Малоизученные аспекты истории башкир по материалам шежере .

Вадим Мазитов,
кандидат исторических наук

Малоизученные аспекты истории башкир по материалам шежере .

Башкирские родословия (шежере), датируемые XIX в., сохранили ряд подтверждаемых сведений по истории и этнографии башкир периода XIII—XIX вв. Данные источники сохранили сведения по происхождению башкирских родоплеменных групп, этнополитической структуре башкирского общества. Историко-сравнительный анализ сведений башкирских родословий (шежере) позволяет выделить наиболее освещенные в них исторические периоды.


VI—XII вв. — ряд сведений о происхождении,
ранних этапах формирования отдельных родовых структур
Этнонимы, зафиксированные в башкирских родословиях, а именно названия крупных родоплеменных групп башкир, также отражены в более древних памятниках. Согласно надписи, посвященной древнетюркскому принцу Куль-Тегину, одним из подвластных древнетюркским правителям племен являются древние племена табынцев — татабы1. Данная точка зрения имеет подтверждение в табынских родословиях (шежере). Надпись донесла до нас также ранние сведения о башкирском племени тангаур в форме названия тонгра2. Ф.М.Сулейманов предполагал наличие этнического компонента данного родоплеменного образования в составе Уйгурского и Древнетюркского каганата3. Согласно этнографу Р.Г.Кузееву, предания тангаурских башкир связывают происхождение этого племени с древнетюркским принцем Куль-Тегином4. Согласно византийскому императору Константину Багрянородному, в составе венгров X в., живущих в Паннонии, существовали племена дьярмат, генах и кеси5. В названиях этих племен современные исследователи выделяют сходство с башкирскими родоплеменными названиями — юрматы, еней и кеси. «Надпись из Шине Усу», являющаяся частью погребального сооружения Элетмиш Бильге-кагана (правил в 747—759 гг.), одного из создателей Уйгурского каганата, зафиксировала этноним кыпчак, отраженный в различных вариантах шежере башкир-кыпчаков6. Установлены определенные совпадения в начальных частях генеалогий различных вариантов шежере башкир-кыпчаков (Кыпчак-бий, Лач-бий, Лукман Хаким). Далее генеалогия родословий кыпчакских родов не совпадает, что говорит в пользу развитой структуры и раннего (до XIII в.) территориально-родового деления этнической группы башкир-кыпчаков.
Согласно шежере, предки башкир-кыпчаков проживали в составе крупного кыпчакского этноса на территории р. Дон, р. Волга и р. Яик, в Прикаспии и имели свой город — Сардак7. Сведения шежере подтверждают летопись Ибн ал-Асира (XIII в.), в которой, помимо этого, описывается начавшийся процесс миграции кыпчакских родов. Об обширной территории Дешт-и-Кипчак, населенной кыпчакскими родами и племенами, сообщают арабские авторы ал-Омари (XIV в.), Ибн Халдун (XV в.), ал-Калкашанди (XV в.)8. Казахский поэт и историк XIX в. Шакарим Кудайбердиев отмечает, что кыпчаки задолго до Чингисхана образовали свое государство на берегах рек Итиля и Яика9. Согласно исследованиям академика Р.Г.Кузеева, башкиры-кыпчаки являются потомками различных этнических групп кыпчакских степей, что нашло отражение в шежере. Материалы башкирских родословий проливают свет на происхождение ряда этнографических групп башкир — табын, мин, юрматы, усерган и т.д.

XIII в. — время вхождения башкир
в состав Монгольской империи
В шежере достаточно информативно отражен этот процесс с достаточно выверенной хронологической фиксацией данных событий. В башкирских родословиях сохранились целые генеалогии, десятки имен предводителей родов и племен, которые зафиксированы также в других источниках. Например, современник и сподвижник Чингисхана по преданиям и шежере башкир-табынцев Майкы-бий известен в генеалогиях и исторических сведениях по казахам Старшего жуза, а также по анонимному сочинению «Дафтар и-Чингиз наме»10. Во многих вариантах шежере башкир-табынцев указывается то, что Майкы-бий был одним из приближенных Чингисхана, и великий правитель «дал страну Майки-бию». Родоначальник башкир-усерган Муйтен-бий отражен в различных вариантах шежере усерган, а также известен по преданию о Муйтен-бие, преданию «Усергены», песне о Муйтен-бие жанра харнау, по анонимному сочинению «Дафтар и-Чингиз наме»11. В одном из вариантов шежере усерган упоминается ярлык с описанием земель, отданных в наследственное владение Муйтен-бию и его потомкам12.

