|
Послание Президента Республики Башкортостан народу и Государственному Собранию — Курултаю — Республики Башкортостан К новому качеству жизни людей (О положении в республике и основных направлениях ее развития в 2006 году)
В в е д е н и е Дорогие соотечественники!
Уважаемые депутаты Государственного Собрания — Курултая — Республики Башкортостан!
Прошедший год стал еще одной важной вехой в истории России. Значимы изменения в политической системе, направленные на консолидацию общества. Возрастает роль партий. Продолжается муниципальная реформа. Динамично развивается экономика. Происходят серьезные позитивные сдвиги в социальной сфере. Всенародный характер приобрело празднование 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. По инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина началась реализация четырех приоритетных национальных проектов «Образование», «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», «Развитие агропромышленного комплекса».
Большой вклад в поступательное движение страны вносит Башкортостан. Наша республика добивается устойчивого роста промышленного и сельскохозяйственного производства, повышения доходов и благосостояния людей, уровня образования и культуры. В течение многих лет Башкортостан занимает ведущие позиции в Российской Федерации по основным экономическим и социальным показателям, его характеризуют общественно-политическая стабильность и согласие.
Серьезные задачи будут решаться в наступившем году. Главное его содержание — дальнейшее повышение уровня и качества жизни людей, социальной защищенности граждан, продолжение начатых общественных преобразований.
В решающую фазу вступает подготовка к 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России. Это знаменательное событие в истории страны сыграло огромную роль в формировании Российского государства как великой евразийской державы, сплочении ее народов, национальной консолидации башкир. В 1557 году на территории России возник первый дружественный договорный союз — прообраз будущих федеративных отношений.
Достойная подготовка к этому историческому юбилею является одной из важнейших задач органов власти и местного самоуправления. Праздник станет подлинным фестивалем дружбы народов Российской Федерации, торжеством государственной национальной политики. Предстоит ввести в строй целый ряд крупных объектов. Все мероприятия необходимо провести на должном уровне и в установленные сроки. Это — дело чести органов власти, всех трудовых коллективов, каждого башкортостанца.
Главное для республики — идти по пути укрепления демократического и социального государства, дальнейшего подъема экономики и культуры.
Достижение намеченных рубежей требует нашей слаженной работы, объединения усилий государства и общества.
В соответствии со статьей 87 Конституции Республики Башкортостан обращаюсь к народу и Государственному Собранию — Курултаю — Республики Башкортостан с Посланием о положении в республике и основных направлениях ее развития в 2006 году.
Повышение действенности работы органов власти — важное условие дальнейшего развития республики Развитие Российской Федерации и ее регионов во многом определяется состоянием федеративных отношений. В этой сфере ряд предложений субъектов Федерации, в том числе Республики Башкортостан, уже учтены федеральными органами власти. Прежде всего, достигнута большая определенность в разграничении полномочий между центром и регионами. Поддержана инициатива по наделению высших должностных лиц субъектов Российской Федерации полномочиями по организации взаимодействия и координации деятельности региональных органов исполнительной власти и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Президентом В.В.Путиным поставлена задача расширения компетенции регионов посредством передачи им тех полномочий федерального центра, которые будут эффективнее осуществляться на их уровне.
Вместе с тем, такое перераспределение полномочий и расходных обязательств привело к ослаблению экономического потенциала отдельных российских регионов, а также, что особенно тревожно, к росту социальной напряженности. На субъекты Федерации по предметам совместного ведения возложены полномочия, осуществление которых требует значительных затрат и в полном объеме зачастую затруднительно, а порой — и невозможно. Преимущественно это вопросы социальной направленности — поддержка семей, имеющих детей; детей-сирот и безнадзорных детей; ветеранов труда и тружеников тыла; жертв политических репрессий; малоимущих и других категорий граждан. Таким образом, федеральный центр фактически переложил основной объем обязательств государства перед гражданами на региональный уровень. При этом, изменения межбюджетных отношений и налоговой системы обеспечивают поступление в федеральный бюджет наиболее значительной и легко собираемой части налогов и платежей.
Поэтому считаем, что межбюджетные отношения требуют дальнейшего совершенствования. Регионам нужны финансовая обеспеченность полномочий, изменение пропорций в распределении доходов между различными уровнями бюджетной системы.
Часты и порой противоречивы изменения в федеральном законодательстве. Только в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый в конце 2003 года, коррективы вносились 18 раз, в большинстве своем — принципиального характера. В результате субъекты Федерации, своевременно проводившие предусмотренные законом мероприятия, так и не могли реализовать все его возможности. Разработчики закона не учли сферы и объем решаемых на местах проблем. Менялись перечень вопросов местного значения, процедура регистрации уставов муниципальных образований. Неоднократно вносились изменения, касающиеся порядка и сроков реализации отдельных положений закона. Такая практика не способствует нормальному функционированию регионов.
Опыт республики по развитию системы договорных связей с Россией подтверждает плодотворность предусмотренного Основным законом страны конституционно-договорного принципа построения Федерации. Убеждены, что совершенствование договорных отношений между Федерацией и ее субъектами остается стратегически важным направлением государственной политики, и проводимые в стране преобразования и в дальнейшем должны вестись с учетом национальных, региональных и иных особенностей.
Прошедший год был напряженным в сфере законотворчества. Новации в федеральном законодательстве потребовали от депутатского корпуса профессиональной работы по согласованию республиканских нормативных правовых актов с федеральными. Государственное Собрание — Курултай — Республики Башкортостан во взаимодействии с Правительством, иными органами государственной власти республики приняло законы, необходимость которых отмечалась в Послании Президента Республики Башкортостан 2005 года.
Сегодня в своей деятельности парламент республики выходит на качественно новый уровень, в основе которого — концептуальная целостность правового регулирования общественной жизни.
Законодательные акты должны и впредь отвечать общепринятым мировым стандартам и потребностям общества. В этих целях следует обеспечивать проведение надлежащей экспертизы законопроектов в их комплексной взаимосвязи с обновляющимися нормами федерального законодательства, прогнозирование политических, социально-экономических и иных последствий их принятия. Целесообразность правовых норм, их адресность, четкость формулировок — основные требования к современному нормотворчеству.
Необходимо более эффективное взаимодействие с представителями Башкортостана в Федеральном Собрании, с фракциями Государственной Думы, обмен оперативной информацией с парламентами других регионов о законодательных инициативах, вносимых в Государственную Думу. Практика подтверждает результативность подобных совместных действий законодательных органов субъектов Федерации.
Важную роль в защите экономических интересов республики играет Контрольно-счетная палата Республики Башкортостан. Возрастание требований ко всем бюджетополучателям и должностным лицам по соблюдению финансово-бюджетной дисциплины, установленных норм и правил определяет актуальность совершенствования форм и методов ее работы.
Основные задачи, стоящие перед Правительством, республиканскими органами исполнительной власти, заключаются в создании условий для дальнейшего проведения социально-экономических реформ, новой промышленной и инвестиционной стратегии.
Многое предстоит сделать в связи с подготовкой к 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России. Особое значение должно быть придано успешной реализации приоритетных национальных проектов. Для конструктивного сотрудничества всех ветвей власти образованы Координационный совет по реализации приоритетных национальных проектов в Республике Башкортостан и соответствующие рабочие группы. Возможно создание и республиканских проектов, прежде всего, по вопросам внедрения наиболее передовых технологий и прогрессивных стандартов социального обслуживания, развития информационно-телекоммуникационных технологий, электронных форм мониторинга, использования Интернет-ресурсов.
В связи с расширением полномочий регионов следует обеспечить взаимодействие органов исполнительной власти республики с территориальными органами федеральной исполнительной власти, что будет способствовать осуществлению единой государственной политики во всех сферах общественного развития.
В целях повышения уровня работы Правительства как субъекта законодательной инициативы необходимо четко координировать выполнение министерствами и ведомствами программы подготовки законопроектов.
Так, принятие нового Жилищного кодекса Российской Федерации и республиканского закона о регулировании жилищных отношений требуют оперативной разработки подзаконных актов в целях реализации полномочий республики в этой области.
В деятельности органов исполнительной власти, принятии согласованных решений большую роль играют межведомственные консультативные и совещательные органы. Вместе с тем, не во всех случаях они действуют эффективно. Специфика деятельности подобных органов не всегда позволяет обеспечить целостность подходов к проблеме и добиться ощутимых результатов. Поэтому количество и состав комиссий по ряду решаемых вопросов требуют оптимизации.
