|
Кушнаренковский районПо основным моментам своей прошлой истории и этническому составу населения башкирских деревень за XVIII—XIX вв. Кушнаренковский район почти ничем не выделяется от остальных районов северо-западного региона Башкортостана. Поэтому все оценочные положения, изложенные в докладе к заседанию Исполкома Всемирного курултая башкир и материалах по истории башкирских деревень (см. журнал “Ватандаш”, №1—2, 2002 г.), полностью относятся и к Кушнаренковскому району. Это особенно ярко видно при сопоставлении результатов переписей 1979 и 1989 гг.: при определении национального состава жителей башкирских деревень в Кушнаренковском районе искажения совершены по тому же сценарию, что и во всех других районах региона. По данным переписи 1979 г. башкирами признавали себя жители д.Бакай, Верхний Саит, Нижний Саит (Бакаевский сельсовет), с.Илек (Горьковский сельсовет), Гургурий, Калтай (Калтаевский сельсовет), п.Ислан, с.Карача-Елга, д.Старый Муртаза (Старо- Муртазино), Талбазы, с.Чирша-Тартыш (Карача-Елгинский сельсовет), с.Якуп (Матвеевский сельсовет), с.Бейкей, д.Ибрагим, Новый Курмаш (Новокурмашевский сельсовет), с.Байталлы, Купай, д.Староюмраново (Расмекеевский сельсовет), с.Старогумер (Старогумеровский сельсовет), с.Ильмурза (Старокамышлинский сельсовет), д.Кудушлибаш, Старый Курмаш (Старокурмашевский сельсовет), с.Каратяки, Новые Тукмаклы (Старотукмаклинский сельсовет). Как показывают составленные нами таблицы переписей за XVII—XX вв., на всем протяжении этого времени жители этих деревень считались башкирами, и в этом смысле они являются коренным населением района. В равной степени к числу коренного населения относятся жители деревень Верхний Акбаш, Мамяк, Нижний Акбаш, Средний Акбаш и с. Шарип, которые в ходе переписи 1989 г. также признавали себя башкирами, но заметно увеличилось число татар. На протяжении XVIII—XX вв. эти населенные пункты развивались как башкирские, но они постоянно принимали семьи пришлых мишарей и тептярей. Это был закономерный процесс в развитии башкирского народа, сумевшего приютить у себя единоверцев, говоривших на близком к башкирскому языке. Следует подчеркнуть, упомянутые в №2 журнала “Ватандаш” за 2002 г. Указы Александра II с середины XIX в. считать мишарей и тептярей башкирами, лишь в исключительных случаях, когда необходимо выделить происхождение, можно говорить — башкир из числа мишарей, башкир из числа тептярей, принимались в интересах именно мишарей и тептярей. Надо полагать, что эти указы появились неспроста и инициаторами их подготовки, скорее всего, выступали представители мишарей и тептярей Башкортостана. Приходится сожалеть, что историками Башкортостана обстоятельства возникновения этого мудрого исторического документа пока изучены недостаточно. Во время переписи 1989 г. жители этих деревень записаны татарами, — этот массовой переход из одной национальности в другую мог произойти исключительно под нажимом “горе-агитаторов” и организаторов переписной кампании, и прежде всего районных и республиканских партийных и советских руководителей. Следует вновь повторить, что группой партийно-государственных лидеров Башкортостана во главе с первым секретарем обкома КПСС Р.Хабибуллиным и лидерами Татарского общественного центра Башкортостана в 1986—1989 гг. была совершена наглая политическая провокация, направленная на подрыв государственного устройства Башкортостана как национальной республики и разжигание межнациональной розни, прежде всего между башкирским и татарским народами. Нельзя не обратить внимание на то, что и в ходе переписи 1959 г. жители многих башкирских деревень по неизвестным причинам оказались записанными татарами. Сюда относятся д.Ахмет (Ахметовский сельсовет), с.Бакай, д.Верхний Саит, д.Нижний Саит (Бакаевский сельсовет), с.Илек (Горьковский сельсовет), д.Гургурий, с.Калтай (Калтаевский сельсовет), д.Бейкей, д.Ибрагим, д.Новый Курмаш (Новокурмашевский сельсовет), с.Байталлы, с.Кулай, д. Староюмраново (Расмекеевский сельсовет), с.Старогумер (Старогумеровский сельсовет), с.Ильмурза (Старокамышлинский сельсовет), д.Кудушлибаш, д.