XV—XVI вв. — этнополитическое положение башкир в составе государств — преемников Монгольской империи
Часть башкир со времен Чингисхана поддерживала власть чингизидской династии, что обеспечило интеграцию башкирских родоплеменных групп в состав Монгольской империи. С этого периода сохраняется титулатура бий, тархан в генеалогиях рукописей башкирских родословий. Согласно методу генеалогических расчетов, предложенному академиком Р.Г.Кузеевым, основатели башкирских родов и их потомки с титулатурой бий встречаются в генеалогиях шежере, датируемых XIII—XVI вв. Башкирская знать после признания верховной власти чингизидов была причислена к категории нойонов, тюркским отражением которой являлась титулатура бий.
В шежере отражен ряд исторических событий, прослеживаемых по другим источникам. Башкиры приняли активное участие в военно-политической борьбе между золотоордынским ханом Улуг-Мухамедом и ханом Ак Орды Бораком, внуком Урус-хана, что зафиксировано в общем шежере башкир-бурзян, кыпчак, усерган и тамьян13, а также в рукописи «Усерган таварихы» (История усерган)14. Здесь шежере описывает события, происходившие в Золотой Орде в XV в., названы исторические личности (Борак, его военачальник и приближенный Мансур, Бирдибек-султан и т.д.). Башкиры поддерживали чингизидов Сибирского и Казанского ханств. Об этом свидетельствуют сохранившиеся письменные документы. Некоторых башкирских предводителей мы находим в ярлыке казанского хана Сахиб-Гирея, 1523 г.15 Этнически башкирское происхождение этих тарханов подтверждают три других независимых источника: 1. Башкирские родословия, в которых дана генеалогия указанных тарханов и приводятся аналогичные сведения16. 2. Материалы переписи населения XIX в., подтверждающие данные шежере и зафиксировавшие потомков этих тарханов в среде башкир17. 3. Этнографические материалы, собранные Д.С.Волковым18. Р.Г.Кузеев писал, что Шейх-Ахмед-бий и его спутники являлись по происхождению башкирами рода кара-табын и с течением военной службы казанскому хану получили новое «родовое» название ирэкте, означавшее «несущие службу в крепости» или «обязанные оборонять крепость (кремль)».
Часть башкир попала под этнополитическое влияние Ногайской Орды. Помимо непомерного ясака, которым ногаи обложили башкир, по словам профессора Б.А.Азнабаева, вплоть до 20-х гг. XVII в. ногаи не считались с вотчинными правами местных родов и тарханными привилегиями, которые были пожалованы башкирам чингизидами19. Как указывал в своих исследованиях тюрколог В.В.Трепавлов, знатность рода в то время определялась близостью к чингизидской династии, к которой представители родового клана Едигея не имели прямого отношения20. Сведения о пребывании башкир в составе Ногайской Орды встречаются в шежере бурзян, кыпчаков, усерган, тамьян, минцев, различных вариантах шежере башкир-юрматинцев. В юрматинских родословиях (шежере), в частности, описывается миграция ногайцев с территории Исторического Башкортостана в XVI в. Шежере башкир-юрматинцев ценно также тем, что содержит сведения о возможном пребывании части башкир в составе Астраханского ханства. Юрматинские башкиры, согласно шежере, пребывали под властью хана Амат Хамата21. Исследователь М.А.Усманов считал, что данный правитель — реальная историческая личность, сын зятя хана Узбека, Иса-бека (Иса-гургана). Согласно М.А.Усманову, в 1375 г. в русских летописях зафиксирован «князь Астроханьский Салчей» — сын Амата Салчы. В «Дафтар и-Чингизнаме» о Салчи есть следующее упоминание: Салчи родился от дочери Джанибек-хана и является племянником ханскому дому; он — сын Амата»22.
Согласно материалам башкирских родословий (шежере), а также другим источникам, башкиры пребывали в составе государств-преемников Монгольской империи в относительном суверенитете. В башкирских родословиях, в частности, об этом сохранились как прямые, так и косвенные сведения. XV в. — это время появления этнополитических объединений башкир во главе с предводителями. Одно из них было Табынское объединение во главе с Исян-ханом, прямым потомком Майкы-бия. Как известно, в предшествующее время объединение уйсуней и табынцев просуществовало до XIV в. на территории Южной Сибири, что частично отражено в шежере23. Согласно шежере, в XV в. предводитель табынцев Исян-хан вновь обьединяет родовые группы башкир-табынцев, а также ряд других родоплеменных образований (кайпан, герей, уран, тазлар, байки и балыкчи), признается их ханом и возглавляет борьбу против Казанского ханства24. Как известно, имя и титулатура данного предводителя сохранились в тексте надмогильной плиты д.Чокорлы (с.Чукур по шежере) Татышлинского района Республики Башкортостан — памятника, открытого русскими востоковедами И.Н.Березиным, В.В.Вельяминовым-Зерновым, повторно исследованного в 70-х гг. XX в. академиками Н.А.Мажитовым, Г.Б.Хусаиновым, филологом М.Х.Надергуловым. По традиции у тюркских и монгольских народов в эпоху Монгольской империи и ее ближайших преемников ханами могли именоваться только прямые потомки Чингисхана. В XV в. в результате определенных социально-политических причин происходит нарушение данной традиции. Примечательно, что титулатура «хан» появляется в генеалогиях шежере различных башкирских родоплеменных групп с XV в., что косвенно указывает на два важных аспекта этнополитической истории башкир этого периода: 1. Децентрализация власти в XV в. в государстве Золотая Орда и последующих государствах-преемниках и дезинтеграция в их составе башкирских этнических групп. 2. Консолидация башкирских этнических групп, зачастую в форме этнополитических конфедераций. Историк Ю.М.Юсупов период XV—XVI в. описывал как период постепенной политической реструктуризации башкирского общества, где на первый план в качестве политического субъекта выходит конфедерация — союз родов25. Так, например, согласно эпосам «Кусяк бий» и «Акбузат», а также общему шежере юго восточных башкирских родов (кыпчак, бурзян, усерган, тамьян), существовал Масим-хан, который в XIV—XVI вв. был во главе крупного союза семи родов26.

