Послание Президента Республики Башкортостан народу и Государственному Собранию — Курултаю — Республики Башкортостан

К новому качеству жизни людей
(О положении в республике и основных направлениях ее развития в 2006 году)



В в е д е н и е


Дорогие соотечественники!

Уважаемые депутаты Государственного Собрания — Курултая — Республики Башкортостан!

Прошедший год стал еще одной важной вехой в истории Рос­сии. Значимы изменения в политической системе, направленные на консолидацию общества. Возрастает роль партий. Продолжается муниципальная реформа. Динамично развивается экономика. Про­исходят серьезные позитивные сдвиги в социальной сфере. Всена­родный характер приобрело празднование 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. По инициативе Президента Рос­сийской Федерации В.В. Путина началась реализация четырех при­оритетных национальных проектов «Образование», «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», «Развитие агропромышленного комплекса».

Большой вклад в поступательное движение страны вносит Баш­кортостан. Наша республика добивается устойчивого роста промыш­ленного и сельскохозяйственного производства, повышения доходов и благосостояния людей, уровня образования и культуры. В течение многих лет Башкортостан занимает ведущие позиции в Россий­ской Федерации по основным экономическим и социальным пока­зателям, его характеризуют общественно-политическая стабильность и согласие.

Серьезные задачи будут решаться в наступившем году. Главное его содержание — дальнейшее повышение уровня и качества жиз­ни людей, социальной защищенности граждан, продолжение нача­тых общественных преобразований.

В решающую фазу вступает подготовка к 450-летию доброволь­ного вхождения Башкирии в состав России. Это знаменательное событие в истории страны сыграло огромную роль в формирова­нии Российского государства как великой евразийской державы, сплочении ее народов, национальной консолидации башкир. В 1557 году на территории России возник первый дружественный дого­ворный союз — прообраз будущих федеративных отношений.

Достойная подготовка к этому историческому юбилею являет­ся одной из важнейших задач органов власти и местного самоуп­равления. Праздник станет подлинным фестивалем дружбы народов Российской Федерации, торжеством государственной национальной политики. Предстоит ввести в строй целый ряд крупных объектов. Все мероприятия необходимо провести на должном уровне и в ус­тановленные сроки. Это — дело чести органов власти, всех трудовых коллективов, каждого башкортостанца.

Главное для республики — идти по пути укрепления демокра­тического и социального государства, дальнейшего подъема эконо­мики и культуры.

Достижение намеченных рубежей требует нашей слаженной работы, объединения усилий государства и общества.

В соответствии со статьей 87 Конституции Республики Баш­кортостан обращаюсь к народу и Государственному Собранию — Курултаю — Республики Башкортостан с Посланием о положении в республике и основных направлениях ее развития в 2006 году.



Повышение действенности работы органов власти — важное условие дальнейшего развития республики


Развитие Российской Федерации и ее регионов во многом оп­ределяется состоянием федеративных отношений. В этой сфере ряд предложений субъектов Федерации, в том числе Республики Баш­кортостан, уже учтены федеральными органами власти. Прежде всего, достигнута большая определенность в разграничении полно­мочий между центром и регионами. Поддержана инициатива по наделению высших должностных лиц субъектов Российской Феде­рации полномочиями по организации взаимодействия и коорди­нации деятельности региональных органов исполнительной власти и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Президентом В.В.Путиным поставлена задача расширения компетенции регионов посредством передачи им тех полномочий федерального центра, которые будут эффективнее осуществляться на их уровне.

Вместе с тем, такое перераспределение полномочий и расход­ных обязательств привело к ослаблению экономического потенци­ала отдельных россий­ских регионов, а также, что особенно тревожно, к росту социальной напряженности. На субъекты Федерации по предметам совместного ведения возложены полномочия, осуществ­ление которых требует значительных затрат и в полном объеме за­частую затруднительно, а порой — и невозможно. Преимущественно это вопросы социальной направленности — поддержка семей, име­ющих детей; детей-сирот и безнадзорных детей; ветеранов труда и тружеников тыла; жертв политических репрессий; малоимущих и других категорий граждан. Таким образом, федеральный центр фак­тически переложил основной объем обязательств государства пе­ред гражданами на региональный уровень. При этом, изменения межбюджетных отношений и налоговой системы обеспечивают поступление в федеральный бюджет наиболее значительной и лег­ко собираемой части налогов и платежей.

Поэтому считаем, что межбюджетные отношения требуют даль­нейшего совершенствования. Регионам нужны финансовая обеспе­ченность полномочий, изменение пропорций в распределении доходов между различными уровнями бюджетной системы.

Часты и порой противоречивы изменения в федеральном зако­нодательстве. Только в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый в конце 2003 года, коррективы вносились 18 раз, в боль­шинстве своем — принципиального характера. В результате субъек­ты Федерации, своевременно проводившие предусмотренные законом мероприятия, так и не могли реализовать все его возмож­ности. Разработчики закона не учли сферы и объем решаемых на местах проблем. Менялись перечень вопросов местного значения, процедура регистрации уставов муниципальных образований. Не­однократно вносились изменения, касающиеся порядка и сроков реализации отдельных положений закона. Такая практика не спо­собствует нормальному функционированию регионов.

Опыт республики по развитию системы договорных связей с Россией подтверждает плодотворность предусмотренного Основ­ным законом страны конституционно-договорного принципа пост­роения Федерации. Убеждены, что совершенствование договорных отношений между Федерацией и ее субъектами остается стратеги­чески важным направлением государственной политики, и проводи­мые в стране преобразования и в дальнейшем должны вестись с учетом национальных, региональных и иных особенностей.

Прошедший год был напряженным в сфере законотворчества. Новации в федеральном законодательстве потребовали от депутат­ского корпуса профессиональной работы по согласованию респуб­ликанских нормативных правовых актов с федеральными. Государственное Собрание — Курултай — Республики Башкортостан во взаимодействии с Правительством, иными органами государ­ственной власти республики приняло законы, необходимость кото­рых отмечалась в Послании Президента Республики Башкортостан 2005 года.

Сегодня в своей деятельности парламент республики выходит на качественно новый уровень, в основе которого — концептуаль­ная целостность правового регулирования общественной жизни.

Законодательные акты должны и впредь отвечать общеприня­тым мировым стандартам и потребностям общества. В этих целях сле­дует обеспечивать проведение надлежащей экспертизы законопроектов в их комплексной взаимосвязи с обновляющими­ся нормами федерального законодательства, прогнозирование по­литических, социально-экономических и иных последствий их принятия. Целесообразность правовых норм, их адресность, четкость формулировок — основные требования к современному нормотворчеству.

Необходимо более эффективное взаимодействие с представи­телями Башкортостана в Федеральном Собрании, с фракциями Го­сударственной Думы, обмен оперативной информацией с парламентами других регионов о законодательных инициативах, вносимых в Государственную Думу. Практика подтверждает резуль­тативность подобных совместных действий законодательных орга­нов субъектов Федерации.

Важную роль в защите экономических интересов республики играет Контрольно-счетная палата Республики Башкортостан. Возрастание требований ко всем бюджетополучателям и должностным лицам по соблюдению финансово-бюджетной дисциплины, установленных норм и правил определяет актуальность совершенствования форм и методов ее работы.

Основные задачи, стоящие перед Правительством, республиканскими органами исполнительной власти, заключаются в создании условий для дальнейшего проведения социально-экономических реформ, новой промышленной и инвестиционной стратегии.

Многое предстоит сделать в связи с подготовкой к 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России. Особое зна­чение должно быть придано успешной реализации приоритетных национальных проектов. Для конструктивного сотрудничества всех ветвей власти образованы Координационный совет по реализации приоритетных национальных проектов в Республике Башкортостан и соответствующие рабочие группы. Возможно создание и респуб­ликанских проектов, прежде всего, по вопросам внедрения наиболее передовых технологий и прогрессивных стандартов социального обслуживания, развития информационно-телекоммуникационных технологий, электронных форм мониторинга, использования Интер­нет-ресурсов.

В связи с расширением полномочий регионов следует обеспе­чить взаимодействие органов исполнительной власти республики с территориальными органами федеральной исполнительной влас­ти, что будет способствовать осуществлению единой государствен­ной политики во всех сферах общественного развития.

В целях повышения уровня работы Правительства как субъекта законодательной инициативы необходимо четко координировать выполнение министерствами и ведомствами программы подготов­ки законопроектов.

Так, принятие нового Жилищного кодекса Российской Федера­ции и республиканского закона о регулировании жилищных отно­шений требуют оперативной разработки подзаконных актов в целях реализации полномочий республики в этой области.

В деятельности органов исполнительной власти, принятии со­гласованных решений большую роль играют межведомственные консультативные и совещательные органы. Вместе с тем, не во всех случаях они действуют эффективно. Специфика деятельности по­добных органов не всегда позволяет обеспечить целостность подхо­дов к проблеме и добиться ощутимых результатов. Поэтому количество и состав комиссий по ряду решаемых вопросов требуют оптимизации.