Необходимо исключить дублирование и разрозненность функций, имеющих место не только между федеральными и республиканскими органами власти, но и в самой системе органов исполнительной власти республики. Надо усилить персональную ответственность должностных лиц.
Укрепление государственности, защита прав и свобод граждан — все это связано с авторитетом судебной власти, которую в республике осуществляют суды общей юрисдикции, Арбитражный суд, Конституционный суд и мировые судьи.
За последние годы в стране немало сделано в области реформирования судебной системы, совершенствования правосудия и обеспечения гарантий прав граждан на судебную защиту.
Перед Конституционным судом республики и мировыми судьями стоят задачи по повышению эффективности судопроизводства, обеспечению защиты прав и интересов личности. Число обращений граждан в мировые суды в прошедшем году значительно возросло, соответственно, увеличилась нагрузка судей. Рассматриваемый Федеральным Собранием по инициативе нашего парламента проект федерального закона, направленного на увеличение численности мировых судей, должен положительно сказаться на качестве и сроках рассмотрения дел.
В Башкортостане идут целенаправленные преобразования в сфере местного самоуправления. Созданы соответствующие организационные и финансово-экономические гарантии для его функционирования. В прошлом году при высокой активности населения во вновь образованных муниципальных образованиях состоялись референдумы по определению структуры органов местного самоуправления и выборы депутатов их представительных органов. На должном уровне работали избирательные комиссии во главе с Центральной избирательной комиссией Республики Башкортостан. В муниципалитетах прошли конкурсы на замещение должностей глав местных администраций. Все эти мероприятия были проведены в установленные сроки и в полном соответствии с федеральным и республиканским законодательством.
Приняты важнейшие законы, составляющие правовую основу организации местного самоуправления. В соответствии с ними органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены отдельными государственными полномочиями; определен порядок решения вопросов местного значения поселениями в переходный период; обеспечена регистрация уставов вновь образованных и перерегистрация уставов существующих муниципальных образований; урегулированы межбюджетные отношения и бюджетный процесс.
Для выравнивания уровней бюджетной обеспеченности муниципальных образований в бюджете республики на 2006 год предусмотрены фонды финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов, компенсаций и софинансирования социальных расходов, а также межбюджетные трансферты.
Теперь на муниципалитетах лежит вся ответственность за вопросы местного значения. Необходимы меры, направленные на исключение дублирования полномочий республиканских органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, укрепление их сотрудничества, недопущение образования «вакуума» при перераспределении функций.
В условиях финансовой недостаточности местных бюджетов, характерной для большинства муниципальных образований страны, решение местных вопросов будет во многом зависеть от компетентности и конкретных действий органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Консультативно-методическую и организационную помощь муниципальным образованиям успешно оказывает Совет по местному самоуправлению при Президенте Республики Башкортостан. В прошедшем году Советом разработан целый ряд модельных муниципальных правовых актов, позволивших органам местного самоуправления провести все необходимые организационно-правовые мероприятия.
Для усиления взаимодействия и выражения общих интересов муниципальных образований представляется целесообразным создание Совета муниципальных образований Республики Башкортостан. Это послужит также и расширению контактов с представителями муниципалитетов других регионов.
Совместные усилия органов государственной власти и органов местного самоуправления по реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» способствовали вступлению республики в муниципальную реформу с 1 января 2006 года.
В связи с изменениями системы организации публичной власти в районах и городах республики возросло число муниципальных служащих. В 2005 году Государственным Собранием приняты законы, регламентирующие прохождение муниципальной службы, оплату труда и другие вопросы. Эту работу следует завершить, в основном, в текущем году.
В ходе проводимой в стране реформы государственной службы в Башкортостане принят закон о государственной гражданской службе, издан ряд подзаконных актов, направленных на создание гарантий для ее прохождения. Однако их исполнение затрудняется из-за отсутствия ряда федеральных нормативных правовых актов, регулирующих отдельные аспекты государственной гражданской службы.
Развитие правовой базы в этой сфере непосредственно связано с выполнением задачи кардинального повышения эффективности государственной и муниципальной службы, направлено на создание стимулов к добросовестному выполнению служебных обязанностей, установление адекватного вознаграждения за труд. Это будет способствовать привлечению на службу компетентных и ответственных работников. Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан нужно усилить свою роль в оказании образовательных и научно-методических услуг для государственной и муниципальной службы.
Во исполнение республиканского закона о государственной гражданской службе необходимо в кратчайшие сроки утвердить реестр должностей республиканской государственной службы, а с учетом федерального законодательства — принять примерный должностной регламент.
Надежная система гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, их соблюдение государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами напрямую связаны с деятельностью Уполномоченного по правам человека. В целях ее совершенствования следует практиковать выездные приемы, глубже изучать ситуацию на местах, шире привлекать общественные организации и специалистов, обеспечивать выполнение принятых решений.
Реализация гражданами своих прав возможна только в условиях законности и правопорядка. Организация борьбы с преступностью, иными противоправными явлениями требует постоянного поиска новых форм и методов. Это должно стать предметом особого внимания межведомственного Совета общественной безопасности республики.
Правоохранительным органам, опираясь на активную поддержку общественности, необходимо создать гарантии безопасной жизнедеятельности людей, поставить непреодолимый заслон на пути экстремизма и терроризма. Скорейшему внедрению подлежат разработанные по поручению главы государства базовые модели многоуровневой системы профилактики правонарушений, ориентированные на объединение усилий органов власти и институтов гражданского общества в борьбе с преступностью.
В республике проведен Год профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения. Принят закон о профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании. Реализуются Программа по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту до 2006 года, а также Комплексная программа по формированию здорового образа жизни у населения на период до 2008 года. На основе накопленного опыта следует еще более наступательно вести борьбу с наркоэкспансией и незаконным оборотом алкоголя, ликвидировать экономическую инфраструктуру наркоторговли и ее транспортные коридоры. Важно пресекать финансовую основу этих негативных явлений. Особого внимания здесь требуют проблемы нелегальной миграции. Реалии сегодняшнего дня диктуют настоятельную необходимость консолидации всего общества в противодействии вызовам антисоциального характера, с которыми столкнулась страна.
Большую роль в расширении взаимодействия, конструктивного сотрудничества власти и граждан играют средства массовой информации, отражающие повседневную жизнь республики, формирующие общественное мнение. Они призваны объективно и качественно освещать все стороны общественно-политического развития, информационно обеспечивать реализацию национальных проектов, подготовку к 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России, выполнение мероприятий Года благоустройства.
Управление по делам печати, издательства и полиграфии при Правительстве Республики Башкортостан должно усилить координацию деятельности республиканских, районных, городских печатных изданий, содействовать совершенствованию их организационно-правовых форм, укреплению финансовой и материально-технической базы, подготовке и переподготовке кадров журналистики.
На современном этапе повышается роль политических партий, растет партийная составляющая региональной законодательной власти. Партии, имеющие большинство в законодательном органе, наделяются правом инициировать рассмотрение региональным парламентом предложения Президенту России о кандидатуре высшего должностного лица субъекта Федерации.
В Башкортостане зарегистрированы 30 отделений политических партий. В республиканском парламенте создана фракция партии «Единая Россия».
Следует и дальше расширять взаимодействие власти с политическими партиями, стоящими на конструктивных позициях, способствовать становлению структур гражданского общества, полнее использовать их потенциал в интересах республики. В этом плане надо активизировать деятельность Общественного Совещания при Президенте Республики Башкортостан.
В республике проживают представители более 100 национальностей. Функционируют 64 общественные организации национально-культурного профиля, в том числе 8 национально-культурных автономий и 14 национально-культурных центров. Успешно развиваются национальные средства массовой информации, образование, профессиональное и самодеятельное искусство. Многонациональность — это наше огромное богатство. Всемерная поддержка самобытных культур и языков, согласия и дружбы народов — одна из приоритетных задач государственной политики.
Башкортостан — многоконфессиональный регион. Веротерпимость, уважение к представителям всех традиционных религий формировались здесь веками. Необходимо и в будущем сохранять и приумножать духовные и нравственные ценности края.
Важно повышать ответственность, открытость и эффективность власти, направлять энергию людей на решение созидательных задач, расширять социальную базу общественных преобразований. Это обеспечит развитие экономики и социальной сферы, повышение благосостояния и социальной защищенности населения.
