Задачи повышенной трудностиГод Учителя подходит к завершению. Что же принес он многотысячной армии работников дошкольных и школьных образовательных учреждений, чем запомнился им? К сожалению, наряду с такими торжественными мероприятиями, как съезд учителей РБ и традиционными конкурсами «Учитель года», год запомнится и неприятными не только для учительского сообщества, но и для всего общества в целом, явлениями, как закрытие сельских школ, сокращение педагогических кадров.
Конечно, никто и не ставил задачу решить за один год все проблемы, которые не решались на протяжении многих лет. Но текущий год добавил еще и новые вопросы, связанные с демографическими процессами в стране. Низкая рождаемость в 90-х годах отразилась на снижении количества учащихся в школах, особенно в сельских. Как когда-то закрывались детские сады за отсутствием контингента, так сегодня закрываются школы в деревнях и поселках. Теперь другая беда — катастрофически не хватает мест в детских садах.
«В середине 90-х годов была допущена ошибка в определении судеб пустующих дошкольных учреждений. Несмотря на решение Президента России о моратории на нецелевое их использование, немалое количество детских садов было перепрофилировано. Их возврат сегодня идет с трудом, требуются финансы на приведение их в надлежащее состояние. Сегодня такая история повторяется со школами. Вынужденные меры по оптимизации сети образовательных учреждений ведут к приостановке их деятельности. Поэтому прошу Вас рассмотреть вопрос об объявлении Вашим указом моратория на нецелевое использование базы оптимизированных школ. Совсем скоро наступят лучшие времена, и эти школы будут востребованы вновь», — обращается к Президенту республики профессор БГПУ, доктор педагогических наук А.С.Гаязов на сайте Рустэма Хамитова.
«Почему учителей убрали с первоочередного получения места в детском саду? Стоит ли выходить на работу на 5 тыс. руб. и нанимать няню на 8 тыс. руб.?».
«В Стерлитамаке за последние 10 лет не запущен ни один детский сад, хотя средства выделялись. Где деньги?» — задают вопросы читатели в блогах Президента РБ и Министра образования РБ.
Комментарии на сайтах в этих блогах дают мозаичную картину накопившихся проблем в системе образования. Особенно много было комментариев к записи Рустэма Закиевича Хамитова накануне августовского совещания учителей в республике. (1583 комментария — это больше, чем к другим по стам в живом журнале). Как лавина, вырвались все наболевшие вопросы и жалобы, предложения по улучшению системы образования у посетителей сайта. Люди радовались возможности донести информацию непосредственно до первого лица в республике. Тут и недовольство поборами с родителей в школе, введением ЕГЭ и коррупцией в образовании, закрытием школ, сокращением штатов в образовательных учреждениях, невозможностью выпускникам педвузов устроиться на работу по специальности, обязательным изучением башкирского языка как государственного детьми всех национальностей и т.д. и т.п.
Хочу привести еще несколько комментариев с сайта (орфография здесь и в дальнейшем сохранена. — Авт.).
«Закрываются школы и педагоги остаются на селе без работы, хотя есть опыт и стаж. Деревни вымирают».
«В школах г.Салавата преподают пенсионеры, а молодым предлагают искать работу».
«В этом году я получила диплом, ищу работу полгода. В школах нет вакансий или берут только с опытом работы. А где этот опыт набрать? Из нашей группы никто преподавать не пошел», — делится своими переживаниями выпускница педвуза.
Процесс оптимизации учебных заведений болезненно коснулся многих работников образовательных учреждений. Одни требуют незамедлительно разобраться в этой ситуации и восстановить все как было, другие пытаются более разумно подходить к данной проблеме.
«Сложно просто указать на дверь учителю, который отдал много сил и времени педагогической деятельности. Но что-то делать надо! Или повышать рождаемость на селе и тем самым загружать сельских учителей, или все-таки сокращать лишние кадры. Тут надо выбирать: либо всем раздавать часы и получать в итоге копейки, либо сократиться и с нормальной нагрузкой получать нормальные деньги». Посетители сайта предлагают оставшимся без работы педагогам не надеяться только на государство, а самим активно устраивать свою жизнь, в частности, заняться малым предпринимательством, тем более, что Президент РБ обещает предпринимателям и инвесторам «зеленый свет». «Почему бы в программе малого и среднего предпринимательства не предусмотреть приоритеты для бизнес-планов, предоставляемых высвобождающимся сельскими учителями. Те же педагоги, которые считают ниже своего достоинства налаживать малое производство и работать руками, в корне не правы», — делится своими мыслями один из блоггеров.