Необходимо исключить дублирование и разрозненность функ­ций, имеющих место не только между федеральными и республи­канскими органами власти, но и в самой системе органов исполнительной власти республики. Надо усилить персональную ответственность должностных лиц.

Укрепление государственности, защита прав и свобод граждан — все это связано с авторитетом судебной власти, которую в респуб­лике осуществляют суды общей юрисдикции, Арбитражный суд, Конституционный суд и мировые судьи.

За последние годы в стране немало сделано в области рефор­мирования судебной системы, совершенствования правосудия и обеспечения гарантий прав граждан на судебную защиту.

Перед Конституционным судом республики и мировыми судьями стоят задачи по повышению эффективности судопроизводства, обеспечению защиты прав и интересов личности. Число обращений граждан в мировые суды в прошедшем году значительно возросло, соответственно, увеличилась нагрузка судей. Рас­сматриваемый Федеральным Собранием по инициативе нашего парламента ­проект федерального закона, направленного на увеличение численности мировых судей, должен положительно сказаться на качестве и сроках рассмотрения дел.

В Башкортостане идут целенаправленные преобразования в сфере местного самоуправления. Созданы соответствующие организаци­онные и финансово-экономические гарантии для его функциони­рования. В прошлом году при высокой активности населения во вновь образованных муниципальных образованиях состоялись референду­мы по определению структуры органов местного самоуправления и выборы депутатов их представительных органов. На должном уровне работали избирательные комиссии во главе с Центральной изби­рательной комиссией Республики Башкортостан. В муниципалите­тах прошли конкурсы на замещение должностей глав местных администраций. Все эти мероприятия были проведены в установ­ленные сроки и в полном соответствии с федеральным и республи­канским законодательством.

Приняты важнейшие законы, составляющие правовую основу организации местного самоуправления. В соответствии с ними орга­ны местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены отдельными государственными полномочиями; определен порядок решения вопросов местного значения поселе­ниями в переходный период; обеспечена регистрация уставов вновь образованных и перерегистрация уставов существующих муници­пальных образований; урегулированы межбюджетные отношения и бюджетный процесс.

Для выравнивания уровней бюджетной обеспеченности муни­ципальных образований в бюджете республики на 2006 год предус­мотрены фонды финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов, компенсаций и софинансирования социальных расходов, а также межбюджетные трансферты.

Теперь на муниципалитетах лежит вся ответственность за воп­росы местного значения. Необходимы меры, направленные на исключение дублирования полномочий республиканских органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, ук­репление их сотрудничества, недопущение образования «вакуума» при перераспределении функций.

В условиях финансовой недостаточности местных бюджетов, характерной для большинства муниципальных образований стра­ны, решение местных вопросов будет во многом зависеть от компе­тентности и конкретных действий органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Консультативно-методическую и организационную помощь му­ниципальным образованиям успешно оказывает Совет по местному самоуправлению при Президенте Республики Башкортостан. В про­шедшем году Советом разработан целый ряд модельных муници­пальных правовых актов, позволивших органам местного самоуправления провести все необходимые организационно-пра­вовые мероприятия.­

Для усиления взаимодействия и выражения общих интересов муниципальных образований представляется целесообразным со­здание Совета муниципальных образований Республики Башкорто­стан. Это послужит также и расширению контактов с представителями муниципалитетов других регионов.

Совместные усилия органов государственной власти и органов местного самоуправления по реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Россий­ской Федерации» способствовали вступлению республики в муни­ципальную реформу с 1 января 2006 года.

В связи с изменениями системы организации публичной власти в районах и городах республики возросло число муниципальных служащих. В 2005 году Государственным Собранием приняты законы, регламентирующие прохождение муниципальной службы, оплату труда и другие вопросы. Эту работу следует завершить, в основном, в текущем году.

В ходе проводимой в стране реформы государственной службы в Башкорт­остане принят закон о государственной гражданской службе, издан ряд подзаконных актов, направленных на создание гарантий для ее прохождения. Однако их исполнение затрудняется из-за от­сутствия ряда федеральных нормативных правовых актов, регулиру­ющих отдельные аспекты государственной гражданской службы.­

Развитие правовой базы в этой сфере непосредственно связано с выполнением задачи кардинального повышения эффективности государственной и муниципальной службы, направлено на созда­ние стимулов к добросовестному выполнению служебных обязан­ностей, установление адекватного вознаграждения за труд. Это будет способствовать привлечению на службу компетентных и ответствен­ных работников. Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан нужно уси­лить свою роль в оказании образовательных и научно-методических услуг для государственной и муниципальной службы.

Во исполнение республиканского закона о государственной гражданской службе необходимо в кратчайшие сроки утвердить реестр должностей республиканской государственной службы, а с учетом федерального законодательства — принять примерный долж­ностной регламент.

Надежная система гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, их соблюдение государственными органами, органами мест­ного самоуправления и должностными лицами напрямую связаны с деятель­ностью Уполномоченного по правам человека. В целях ее совершенствования следует практико­вать выездные приемы, глубже изучать ситуацию на местах, шире привлекать общественные организации и специалистов, обеспечи­вать выполнение принятых решений.

Реализация гражданами своих прав возможна только в услови­ях законности и правопорядка. Организация борьбы с преступнос­тью, иными противоправными явлениями требует постоянного поиска новых форм и методов. Это должно стать предметом особо­го внимания межведомственного Совета общественной безопас­ности республики.

Правоохранительным органам, опираясь на активную поддержку общественности, необходимо создать гарантии безопасной жизнеде­ятельности людей, поставить непреодолимый заслон на пути экстре­мизма и терроризма. Скорейшему внедрению подлежат разработанные по поручению главы государства базовые модели многоуровневой системы профилактики правонарушений, ориентированные на объе­динение усилий органов власти и институтов гражданского обще­ства в борьбе с преступностью.

В республике проведен Год профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения. Принят закон о профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании. Реализуются Программа по противо­действию злоупотреблению наркотиками и их незаконному оборо­ту до 2006 года, а также Комплексная программа по формированию здорового образа жизни у населения на период до 2008 года. На основе накопленного опыта следует еще более наступательно вес­ти борьбу с наркоэкспансией и незаконным оборотом алкоголя, лик­видировать экономическую инфраструктуру наркоторговли и ее транспортные коридоры. Важно пресекать финансовую основу этих негативных явлений. Особого внимания здесь требуют проблемы нелегальной миграции. Реалии сегодняшнего дня диктуют настоя­тельную необходимость консолидации всего общества в противо­действии вызовам антисоциального характера, с которыми столкнулась страна.

Большую роль в расширении взаимодействия, конструктивно­го сотрудничества власти и граждан играют средства массовой информации, отражающие повседневную жизнь республики, фор­мирующие общественное мнение. Они призваны объективно и ка­чественно освещать все стороны общественно-политического развития, информационно обеспечивать реализацию национальных проектов, подготовку к 450-летию добровольного вхождения Башкирии в ­состав России, выполнение мероприятий Года благоустройства.

Управление по делам печати, издательства и полиграфии при Правительстве Республики Башкортостан должно усилить коор­динацию деятельности республиканских, районных, городских печатных изданий, содействовать совершенствованию их органи­зационно-правовых форм, укреплению финансовой и материаль­но-технической базы, подготовке и переподготовке кадров журналистики.

На современном этапе повышается роль политических партий, растет партийная составляющая региональной законодательной власти. Партии, имеющие большинство в законодательном органе, наделяются правом инициировать рассмотрение региональным пар­ламентом предложения Президенту России о кандидатуре высшего должностного лица субъекта Федерации.

В Башкортостане зарегистрированы 30 отделений политических партий. В республиканском парламенте создана фракция партии «Единая Россия».

Следует и дальше расширять взаимодействие власти с полити­ческими партиями, стоящими на конструктивных позициях, спо­собствовать становлению структур гражданского общества, полнее использовать их потенциал в интересах республики. В этом плане надо активизировать деятельность Общественного Совещания при Президенте Республики Башкортостан.

В республике проживают представители более 100 националь­ностей. Функционируют 64 общественные организации националь­но-культурного профиля, в том числе 8 национально-культурных автономий и 14 национально-культурных центров. Успешно развиваются национальные средства массовой информации, обра­зование, профессиональное и самодеятельное искусство. Многонациональность — это наше огромное богатство. Всемерная поддержка самобытных культур и языков, согласия и дружбы народов — одна из приоритетных задач государственной политики.

Башкортостан — многоконфессиональный регион. Веротерпи­мость, уважение к представителям всех традиционных религий формировались здесь веками. Необходимо и в будущем сохранять и приумножать духовные и нравственные ценности края.

Важно повышать ответственность, открытость и эффективность власти, направлять энергию людей на решение созидательных задач, расширять социальную базу общественных преобразований. Это обес­печит развитие экономики и социальной сферы, повышение благо­состояния и социальной защищенности населения.