XVI в. — процесс вхождения башкир
в состав Русского государства
Башкирские родословия (шежере) являются одним из основных источников, которые освещают данный процесс. В рукописях шежере различных башкирских этнических групп отразились сведения об этнополитической обстановке, которая сложилась в Башкирии в середине ХVI в., о посольствах башкир, ездивших к царскому наместнику в Казань с предложением принять башкир в подданство русского государя, описываются условия, на которых башкиры приняли подданство, территории и вотчинных земель, размер ясака и т.д.
Башкирские рода вошли в состав Русского государства не единым актом, а в различное время. Значительная часть башкирских родов осознанно, хотя и формально вошла в состав Русского государства в середине 50-х гг. XVI в. (рода, подчинявшиеся Казанскому ханству, и некоторые другие, которые вели борьбу с ногайцами). Юридически же башкиры оформили вассально-даннические отношения в XVII в. Вероятно, башкиры неоднократно ездили на протяжении второй половины XVI—XVII в. первоначально в Казань, а затем и в Москву для юридического оформления русского подданства. О перемещении места приездов башкирских послов из Казани в Москву писала Н.Ф.Демидова. Согласно архивным данным, с начала 20-х гг. XVII в. зафиксированы многочисленные московские поездки башкирских посольств с челобитными, главной темой которых были земельные отношения27. Необходимость неоднократного юридического оформления подданства была вызвана, видимо, земельными тяжбами, возникающими и всевозрастающими в результате колонизации, а также с нашествием калмыков28. Таким образом, первоначально башкиры приняли подданство у наместника царя в Казани, затем подтвердили свое подданство при царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче. То, что это было именно подтверждение, а не принятие подданства, указывает хотя бы тот факт, что башкиры, согласно архивным данным, уже в XVII в. обращались с многочисленными тяжбами, с указанием, к примеру, военной службы против калмыков29. В шежере, таким образом, наслаивались похожие события разных лет и даже веков. Практика повторного закрепления своего юридического статуса в качестве подданных в дальнейшем трансформировалась в практику подтверждения своих вотчинных прав на землю, что нашло отражение в получении башкирами многочисленных владенных и оберегательных памятей в XVII—XVIII вв.30 Так, например, упоминания о жалованных грамотах, а также тексты различных оберегательных грамот XVII—XVIII вв., приводятся в обширной статье «К истории башкирского землевладения в Пермском уезде и грамоты башкир» в книге «Труды пермской ученой архивной комиссии»31.