А я вспоминаю недавнее прошлое, когда мы, журналисты, в своих статьях об образовании сетовали, что выпускники педвузов не идут работать в школу, что педагогические коллективы состоят из пенсионеров и лиц предпенсионного возраста. И вот дожили до того времени, когда экономический кризис и массовая безработица, особенно среди молодежи, привели к тому, что и в школе нет места молодым.
Пару лет назад, чтобы завлечь молодых специалистов в деревню, была принята специальная программа их поддержки, по которой выделялись денежные суммы в качестве материальной помощи начинающим свой трудовой путь. В связи с этим привожу один комментарий с сайта: «Я работаю пятый год учителем в деревне. Тогда действовала «Программа поддержки молодых специалистов до 2010 г.». Все документы собрал, а денег так и не дали. Деньги должны выделять из местного бюджета, но, как обычно в нашей стране, денег нет. Но ведь программу поддержки молодых специалистов приняли, и деньги под нее выделили, миллионы рублей. И где же они? Как всегда, не дошли». К сожалению, автор комментария не указал, из какого он района, но думаю, что он не одинок в своем стремлении получить положенную ему матпомощь.
В системе образования усиливается бюрократизм, что вызывает озлобленность и раздражение со всех сторон. Очень много на сайте выражено недовольства со стороны учителей бюрократизацией образовательного процесса. Вот несколько комментариев:
«Я — преподаватель ССУЗа, стаж работы на одном месте — 40 с лишним лет. Имею высший разряд, звание… Думаю, что имею право вынести свой вердикт нашему образованию в целом. Его погубили все реформы, инновации на бумаге, бесконечные аттестации, конкурсы, презентации, открытые мероприятия… Учить и воспитывать детей некогда и некому. Мы завалены бумагой и отчетностью. Все проверки сводятся именно к соответствию документации. Во многих образовательных учреждениях царят показуха, ложь и страх».
«...Появилось огромное «беспокойство» учителей, нет сейчас спокойного и доброго учителя, а есть лихорадочно бегающий учитель, нервные родители, усталые от всего этого дети. Школа в настоящее время — нервный комок, опасный для детского возраста. Нужно найти способ УСПОКОИТЬ детей. У них нет сил быть бесконечно активными. Обязательности очень много в школах. И все это сходится на учителях и детях. Вывод: все-таки школьная деятельность должна быть процессом, а не результатом. В этом соль проблемы. Так вот, в настоящее время, если нет результата, то его «нарисуют». А это есть обман и это в свою очередь всегда развращает», — пишет учитель с многолетним стажем Н.Рафиков. С ним согласился и наш Президент. «Абсолютно согласен в части УСПОКОИТЬ детей и нервного комка. Но как это сделать?» — спрашивает Рустэм Закиевич Хамитов.
На вопрос Президента посетители сайта наперебой предлагают свои методы решения проблемы. Приведу наиболее интересные из них:
«Уменьшать нагрузку на детей и учителей в школе. Более тщательно подходить к отбору образовательного материала».
«Надо сделать некоторые школьные предметы факультативными. Необходимо, чтобы учащиеся с родителями сами выбирали на общем собрании на какие предметы делать уклоны».
«Мне нравится система образования в Чехии. Там школа нацелена на воспитание личности, а не на выдавливание оценок из ребенка. Подростки самостоятельные, отношения между педагогами и детьми уважительные, равные. Мы же выпускаем не личность с адекватной самооценкой, а подростков, измученных давлением, жесткими рамками и требованиями. Слишком большие требования к учителям, они вынуждены брать большие нагрузки, чтобы заработать, а ученики такой объем знаний просто не в состоянии усвоить».
«Школа — это маленькая модель взрослого общества. Там тоже полно проблем, также власть (учителя и администрация) не слышат народ (учеников). Народ (ученики и родители) боятся потерять работу (вылететь из школы, получить плохой аттестат), вот и молчат, и терпят. А может, в школе начать с того же, с чего начали Вы? С обратной связи с народом? В каждой школе завести одну стену, на которой разрешить любому ученику или родителю написать что угодно — жалобы, просьбы, пожелания. Разработать механизм обратной связи. За зажим критики и нежелание решать проблемы нещадно наказывать. Возможность выговориться, а уж тем более получить ответ, хоть немного, да и успокоит детей и комок нервов будет чуть меньше».