Наша цель — высокоэффективная и конкурентоспособная экономика



Россия сегодня переходит к определению и приоритетной под­держке опорных регионов. Наша республика располагает всеми воз­можностями для выполнения роли одного из локомотивов экономического роста страны. Она обладает су­щественными кон­курентными преимуществами. Это мощный научно-технический, индустриальный, сельскохозяйственный и кадровый потенциал, ус­тойчивая финансовая система, выгодное географическое положе­ние, развитая производственная инфраструктура. Обеспечено крупномасштабное вовлечение в хозяйственный оборот природ­ных ресурсов. На предприятиях, работающих, в основном, на мест­ном ­сырье, сосредоточено свыше половины промышленного капитала.

Башкортостан — в числе первых десяти субъектов Российской Федерации по объему промышленного производства. Здесь перера­батывается каждая восьмая тонна российской нефти, производится каждая пятая тонна автомобильного бензина и каждая шестая тон­на дизельного топлива. Республика занимает первое место в стране по выпуску автобетоносмесителей, каротажных подъёмников, ме­таллорежущих станков, осветительных электроламп, стальной про­волоки, бутиловых и изобутиловых спиртов, синтетических смол и пластмасс, кальцинированной соды, третье — по выпуску вертоле­тов, троллейбусов и каустической соды, четвертое — по производ­ству полиэтилена и синтетических каучуков, пятое — автобусов и теплоэнергии.

По объёму валовой продукции сельского хозяйства мы стабильно входим в первую пятерку регионов, находимся на первом месте по поголовью крупного рогатого скота, надоям молока и сбору меда, втором — по объёму производства картофеля, скота и птицы.

Республика — неизменный донор федерального бюджета, по поступлениям налогов и сборов в который находится на седьмом месте.

Башкортостан имеет высокий инвестиционный рейтинг, при­знан одним из самых благополучных регионов по качеству жизни населения.

Отличительная особенность нашей политики — в последователь­ности и выверенности управления экономическими процессами, в закреплении тенденций устойчивого экономического роста за пос­ледние годы.

За семь лет валовой региональный продукт и промышленное производство выросли в 1,5 раза, валовая продукция сельского хо­зяйства — в 1,4 раза, инвестиции в основной капитал — в 1,8 раза, введено в эксплуатацию более 10,1 млн. кв. метров жилья. Суще­ственно укрепилось финансовое положение предприятий и орга­низаций.

Прошедший год был одним из наиболее успешных. Достигнуты высокие показатели социально-экономического развития. По мно­гим из них темпы роста превысили не только уровень предыдущего года и ряда последних лет, но и среднероссийские значения.

Валовой региональный продукт увеличился на 7%, промышлен­ное производство — на 4,7%, объем подрядных работ в строитель­стве — на 25,5%. Стабильно работал агропромышленный комплекс. Прибыль крупных и средних предприятий и организаций увеличи­лась на 53,5%, инвестиции в основной капитал — более чем на 10%. Внешнеторговый оборот вырос в 1,7 раза и превысил 6,5 млрд. дол­ларов США. Увеличились доходы бюджетов.

Позитивная динамика экономического развития последних лет, накопленный опыт успешной реализации проектов республикан­ского и федерального значения позволяют уверенно приступить к формированию инновационной, высокоэффективной и конку­рентоспособной экономики, которая должна обеспечить удвоение валового регионального продукта. Достижению этой цели способ­ствуют структурные преобразования. В республике уже наработан большой опыт реформирования предприятий.

Так, привлечение крупнейших российских инвесторов в лице ОАО «Мечел» и ООО «Уральская горно-металлургическая компа­ния-Холдинг» в металлургическую отрасль позволило снять про­блемы убыточных производств, модернизации и технического перевооружения производственных мощностей, централизованного сбыта готовой продукции. В итоге за последние 5 лет в ОАО «Бело-рецкий металлургический комбинат» объемы производства вырос­ли в 1,8 раза, в ОАО «Учалинский горно-обогатительный комбинат» более чем на четверть. ЗАО «Бурибаевский горно-обогатительный комбинат» по итогам прошлого года нарастило производство на 27,5%. Сегодня это лидер в отрасли по темпам роста производ­ства. В результате позитивных процессов на предприятиях черной и цветной металлургии улучшилась социальная обстановка в горо­дах Белорецк, Сибай, Учалы, поселке Бурибай.

Отсрочка по платежам в республиканский и местный бюджеты на общую сумму 1,3 млрд. рублей позволила ОАО «Уфимское мо­торостроительное производственное объединение» приступить к техническому перевооружению предприятия и освоению новых видов конкурентоспособной продукции. Сегодня объединение — одно из динамично развивающихся машиностроительных пред­приятий России.

За короткое время на ведущие позиции в России по производ­ству автобусов вышло ОАО «Нефтекамский автозавод». В опреде­ленной степени этому способствовало своевременное выделение бюджетного кредита. Если в 1998 году объём выпускаемой им про­дукции составлял 200 млн. рублей, то в прошлом году он уже превы­сил 5 млрд. рублей. Налажено серийное производство семи моделей автобусов, которые находят все более широкий спрос на россий­ском и зарубежном рынках.

Десятикратный рост продукции по сравнению с 1998 годом про­изошел в ОАО «Уфимский завод эластомерных материалов, изде­лий и конструкций». Предоставление отсрочки по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, а также беспроцентного бюджетного кре­дита позволило начать производство строительных резиновых уп­лотнений различных профилей. Предприятием ежегодно осваивается порядка ста новых видов продукции. На сегодняшний день в ­ас­сортименте выпускаемых им изделий насчитывается свыше двух тысяч ­наименований. Акционерное общество занимает первое место по производительности труда и третье место — по объёму товарной продукции среди предприятий России, производящих резинотехни­ческие изделия.

Успешно адаптировалось к рыночным условиям хозяйствования ОАО «Сода». Ежегодно здесь ставится на производство до 10 новых продуктов. Только за прошедший год налажен выпуск 6 видов сухих строительных смесей и 8 — синтетических моющих средств. Серьёз­ным достижением стало получение кальцинированной соды с по­ниженным содержанием хлоридов, которая востребована не только в стране, но и за рубежом.

К сожалению, практика структурных изменений в экономике Башкортостана пока в полной мере не изучена. Правительству необ­ходимо проанализировать проделанную работу. И с учётом этого — внести коррективы в свою текущую деятельность и стратегию со­циально-экономического развития республики.

В Послании прошлого года ставилась конкретная задача по под­готовке и началу реализации Программы социально-экономичес­кого развития Республики Башкортостан до 2010 года. Недавно она одобрена Правительством, но в соответствующем порядке ещё не утверждена.

Впредь, поставленные задачи необходимо выполнять с соблюде­нием установленных процедур, качественно и в намеченные сроки!

Сегодня, наряду с наращиванием объемов производства, важны структура и качество экономического роста.

Требуется создание гибкой и полноценной региональной инно­вационной системы. Отдельные ее элементы в республике уже есть, но они еще не заработали в полную силу. Правительству республи­ки необходимо принять меры по развитию правовой базы и фор­мированию соответствующей инфраструктуры инновационной системы, предусматривающей различные схемы финансирования, внедрение в производство научных разработок и исследований, систематическое обновление единого банка данных по проектам, патентам, новейшим технологиям, создание малых инновационных предприятий, консалтинговых фирм, бизнес-инкубаторов, технопар­ков, инновационно-технологических центров. Следует активизиро­вать деятельность Совета по научно-технической и инновационной политике при Правительстве республики, академической и отрас­левой науки.

Все это должно быть направлено на значительное увеличение объемов наукоем­кой и высокотехнологичной продукции, повсеме­стное применение прогрессивных технологий, расширение произ­водства продукции с высокой сте­пенью обработки, оказание новых видов услуг, повышение уровня инновационного менеджмента.

Важным фактором развития высокотехнологичных секторов экономики являются промышленно-производственные и технико-внедренческие зоны. В прошедшем году Правительство республики оказалось неподготовленным к ­участию в российском конкурсе на создание особых экономических зон, как в организационной части, так и в расстановке приоритетов. Впредь к участию в конкурсах нужно подходить со всей ответственностью, отдавая предпочтение детально проработанным прорывным проектам не только респуб­ликанского, но и общероссийского масштаба, которые усиливают значимость Башкортостана для других регионов и придают допол­нительный импульс росту реального сектора экономики.

Повышение эффективности производства, конкурентоспособ­ности продукции, рост добавленной стоимости — ключевые задачи, которые стоят перед промышленностью.

Для их решения требуется продолжить:

— модернизацию, реконструкцию и техническое перевооружение предприятий с внедрением инновационных технологий производ­ства;

— работу по повышению надежности и безопасности производственных и технологических процессов;

— восполнение минерально-сырьевой базы и углубление перера­ботки сырья;

— освоение новых рынков сбыта производимой продукции, расширение ее ассортимента и повышение гибкости маркетинговой политики;

— финансово-экономическое оздоровление убыточных предприя­тий.

В нефтедобыче следует активно внедрять высокоэффективные методы повышения нефтеотдачи пластов, современные технологии бурения и системы освоения месторождений, разрабатывать малодебитные скважины.

Надлежит усилить взаимодействие Правительства республики с федеральными органами исполнительной власти по вопросам реформирования оборонно-промышленных предприятий и увели­чения объёмов государственного оборонного заказа.