Наша цель — высокоэффективная и конкурентоспособная экономика
Россия сегодня переходит к определению и приоритетной поддержке опорных регионов. Наша республика располагает всеми возможностями для выполнения роли одного из локомотивов экономического роста страны. Она обладает существенными конкурентными преимуществами. Это мощный научно-технический, индустриальный, сельскохозяйственный и кадровый потенциал, устойчивая финансовая система, выгодное географическое положение, развитая производственная инфраструктура. Обеспечено крупномасштабное вовлечение в хозяйственный оборот природных ресурсов. На предприятиях, работающих, в основном, на местном сырье, сосредоточено свыше половины промышленного капитала.
Башкортостан — в числе первых десяти субъектов Российской Федерации по объему промышленного производства. Здесь перерабатывается каждая восьмая тонна российской нефти, производится каждая пятая тонна автомобильного бензина и каждая шестая тонна дизельного топлива. Республика занимает первое место в стране по выпуску автобетоносмесителей, каротажных подъёмников, металлорежущих станков, осветительных электроламп, стальной проволоки, бутиловых и изобутиловых спиртов, синтетических смол и пластмасс, кальцинированной соды, третье — по выпуску вертолетов, троллейбусов и каустической соды, четвертое — по производству полиэтилена и синтетических каучуков, пятое — автобусов и теплоэнергии.
По объёму валовой продукции сельского хозяйства мы стабильно входим в первую пятерку регионов, находимся на первом месте по поголовью крупного рогатого скота, надоям молока и сбору меда, втором — по объёму производства картофеля, скота и птицы.
Республика — неизменный донор федерального бюджета, по поступлениям налогов и сборов в который находится на седьмом месте.
Башкортостан имеет высокий инвестиционный рейтинг, признан одним из самых благополучных регионов по качеству жизни населения.
Отличительная особенность нашей политики — в последовательности и выверенности управления экономическими процессами, в закреплении тенденций устойчивого экономического роста за последние годы.
За семь лет валовой региональный продукт и промышленное производство выросли в 1,5 раза, валовая продукция сельского хозяйства — в 1,4 раза, инвестиции в основной капитал — в 1,8 раза, введено в эксплуатацию более 10,1 млн. кв. метров жилья. Существенно укрепилось финансовое положение предприятий и организаций.
Прошедший год был одним из наиболее успешных. Достигнуты высокие показатели социально-экономического развития. По многим из них темпы роста превысили не только уровень предыдущего года и ряда последних лет, но и среднероссийские значения.
Валовой региональный продукт увеличился на 7%, промышленное производство — на 4,7%, объем подрядных работ в строительстве — на 25,5%. Стабильно работал агропромышленный комплекс. Прибыль крупных и средних предприятий и организаций увеличилась на 53,5%, инвестиции в основной капитал — более чем на 10%. Внешнеторговый оборот вырос в 1,7 раза и превысил 6,5 млрд. долларов США. Увеличились доходы бюджетов.
Позитивная динамика экономического развития последних лет, накопленный опыт успешной реализации проектов республиканского и федерального значения позволяют уверенно приступить к формированию инновационной, высокоэффективной и конкурентоспособной экономики, которая должна обеспечить удвоение валового регионального продукта. Достижению этой цели способствуют структурные преобразования. В республике уже наработан большой опыт реформирования предприятий.
Так, привлечение крупнейших российских инвесторов в лице ОАО «Мечел» и ООО «Уральская горно-металлургическая компания-Холдинг» в металлургическую отрасль позволило снять проблемы убыточных производств, модернизации и технического перевооружения производственных мощностей, централизованного сбыта готовой продукции. В итоге за последние 5 лет в ОАО «Бело-рецкий металлургический комбинат» объемы производства выросли в 1,8 раза, в ОАО «Учалинский горно-обогатительный комбинат» более чем на четверть. ЗАО «Бурибаевский горно-обогатительный комбинат» по итогам прошлого года нарастило производство на 27,5%. Сегодня это лидер в отрасли по темпам роста производства. В результате позитивных процессов на предприятиях черной и цветной металлургии улучшилась социальная обстановка в городах Белорецк, Сибай, Учалы, поселке Бурибай.
Отсрочка по платежам в республиканский и местный бюджеты на общую сумму 1,3 млрд. рублей позволила ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» приступить к техническому перевооружению предприятия и освоению новых видов конкурентоспособной продукции. Сегодня объединение — одно из динамично развивающихся машиностроительных предприятий России.
За короткое время на ведущие позиции в России по производству автобусов вышло ОАО «Нефтекамский автозавод». В определенной степени этому способствовало своевременное выделение бюджетного кредита. Если в 1998 году объём выпускаемой им продукции составлял 200 млн. рублей, то в прошлом году он уже превысил 5 млрд. рублей. Налажено серийное производство семи моделей автобусов, которые находят все более широкий спрос на российском и зарубежном рынках.
Десятикратный рост продукции по сравнению с 1998 годом произошел в ОАО «Уфимский завод эластомерных материалов, изделий и конструкций». Предоставление отсрочки по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, а также беспроцентного бюджетного кредита позволило начать производство строительных резиновых уплотнений различных профилей. Предприятием ежегодно осваивается порядка ста новых видов продукции. На сегодняшний день в ассортименте выпускаемых им изделий насчитывается свыше двух тысяч наименований. Акционерное общество занимает первое место по производительности труда и третье место — по объёму товарной продукции среди предприятий России, производящих резинотехнические изделия.
Успешно адаптировалось к рыночным условиям хозяйствования ОАО «Сода». Ежегодно здесь ставится на производство до 10 новых продуктов. Только за прошедший год налажен выпуск 6 видов сухих строительных смесей и 8 — синтетических моющих средств. Серьёзным достижением стало получение кальцинированной соды с пониженным содержанием хлоридов, которая востребована не только в стране, но и за рубежом.
К сожалению, практика структурных изменений в экономике Башкортостана пока в полной мере не изучена. Правительству необходимо проанализировать проделанную работу. И с учётом этого — внести коррективы в свою текущую деятельность и стратегию социально-экономического развития республики.
В Послании прошлого года ставилась конкретная задача по подготовке и началу реализации Программы социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2010 года. Недавно она одобрена Правительством, но в соответствующем порядке ещё не утверждена.
Впредь, поставленные задачи необходимо выполнять с соблюдением установленных процедур, качественно и в намеченные сроки!
Сегодня, наряду с наращиванием объемов производства, важны структура и качество экономического роста.
Требуется создание гибкой и полноценной региональной инновационной системы. Отдельные ее элементы в республике уже есть, но они еще не заработали в полную силу. Правительству республики необходимо принять меры по развитию правовой базы и формированию соответствующей инфраструктуры инновационной системы, предусматривающей различные схемы финансирования, внедрение в производство научных разработок и исследований, систематическое обновление единого банка данных по проектам, патентам, новейшим технологиям, создание малых инновационных предприятий, консалтинговых фирм, бизнес-инкубаторов, технопарков, инновационно-технологических центров. Следует активизировать деятельность Совета по научно-технической и инновационной политике при Правительстве республики, академической и отраслевой науки.
Все это должно быть направлено на значительное увеличение объемов наукоемкой и высокотехнологичной продукции, повсеместное применение прогрессивных технологий, расширение производства продукции с высокой степенью обработки, оказание новых видов услуг, повышение уровня инновационного менеджмента.
Важным фактором развития высокотехнологичных секторов экономики являются промышленно-производственные и технико-внедренческие зоны. В прошедшем году Правительство республики оказалось неподготовленным к участию в российском конкурсе на создание особых экономических зон, как в организационной части, так и в расстановке приоритетов. Впредь к участию в конкурсах нужно подходить со всей ответственностью, отдавая предпочтение детально проработанным прорывным проектам не только республиканского, но и общероссийского масштаба, которые усиливают значимость Башкортостана для других регионов и придают дополнительный импульс росту реального сектора экономики.
Повышение эффективности производства, конкурентоспособности продукции, рост добавленной стоимости — ключевые задачи, которые стоят перед промышленностью.
Для их решения требуется продолжить:
— модернизацию, реконструкцию и техническое перевооружение предприятий с внедрением инновационных технологий производства;
— работу по повышению надежности и безопасности производственных и технологических процессов;
— восполнение минерально-сырьевой базы и углубление переработки сырья;
— освоение новых рынков сбыта производимой продукции, расширение ее ассортимента и повышение гибкости маркетинговой политики;
— финансово-экономическое оздоровление убыточных предприятий.
В нефтедобыче следует активно внедрять высокоэффективные методы повышения нефтеотдачи пластов, современные технологии бурения и системы освоения месторождений, разрабатывать малодебитные скважины.