«Пусть в каждой школе и в каждом учебном заведении стоят ящики, куда дети могут положить анонимное письмо с жалобой на грубость и несправедливость, и доступа к ящику у администрации быть не должно, а лишь у того, кто выше», — предлагает свой метод борьбы с нарушениями один из блоггеров. Другой видит в качестве обратной связи листовки-опросы, состоящие из вопросов, волнующих учеников, учителей и родителей.
Создается впечатление, что школа в «гонке за успехом», за инновациями превратилась в некоего монстра, пожирающего наших детей, перемалывающего их в своих жерновах. Иначе, как отнестись к словам, в отчаянии сорвавшихся с губ учителя: «Надо прекратить всякие эксперименты над детьми! Надо дать понять, что каждый ребенок ценен, а не только тот, который получил грамоту, который победил, больше набрал мифических баллов. Ценность самой жизни — может это успокоит?»
Не остается в стороне от обсуждения и проблема здоровья студентов и школьников. Родителей беспокоит, что растущие учебные нагрузки, гиподинамия, телевизор и Интернет привели к критической ситуации. «Между тем, нормативными актами разрешен переход к системе коротких четвертей и семестров, что значительно снижает стрессы и нагрузки учащихся и преподавателей, облегчает усвоение материала. К примеру, пятинедельная учеба в школах с недельным отдыхом практикуется в гг.Салават, Миасс», — делятся своими мыслями читатели сайта. Я тоже считаю, что шестидневная учебная неделя с одним выходным плохо отражается на самочувствии школьников и давно пора вносить изменения в школьную систему. Возможно, сократить длительные летние каникулы до двух месяцев и за счет этого ввести «пятидневку».
Согласна, что и физкультуре надо уделять особое внимание. Неплохо бы водить детей в бассейны. Бассейны в городе есть, но не для всех родителей они «по карману». А школы могли бы за небольшую плату организовать для детей это удовольствие. И еще, я глубоко убеждена, что занятия физкульту рой в школе должны доставлять детям радость, а не страдания. Не надо из всех школьников делать спортсменов, для этого есть спортивные школы. В последние годы часто в прессе мелькают сообщения о том, что в том или ином учебном заведении дети получили травмы на уроках физкультуры, иногда даже со смертельным исходом. Это и неудивительно, учитывая то, что от всех учащихся, независимо от состояния их здоровья и степени физической подготовленности, требуется одинаковая сдача нормативов. Плюс ко всему совершенное отсутствие техники безопасности на занятиях. О таких травмах многие дети и не говорят родителям, а впоследствии они проявляются бесконечными головными болями и другими осложнениями.
Мы оставляем такие случаи безнаказанными, потому что не хотим портить отношения с учителями, со школой. «Нам еще здесь учиться…» Боимся конфликтовать, даже если педагог не прав, если незаслуженно ставит ребенку плохие оценки. Если, невзлюбив ученика, отпускает в его адрес обидные замечания. И таким попустительским отношением портим своих детей, приучая к покорности, беззащитности перед хамством. (Вопиющий пример в Ермекеевском районе, где старшеклассники терпеливо сносили унижения от главы районной администрации. Если бы этот случай не был заснят на видео и выложен в Интернет, все бы осталось по-прежнему). Они вырастут и так же по привычке будут терпеть хамство своих начальников, соседей-дебоширов, чиновников, продавцов в магазинах и т.д. Травмы психологические могут привести к не менее трагическим (хотя, может, и не таким явным) последствиям для детской души, чем травмы физические.
Известный тележурналист Владимир Соловьев сказал: «…Складывается странная ситуация: с одной стороны, дети оказываются совершенно беззащитными перед произволом учителей. С другой стороны — учителя не менее беззащитны перед произволом учеников и их родителей. Идет война всех со всеми». Вспомним нашумевший сериал «Школа». Учащиеся в этой школе показаны слишком взрослыми, давно распрощавшимися с миром детства, жестокими и наглыми. Даже учителя побаиваются своих учеников.
Я с большим уважением отношусь к профессии учителя. Сама выросла в учительской семье, отец с матерью имеют совместный педагогический стаж — 80 лет на двоих. Мы, как и все учительские дети, редко видели родителей дома. Полдня — на уроках, другую половину они посвящали дополнительным занятиям со школьниками и внеклассным мероприятиям. Мои родители жили школой, делами своих учеников.
Президент РФ Д.Медведев, открывая Год Учителя, призвал поднять не только заработную плату, но и статус учителя, сделать школу центром воспитательной работы — не только во время учебы, но и во внеучебное время.
