Проблемы Земельных ресурсов в Башкортостане

По данным государственного учета, земельный фонд Республики Башкорт­остан по состоянию на 1 января 2009 г. составлял 14 294,7 тыс. га [1].

Более половины общего земельного фонда Республики Башкортостан составляют земли сельскохозяйственного назначения, которые систематически ис­пользуются или пригодны к использованию для производства сельскохо­зяйственной продукции. Земли сельскохозяйственного назначения являются основным ресурсом аграрной сферы экономики и средством производства продуктов питания и сырья. Площадь земель сельскохозяйственного назначения в 2008 г. по сравнению с 1990 г. сократилась на 560,1 тыс. га, что привело к значительному сокращению ресурсного потенциала аграрной сферы экономики республики. При этом на 460,7 и 310,3 тыс. га увеличилась площадь земель населенных пунктов и особо охраняемых территорий и объектов. Претерпели  изменения площади земель лесного фонда и запаса, они сократились на 153,2 и 59,9 тыс. га. Сократились площади земель предприятий промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания и иного специального назначения, а также водного фонда и запаса, соответственно на  75,6,  3,1 и 59,9 тыс. га.

Изменения в структуре земельного фонда произошли в связи с предоставлением земель сельскохозяйственного назначения для несельскохозяйственных целей, возвратом неиспользуемых и рекультивированных земель промышленными предприятиями, расширением черты населенных пунктов по распоряжениям Правительства Республики Башкортостан.

В составе земель сельскохозяйственного назначения преобладают сель­скохозяйственные угодья. Сельскохозяйственные угодья — это земельные угодья, систематически используемые для производства сельскохозяйственной продукции. Значительное сокращение площади земель сельскохозяйственного назначения привело к существенному изменению площади сель­скохозяйственных угодий.

За 1990—2008 гг. произошло значительное сокращение сельско­хозяйственных угодий и пашни. Если в 1990 году площадь сельско­хозяйственных угодий республики составляла 7159,4  тыс. га, то в 2008 году 6702,4 тыс. га, таким образом, площадь сельскохозяйственных угодий сократилась на 457 тыс. га. Площадь пашни — основного средства производства сельскохозяйственной продукции за этот период сократилась на 1151,2 тыс. га. Сокращение площади пашни в основном было связано с проводимой в республике работой по залуже­нию деградированной пашни и переводом ее в кор мовые угодья, в результате чего увеличилась площадь сенокосов и пастбищ на 317,6 и 292,4 тыс. га.

Землепользователями, занимающимися сельскохо­зяйственным производством, 1 января 2008 года фактически использовалось 7 129,8 тыс. га, или 49,9% общего земельного фонда республики [2]. Основными пользователями этих земель являлись сельскохозяйственные организации, а также граждане, занимающиеся сельскохозяйственным производством, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели и личные подсобные хозяйства.

Количество используемой землепользователями земли из года в год сокращалось, с 1990 года по 2008 год оно сократилось на 78,8 тыс. га. Основными землепользователями, занимающимися сельскохозяйственным производством,  остаются сельскохозяйственные организации. При этом площадь используемых сельскохозяйственными организациями земель сократилась на 2 042,9 тыс.га. Количество используемой крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями земли возросло от нуля до 661,6 тыс. га в 2005 году и в последующем  стало сокращаться, в 2008 году составило 501,9 тыс. га. Площадь используемой личными подсобными хозяйствами земли в 2008 году достигло 150 тыс. га, прирост за рассматриваемый период составил 31,3 тыс. га.

Изменения структуры земель в Республике Башкортостан по формам собственности за 2000—2009 гг. представлены в таблице.

 

Изменения земельного фонда по формам собственности

в Республике Башкортостан за 2000 — 2009 год [1]

 

Формы собственности                              На1 января           На 1 января                   2009 г. к

                                                                                        2009 г., тыс. га     2000 г., тыс. га   2000 г. (+/—)

 

В собственности граждан                                               2263,6                    4,9                           + 2258,7

 

В собственности юридических лиц              1,2                                         

 

В государственной собственности               11899,8                  14289,8   — 2390,0

 

В муниципальной собственности 130,1                                     

 

Итого                                                                                   14294,7                  14294,7              

 

В Российской Федерации в начале 1990-х годов была начата земельная реформа. Приоритетным  направлением ее развития были выбраны создание частной собственности на земельные ресурсы и формирование на этой основе более эффективно функционирующих крестьянских (фермерских) хозяйств. При этом не были учтены специфические особенности земли как главного и основного ресурса сельского хозяйства и всего агропромышленного производства, выступающего активным фактором производства продовольствия и биологического сырья для перерабатывающей промышленности. Эти особенности земли, как многофакторного ресурса, которым в экономической и хозяйственной практике мало придают внимания, такие:

— земля не создана трудом человека, это дар природы, по Марксу: «не произведенное средство производства», а активная часть основных производственных фондов;

— она имеет определенное местонахождение и недвижима, в отличие от других средств производства и материально-технических ресурсов;

— она ограничена по площади как объект сельскохозяйственного назначения и использования. Причем, в условиях перехода к рыночным отношениям площади сельхозугодий и, прежде всего, пахотных земель в расчете на душу населения и в абсолютных размерах, из года в год заметно сокращаются, что не всегда является оправданным в экономическом и социальном плане;

— как установлено и подтверждено хозяйственной практикой, при правильной обработке и рациональном использовании качество земли улучшается.

Односторонняя земельная реформа, направленная только на создание част­ной собственности на землю и всестороннее развитие процесса ее купли-продажи, не дала результатов. Практика свидетельствует о том, что в аграрной сфере экономики необходимо развивать многообразие форм собственности на землю. 