Надлежит усилить взаимодействие Правительства республики с федеральными органами исполнительной власти по вопросам реформирования оборонно-промышленных предприятий и увеличения объёмов государственного оборонного заказа.
Необходимо продолжить модернизацию энергетического комплекса республики, реализацию программы развития цветной металлургии, обеспечить комплексное решение проблем переработки низкосортной и низкотоварной древесины, отходов лесопиления.
Стратегическими направлениями аграрной политики остаются обеспечение устойчивого функционирования и развитие многоукладного агропромышленного производства, сохранение продовольственной безопасности. Сегодня в стране сельское хозяйство вошло в число приоритетов, началась реализация национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса». Это требует ускоренного развития животноводства, стимулирования малых форм хозяйствования, обеспечения доступным жильем молодых специалистов на селе.
В целях решения задач, стоящих сегодня перед АПК, следует продолжать работу по:
— финансовому оздоровлению хозяйств и совершенствованию мер по их государственной поддержке;
— привлечению инвестиций в сельскохозяйственное производство;
— приближению первичной переработки продукции сельского хозяйства к районам производства;
— широкому внедрению прогрессивных технологий;
— более активному использованию лизинговой схемы приобретения племенного скота, техники и оборудования для животноводства;
— страхованию урожая.
До сих пор не обеспечен полный учет производимой и реализуемой сельскохозяйственной продукции, особенно в личных хозяйствах. Решению этой проблемы будет способствовать Всероссийская сельскохозяйственная перепись. Правительству совместно с органами местного самоуправления необходимо оказать всестороннее содействие органам государственной статистики, чтобы данная работа была проведена организованно.
Из года в год переходит ряд вопросов аграрного сектора, требующих решительных действий. Остается низкой среднемесячная заработная плата работников сельскохозяйственных организаций. Пока она почти в три раза меньше среднереспубликанского показателя. Недостаточно активно ведется работа по созданию высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур, адаптированных к климатическим условиям региона.
Так и не сформированы эффективно работающие снабженческо-заготовительные структуры, не организованы целенаправленные закупки продукции растениеводства и животноводства у населения. Нередко высококачественная и экологически чистая продукция наших сельчан реализуется значительно ниже своей реальной стоимости.
Правительству республики, органам местного самоуправления, предприятиям перерабатывающей промышленности следует обратить на эти моменты особое внимание. Необходимо не только закупать у населения продукцию, но и оказывать помощь в обеспечении личных подсобных хозяйств элитными семенами, удобрениями, сбалансированными кормами, ветеринарными услугами. Для распространения современных технологий целесообразно создавать и развивать сети информационно-консультационных служб.
В целом, нужны условия для эффективного и самодостаточного развития отрасли. Крайне важно уже в этом году утвердить Программу устойчивого функционирования и развития агропромышленного комплекса Республики Башкортостан до 2010 года и приступить к ее реализации.
Большие задачи поставлены перед строительным комплексом. Они связаны с подготовкой к 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России, реализацией приоритетного национального проекта в жилищной сфере, проведением Года благоустройства.
Особое внимание необходимо уделить реконструкции международного аэропорта, железнодорожного пассажирского комплекса станции «Уфа», ипподрома «Акбузат», строительству Дома дружбы народов, универсальной спортивной арены «Уфа-Арена» и других сооружений. Принципиально важно обеспечить своевременный ввод в эксплуатацию всех запланированных объектов, комплексную застройку территорий, создать соответствующие инженерно-коммунальные сети и социальную инфраструктуру.
В области жилищного строительства предстоит последовательно реализовать республиканскую целевую жилищную программу на 2005—2010 годы, разработанную во исполнение Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002—2010 годы. Это основной инструмент реализации национального проекта по жилью. В ближайшие годы необходимо довести ежегодные объемы строительства жилья до 2 млн. кв. метров.
Одним из ключевых направлений обеспечения населения доступным жильем должно стать развитие новых механизмов финансирования, позволяющих людям со средним достатком улучшать жилищные условия не только за счет текущих заработков и имеющихся сбережений, но и будущих доходов.
Необходимо создать эффективную систему привлечения банковских кредитов, средств предприятий и организаций, частных инвесторов и населения. Государственная поддержка должна быть сконцентрирована преимущественно на создании условий для расширения источников и увеличения объемов финансирования жилищного строительства.
Следует добиться прозрачности конкурсных процедур при предоставлении земельных участков для строительства или продаже права на заключение договора аренды земельного участка, а также устранения административных барьеров на рынке жилищного строительства. Конкурсные процедуры должны включать не только торги и аукционы, но и предварительный анализ финансового состояния застройщиков, их ресурсной обеспеченности, деловой репутации, профессиональной компетентности.
Повышенное внимание должно быть уделено безопасности и надежности как вновь вводимых, так и уже действующих зданий и сооружений.
Важно организовать комплексный мониторинг состояния строительной сферы и рынка недвижимости, повысить ответственность при проведении экспертизы проектно-сметной документации, применяемых строительных технологий и материалов.
При проектировании и строительстве современных жилых комплексов должно предусматриваться оптимальное сочетание объектов социальной инфраструктуры — детских и спортивных площадок, мест отдыха, парковок, гаражей и автостоянок, предприятий торговли и общественного питания.
Необходимо добиться роста качественных показателей и улучшения структурных характеристик отрасли, обновления производственных мощностей и материально-технической базы.
На основе внедрения инновационных технологий следует наращивать собственное производство высококачественных строительных материалов, изделий и конструкций, способных конкурировать с импортной продукцией.
Возрастающие потребности в грузопассажирских перевозках требуют дальнейшей модернизации транспортного комплекса. Сегодня необходимы новейшие транспортно-технологические системы, транспортно-распределительные центры с высокими параметрами пропускной способности и сервиса.
Предстоит обновление и пополнение подвижного состава, модернизация производственных баз предприятий транспорта, реконструкция транспортных узлов и подходов к железнодорожным станциям, речным портам и терминалам, совершенствование управления воздушным движением.
Актуален вопрос повышения уровня безопасности, качества и конкурентоспособности предоставляемых транспортных услуг, а также расширения участия организаций республики на российском и международном рынках автомобильных, железнодорожных, авиационных и водных перевозок.
Для активного развития дорожного хозяйства требуется:
— расширение сети автомобильных дорог в рамках центрального автодорожного коридора, в том числе завершение реконструкции автомагистралей федерального значения М-5 «Урал» (Москва-Рязань-Пенза-Самара-Уфа-Челябинск) и М-7 «Волга» (Москва-Казань-Уфа);
— повышение категорийности существующей сети автомобильных дорог, в том числе служащих подъездами к центрам муниципальных образований и объектам санаторно-курортного назначения;
— строительство обходов крупных населенных пунктов;
— возведение мостов и мостовых переходов, в том числе за счет сноса аварийных и не отвечающих требованиям безопасности дорожного движения.
В сфере информатизации и связи особое значение имеет расширение использования информационных технологий. Следует активнее внедрять волоконно-оптические линии связи, ускорить установку цифрового оборудования.
Необходимо приступить к реализации Программы информатизации «Электронный Башкортостан» на 2006—2010 годы, предусматривающей развитие республиканских информационных ресурсов и систем информационно-коммуникационного взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетных организаций республики; повышение эффективности проведения закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд; совершенствование комплексной системы оплаты услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Серьезные преобразования продолжаются в жилищно-коммунальной сфере. Нужно повысить качество и обеспечить доступность предоставляемых коммунальных услуг, добиться расширения их видов и оперативности выполнения.
Следует принять конкретные меры по привлечению частных инвестиций в коммунальную сферу на основе концессионных соглашений, совершенствованию управления, оказанию собственникам жилья помощи в выборе способов управления жилым фондом, созданию товариществ собственников жилья. Отбор управляющих организаций должен осуществляться исключительно на конкурсной основе.
Надлежит продолжить обновление основных фондов, оптимизацию инженерно-коммунальных сетей, поиск и принятие новых технических решений по загрузке имеющихся мощностей, внедрение энергоресурсосберегающих технологий.
В 2006 году требуется обратить особое внимание на рост цен на жилищно-коммунальные услуги и плату за содержание жилья, организовать строгий контроль за изменением тарифов.
Необходимо обеспечить антимонопольный контроль за сделками с объектами сетевого хозяйства коммунальной инфраструктуры, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
В рамках Года благоустройства важно принять меры по обустройству жилого фонда, организации устойчивой и качественной работы жилищно-коммунальных предприятий, улучшению санитарного состояния населенных пунктов и прилегающих к ним природных объектов, созданию условий для отдыха. Для этого нужна скоординированная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий и организаций, общественных объединений, самих граждан.