Башкирские родословия — уникальные источники по развитию башкирских родовых структур в период XVII—XIX вв.
Родоплеменная организация у башкир наиболее полно изучена в исследованиях академика Р.Г.Кузеева, который подчеркивал сложную структуру родоплеменной организации башкир, имеющую тенденцию к сегментации. Процесс сегментации старого родового подразделения занимал 2—3 поколения с появлением новых звеньев в структуре (1—2 звена). Следует отметить, что материалы шежере довольно объективно отражают этот процесс. Процесс отделения родовых структур показан исследователем на примере башкир д.Мурадымово — таз, кара, кинзекей, баим32. Новые структуры обычно носили имя своего предка. Данный процесс сегментации можно проследить и на примере башкирских родословий. Одними из них являются списки тамьянских шежере. Наличие родовых ветвей в одном из списков и отсутствие их в другом позволяют выявить и датировать процесс сегментации. По шежере башкир-тамьян зафиксирована начальная сегментация рода и датирована XVII в. Далее, годы жизни предводителя башкир-тамьян Шагали Шакман-бия по источникам датируются примерно во вторую половину XVI в. а его потомок Таймас жил примерно в первой — второй половине XVIII в. (если вести генеалогический расчет с Шагали-бия; если же вести расчет с конца ХIX в. (с датировки рукописи шежере), то получается примерно тот же результат.) Таймас зарегистрирован по списку шежере «Родословная от Шагали Шакмана до Гали», но не даны его потомки, которые представлены в другом списке шежере33. Это может свидетельствовать о родовой сегментации, произошедшей в середине XVIII в. Родовое деление часто сопровождалось переселением близкородственных семей на новые территории. В шежере иногда прямо указано переселение того или иного предка на новые земли, в новые населенные пункты. Зачастую это приводило к образованию родовых деревень. Формирование населенных пунктов башкир — это отражение развития башкирских родовых структур. В шежере отражены генеалогии части населения того или иного населенного пункта, что позволяет в совокупности с другими источниками и материалами реконструировать и территориально привязать процесс родового дробления этнографических групп башкир, детализировать и конкретизировать основные изменения в определенном хронологическом отрезке. Известный историк А.З.Асфандияров подчеркивал, что башкиры селились на новые земли, образуя аулы, род селился на одной улице. Названия башкирских населенных пунктов зачастую носят имя основателя (например, д.Саитбаба носит имя основателя Саитбабы, историческая достоверность которого прослеживается по источникам). По шежере башкир-тырнаклы, а также материалам переписей населения XVIII—XIX вв. установлены их родовые населенные пункты — д.Яуново, д.Шеряково, д.Мухаметово34. Родословие является генеалогией жителей этих деревень. Хронологический возраст генеалогии ограничивается XVIII—XIX вв. По шежере и другим материалам удалось доказать этническую принадлежность и достоверность родовой атрибутики башкир-тырнаклы. Как видно из вышеприведенных примеров, шежере — это источник по сегментации рода, то есть по родовому, а зачастую территориально-родовому делению, развитию рода в определенном хронологическом периоде.
