроженцев Кунашакского района на аллее Славы, открытой в селе Кунашак 7 мая 2010 года. Как светло и пронзительно воссозданы им образы земляков-героев Гаяза Баймурзина, Хикматуллы Кадыргалеева, Николая Кашина и Барыя Султанова. Бюст Героя Социалистического Труда Ивана Григорьевича Королева выставлен в зале школы искусств села Халитово. Основная часть работ Илдара собрана в постоянно действующем выставочном зале, открытом в этой школе. Все это он преподнес в дар селу в свой 50-летний юбилей. Здесь он начал путь творческого становления, здесь в период работы нашел одобрение коллег — учителей школы и вдохновение для поисков.
Начало
Откуда же талант скульптора у простого деревенского паренька, родившегося и выросшего в глубинке? Его родная деревня находится на границе Челябинской и Курганской областей, в 50 километрах от райцентра, в 130километрах от областного центра. Поэтому Илдар не мог видеть работы мастеров, посещать школу ваяния. «Наверное, из сказок, что рассказывала нам мама», — говорит он, улыбаясь. Я никогда не видела его озабоченным, хмурым, тем более сердитым. А ведь улыбка — это состояние, свет души человека, показатель богатства и щедрости натуры. Большая сельская семья, где основой жизни является труд, приучает людей работать сообща, дружно и воспитывает характер.
В 90-е годы — годы всеобщего творческого подъема широких слоев населения, когда смело заговорили на своем родном языке, когда началось мощное движение за возрождение национального самосознания и культуры, когда началось активное общение с исторической столицей башкир — Уфой и творческой интеллигенцией Башкортостана, когда мы воочию увидели уфимских писателей и артистов.
— Меня вдохновили танцы ансамбля им. Ф.Гаскарова — образы девушек и батыров, созданные танцорами, — говорит Илдар. В кружке изобразительного искусства, в котором Илдар Ибрагимович занимался с учащимися школы, в нем проснулся дар творца. Обучая детей мастерить поделки из бросового материала, он сам начал строгать из дерева и пенопласта фигурки зверей и людей. Вырезая изумительно красивые узоры, украсил наличники, фронтоны, ограду и ворота собственного дома. Односельчане изумленно останавливались при виде такой красоты, восхищаясь замысловатыми узорами.
Коллектив родной Тахталымской школы, где он работал, организовал выставку первых работ Илдара. Интерес коллег вдохновил автора на совершенствование своего мастерства, на поиск новых форм и материалов. Молва о нем дошла до областного телевидения, где был снят фильм «Живые ремесла», посвященный его творчеству. Весь материал для творчества он покупал сам на свою скромную зарплату. Семья (детей уже четверо) требовала свое: нужно всех обуть-одеть, накормить и учить. Приходилось усердно трудиться и в личном хозяйстве: держать скот, птиц, выращивать овощи и картофель. Его руки — руки механика сельского хозяйства в молодые годы, — в полном смысле слова «золотые» и на изящное искусство, и на грубую физическую работу. Людям своей профессии посвятил он памятник в городе Челябинске, на ул.Талалихина, где сегодня работает слесарем тепловых сетей. Это дань уважения простым людям, слесарям, которые своим трудом обеспечивают бесперебойную работу тепловых сетей. Уставший слесарь вылез из люка и присел на краю раскрытого колодца — вот образ мастера.
Лирические образы мастера
Лирические образы женщин и мужчин — это вечная тема человечества. Поэтические скульптуры — показатель возвышенного состояния души творца: это «Царевна-лебедь», «Диана-охотница», «Женщина-солнце», бабушка, женщина-амазонка, танцовщица, женщина-мечта. Также мужские образы: юноша, воин, музыкант, отец, муж, старец, охотник, Азамат-батыр, Салават-батыр, «Сэсэн», «Сказитель» — сказочные образы и мечты молодого автора тех лет. Мужает автор, зрелыми становятся его работы.
Признание таланта
Долгим был путь Илдара Ибрагимовича к мастерству. На это ушли годы. И пришло признание. В Тахталымской школе, где он работал до отъезда в Челябинск, его творчеству было посвящено три вечера.
Мастер-самоучка, своим упорным трудом, стремлением к мастерству он достиг таких высот. Его работы выставлялись в Челябинском Музее искусств, его имя внесено в каталог этого музея. О нем неоднократно снимали передачи РТР, БСТ, «Восточный экспресс» и районное телевидение. Он является дважды лауреатом районной премии им. Кадира Даяна в области литературы и искусства. Илдару Ибрагимовичу сегодня 53 года. «Творческий поиск у меня начинается под воздействием иногда совершенно не относящегося к моему ремеслу образа — песни, телепередачи, радиорассказа, танца. Идея, зародившись, как ребенок в утробе матери, начинает формироваться под удачным стечением потока информации. Эта информация как бы питает идею. И начинается процесс созидания — воплощение идеи в камне или металле. Работа идет быстро, с музыкой в душе, легко, как сооружение здания по схеме. Скульптура готова. И теперь на смену вдохновению приходит чувство удовлетворения», — рассказывает о своей работе Илдар Ибрагимович.
Образ родился, дальше он живет самостоятельно, отдельно от автора. Высшая награда автору — понимание зрителя, одобрение и восхищение.
Творческие люди — народ особый: одухотворенный, с горящими от внутреннего душевного света глазами, отстраненный от рутины бытия; находящийся в постоянном поиске изящного, совершенного; любящий хорошую музыку, умную книгу, театральное искусство. Жанфида Вагапова |