В центре внимания органов местного самоуправления должны находиться вопросы формирования в каждом населенном пункте благоприятной жизненной среды. Ее облагораживание должно стать не только хозяйственной, но и нравственной задачей. Здесь важны испытанные формы и методы работы, активность самого населения.
Надо продолжить добрые традиции всенародных субботников, использовать массовую активность населения при подготовке к спортивным и культурным мероприятиям, шире практиковать проведение праздников «Здравствуйте, односельчане!».
Рост потребительского спроса требует более динамичного развития торговой отрасли. Речь идет о современном маркетинге, применении торговых и логистических технологий, создании прогрессивных структур оптовой торговли, совершенствовании управления ассортиментной политикой и запасами, комплексном подходе к организации обслуживания населения.
Чрезвычайно важными становятся мониторинг потребительского рынка, реальная защита прав потребителей, обеспечение безопасности товаров (услуг), недопущение торговли контрафактной продукцией. Предмет особого внимания — производство и оборот алкогольной продукции.
Торговая политика должна быть направлена преимущественно на развитие собственной инфраструктуры товарного рынка и активную поддержку республиканских товаропроизводителей. Следует оптимизировать структуру и размещение стационарных предприятий торговли и объектов мелкой розницы.
Правительству предстоит принять конкретные меры государственной поддержки потребительской кооперации в сфере производства, заготовок и переработки сельскохозяйственной продукции и сырья.
Органам местного самоуправления совместно с Башпотребсоюзом важно восстановить прежние позиции в торгово-заготовительной деятельности и, в целом, потребительской кооперации.
Необходимо ускорить разработку комплексной программы развития торговли до 2010 года.
Значительным экономическим потенциалом обладает малое и среднее предпринимательство. В прошедшем году Башкортостан занял второе место среди регионов России по степени благоприятности бизнес-климата. В то же время, несмотря на значительные успехи малого бизнеса, доля его в валовом региональном продукте и доходах бюджетов всех уровней остается низкой.
Правительству совместно с Ассоциацией организаций предпринимательства предстоит выработать стабильные правила, способствующие успешному развитию бизнеса, его конструктивному взаимодействию с государством.
Для поддержки наукоемкого и фондоемкого предпринимательства целесообразно создание инвестиционно-венчурных фондов. Заслуживает внимания инициатива о проведении в республике международной недели предпринимательства.
Важным элементом государственной поддержки малого бизнеса должно стать обеспечение полноты и доступности информационных баз данных о свободных сырьевых и трудовых ресурсах, неиспользуемых производственных мощностях и объектах, о закупках товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд, реализуемом или сдаваемом в аренду, государственном и муниципальном имуществе. Активнее надо развивать народно-художественные промыслы.
Следует и дальше повышать социальную ответственность предпринимательства. Как подчеркивает Президент России, «...успешное решение наболевших социальных вопросов — это общая задача бизнеса и государства». Мы должны обеспечить легализацию выплаты заработной платы. Требуются жесткие меры по наведению порядка и в игорном бизнесе.
Продолжает развиваться внешнеэкономическая деятельность Башкортостана. Торговыми партнерами республики являются 85 стран мира.
Необходимо более деятельное и результативное участие республики в межправительственных комиссиях, рабочих группах, деловых Советах по торгово-экономическому сотрудничеству с зарубежными странами. Следует принять действенные меры по улучшению работы зарубежных представительств. При этом важно полнее использовать потенциал народной дипломатии, инициативы общественных организаций, соотечественников, проживающих за рубежом, для улучшения делового взаимодействия с иностранными партнерами.
Наращивание экспортного потенциала Башкортостана, продвижение республиканских товаров на внешний рынок требуют активного расширения кооперационных связей, участия республиканских производителей в международных альянсах. Учитывая возрастающий интерес зарубежных инвесторов, Правительство должно организовать работу по привлечению в республику иностранных инвестиций с целью размещения высокотехнологичных и сборочных производств.
Важно осваивать не только центр Башкортостана, но и другие территории, максимально используя ресурс соседних регионов. Особенно это относится к тем нашим городам, которые обладают богатой сырьевой и производственной базой, расположены вблизи транспортных магистралей и крупных промышленных центров. К примеру, Сибай отвечает этим условиям.
В связи с предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО) следует предпринять решительные действия по адаптации стратегически важных секторов республиканской экономики к новым условиям.
Современные интеграционные связи в стране усиливают роль Башкортостана как одного из опорных центров межрегионального сотрудничества. Сегодня у республики сложились торгово-экономические отношения с 83 субъектами Российской Федерации. Следует развивать деловые взаимоотношения с регионами Сибирского, Центрального, Южного федеральных округов. В этом году планируется открытие Представительства Башкортостана в Приволжском федеральном округе. Необходимо последовательно повышать реальную отдачу от деятельности наших представительств.
Многие возможные партнеры недостаточно осведомлены о республике, ее ведущих предприятиях, благоприятных условиях для ведения бизнеса. Следовательно, нужно более эффективно проводить презентации Башкортостана, полнее использовать федеральные и региональные средства массовой информации, возможности сети Интернет.
В инвестиционной политике назрела потребность в комплексной программе международного и межрегионального инвестиционного сотрудничества. Целесообразно выйти с предложением в Организацию Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) о проведении международной конференции по вопросам привлечения в республику иностранных инвестиций.
В целях поиска и комплексного сопровождения инвестиционных проектов, способствующих дальнейшему инновационному развитию экономики, при Президенте Республики Башкортостан создан Центр стратегических разработок. Основными направлениями его работы должны стать формирование соответствующей инфраструктуры для привлечения и сопровождения инвестиционных проектов, включая их экспертизу, оказание сервисных услуг инвесторам по принципу «единого окна», а также создание специализированного банка данных. Правительству республики необходимо оказать содействие в становлении и деятельности этого Центра.
Поступательное развитие республики требует активного участия банковской системы. Правительство и Национальный банк Республики Башкортостан должны совместными усилиями обеспечить расширение социально-ориентированных и стратегически значимых направлений кредитования, в первую очередь, таких, как Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до 2007 года», мероприятия, связанные с подготовкой к 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России, приоритетные национальные проекты.
Банковскому сообществу совместно с республиканскими органами исполнительной власти в целях совершенствования механизма адресной доставки денежных выплат, предоставляемых государством льготным категориям населения, и обеспечения их персонифицированного учета необходимо разработать и в текущем году приступить к реализации проекта «Социальная карта Башкортостана». Это будет способствовать развитию потребительского кредитования с использованием пластиковых карт, повышению удобств и ускорению платежей, предоставлению для социально незащищенных групп населения скидок на приобретение товаров первой необходимости.
Цель дальнейшего развития фондового рынка — рост капитализации республиканских эмитентов и расширенное использование возможностей рынка ценных бумаг для инвестирования реального сектора экономики. Следует добиваться прозрачности в деятельности акционерных обществ, защиты прав акционеров.
На страховом рынке необходимо внедрять новые страховые продукты и услуги в инновационной деятельности, сельскохозяйственном производстве, строительстве, торговле. Требуется повышать доступность услуг и ответственность страховых компаний, в том числе при участии в ипотечных схемах приобретения жилья.
В текущий год республика вступила с новым бюджетным устройством. Изменились полномочия участников бюджетного процесса и порядок его организации, существенно преобразованы подходы к формированию местных бюджетов.
В этих условиях важны:
— повышение роли и качества среднесрочного прогнозирования и бюджетного планирования;
— совершенствование механизмов применения программно-целевых методов при планировании и осуществлении бюджетных расходов;
— обеспечение долгосрочной сбалансированности доходов и расходов бюджета республики и местных бюджетов;
— безусловное выполнение принятых расходных обязательств и повышение результативности бюджетных расходов;
— ориентация бюджетных расходов на реализацию приоритетных направлений государственной политики;
— развитие системы конкурсных закупок продукции для государственных и муниципальных услуг;
— осуществление казначейской системы исполнения бюджетов;
— совершенствование межбюджетных отношений, способствующих наращиванию налогового потенциала, повышению эффективности использования бюджетных средств и муниципальной собственности.
Необходимо обеспечить целевое и эффективное использование средств федерального бюджета и бюджета Республики Башкортостан, выделяемых на реализацию Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до 2007 года» и плана основных мероприятий, связанных с подготовкой и празднованием 450-летия добровольного вхождения Башкирии в состав России. Следует принять меры по своевременному получению средств из федерального бюджета, привлечению внебюджетных средств на указанные цели в утвержденных объемах.