Таким образом, сведения родословий (шежере) достоверно отражают весьма яркие события и процессы в различные хронологические периоды истории башкир.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азнабаев Б.А. Интеграция Башкирии в административную структуру Рос­сий­ского государства (вторая половина XVI — первая треть XVIII вв.). — Уфа, 2005.
2. Башкирские шежере / Сост., пер. текстов и коммент. Р.Г.Кузеева. — Уфа: Башкнигоиздат, 1960. — 304 с.
3. Башкирское народное творчество. Предания и легенды. / Сост., автор вступительной статьи и комментариев Ф.А.Надршина. — Уфа: Баш. кн. изд-во, 1987. — 573 с.
4. Башкирские родословные [Текст] / Сост., предисл., поясн. к пер: на рус. яз., послесл. и указ. Р.М.Булгакова, М.Х.Надергулова. — Уфа: Изд-во «Китап», 2002. Вып. 1. Издание на рус. яз. — 480 с.
5. Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений. Т.1. — Алма-Ата: Изд-во АН КазССР, 1961. — 777 с.
6. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. — М.: Айрис-пресс, 2002. — 503 с.
7. Демидова Н.Ф. Башкирские «посольства» в Москву в XVII веке // От Древней Руси к России нового времени. Сборник статей. — М.: Изд-во «Мысль», 2003.
8. Золота Орда в источниках. Т.1. Арабские и персидские сочинения. Сост. Вводная статья и комментарии Р.П.Храпачевского. — М.: Изд-во «Наука», 2003.
9. История Татарии в документах и материалах. — М.: Соцэкгиз, 1937. — 503 с.
10. Исянгулов Ш.Н. Малоизученные аспекты истории дореволюционного Башкортостана. — Уфа, 2008. — 133 с.
11. Кляшторный С.Г. Государства и народы Евразийских степей. Древность и средневековье. — СПб.: Петербургское Востоковедение («Orientalia»), 2000. — 320 с.
12. Кудайбердиев Ш. Родословная тюрков, казахов, киргизов. Династии ханов. — Алма-Ата, 1990. — 120 с.
13. Кулбахтин Н.М. Грамоты русских царей башкирам. — Уфа: Изд-во «Гилем», 2007. — 228 с.
14. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. — М.: Изд-во «Наука», 1974. — 571 с.
15. Кузеев Р.Г. Историческая этнография башкирского народа. — Уфа, 1996.
16. Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности Монголии и Киргизии. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1959. — 111 с.
17. Материалы и исследования по фольклору Башкирии и Урала. — Уфа: Изд-во Баш. гос. ун-та, 1974. Вып. 1. — 286 с.
18. Надергулов М.Х. Историко-функциональные жанры башкирской литературы. — Уфа: Изд-во «Китап», 2002. — 190 с.
19. НА УНЦ РАН. Ф.23. Оп.1. Д.2.
20. Сулейманов Ф.М. К истории изучения башкирского племени Тангаур // Проблемы этногенеза и этнической истории башкирского народа. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 70 летию
С.Н. Шитовой. — Уфа, 2006.
21. Трепавлов В.В. История Ногайской Орды. — М.: Изд-во «Восточная литература», 2002. — 603 с.
22. Труды пермской ученой архивной комиссии. — Пермь, 1896.
23. Усманов М.А. Татарские исторические источники XVII—XVIII вв. — Казань: Изд-во КГУ, 1972. — 223 с.
24. Хусаинов Г.Б. Yҫәpгән ырыуы шәжәрәhе // Башкирские шежере. — Уфа, 1985.
25. ЦГИА РБ. Ф.И-138. Оп.2. Д.151, Д.485, Д.735б.
26. Юсупов Ю.М. История Башкортостана XV—XVI вв. (социально-политический аспект). — Уфа: Изд-во «Гилем», 2009. — 192 с.

 

Мазитов В.

Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2022