Необходимо продолжить модернизацию энергетического ком­плекса республики, реализацию программы развития цветной ме­таллургии, обеспечить комплексное решение проблем переработки низкосортной и низкотоварной древесины, отходов лесопиления.

Стратегическими направлениями аграрной политики остаются обеспечение устойчивого функционирования и развитие многоук­ладного агропромышленного производства, сохранение продоволь­ственной безопасности. Сегодня в стране сельское хозяйство вошло в число приоритетов, началась реализация национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса». Это требует ускорен­ного развития животноводства, стимулирования малых форм хозяй­ствования, обеспечения доступным жильем молодых специалистов на селе.

В целях решения задач, стоящих сегодня перед АПК, следует про­должать работу по:

— финансовому оздоровлению хозяйств и совершенствованию мер по их государственной поддержке;

— привлечению инвестиций в сельскохозяйственное производство;

— приближению первичной переработки продукции сельского хозяйства к районам производства;

— широкому внедрению прогрессивных технологий;

— более активному использованию лизинговой схемы приобрете­ния племенного скота, техники и оборудования для животноводства;

— страхованию урожая.

До сих пор не обеспечен полный учет производимой и реализу­емой сельскохозяйственной продукции, особенно в личных хозяй­ствах. Решению этой проблемы будет способствовать Всероссийская сельскохозяйственная перепись. Правительству совместно с орга­нами местного самоуправления необходимо оказать всестороннее содействие органам государственной статистики, чтобы данная ра­бота была проведена организованно.

Из года в год переходит ряд вопросов аграрного сектора, требу­ющих решительных действий. Остается низкой среднемесячная за­работная плата работников сельскохозяйственных организаций. Пока она почти в три раза меньше среднереспубликанского показателя. Недостаточно активно ведется работа по созданию высокоурожай­ных сортов сельскохозяйственных культур, адаптированных к кли­матическим условиям региона.

Так и не сформированы эффективно работающие снабженческо-заготовительные структуры, не организованы целенаправленные закупки продукции растениеводства и животноводства у населе­ния. Нередко высококачественная и экологически чистая продук­ция наших сельчан реализуется значительно ниже своей реальной стоимости.

Правительству республики, органам местного самоуправления, предприятиям перерабатывающей промышленности следует обра­тить на эти моменты особое внимание. Необходимо не только заку­пать у населения продукцию, но и оказывать помощь в обеспечении личных подсобных хозяйств элитными семенами, удобрениями, сба­лансированными кормами, ветеринарными услугами. Для распрос­транения современных технологий целесообразно создавать и развивать сети информационно-консультационных служб.

В целом, нужны условия для эффективного и самодостаточного развития отрасли. Крайне важно уже в этом году утвердить Про­грамму устойчивого функционирования и развития агропромыш­ленного комплекса Республики Башкортостан до 2010 года и приступить к ее реализации.

Большие задачи поставлены перед строительным комплексом. Они связаны с подготовкой к 450-летию добровольного вхожде­ния Башкирии в состав России, реализацией приоритетного наци­онального проекта в жилищной сфере, проведением Года благоустройства.

Особое внимание необходимо уделить реконструкции между­народного аэропорта, железнодорожного пассажирского комплекса станции «Уфа», ипподрома «Акбузат», строительству Дома дружбы народов, универсальной спортивной арены «Уфа-Арена» и других сооружений. Принципиально важно обеспечить своевременный ввод в эксплуатацию всех запланированных объектов, комплексную зас­тройку территорий, создать соответствующие инженерно-коммуналь­ные сети и социальную инфраструктуру.

В области жилищного строительства предстоит последователь­но реализовать республиканскую целевую жилищную программу на 2005—2010 годы, разработанную во исполнение Федеральной це­левой программы «Жилище» на 2002—2010 годы. Это основной ин­струмент реализации национального проекта по ­жилью. В ближайшие годы необходимо довести ежегодные объемы строительства жилья до 2 млн. кв. метров.

Одним из ключевых направлений обеспечения населения дос­тупным жильем должно стать развитие новых механизмов финанси­рования, позволяющих людям со средним достатком улучшать жилищные условия не только за счет текущих заработков и имею­щихся сбережений, но и будущих доходов.

Необходимо создать эффективную систему привлечения бан­ковских кредитов, средств предприятий и организаций, частных инвесторов и населения. Государственная поддержка должна быть сконцентрирована преимущественно на создании условий для рас­ширения источников и увеличения объемов финансирования жи­лищного строительства.

Следует добиться прозрачности конкурсных процедур при пре­доставлении земельных участков для строительства или продаже права на заключение договора аренды земельного участка, а также устранения административных ­барьеров на рынке жилищного стро­ительства. Конкурсные процедуры должны включать не только тор­ги и аукционы, но и предварительный анализ финансового состояния застройщиков, их ресурсной обеспеченности, деловой репутации, профессиональной компетентности.

Повышенное внимание должно быть уделено безопасности и надежности как вновь вводимых, так и уже действующих зданий и сооружений.

Важно организовать комплексный мониторинг состояния стро­ительной сферы и рынка недвижимости, повысить ответственность при проведении экспертизы проектно-сметной документации, при­меняемых строительных технологий и материалов.

При проектировании и строительстве современных жилых ком­плексов должно предусматриваться оптимальное сочетание объек­тов социальной инфраструктуры — детских и спортивных площадок, мест отдыха, парковок, гаражей и автостоянок, предприятий торгов­ли и общественного питания.

Необходимо добиться роста качественных показателей и улуч­шения структурных характеристик отрасли, обновления производ­ственных мощностей и материально-технической базы.

На основе внедрения инновационных технологий следует нара­щивать собственное производство высококачественных строитель­ных материалов, изделий и конструкций, способных конкурировать с импортной продукцией.

Возрастающие потребности в грузопассажирских перевозках требуют дальнейшей модернизации транспортного комплекса. Се­годня необходимы новейшие транспортно-технологические систе­мы, транспортно-распределительные центры с высокими параметрами пропускной способности и сервиса.

Предстоит обновление и пополнение подвижного состава, мо­дернизация производственных баз предприятий транспорта, рекон­струкция транспортных узлов и подходов к железнодорожным станциям, речным портам и терминалам, совершенствование управ­ления воздушным движением.

Актуален вопрос повышения уровня безопасности, качества и конкуренто­способности предоставляемых транспортных услуг, а так­же расширения участия организаций республики на российском и международном рынках автомобильных, железнодорожных, авиаци­онных и водных перевозок.

Для активного развития дорожного хозяйства требуется:

— расширение сети автомобильных дорог в рамках центрального автодорожного коридора, в том числе завершение реконструкции автомагистралей федерального значения М-5 «Урал» (Москва-Рязань-Пенза-Самара-Уфа-Челябинск) и М-7 «Волга» (Москва-Казань-Уфа);

— повышение категорийности существующей сети автомобильных дорог, в том числе служащих подъездами к центрам муниципальных образований и объектам санаторно-курортного назначения;

— строительство обходов крупных населенных пунктов;

— возведение мостов и мостовых переходов, в том числе за счет сноса аварийных и не отвечающих требованиям безопасности до­рожного движения.

В сфере информатизации и связи особое значение имеет расши­рение использования информационных технологий. Следует актив­нее внедрять волоконно-оптические линии связи, ускорить установку цифрового оборудования.

Необходимо приступить к реализации Программы информати­зации «Электронный­ Башкортостан» на 2006—2010 годы, предус­матривающей развитие республикан­ских информационных ресурсов и систем информационно-коммуникационного ­взаимодействия ор­ганов государственной власти и местного самоуправления, бюджет­ных организаций республики; повышение эффектив­ности проведения закупок­ товаров и услуг для государственных и муни­ципальных нужд; совершенствование комплексной системы опла­ты услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Серьезные преобразования продолжаются в жилищно-коммунальной сфере. Нужно повысить качество и обеспечить доступность предоставляемых коммунальных услуг, добиться расширения их ви­дов и оперативности выполнения.

Следует принять конкретные меры по привлечению частных инвестиций в коммунальную сферу на основе концессионных со­глашений, совершенствованию управления, оказанию собственни­кам жилья помощи в выборе способов управления жилым фондом, созданию товариществ собственников жилья. Отбор управляющих организаций должен осуществляться исключительно на конкурс­ной основе.

Надлежит продолжить обновление основных фондов, оптимиза­цию инженерно-коммунальных сетей, поиск и принятие новых технических решений по загрузке имеющихся мощностей, внедре­ние энергоресурсосберегающих технологий.

В 2006 году требуется обратить особое внимание на рост цен на жилищно-коммунальные услуги и плату за содержание жилья, орга­низовать строгий контроль за изменением тарифов.

Необходимо обеспечить антимонопольный контроль за сделка­ми с объектами сетевого хозяйства коммунальной инфраструкту­ры, находящимися в государственной или муниципальной собственности.

В рамках Года благоустройства важно принять меры по обуст­ройству жилого фонда, организации устойчивой и качественной работы жилищно-коммунальных предприятий, улучшению санитар­ного состояния населенных пунктов и прилегающих­ к ним природ­ных объектов, созданию условий для отдыха. Для этого нужна скоординированная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий и организаций, обществен­ных объединений, самих граждан.