Земля и земельные ресурсы аграрной сферы экономики в настоящее время являются объ­ектом различных форм собственности — государственной, частной, коллек­тивной и муниципальной. Из 11899,8 тыс. га земель, принадлежащих государству, зарегистрировано в установленном порядке право собственности Российской Федерации на 5606,2 тыс. га, в основном это земли лесного фонда, 43,5 тыс. га — право собственности Республики Башкортостан, 130,1 тыс. га — право муниципальной собственности, 6250,1 тыс. га — право не разграничено.

Земельная реформа в регионе проводится  в соответствии с Законом РБ «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан», а также Постановлением Правительства Республики от 15 марта 2006 г. № 60 «Об утверждении порядка работы внутрихозяйственных и районных комиссий по бесплатному однократному предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, гражданам на праве общей собственности».

К 1 января 2008 г. из 7 735,2 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения государству и муниципальным образованиям принадлежало 5 536,6 тыс. га (71,5%). В частной собственности граждан находилось 1,5 тыс. га, из которых предоставлено для ведения крестьянского фермерского хозяйства 0,3 тыс. га, личного подсобного хозяйства — 0,5 тыс. га, коллективного и индивидуального садоводства — 0,7 тыс. га [3], для приватизации выделено около 2 197 тыс. га земель.

На 1 апреля 2009 г. в 53 районах республики и в 981 сельскохозяйственных организациях и сельских поселениях утверждены списки граждан, имеющих право на получение земельной доли (пая) [4]. Необходимым условием проведения приватизации земель сельскохозяйственного назначения является подготовка описания границ земельных участков для постановки их на государственный кадаст­­р­о­вый учет и регистрация прав собственности. В целом по республике 347 245 гражданам в общую собственность предоставлено 2 304 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения. На начало апреля 2009 г. такая работа осуществляется в 808 сельскохозяйственных организациях (сельских поселениях), что составляет 82 % от их общего числа. В 103 сельских поселениях регистрация права общей собственности граждан на земельные участки полностью завершена.

Выполнены 919 (95%) описаний границ земельных участков, утверждены 883 (91%) землеустроительных дела, 883 (91%) сельскохозяйственных предприятия и сельских совета поставлены на кадастровый учет и им выданы кадаст­ровые планы. Полностью завершены работы по кадастровому учету приватизируемых земельных участков в 18 муниципальных районах, в 11 ра­йонах работа близится к завершению. Земельные доли (паи) предоставлены в распоряжение  357,3 тыс. граждан в виде общей (долевой) собственности, из них 16,5 тыс. (4,6%) уже зарегистрировали право собственности на земельные доли (паи) общей площадью 127,7 тыс. га.

В настоящее время земельная реформа не завершена, до конца не оформлены права на государственную (республиканскую, федеральную), муниципальную, коллективную (общую и обще-долевую собственность) и на частную земельную собственность. Из 7 735,2 тыс. га земель зарегистрировано в установленном порядке право собственности: Российской Федерации на 0,6 тыс. га (0,01%), Республики Башкортостан — на 36,2 тыс. га (0,5%) и муниципальной собственности — на 28,9 тыс. га (0,4%). В настоящее время в республике проводятся работы по регистрации прав собственности на землю государством и муниципальными образованиями, за последними закреплено 119 тыс. га, но этот процесс сдерживается недостаточным финансированием подготовки технической документации на недвижимость.

Незавершенность оформления прав собственности на землю является одним из факторов, сдерживающих привлечение кредитных ресурсов и в целом инновационное развитие в аграрной сфере экономики. В результате отсутствия четкости в определении прав собственности  на землю землепользователи не рискуют осуществлять значительные  инвестиционные вложения в землю и используют её только для получения максимальной прибыли за короткие сроки, что приводит к истощению земельных ресурсов, снижению их плодородия и деградации.

Необходимо внести коррективы в реформирование отношений собственности на землю:  законодательно признать многообразие форм собственности и хозяйствования на земле, ускорить процесс разграничения земельных ресурсов, принадлежащих государству, муниципальным образованиям, коллективам (на праве общей и обще-долевой собственности) и частным лицам. Принять меры для быстрейшего завершения процесса оформления и регистрации прав собственности на землю, выделить необходимые денежные ресурсы для оформ­ления прав государственной и муниципальной собственности на землю, наладить работу по передаче государственной и муниципальной собственности в аренду, в безвозмездное  пользование и в доверительное управление через систему открытых конкурсов и аукционов.

Республика Башкортостан обладает необходимыми по количеству и достаточными по качеству земельными ресурсами, позволяющими обеспе­чить потребности жителей нашего региона основными продуктами питания. Наша задача — сохранить и улучшить плодородие этой земли, повысить эф­фективность её использования в аграрной сфере экономики.

 

 

Библиографический список

 

1. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Республике Башкортостан за 1995 год. — Уфа:  Комитет Республики Башкортостан по земельным ресурсам и землеустройству, 1996 — 49 с. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Республике Башкортостан в 2008 году. — Уфа:  Управление Феде­рального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Башкор­тостан, 2009. — 196с.

2. Сельское хозяйство Республики Башкортостан /Статистический сборник. Комитет государственной статистики Республики Башкортостан. — Уфа, 2004. — 105с.  Сельское хозяйство Республики Башкортостан: статистический сборник — Уфа: Башкортостанстат, 2009. — 118с. 

3. Статистический ежегодник. Республика Башкортостан: Статистический сборник. В 2 ч. Ч.2. Башкортостанстат. — Уфа, 2008. — С.60—61. Комплексный сборник. Республика Башкортостан в цифрах; Комплексный сборник. В 2 ч. Ч.2/Башкортостанстат. — Уфа, 2009. — С.58.

4. http://www.mio.bashkortostan.ru

Давид Лукманов, Нурамбик Арасланов

Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2022