Малые и средние города являются важными центрами роста для близлежащих территорий. Уже неоднократно говорилось о необходимости диверсификации их экономики. Однако положительных примеров пока мало.
Между тем, результаты развития города Агидели показывают, как следует решать эти вопросы. За время функционирования зоны экономического благоприятствования собственные доходы городского бюджета увеличились более чем в 15 раз. В городе освоены новые виды экономической деятельности. Построен крупный нефтеналивной терминал, обеспечивающий отгрузку продукции на суда класса «река-море». Открылись современные промышленные производства, в том числе корпусной мебели, силикатного кирпича. Планируется дальнейшее развитие речного порта, строительство завода по переработке металлического лома, внедрение передовых технологий деревообработки, современных строительных материалов.
Необходимо признать, что при решении назревших социально-экономических проблем малых и средних городов не хватает целенаправленности, согласованности и системности. Правительству следует тщательно изучить этот вопрос и принять более действенные меры, в полную силу используя инструменты государственного регулирования.
Требуют совершенствования имущественные и земельные отношения. Правительству нужно более активно заниматься оптимизацией структуры государственной собственности, исходя из целесообразности участия республики в управлении предприятиями и обеспечения экономической безопасности. Следует провести инвентаризацию закрепленного за предприятиями и учреждениями государственного имущества и навести порядок в правоустанавливающих документах.
Для улучшения планирования работы унитарных предприятий необходима систематизация соответствующей нормативной правовой базы. Нужен регулярный мониторинг параметров утвержденных бизнес-планов хозяйственных обществ с участием республики. Это обеспечит действенный контроль за их деятельностью.
Правительству совместно с органами местного самоуправления предстоит завершить процесс оформления документов по передаче государственного имущества республики в муниципальную собственность.
В соответствии с республиканским законом «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» уполномоченным министерствам и ведомствам совместно с органами местного самоуправления следует организованно провести мероприятия по наделению граждан долями из земель сельскохозяйственного назначения. Здесь исключительно важна широкая разъяснительная работа.
Необходимо продолжить меры по становлению и развитию единой республиканской системы антикризисного управления, основанной на конструктивном взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления, налоговой и регистрационной служб. Применение процедур банкротства должно быть ориентировано не на ликвидацию предприятия, а на вывод хозяйствующего субъекта из кризисного положения. Как отмечает Президент Российской Федерации В.В.Путин, «...следует применять такие формы погашения задолженности, которые обеспечивали бы интересы государства, не разрушая экономику и не загоняя бизнес в тупик».
Особое внимание следует уделять профилактике преднамеренных банкротств. Добросовестная предпринимательская деятельность и право собственности должны быть надежно защищены.
В условиях отмены лицензирования и введения института саморегулирования оценочной деятельности требуются дополнительные меры по обеспечению экономических интересов республики, хозяйствующих субъектов и граждан.
Экология, вопросы охраны и эффективного использования лесного фонда, надежная защита от чрезвычайных ситуаций приобретают всё более важное значение. Республика должна в полном объеме реализовать здесь свои полномочия. Надо завершить создание республиканского банка информации в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Это поможет сохранить нашу уникальную флору и фауну.
Важными задачами в недропользовании являются экономическая оценка имеющихся сырьевых ресурсов, прогнозирование потребностей в минеральном сырье, регулирование и развитие региональных геологических исследований. Нужно энергичнее вести поиск месторождений основных видов полезных ископаемых для дальнейшего воспроизводства минерально-сырьевой базы.
Следует продолжить работу по защите территорий от паводков и загрязненных стоков, обеспечению населенных пунктов качественной питьевой водой. Нельзя допускать строительства несанкционированных объектов в водоохранных зонах и на особо охраняемых природных территориях.
Значительный износ основных фондов в отраслях реального сектора экономики повышает риски возникновения аварийных ситуаций. Защита населения, инфраструктуры и потенциально опасных объектов от угроз техногенного и природного характера приобретает особую значимость. Следует усилить оперативность соответствующих служб, эффективнее использовать материально-финансовые и информационные ресурсы. Необходимо улучшать государственную систему надзора и контроля, оптимизировать деятельность всех органов власти, задействованных в этом процессе.
Таким образом, основными направлениями экономической политики в этом году становятся продолжение модернизации, инновационное наполнение, повышение конкурентоспособности и эффективности экономики; более активное привлечение средств российских и зарубежных инвесторов; развитие Башкортостана как опорного региона; формирование условий для успешной реализации национальных приоритетных проектов и мероприятий по подготовке к 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России; обеспечение дальнейшего динамичного и качественного экономического роста во благо народа Башкортостана и всей страны.
Преобразования в социальной сфере — для достижения нового качества жизни людей Важнейшая особенность современного Башкортостана — социальная направленность экономики, огромное внимание к социальной сфере со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. За последние годы мы в полной мере использовали экономический потенциал республики для устранения диспропорции между мощной промышленностью и недостаточным развитием отраслей, непосредственно работающих на нужды населения. Осуществлен реальный социальный рывок, который вывел Башкортостан в число наиболее благополучных регионов страны.
В нашей республике выработана эффективная социальная политика, применяются программно-целевые методы решения ключевых задач. В текущем году предстоит дальнейшее усиление наших действий в этой сфере.
Все должно быть направлено на неуклонное повышение уровня и качества жизни людей, в том числе реализация национальных проектов; подготовка к 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России; широкая программа Года благоустройства; целенаправленная работа по увеличению реальных доходов населения и многое другое.
В течение последних лет в республике неуклонно растет благосостояние народа. В 2005 году реальные располагаемые денежные доходы людей повысились на 14,7%, заработная плата — на 10,2%, что обусловило рост покупательной способности населения. Объем розничного товарооборота увеличился за прошедший год на 21,3%, платных услуг — на 9,6%.
Однако актуальными остаются проблемы преодоления значительного разрыва в доходах граждан, обеспечения достойного уровня оплаты труда. В прошлом году принята специальная программа мер по повышению заработной платы работников организаций внебюджетного сектора экономики и бюджетной сферы, рассчитанная на период до 2008 года. На основе жесткого контроля за ходом ее выполнения Правительство должно добиваться поэтапного увеличения реальных доходов людей. Следует четко отслеживать и реализацию действующего Генерального соглашения между Правительством, объединениями работодателей и Федерацией профсоюзов Республики Башкортостан как важнейшего механизма социального партнерства в деле повышения уровня и качества жизни граждан.
Обновление законодательства о местном самоуправлении и возрастание роли муниципальной власти в решении социально-экономических задач своих территорий требуют развития социального партнерства на местах. Создание трехсторонних комиссий в районах и городах, обеспечение их тесного взаимодействия с Республиканской комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, заключение территориальных соглашений должны усилить защиту законных прав и интересов работающего населения.
Необходима постоянная работа по улучшению условий и охраны труда, профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. На это направлена соответствующая республиканская целевая программа, рассчитанная на 2006—2008 годы. Правительству совместно с Федерацией профсоюзов, органами государственного надзора и муниципальных образований следует активизировать деятельность по аттестации рабочих мест, улучшению условий труда, добиваться снижения численности работающих в неблагоприятных условиях.
Особо значимой проблемой остается занятость населения. В 2005 году выросла заявленная предприятиями и организациями потребность в работниках, а уровень зарегистрированной безработицы снизился с 1,9% до 1,5%. Вместе с тем, в ряде районов и городов этот показатель превышает среднереспубликанский в два и более раза. Подавляющее большинство зарегистрированных безработных — женщины (72%). Сохраняет свою остроту и вопрос трудоустройства инвалидов.
В связи с предстоящей передачей органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области обеспечения занятости населения Правительству республики следует подготовить проект соответствующего закона. Он должен способствовать эффективному регулированию рынка труда и дальнейшему повышению уровня жизни населения. Необходимо также увеличивать объемы общественных работ, активнее содействовать в предпринимательской деятельности.
В прошлом году началась реализация федерального законодательства по замене льгот денежными выплатами и перераспределению полномочий в сфере социальной защиты граждан. Это затронуло интересы значительной части населения. Так, общая численность федеральных и региональных льготников в республике в конце 2005 года составила около 860 тысяч человек. Необходимо продолжить реализацию мер по их социальной поддержке, дополнительному лекарственному обеспечению и санаторно-курортному лечению, а также разъяснению нововведений законодательства. При этом Правительству следует изыскать дополнительные возможности для увеличения размера ежемесячных денежных выплат для региональных льготников.