Глава государства призвал вспомнить положительный опыт, который был в советские времена. Нужно увлечь ученика, дать ему возможность заниматься делом. Проблема в том, и это подтверждают вышеприведенные комментарии с сайта, что последнее 20-летие выработало некую новую породу учителей, которые занимаются исключительно очковтирательством. Им важно правильно отчитаться перед директором, директору — перед РОНО, РОНО — перед городским начальством. И это их заботит больше, чем судьбы учеников. Наше учительское сообщество крайне нездорово, предельно заформализовано.
Вот что пишут в блоге Президента РБ сами педагоги: «О системе оценки работы учителей: это открытые уроки, к которым детей готовят, как попуга ев, повторять заученное, и отчеты — липовые и не липовые, но трудоемкие. Это все либо мартышкин труд, либо очковтирательство. Оценивать надо по истинным знаниям школьников — ведь каждый предмет может быть интересен, если учитель его таким сделает». Есть конкретные предложения открывать Интернет — форумы для учителей, объединенных по предметам преподавания, которые позволят не только обмениваться знаниями и методикой, но и выделить наиболее активных, ищущих педагогов.
«Главная проблема образования, — рассуждает посетитель сайта Р.Хакимов, — в недостатке любви к детям у подавляющей части учителей и преподавателей. Как может учитель научить тому, чего нет у него самого: интереса к своему предмету, патриотизма, любви к Родине, воспитанности, уважения к детям, эрудиции, желания учиться, развиваться дальше, мотивации… Нужно, в конце концов, переходить от тупого накопления знаний, от фактологического обучения к методологическому. Обучать детей методам получения знаний. Если пробудить интерес к предмету и показать метод получения знаний о нем, учителю останется только проверять и слегка корректировать путь ученика. Нужно найти то, ради чего ученик будет искать эти знания».
Противники ЕГЭ главной претензией против нового метода оценки знаний выпускников выдвигают тот факт, что учителя в течение всего 11 класса занимаются только тем, что «натаскивают» учеников по экзаменационным предметам, напрочь отбивая желание у учащихся думать и размышлять самостоятельно. С введением ЕГЭ в школе также появилась почва для коррупции. «Если бы не было коррупции в ЕГЭ, то дети с баллами 65—75 были бы лучшими, — пишет Н.Рафиков. — Просто ЕГЭ так построен. Такие баллы получают самые трудолюбивые и порядочные дети хороших родителей. Что происходит? Вот этих детей «обскакивают» ленивые, наглые сынки и дочери, развращенные большими деньгами родителей. Все они спокойно поступают в престижные вузы. Уже 6—7 лет наши вузы переполняют «недоросли», ко торые не были научены учиться и не будут учиться. А только и делают, что покупают зачеты, экзамены… И вот они уже выпускаются. Боюсь — впереди страну ждет кадровый голод, т.е. отсутствие настоящих специалистов».
А пока в стране кадровый голод на рабочие специальности. 1 сентября Президент Башкортостана Р.Хамитов побывал в ПТУ Уфимского мотостроительного производственного объединения и своими впечатлениями поделился с читателями блога:
«Профтехучилище УМПО — хорошая материальная база, станки, стенды, интерактивные доски. Однако, недобор учащихся, 160 человек при необходимых 200. Мизерная зарплата мастеров производственного обучения — 4100 рублей. Микрозатраты на учащихся. Например, на одного ученика на питание в день положено 10 руб. 20 коп.! Как прокормить на такие копейки молодых ребят и девчат, просто непонятно.
Есть примеры, когда после институтов некоторые приходят в ПТУ получать рабочую специальность. Гарантированный заработок обеспечен. Как поднять престиж рабочих специальностей? Зарплата в первую очередь должна быть достойной. Уважение к человеку, нормальные условия труда, социальная защита. На словах легко, а как реализовать на деле? Как заставить работодателя платить за подготовку рабочих для своих фабрик и заводов?» — задается вопросами глава республики. Видно, что он серьезно обеспокоен этой проблемой.
В своей статье, основываясь на обратной связи руководителей республики с жителями Башкортостана, осуществимой теперь на базе Интернета, я попыталась обозначить наиболее волнующие всех нас проблемы и вопросы, ибо образование — это та область, которая всех касается в той или иной мере: учителей, учащихся, их родителей, дедушек и бабушек, работников отделов образования, дошкольных образовательных учреждений, преподавателей вузов, студентов и т.д. Год Учителя подошел к завершению, но впереди еще непочатый край работы. Эльвира Халикова |