В центре внимания органов местного самоуправления должны находиться вопросы формирования в каждом населенном пункте благоприятной жизненной среды. Ее облагораживание должно стать не только хозяйственной, но и нравственной задачей. Здесь важны испытанные формы и методы работы, активность самого населения.

Надо продолжить добрые традиции всенародных субботников, использовать массовую активность населения при подготовке к спортивным и культурным мероприя­тиям, шире практиковать про­ведение праздников «Здравствуйте, односельчане!».

Рост потребительского спроса требует более динамичного раз­вития торговой отрасли. Речь идет о современном маркетинге, при­менении торговых и логистических технологий, создании прогрессивных структур оптовой торговли, совершенствовании уп­равления ассортиментной политикой и запасами, комплексном под­ходе к организации обслуживания населения.

Чрезвычайно важными становятся мониторинг потребительского рынка, реальная защита прав потребителей, обеспечение безопас­ности товаров (услуг), недопущение торговли контрафактной про­дукцией. Предмет особого внимания — производство и оборот алкогольной продукции.

Торговая политика должна быть направлена преимуществен­но на развитие собственной инфраструктуры товарного рынка и активную поддержку республиканских товаропроизводителей. Сле­дует оптимизировать структуру и размещение стационарных пред­приятий торговли и объектов мелкой розницы.

Правительству предстоит принять конкретные меры государ­ственной поддержки потребительской кооперации в сфере произ­водства, заготовок и переработки сельскохозяйственной продукции и сырья.

Органам местного самоуправления совместно с Башпотребсоюзом важно восстановить прежние позиции в торгово-заготовительной деятельности и, в целом, потребительской кооперации.

Необходимо ускорить разработку комплексной программы раз­вития торговли до 2010 года.

Значительным экономическим потенциалом обладает малое и среднее предпринимательство. В прошедшем году Башкортостан за­нял второе место среди регионов России по степени благоприят­ности бизнес-климата. В то же время, несмотря на значительные успехи малого бизнеса, доля его в валовом региональном продукте и доходах бюджетов всех уровней остается низкой.

Правительству совместно с Ассоциацией организаций предпри­нимательства предстоит выработать стабильные правила, способ­ствующие успешному развитию бизнеса, его конструктивному взаимодействию с государством.

Для поддержки наукоемкого и фондоемкого предприниматель­ства целесообразно создание инвестиционно-венчурных фондов. Заслуживает внимания инициа­тива о проведении в республике международной недели предпринимательства.

Важным элементом государственной поддержки малого бизнеса должно стать обеспечение полноты и доступности информацион­ных баз данных о свободных сырьевых и трудовых ресурсах, неис­пользуемых производственных мощностях и объектах, о закупках товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд, реализуемом или сдаваемом в аренду, государственном и муници­пальном имуществе. Активнее надо развивать народно-художествен­ные промыслы.

Следует и дальше повышать социальную ответственность пред­принимательства. Как подчеркивает Президент России, «...успешное решение наболевших социальных вопросов — это общая задача биз­неса и государства». Мы должны обеспечить легализацию выплаты заработной платы. Требуются жесткие меры по наведению порядка и в игорном бизнесе.

Продолжает развиваться внешнеэкономическая деятельность Башкортостана. Торговыми партнерами республики являются 85 стран мира.

Необходимо более деятельное и результативное участие рес­публики в межправительственных комиссиях, рабочих группах, де­ловых Советах по торгово-экономическому сотрудничеству с зарубежными странами. Следует принять действенные меры по улуч­шению работы зарубежных представительств. При этом важно пол­нее использовать потенциал народной дипломатии, инициативы общественных организаций, соотечественников, проживающих за рубежом, для улучшения делового взаимодействия с иностранны­ми партнерами.

Наращивание экспортного потенциала Башкортостана, продви­жение республиканских товаров на внешний рынок требуют актив­ного расширения кооперационных связей, участия республиканских производителей в международных альянсах. Учитывая возрастаю­щий интерес зарубежных инвесторов, Правительство должно орга­низовать работу по привлечению в республику иностранных инвестиций с целью размещения высокотехнологичных и сбороч­ных производств.

Важно осваивать не только центр Башкортостана, но и другие территории, максимально используя ресурс соседних регионов. Осо­бенно это относится к тем нашим городам, которые обладают бога­той сырьевой и производственной базой, расположены вблизи транспортных магистралей и крупных промышленных центров. К примеру, Сибай отвечает этим условиям.

В связи с предстоящим вступлением России во Всемирную тор­говую организацию (ВТО) следует предпринять решительные дей­ствия по адаптации стратегически важных секторов республиканской экономики к новым условиям.

Современные интеграционные связи в стране усиливают роль Башкортостана как одного из опорных центров межрегионального сотрудничества. Сегодня у республики сложились торгово-эконо­мические отношения с 83 субъектами Российской Федерации. Сле­дует развивать деловые взаимоотношения с регионами Сибирского, Центрального, Южного федеральных округов. В этом году планиру­ется открытие Представительства Башкортостана в Приволж­ском федеральном округе. Необходимо последовательно повышать реаль­ную отдачу от деятельности наших представительств.

Многие возможные партнеры недостаточно осведомлены о рес­публике, ее ведущих предприятиях, благоприятных условиях для ве­дения бизнеса. Следовательно, нужно более эффективно проводить презентации Башкортостана, полнее использовать федеральные и региональные средства массовой информации, возможности сети Интернет.

В инвестиционной политике назрела потребность в комплекс­ной программе международного и межрегионального инвестици­онного сотрудничества. Целесообразно выйти с предложением в Организацию Объединенных Наций по промышленному разви­тию (ЮНИДО) о проведении международной конференции по вопросам привлечения в республику иностранных инвестиций.

В целях поиска и комплексного сопровождения инвестицион­ных проектов, способствующих дальнейшему инновационному раз­витию экономики, при Президенте Республики Башкортостан создан Центр стратегических разработок. Основными направлениями его работы должны стать формирование соответствующей инфраструк­туры для привлечения и сопровождения инвестиционных проектов, включая их экспертизу, оказание сервисных услуг инвесторам по принципу «единого окна», а также создание специализированного банка данных. Правительству республики необходимо оказать со­действие в становлении и деятельности этого Центра.

Поступательное развитие республики требует активного учас­тия банков­ской системы. Правительство и Национальный банк Рес­публики Башкортостан должны совместными усилиями обеспечить расширение социально-ориентированных и стратегически значи­мых направлений кредитования, в первую очередь, таких, как Феде­ральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до 2007 года», мероприятия, связанные с подготовкой к 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России, приоритетные национальные проекты.

Банковскому сообществу совместно с республиканскими орга­нами исполнительной власти в целях совершенствования механиз­ма адресной доставки денежных выплат, предоставляемых государством льготным категориям населения, и обеспечения их пер­сонифицированного учета необходимо разработать и в текущем году приступить к реализации проекта «Социальная карта Башкорто­стана». Это будет способствовать развитию потребительского кре­дитования с использованием пластиковых карт, повышению удобств и ускорению платежей, предоставлению для социально незащищен­ных групп населения скидок на приобретение товаров первой не­обходимости.

Цель дальнейшего развития фондового рынка — рост капитализации республиканских эмитентов и расширенное использование возможностей рынка ценных бумаг для инвестирования реального сектора экономики. Следует добиваться прозрачности в деятельно­сти акционерных обществ, защиты прав акционеров.

На страховом рынке необходимо внедрять новые страховые продукты и услуги в инновационной деятельности, сельскохозяйствен­ном производстве, строительстве, торговле. Требуется повышать доступность услуг и ответственность страховых компаний, в том числе при участии в ипотечных схемах приобретения жилья.

В текущий год республика вступила с новым бюджетным устройством. Изменились полномочия участников бюджетного про­цесса и порядок его организации, существенно преобразованы подходы к формированию местных бюджетов.

В этих условиях важны:

— повышение роли и качества среднесрочного прогнозирования и бюджетного планирования;

— совершенствование механизмов применения программно-целе­вых методов при планировании и осуществлении бюджетных рас­ходов;

— обеспечение долгосрочной сбалансированности доходов и рас­ходов бюджета республики и местных бюджетов;

— безусловное выполнение принятых расходных обязательств и повышение результативности бюджетных расходов;

— ориентация бюджетных расходов на реализацию приоритетных направлений государственной политики;

— развитие системы конкурсных закупок продукции для государ­ственных и муниципальных услуг;

— осуществление казначейской системы исполнения бюджетов;

— совершенствование межбюджетных отношений, способствую­щих наращиванию налогового потенциала, повышению эффектив­ности использования бюджетных средств и муниципальной собственности.

Необходимо обеспечить целевое и эффективное использование средств федерального бюджета и бюджета Республики Башкорто­стан, выделяемых на реализацию Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до 2007 года» и плана основных мероприятий, связанных с подготов­кой и празднованием 450-летия добровольного вхождения Башки­рии в состав России. Следует принять меры по своевременному получению средств из федерального бюджета, привлечению вне­бюджетных средств на указанные цели в утвержденных объемах.