В год 60-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне многое сделано для улучшения жизни ветеранов. Дальнейшее повышение благосостояния ветеранов войны и труда и впредь должно быть предметом самого пристального внимания.
Несмотря на принимаемые меры, сохраняется большая очередность граждан пожилого возраста и инвалидов на прием в стационарные учреждения социального обслуживания. Один из вариантов решения этой проблемы — использование зданий, высвобождающихся в здравоохранении в результате оптимизации коечной сети. Правительству республики следует отработать механизмы перепрофилирования данных больниц. По согласованию с органами местного самоуправления должны быть намечены и осуществлены мероприятия по дальнейшему развитию системы учреждений социального обслуживания, в первую очередь, там, где нет соответствующей инфраструктуры.
В условиях реформирования социальной политики чрезвычайно важно обеспечить эффективную работу территориальных органов Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, их тесное взаимодействие с муниципальными образованиями, наладить скоординированное функционирование подведомственных данному министерству учреждений. Совместными усилиями всех ветвей и уровней власти следует последовательно улучшать социальную поддержку населения.
Вопрос особой заботы — охрана семьи, материнства, отцовства и детства. Так, за 2005 год ежемесячное пособие на ребенка выплачено более 320 тысячам граждан на общую сумму 528,1 млн. рублей. С января 2006 года его размер увеличен, но все еще остается невысоким. В связи с этим Правительству республики следует проработать вопрос об увеличении «детских» пособий. Кроме того, давно назрела необходимость введения стимулирующих выплат при рождении в семье второго и третьего ребенка.
В текущем году необходимо также продолжить совершенствование государственной поддержки многодетных семей, установленной республиканским законодательством, выйти с законодательной инициативой в Государственную Думу о значительном усилении охраны материнства на общегосударственном уровне.
Несмотря на принимаемые меры, пока еще сохраняется низкая рождаемость и высокая смертность населения. Последовательная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства призвана улучшить демографическую обстановку, в частности, обеспечить увеличение количества создаваемых семей и рост рождаемости. На это направлен и принятый Правительством план мероприятий по реализации Концепции долгосрочной демографической политики республики.
Важное значение мы придаем доступности и качеству медицинской помощи. Вопросы здравоохранения были всесторонне рассмотрены на выездном заседании Совета Республики Башкортостан в северных районах республики в сентябре 2005 года. Такая практика обсуждения актуальных проблем с участием руководства республики, глав администраций муниципальных образований, медицинских работников должна и впредь способствовать совершенствованию медицинского обслуживания населения, проведению назревших преобразований в отрасли.
Свою роль здесь должна сыграть реализация общероссийского национального проекта в сфере здравоохранения. В течение ближайших лет нам предстоит укрепить ресурсную базу первичного звена медико-санитарной помощи, в том числе амбулаторной службы, усилить профилактическую направленность отрасли. Правительство должно решить необходимые организационные вопросы и по диспансеризации работающих, введению новых программ медицинского обследования новорожденных, проведению дополнительной иммунизации населения, выработке у людей культуры здоровья, мотивации к его сохранению.
Нам необходимо более настойчиво внедрять в медицине высокие технологии. В частности, следует предпринять меры для дальнейшего развития в республике онкологии, сердечно-сосудистой хирургии, травматологии и ортопедии, нейрохирургии и гематологии. Для оказания высокотехнологичной медицинской помощи по этим направлениям должны быть созданы соответствующие современным требованиям условия обследования и лечения больных, позволяющие использовать новейшие достижения медицинской науки.
Значительный импульс работе по предупреждению заболеваний, укреплению физического здоровья, формированию здорового образа жизни придали мероприятия Года профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения. Следует и в дальнейшем повышать доступность и результативность лечения больных наркоманией и алкоголизмом, активизировать их социальную реабилитацию.
В условиях разграничения полномочий между различными уровнями власти важно продолжить совершенствование системы управления здравоохранением — оптимизацию структуры министерства, формирование органов управления здравоохранением на местах.
Большего внимания требует кадровое обеспечение отрасли, в том числе улучшение социальной поддержки, повышение заработной платы медицинского персонала. Необходимо также достаточное финансовое обеспечение обязательной послевузовской подготовки и сертификации медицинских работников. Актуальной остается и поддержка медицинской науки, ориентация её на разработку высокотехнологичных методов оказания врачебной помощи.
В целях дальнейшего развития санаторно-курортного комплекса Башкортостана Министерству здравоохранения следует обеспечить эффективную координацию деятельности всех здравниц по повышению уровня сервиса и качества обслуживания. В сжатые сроки предстоит провести подготовительную работу для участия Башкортостана в предстоящем федеральном конкурсе на создание туристско-рекреационных особых экономических зон. Этот инвестиционный проект может дать дополнительные возможности для наращивания потенциала наших санаторно-курортных учреждений, внутреннего и въездного туризма.
Важно постоянно наращивать потенциал физической культуры и спорта. Сейчас к различным формам оздоровления приобщены более миллиона жителей республики. В городах и сельской местности ускоренными темпами вводятся в эксплуатацию спортивные и физкультурно-оздоровительные комплексы, залы и площадки. Эта работа должна быть продолжена. Дальнейшему физическому развитию населения, подготовке мастеров спорта и достойной спортивной смены, формированию у каждого человека побудительных мотивов к физическому совершенствованию и здоровому образу жизни будет способствовать и новая республиканская комплексная программа по развитию физической культуры, спорта и самодеятельного туризма до 2010 года.
Для решения проблем подрастающих поколений необходимо усилить внимание к реализации Президентской программы «Молодежь Башкортостана». Это позволит улучшить положение молодежи в обществе, будет способствовать укреплению ее здоровья, трудоустройству, воспитанию гражданственности и патриотизма. Предстоит также значительно расширить работу в рамках республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Все возрастающее значение сегодня приобретает обучение и воспитание детей и молодежи, целенаправленное формирование всесторонне развитой и творчески мыслящей личности, подготовка и переподготовка квалифицированных специалистов. Как отметил Президент Российской Федерации В.В.Путин, «...основой для прорывного инновационного развития страны, для укрепления ее конкурентоспособности должна стать система отечественного образования».
На это направлена реализация национального проекта, охватывающего общеобразовательную и профессиональную школы. По сути это инновационный подход к развитию отрасли, который, в конечном счете, должен вывести ее на новый уровень, обеспечить высокие стандарты качества образования. В связи с этим нужно активнее создавать учебные заведения нового типа, интегрирующие образовательную, научную и производственную деятельность, сформировать единую образовательно-информационную среду.
В рамках национального проекта в течение двух лет на поддержку более 200 передовых учреждений и свыше 700 учителей республики из федерального бюджета будет выделено около 300 млн. рублей. При этом важно добиваться, чтобы поддержка оказывалась именно лучшим учреждениям и педагогам-новаторам, а также талантливой молодежи.
Кроме того, предусмотрены ежемесячные доплаты классным руководителям в размере одной тысячи рублей. Наряду с этим администрациям муниципальных районов и городских округов рекомендовано сохранить и существующие в республике доплаты учителям за классное руководство.
Правительству следует проработать вопрос и об учреждении республиканской системы грантов. Главное при этом — целенаправленное повышение доступности и качества образования, значительное укрепление материально-технической базы учебных заведений.
За последние 5 лет на развитие системы общего и профессионального образования из республиканского бюджета направлено около 51,7 млрд. рублей. Объем финансирования за этот период увеличился в 2,36 раза, причем фонд оплаты труда — в 4 раза.
Особое значение мы придаем строительству школ, лицеев и гимназий. В прошлом году введено в эксплуатацию более 40 объектов почти на 5 тысяч мест, а в этом — планируются строительство и реконструкция еще 43. Предстоит также значительно укрепить материально-техническую базу детских домов, прежде всего в сельской местности.
Важнейшим фактором модернизации образования становятся целевые программы. Только в прошлом году на их выполнение было направлено свыше 263 млн. рублей. Дан старт еще четырем программам: «Дети Республики Башкортостан», по развитию сельской школы, компьютеризации системы образования и обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений. Следует ускорить также решение актуальных вопросов развития дополнительного образования детей, подростков и молодежи, укрепления материальной и учебно-производственной базы учреждений начального профессионального образования и повышения социального статуса педагогических кадров. Министерству образования нужно в сжатые сроки разработать соответствующие целевые программы.