Малые и средние города являются важными центрами роста для близлежащих территорий. Уже неоднократно говорилось о не­обходимости диверсификации их экономики. Однако положитель­ных примеров пока мало.

Между тем, результаты развития города Агидели показывают, как следует решать эти вопросы. За время функционирования зоны экономического благоприятствования собственные дохо­ды городского бюджета увеличились более чем в 15 раз. В городе освоены новые виды экономической деятельности. Построен крупный нефтеналивной терминал, обеспечивающий отгрузку продукции на суда класса «река-море». Открылись современные промышленные производства, в том числе корпусной мебели, си­ликатного кирпича. Планируется дальнейшее развитие речного порта, строительство завода по переработке металлического лома, внедрение передовых технологий деревообработки, современных строительных материалов.

Необходимо признать, что при решении назревших социально-экономических проблем малых и средних городов не хватает целе­направленности, согласованности и системности. Правительству следует тщательно изучить этот вопрос и принять более действен­ные меры, в полную силу используя инструменты государственного регулирования.

Требуют совершенствования имущественные и земельные отношения. Правительству нужно более активно заниматься оптимиза­цией структуры государственной собственности, исходя из целесообразности участия республики в управлении предприятия­ми и обеспечения экономической безопасности. Следует провести инвентаризацию закрепленного за предприятиями и учреждения­ми государственного имущества и навести порядок в правоуста­навливающих документах.

Для улучшения планирования работы унитарных предприятий необходима систематизация соответствующей нормативной право­вой базы. Нужен регулярный мониторинг параметров утвержден­ных бизнес-планов хозяйственных обществ с участием республики. Это обеспечит действенный контроль за их деятельностью.

Правительству совместно с органами местного самоуправле­ния предстоит завершить процесс оформления документов по пе­редаче государственного имущества республики в муниципальную собственность.

В соответствии с республиканским законом «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» уполномочен­ным министерствам и ве­домствам совместно с органами местного самоуправления следует организованно провести мероприятия по наделению граждан долями из земель сель­скохозяйственного ­на­значения. Здесь исключительно важна широкая разъяснительная работа.

Необходимо продолжить меры по становлению и развитию еди­ной республиканской системы антикризисного управления, основан­ной на конструктивном взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления, налоговой и регистра­ционной служб. Применение процедур банкротства должно быть ориентировано не на ликвидацию предприятия, а на вывод хозяй­ствующего субъекта из кризисного положения. Как отмечает Пре­зидент Российской Федерации В.В.Путин, «...следует применять такие формы погашения задолженности, которые обеспечивали бы интересы государства, не разрушая экономику и не загоняя бизнес в тупик».

Особое внимание следует уделять профилактике преднамерен­ных банкротств. Добросовестная предпринимательская деятельность и право собственности должны быть надежно защищены.

В условиях отмены лицензирования и введения института само­регулирования оценочной деятельности требуются дополнительные меры по обеспечению экономических интересов республики, хо­зяйствующих субъектов и граждан.

Экология, вопросы охраны и эффективного использования лес­ного фонда, надежная защита от чрезвычайных ситуаций приобре­тают всё более важное значение. Республика должна в полном объеме реализовать здесь свои полномочия. Надо завершить создание рес­публиканского банка информации в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Это поможет сохранить нашу уникаль­ную флору и фауну.

Важными задачами в недропользовании являются экономиче­ская оценка имеющихся сырьевых ресурсов, прогнозирование по­требностей в минеральном сырье, регулирование и развитие региональных геологических исследований. Нужно энергичнее вес­ти поиск месторождений основных видов полезных ископаемых для дальнейшего воспроизводства минерально-сырьевой базы.

Следует продолжить работу по защите территорий от паводков и загрязненных стоков, обеспечению населенных пунктов качествен­ной питьевой водой. Нельзя допускать строительства несанкциони­рованных объектов в водоохранных зонах и на особо охраняемых природных территориях.

Значительный износ основных фондов в отраслях реального сектора экономики повышает риски возникновения аварийных ситуаций. Защита населения, инфраструктуры и потенциально опас­ных объектов от угроз техногенного и природного характера при­обретает особую значимость. Следует усилить оперативность соответствующих служб, эффективнее использовать материально-финансовые и информационные ресурсы. Необходимо улучшать государственную систему надзора и контроля, оптимизировать дея­тельность всех органов власти, задействованных в этом процессе.

Таким образом, основными направлениями экономической поли­тики в этом году становятся продолжение модернизации, инновацион­ное наполнение, повышение конкурентоспособности и эффективности экономики; более активное привлечение средств российских и зару­бежных инвесторов; развитие Башкортостана как опорного региона; формирование условий для успешной реализации национальных при­оритетных проектов и мероприятий по подготовке к 450-летию добро­вольного вхождения Башкирии в состав России; обеспечение дальнейшего динамичного и качественного экономического роста во благо народа Башкортостана и всей страны.


Преобразования в социальной сфере — для достижения нового качества жизни людей


Важнейшая особенность современного Башкортостана — соци­альная направленность экономики, огромное внимание к социаль­ной сфере со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. За последние годы мы в полной мере использова­ли экономический потенциал республики для устранения диспро­порции между мощной промышленностью и недостаточным развитием отраслей, непосредственно работающих на нужды насе­ления. Осуществлен реальный социальный рывок, который вывел Башкортостан в число наиболее благополучных регионов страны.

В нашей республике выработана эффективная социальная по­литика, применяются программно-целевые методы решения клю­чевых задач. В текущем году предстоит дальнейшее усиление наших действий в этой сфере.

Все должно быть направлено на неуклонное повышение уровня и качества жизни людей, в том числе реализация национальных про­ектов; подготовка к 450-летию добровольного вхождения Башки­рии в состав России; широкая программа Года благоустройства; целенаправленная работа по увеличению реаль­ных доходов населения и многое другое.

В течение последних лет в республике неуклонно растет благо­состояние народа. В 2005 году реальные располагаемые денежные доходы людей повысились на 14,7%, заработная плата — на 10,2%, что обусловило рост покупательной способности населения. Объем розничного товарооборота увеличился за прошедший год на 21,3%, платных услуг — на 9,6%.

Однако актуальными остаются проблемы преодоления значитель­ного разрыва в доходах граждан, обеспечения достойного уровня оп­латы труда. В прошлом году принята специальная программа мер по повышению заработной платы работников организаций внебюджетно­го сектора экономики и бюджетной сферы, рассчитанная на период до 2008 года. На основе жесткого контроля за ходом ее выполнения Правительство должно добиваться поэтапного увеличения реальных доходов людей. Следует четко отслеживать и реализацию действую­щего Генерального соглашения между Правительством, объедине­ниями работодателей и Федерацией профсоюзов Республики Башкортостан как важнейшего механизма социального партнер­ства в деле повышения уровня и качества жизни граждан.

Обновление законодательства о местном самоуправлении и воз­растание роли муниципальной власти в решении социально-эко­номических задач своих территорий требуют развития социального партнерства на местах. Создание трехсторонних комиссий в райо­нах и городах, обеспечение их тесного взаимодействия с Республи­канской комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, заключение территориальных соглашений должны уси­лить защиту законных прав и интересов работающего населения.

Необходима постоянная работа по улучшению условий и охра­ны труда, профилактике производственного травматизма и профес­сиональной заболеваемости. На это направлена соответствующая республиканская целевая программа, рассчитанная на 2006—2008 годы. Правительству совместно с Федерацией профсоюзов, органа­ми государственного надзора и муниципальных образований сле­дует активизировать деятельность по аттестации рабочих мест, улучшению условий труда, добиваться снижения численности ра­ботающих в неблагоприятных условиях.

Особо значимой проблемой остается занятость населения. В 2005 году выросла заявленная предприятиями и организациями потреб­ность в работниках, а уровень зарегистрированной безработицы сни­зился с 1,9% до 1,5%. Вместе с тем, в ряде районов и городов этот показатель превышает среднереспубликанский в два и более раза. Подавляющее большинство зарегистрированных безработных — женщины (72%). Сохраняет свою остроту и вопрос трудоустройства инвалидов.

В связи с предстоящей передачей органам государственной вла­сти субъектов Российской Федерации полномочий в области обес­печения занятости населения Правительству республики следует подготовить проект соответствующего закона. Он должен способ­ствовать эффективному регулированию рынка труда и дальнейше­му повышению уровня жизни населения. Необходимо также увеличивать объемы общественных работ, активнее содействовать в предпринимательской деятельности.

В прошлом году началась реализация федерального законода­тельства по замене льгот денежными выплатами и перераспределе­нию полномочий в сфере социальной защиты граждан. Это затронуло интересы значительной части населения. Так, общая численность федеральных и региональных льготников в республике в конце 2005 года составила около 860 тысяч человек. Необходимо продолжить реа­лизацию мер по их социальной поддержке, дополнительному ле­карственному обеспечению и санаторно-курортному лечению, а также разъяснению нововведений законодательства. При этом Пра­вительству следует изыскать дополнительные возможности для уве­личения размера ежемесячных денежных выплат для региональных льготников.

В год 60-летия Победы советского народа в Великой Отечествен­ной войне многое сделано для улучшения жизни ветеранов. Даль­нейшее повышение благосостояния ветеранов войны и труда и впредь должно быть предметом самого пристального внимания.

Несмотря на принимаемые меры, сохраняется большая очеред­ность граждан пожилого возраста и инвалидов на прием в стацио­нарные учреждения социального обслуживания. Один из вариантов решения этой проблемы — использование зданий, высвобождаю­щихся в здравоохранении в результате оптимизации коечной сети. Правительству республики следует отработать механизмы перепро­филирования данных больниц. По согласованию с органами мест­ного самоуправления должны быть намечены и осуществлены мероприятия по дальнейшему развитию системы учреждений со­циального обслуживания, в первую очередь, там, где нет соответ­ствующей инфраструктуры.

В условиях реформирования социальной политики чрезвычайно важно обеспечить эффективную работу территориальных органов Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, их тесное взаимодействие с муниципальными обра­зованиями, наладить скоординированное функ­ционирование подве­домственных данному министерству учреждений. ­Совместными усилиями всех ветвей и уровней власти следует последовательно улуч­шать социальную поддержку населения.

Вопрос особой заботы — охрана семьи, материнства, отцовства и детства. Так, за 2005 год ежемесячное пособие на ребенка выпла­чено более 320 тысячам граждан на общую сумму 528,1 млн. рублей. С января 2006 года его размер увеличен, но все еще остается невы­соким. В связи с этим Правительству республики следует прорабо­тать вопрос об увеличении «детских» пособий. Кроме того, давно назрела необходимость введения стимулирующих выплат при рож­дении в семье второго и третьего ребенка.

В текущем году необходимо также продолжить совершенствова­ние государственной поддержки многодетных семей, установлен­ной республиканским законодательством, выйти с законодательной инициативой в Государственную Думу о значительном усилении охраны материнства на общегосударственном уровне.

Несмотря на принимаемые меры, пока еще сохраняется низкая рождаемость и высокая смертность населения. Последовательная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства призвана улуч­шить демографическую обстановку, в частности, обеспечить увели­чение количества создаваемых семей и рост рождаемости. На это направлен и принятый Правительством план мероприятий по реа­лизации Концепции долгосрочной демографической политики рес­публики.

Важное значение мы придаем доступности и качеству медицин­ской помощи. Вопросы здравоохранения были всесторонне рассмот­рены на выездном заседании Совета Республики Башкортостан в северных районах республики в сентябре 2005 года. Такая практика обсуждения актуальных проблем с участием руководства республи­ки, глав администраций муниципальных образований, медицинских работников должна и впредь способствовать совершенствованию медицинского обслуживания населения, проведению назревших преобразований в отрасли.

Свою роль здесь должна сыграть реализация общероссийского национального проекта в сфере здравоохранения. В течение ближай­ших лет нам предстоит укрепить ресурсную базу первичного звена медико-санитарной помощи, в том числе амбулаторной службы, уси­лить профилактическую направленность отрасли. Правительство должно решить необходимые организационные вопросы и по дис­пансеризации работающих, введению новых программ медицинско­го обследования новорожденных, проведению дополнительной иммунизации населения, выработке у людей культуры здоровья, мотивации к его сохранению.

Нам необходимо более настойчиво внедрять в медицине высо­кие технологии. В частности, следует предпринять меры для даль­нейшего развития в республике онкологии, сердечно-сосудистой хирургии, травматологии и ортопедии, нейрохирургии и гематологии. Для оказания высокотехнологичной медицинской помощи по этим направлениям должны быть созданы соответствующие современным требованиям условия обследования и лечения больных, позволяю­щие использовать новейшие достижения медицинской науки.

Значительный импульс работе по предупреждению заболева­ний, укреплению физического здоровья, формированию здорового образа жизни придали мероприятия Года профилактики наркома­нии, алкоголизма и табакокурения. Следует и в дальнейшем повы­шать доступность и результативность лечения больных наркоманией и алкоголизмом, активизировать их социальную реабилитацию.

В условиях разграничения полномочий между различными уров­нями власти важно продолжить совершенствование системы управления здравоохранением — оптимизацию структуры министерства, формирование органов управления здравоохранением на местах.

Большего внимания требует кадровое обеспечение отрасли, в том числе улучшение социальной поддержки, повышение заработ­ной платы медицинского персонала. Необходимо также достаточ­ное финансовое обеспечение обязательной послевузовской подготовки и сертификации медицинских работников. Актуаль­ной остается и поддержка медицинской науки, ориентация её на разработку высокотехнологичных методов оказания врачебной помощи.

В целях дальнейшего развития санаторно-курортного комплекса Башкортостана Министерству здравоохранения следует обеспечить эффективную координацию деятельности всех здравниц по повы­шению уровня сервиса и качества обслуживания. В сжатые сроки предстоит провести подготовительную работу для участия Башкор­тостана в предстоящем федеральном конкурсе на создание туристско-рекреационных особых экономических зон. Этот инвестиционный проект может дать дополнительные возможности для наращивания потенциала наших санаторно-курортных учреждений, внутреннего и въездного туризма.

Важно постоянно наращивать потенциал физической культуры и спорта. Сейчас к различным формам оздоровления приобщены более миллиона жителей республики. В городах и сельской местно­сти ускоренными темпами вводятся в эксплуатацию спортивные и физкультурно-оздоровительные комплексы, залы и площадки. Эта работа должна быть продолжена. Дальнейшему физическому разви­тию населения, подготовке мастеров спорта и достойной спортив­ной смены, формированию у каждого человека побудительных мотивов к физическому совершенствованию и здоровому образу жизни будет способствовать и новая республиканская комплексная программа по развитию физической культуры, спорта и самодеятельного ту­ризма до 2010 года.

Для решения проблем подрастающих поколений необходимо уси­лить внимание к реализации Президентской программы «Моло­дежь Башкортостана». Это позволит улучшить положение молодежи в обществе, будет способствовать укреплению ее здоровья, трудоус­тройству, воспитанию гражданственности и патриотизма. Предсто­ит также значительно расширить работу в рамках республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждаю­щихся в улучшении жилищных условий.

Все возрастающее значение сегодня приобретает обучение и воспитание детей и молодежи, целенаправленное формирование всесторонне развитой и творчески мыслящей личности, подготов­ка и переподготовка квалифицированных специалистов. Как от­метил Президент Российской Федерации В.В.Путин, «...основой для прорывного инновационного развития страны, для укрепле­ния ее конкурентоспособности должна стать система отечествен­ного образования».

На это направлена реализация национального проекта, охватывающего общеобразовательную и профессиональную школы. По сути это инновационный подход к развитию отрасли, который, в конеч­ном счете, должен вывести ее на новый уровень, обеспечить высокие стандарты качества образования. В связи с этим нужно активнее создавать учебные заведения нового типа, интегрирующие образо­вательную, научную и производственную деятельность, сформиро­вать единую образовательно-информационную среду.

В рамках национального проекта в течение двух лет на поддерж­ку более 200 передовых учреждений и свыше 700 учителей респуб­лики из федерального бюджета будет выделено около 300 млн. рублей. При этом важно добиваться, чтобы поддержка оказывалась именно лучшим учреждениям и педагогам-новаторам, а также талантливой молодежи.

Кроме того, предусмотрены ежемесячные доплаты классным руководителям в размере одной тысячи рублей. Наряду с этим адми­нистрациям муниципальных районов и городских округов рекомен­довано сохранить и существующие в республике доплаты учителям за классное руководство.

Правительству следует проработать вопрос и об учреждении рес­публиканской системы грантов. Главное при этом — целенаправ­ленное повышение доступности и качества образования, значительное укрепление материально-технической базы учебных заведений.

За последние 5 лет на развитие системы общего и профессионального образования из республиканского бюджета направлено около 51,7 млрд. рублей. Объем финансирования за этот период увеличился в 2,36 раза, причем фонд оплаты труда — в 4 раза.

Особое значение мы придаем строительству школ, лицеев и гим­назий. В прошлом году введено в эксплуатацию более 40 объектов почти на 5 тысяч мест, а в этом — планируются строительство и рекон­струкция еще 43. Предстоит также значительно укрепить матери­ально-техническую базу детских домов, прежде всего в сельской местности.

Важнейшим фактором модернизации образования становятся целевые программы. Только в прошлом году на их выполнение было направлено свыше 263 млн. рублей. Дан старт еще четырем програм­мам: «Дети Республики Башкортостан», по развитию сельской школы, компьютеризации системы образования и обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений. Следует ускорить также решение актуальных вопросов развития дополнительного образо­вания детей, подростков и молодежи, укрепления материальной и учебно-производственной базы учреждений начального професси­онального образования и повышения социального статуса педаго­гических кадров. Министерству образования нужно в сжатые сроки разработать соответствующие целевые программы.