Важно обеспечивать полноценное развитие дошкольников, создавать им равные стартовые возможности для учебы за счет организации при дошкольных и общеобразовательных учреждениях групп кратковременного пребывания детей. Особое внимание должно уделяться введению предпрофильной подготовки в основной и профильного обучения — в средней школе. Это позволит улучшить профессиональную ориентацию старшеклассников, целенаправленно подготовить их к выбору жизненного пути в соответствии со способностями и потребностями.
Должно расширяться и совершенствоваться изучение русского языка, языков всех других народов, проживающих в республике. С целью создания необходимых условий для изучения башкирского языка как государственного Министерству образования следует ускорить разработку соответствующих учебно-методических комплексов, совместно с администрациями муниципальных районов и городских округов и директорами образовательных учреждений решить вопросы их материального и кадрового обеспечения.
Требуется более активно внедрять в образовательный процесс информационные технологии. Сегодня выход в Интернет имеют 633 основные и средние школы республики, а в рамках национального проекта планируется подключить к этой сети еще около 1500. Предстоит внедрить электронные учебные ресурсы и соответствующую программно-техническую инфраструктуру для широкого использования дистанционных форм обучения.
Под особым контролем органов государственной власти и местного самоуправления должны находиться проблемы организации летнего отдыха и оздоровления детей. Последние несколько лет по данному вопросу мы занимаем передовые позиции в России. Только в прошлом году на эти цели из различных источников было направлено около 676 млн. рублей. Необходимо сохранить достигнутые результаты, ни в коем случае не допускать ухудшения создавшейся благоприятной ситуации.
В целом необходима комплексная система оценки уровня образования, учитывающая качество успеваемости и знаний учащихся, эффективность воспитательной работы, создание условий для полноценной учебы и отдыха школьников.
В связи с передачей в ведение республики 107 федеральных учреждений начального и 18 — среднего профессионального образования необходима оптимизация территориальной сети учреждений профессионального образования. Ранее уже была поставлена задача по формированию университетских комплексов, объединяющих учреждения всех уровней профессионального образования. Но пока только Башкирский государственный педагогический университет создал такой комплекс, куда вошли 13 педагогических колледжей. Все еще слабо организована интеграция вузов и ссузов с учреждениями начального профессионального образования. Министерству образования республики совместно с Советом ректоров вузов и Советом директоров ссузов следует усилить эту работу.
Сейчас диплом единого образца получает выпускник известного в стране государственного университета, имеющего солидную материально-техническую базу и опытный профессорско-преподавательский состав, и небольшого частного вуза, арендующего помещения, где зачастую работают почасовики недостаточно высокой квалификации. Поэтому впредь создание и деятельность негосударственных вузов и их филиалов должны находиться под постоянным контролем Министерства образования и Совета ректоров вузов Башкортостана.
Межведомственному координационному совету по кадровому обеспечению отраслей экономики и социальной сферы при Правительстве республики следует сформировать четкую систему прогнозирования и государственного регулирования подготовки кадров. Главным организатором здесь должно выступить Министерство экономического развития и промышленности республики.
Важно усилить контроль за реализацией в республике Федеральной программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства. За 1998—2005 годы Башкирский консорциум образовательных учреждений подготовил по этой программе около 900 специалистов в области менеджмента. Из них 217 прошли стажировку в зарубежных странах. Вместе с тем ее выпускники, несмотря на высокую квалификацию, остаются практически невостребованными. Республиканским органам исполнительной власти, руководителям предприятий целесообразно пересмотреть свое отношение к выпускникам данной программы. Повсеместно нужна система формирования резерва руководящих кадров.
Важной частью реформирования научно-инновационной сферы является совершенствование деятельности научных учреждений. В рамках федеральной Программы модернизации функций, структуры и механизмов финансирования академического сектора науки необходима интеграция фундаментальных и прикладных исследований, инновационной деятельности научных учреждений Башкортостана. В Академии наук республики нужно создать инновационную инфраструктуру для преобразования в рыночный продукт соответствующих разработок, организации научно-производственной кооперации институтов и частных фирм. Одна из главных ее задач — формирование системы контроля за результативностью научно-производственных организаций. Важной составляющей инновационной системы должен стать и вузовский сектор науки.
Цель реформирования научной сферы — повышение экономической и социальной эффективности исследований. Пока недостаточно разработаны научные аспекты повышения региональной конкурентоспособности и энергетической безопасности, улучшения демографической ситуации и качества жизни населения, снижения экологической напряженности. Главную роль здесь должны играть Академия наук Республики Башкортостан и институты Уфимского научного центра Российской академии наук.
Связующее звено общественной жизни, животворный источник единства и согласия народов Башкортостана — многонациональная культура. Республиканский фестиваль народного творчества, посвященный 60-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, культурные программы Дней Салавата Юлаева, 125-летнего юбилея первого народного поэта Башкортостана Мажита Гафури, другие традиционные праздники внесли большой вклад в духовный подъем башкортостанцев, формирование у соотечественников подлинного патриотизма и высокой нравственности.
Эти прекрасные традиции народной памяти необходимо продолжать и в дальнейшем. В текущем году предстоит на высоком уровне провести 175-летие поэта-гуманиста и просветителя тюркского мира Мифтахетдина Акмуллы, 110-летие со дня рождения видного общественного и политического деятеля республики Шагита Худайбердина, ряд крупных международных форумов и фестивалей.
В преддверии 450-летия добровольного вхождения Башкирии в состав России возрастает роль национально-культурных объединений, историко-культурных центров, творческих союзов — писателей, художников, композиторов, кинематографистов, всей нашей художественной интеллигенции. Они призваны приобщать людей к истории родного края, способствовать сохранению и возрождению народных традиций, обрядов и промыслов, самобытной культуры народов, воспитанию на этой основе любви к своей Родине. Необходимо более активно противостоять проявлениям псевдокультуры, защищать национальные духовные и нравственные ценности Башкортостана и России.
Республика занимает лидирующие позиции в стране по количеству библиотек, музеев и клубных учреждений. Ни в одном другом ее субъекте не строится столько театров, других объектов культуры и искусства. Важно не останавливаться на достигнутом. Необходимо продолжать модернизацию и благоустройство действующих учреждений культуры, повышать качество оказываемых услуг населению.
В текущем году предстоит завершить реконструкцию Башкирского государственного академического театра драмы имени М. Гафури, отделочные работы и монтаж оборудования в Уфимском государственном татарском театре «Hyp». Будет осуществлен большой объем работ по строительству нового здания Дома дружбы народов, реконструкции зданий Государственного академического русского драматического театра, ряда учебных заведений культуры и искусства.
В области профессионального искусства нужны такие механизмы хозяйствования, которые позволили бы соединить государственную поддержку и контрактное финансирование социального заказа. Приоритетной задачей в сфере кинематографии остается содействие кинопроизводству, государственным и муниципальным кинотеатрам.
Высокоразвитая духовная и физическая культура, качественное образование, современное здравоохранение и эффективная социальная поддержка населения — важнейшие составляющие благополучия общества. В Башкортостане они, наряду с постоянной государственной поддержкой села и активным жилищным строительством, всегда были приоритетными направлениями социальной политики. Решение федерального центра о начале реализации четырех национальных проектов должно стимулировать все органы государственной власти и местного самоуправления республики на еще более решительные действия по дальнейшему повышению уровня и качества жизни населения.
З а к л ю ч е н и е Башкортостан приближается к знаменательной исторической дате — 450-летию добровольного вхождения в состав России.
Экономический рост и динамичный прогресс во всех сферах, стабильность и согласие в обществе создают надежную основу для подъема республики на более высокий уровень развития, повышения благосостояния населения, укрепления роли Башкортостана как опорного региона страны.
Мы продолжаем реализацию нашей долгосрочной стратегии поступательного движения. Её главные направления: повышение эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления; развитие институтов демократии и гражданского общества; строгое соблюдение прав и свобод граждан; выработка современной модели инновационного роста экономики; повышение качества жизни и создание целостной системы социальной защиты людей; достижение высоких рубежей в образовании, науке, духовно-культурной сфере; укрепление дружбы и сотрудничества народов, гражданского мира и межконфессионального согласия в обществе.
Для успешного выполнения национальных проектов, программ и планов развития, всестороннего благоустройства жизни необходимо объединение усилий органов власти, трудовых коллективов, общественных организаций и граждан в созидательной работе во благо родного Башкортостана и всей великой России.
Уверен, что огромный потенциал республики, напряженный труд, талант и патриотизм башкортостанцев, последовательное и настойчивое движение к поставленным целям приведут к построению процветающего Башкортостана XXI века.
Президент Республики Башкортостан М. Рахимов
Дом Республики, 20 апреля 2006 года
|
|