Важно обеспечивать полноценное развитие дошкольников, со­здавать им равные стартовые возможности для учебы за счет орга­низации при дошкольных и общеобразовательных учреждениях групп кратковременного пребывания детей. Особое внимание должно уде­ляться введению предпрофильной подготовки в основной и про­фильного обучения — в средней школе. Это позволит улучшить профессиональную ориентацию старшеклассников, целенаправленно подготовить их к выбору жизненного пути в соответствии со спо­собностями и потребностями.

Должно расширяться и совершенствоваться изучение русского языка, языков всех других народов, проживающих в республике. С целью создания необходимых условий для изучения башкирского языка как государственного Министерству образования следует ускорить разработку соответствующих учебно-методических комп­лексов, совместно с администрациями муниципальных районов и городских округов и директорами образовательных учреждений ре­шить вопросы их материального и кадрового обеспечения.

Требуется более активно внедрять в образовательный процесс информационные технологии. Сегодня выход в Интернет имеют 633 основные и средние школы республики, а в рамках национального проекта планируется подключить к этой сети еще около 1500. Пред­стоит внедрить электронные учебные ресурсы и соответствующую программно-техническую инфраструктуру для широкого исполь­зования дистанционных форм обучения.

Под особым контролем органов государственной власти и мест­ного самоуправления должны находиться проблемы организации летнего отдыха и оздоровления детей. Последние несколько лет по данному вопросу мы занимаем передовые позиции в России. Толь­ко в прошлом году на эти цели из различных источников было на­правлено около 676 млн. рублей. Необходимо сохранить достигнутые результаты, ни в коем случае не допускать ухудшения создавшейся благоприятной ситуации.

В целом необходима комплексная система оценки уровня обра­зования, учитывающая качество успеваемости и знаний учащихся, эффективность воспитательной работы, создание условий для пол­ноценной учебы и отдыха школьников.

В связи с передачей в ведение республики 107 федеральных уч­реждений начального и 18 — среднего профессионального образо­вания необходима оптимизация территориальной сети учреждений профессионального образования. Ранее уже была поставлена задача по формированию университетских комплексов, объединяющих уч­реждения всех уровней профессионального образования. Но пока только Башкирский государственный педагогический университет создал такой комплекс, куда вошли 13 педагогических колледжей. Все еще слабо организована интеграция вузов и ссузов с учрежде­ниями начального профессионального образования. Министерству образования республики совместно с Советом ректоров вузов и Советом директоров ссузов следует усилить эту работу.

Сейчас диплом единого образца получает выпускник известно­го в стране государственного университета, имеющего солидную материально-техническую базу и опытный профессорско-препо­давательский состав, и небольшого частного вуза, арендующего по­мещения, где зачастую работают почасовики недостаточно высокой квалификации. Поэтому впредь создание и деятельность негосудар­ственных вузов и их филиалов должны находиться под постоянным контролем Министерства образования и Совета ректоров вузов Баш­кортостана.

Межведомственному координационному совету по кадровому обеспечению отраслей экономики и социальной сферы при Пра­вительстве республики следует сформировать четкую систему про­гнозирования и государственного регулирования подготовки кадров. Главным организатором здесь должно выступить Министерство эко­номического развития и промышленности республики.

Важно усилить контроль за реализацией в республике Феде­ральной программы подготовки управленческих кадров для орга­низаций народного хозяйства. За 1998—2005 годы Башкирский консорциум образовательных учреждений подготовил по этой про­грамме около 900 специалистов в области менеджмента. Из них 217 прошли стажировку в зарубежных странах. Вместе с тем ее выпуск­ники, несмотря на высокую квалификацию, остаются практически невостребованными. Республиканским органам исполнительной вла­сти, руководителям предприятий целесообразно пересмотреть свое отношение к выпускникам данной программы. Повсеместно нужна система формирования резерва руководящих кадров.

Важной частью реформирования научно-инновационной сферы является совершенствование деятельности научных учреждений. В рамках федеральной Программы модернизации функций, структу­ры и механизмов финансирования академического сектора науки необходима интеграция фундаментальных и прикладных исследо­ваний, инновационной деятельности научных учреждений Башкор­тостана. В Академии наук республики нужно создать инновационную инфраструктуру для преобразования в рыночный продукт соответ­ствующих разработок, организации научно-производственной коо­перации институтов и частных фирм. Одна из главных ее задач — формирование системы контроля за результативностью научно-производственных организаций. Важной составляющей инноваци­онной системы должен стать и вузовский сектор науки.

Цель реформирования научной сферы — повышение экономиче­ской и социальной эффективности исследований. Пока недостаточно разработаны научные аспекты повышения региональной конкурен­тоспособности и энергетической безопасности, улучшения демо­графической ситуации и качества жизни населения, снижения экологической напряженности. Главную роль здесь должны играть Академия наук Республики Башкортостан и институты Уфимского научного центра Российской академии наук.

Связующее звено общественной жизни, животворный источник единства и согласия народов Башкортостана — многонациональная культура. Республиканский фестиваль народного творчества, посвя­щенный 60-летию Победы советского народа в Великой Отече­ственной войне, культурные программы Дней Салавата Юлаева, 125-летнего юбилея первого народного поэта Башкортостана Мажита Гафури, другие традиционные праздники внесли большой вклад в духовный подъем башкортостанцев, формирование у соотечествен­ников подлинного патриотизма и высокой нравственности.

Эти прекрасные традиции народной памяти необходимо про­должать и в дальнейшем. В текущем году предстоит на высоком уров­не провести 175-летие поэта-гуманиста и просветителя тюркского мира Мифтахетдина Акмуллы, 110-летие со дня рождения видного общественного и политического деятеля республики Шагита Худайбердина, ряд крупных международных форумов и фестивалей.

В преддверии 450-летия добровольного вхождения Башкирии в состав России возрастает роль национально-культурных объедине­ний, историко-культурных центров, творческих союзов — писателей, художников, композиторов, кинематографистов, всей нашей худо­жественной интеллигенции. Они призваны приобщать людей к ис­тории родного края, способствовать сохранению и возрождению народных традиций, обрядов и промыслов, самобытной культуры народов, воспитанию на этой основе любви к своей Родине. Необ­ходимо более активно противостоять проявлениям псевдокультуры, защищать национальные духовные и нравственные ценности Баш­кортостана и России.

Республика занимает лидирующие позиции в стране по коли­честву библиотек, музеев и клубных учреждений. Ни в одном другом ее субъекте не строится столько театров, других объектов культуры и искусства. Важно не останавливаться на достигнутом. Необходи­мо продолжать модернизацию и благоустройство действующих уч­реждений культуры, повышать качество оказываемых услуг населению.

В текущем году предстоит завершить реконструкцию Башкир­ского государственного академического театра драмы имени М. Гафури, отделочные работы и монтаж оборудования в Уфимском государственном татарском театре «Hyp». Будет осуществлен боль­шой объем работ по строительству нового здания Дома дружбы на­родов, реконструкции зданий Государственного академического русского драматического театра, ряда учебных заведений культуры и искусства.

В области профессионального искусства нужны такие механиз­мы хозяйствования, которые позволили бы соединить государствен­ную поддержку и контракт­ное финансирование социального заказа. Приоритетной задачей в сфере кинематографии остается содей­ствие кинопроизводству, государственным и муниципальным кино­театрам.

Высокоразвитая духовная и физическая культура, качественное образование, современное здравоохранение и эффективная социальная поддержка населения — важнейшие составляющие благополучия об­щества. В Башкортостане они, наряду с постоянной государствен­ной поддержкой села и активным жилищным строительством, всегда были приоритетными направлениями социальной политики. Реше­ние федерального центра о начале реализации четырех национальных проектов должно стимулировать все органы государственной власти и местного самоуправления республики на еще более решительные действия по дальнейшему повышению уровня и качества жизни на­селения.


З а к л ю ч е н и е


Башкортостан приближается к знаменательной исторической дате — 450-летию добровольного вхождения в состав России.

Экономический рост и динамичный прогресс во всех сферах, стабильность и согласие в обществе создают надежную основу для подъема республики на более высокий уровень развития, повыше­ния благосостояния населения, укрепления роли Башкортостана как опорного региона страны.

Мы продолжаем реализацию нашей долгосрочной стратегии поступательного движения. Её главные направления: повышение эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления; развитие институтов демократии и граж­данского общества; строгое соблюдение прав и свобод граждан; выработка современной модели инновационного роста экономи­ки; повышение качества жизни и создание целостной системы социальной защиты людей; достижение высоких рубежей в образо­вании, науке, духовно-культурной сфере; укрепление дружбы и со­трудничества народов, гражданского мира и межконфессионального согласия в обществе.

Для успешного выполнения национальных проектов, программ и планов развития, всестороннего благоустройства жизни необхо­димо объединение усилий органов власти, трудовых коллективов, общественных организаций и граждан в созидательной работе во благо родного Башкортостана и всей великой России.

Уверен, что огромный потенциал республики, напряженный труд, талант и патриотизм башкортостанцев, последовательное и настой­чивое движение к поставленным целям приведут к построению про­цветающего Башкортостана XXI века.



Президент
Республики Башкортостан М. Рахимов


Дом Республики,
20 апреля 2006 года

Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2022