Старый Курмаш (Старокурмашевский сельсовет). Конкретный ход подготовки и проведения переписи в районе в 1959 г. теперь нам точно не известен, но весь ход развития этнополитического процесса в Башкортостане за XX в. позволяет со всей уверенностью утверждать, что она была примерно такой же, что и накануне и в период переписи 1989 года. Конкретных документов, подтверждающих сказанное нами выше, много и они давно стали достоянием науки. Обратим внимание на некоторые из них. Судя по сведениям сохранившихся документов, земли Кушнаренковского района в XIV—XV вв. входили в кочевья башкирского хана Тюря-хана. В источниках говорится, что зиму он провел в городе Уфе, который тогда назывался “Иман-кала” (“Дубовый город”), а лето по р. Дема, Чермасан и Кармасан. А в исторической трагической легенде “Последний из Сартаева рода” рассказывается о событиях середины XIII в., связанных с восстанием башкир против власти золотоордынских ханов. В ней упоминаются сыновья башкирского хана-предводителя — Кармасан и Чермасан, погибшие в неравной борьбе за свободу своего народа. Этот факт дает нам знать, что происхождение названий двух рек района восходит к именам исторических героев. Другие историко-этнографические источники говорят, что земля Кушнаренковского района до прихода русских, татар была заселена башкирами, входившими в состав племен каршинцев, канлинцев, дуванейцев, а затем минцев и ельдяков. Известно, что примерно с XIV до XIX в. кушнаренковская земля входила в Канлинскую, Каршинскую и Дуванейскую волости, названия которых образовались от исторически известных башкирских племен. Каршинская волость занимала заметное место в общественно-политической жизни Башкортостана. Достаточно обратиться к истории одного из самых крупных сел современного Кушнаренковского района — села Шарипово. Впервые оно упоминается в источниках 1699 г. под названием д. Каршино. Жители Каршино оформляли документы по припуску к себе нерусских крестьян, по продаже вотчинных земель волости. С 1711 г. деревня стала называться Мряково по имени муллы Шарипа Мрякова. Шарип Мряков был колоритной фигурой своего века. Он был старшиной Каршинской волости, главным старшиной и почтовым комиссаром Казанской дороги. Занимался ростовщичеством, расширяя свою вотчину за счет волостных земель, многих башкир, татар, марийцев через долговую кабалу превращал в своих туснаков. Когда он Указом Правительствующего Сената был освобожден от должности главного старшины, за него ходатайствовали 73 башкирских старшины. Волостными и походными старшинами, дистанционными начальниками были сыновья и внуки Шарипа Мрякова, многие из них получали офицерские чины и дворянские титулы. А внук его Ахтям Валишин служил кантонным начальником 8-го кантона (см. Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана. Кн.6. Уфа, 1995. С. 25-29). Мряк Сумарков, Шарип Мряков, его сыновья, внуки и правнуки были верными слугами царского правительства. Они принимали участие в подавлении башкирских восстаний XVIII в. и Крестьянской войны 1773—1775 гг., выступали в роли угнетателей рядовых масс. Но в данном случае речь идет не о классовых, а этнонациональных отношениях населения с. Шарипово и Кушнаренковского района в целом. В 1795 г. в д. Шарипово проживало 215 башкир, 30 тептярей и столько же мишарей. В нашем распоряжении имеется подворная запись жителей этой деревни, сделанная во время переписи населения 1926 года. Согласно документам, в тогдашней деревне, а ныне в селе Шарип проживало всего 916 человек, где абсолютное большинство составляли башкиры. Мы намерены копии этих документов представить общественности района и села (возможно, школе), надеясь, что записанные там фамилии семей помогут со временем составить шежере (родословные) жителей. В 1920 г. в д.Шарип (Шарипово) насчитывалось 249 дворов, из которых 158 записаны как башкирские, остальные отнесены к числу русских (39) и татарских. Одной из старинных башкирских деревень Кушнаренковского района является д.Ахмет (Ахметово). По сведениям профессора А.З.Асфандиярова, она упоминается в документах 1683 г., первоначально она называлась д.Якшый (Якшеево). Численность населения деревни росла за счет припуска, т.е. разрешения заселиться мишарам и тептярам, и в 1859 г. составляла 1388 человек, в 1920 г. — 1158 человек. В той же книге приведены подробнейшие сведения об истории деревень Новые и Старые Тукмаклы, Угуз (Угузево), Якуп, Шарип, Акбаш, Мамяк, Юлуш, Асан, Бакай, Мавлют, Верхний Саит и Нижний Саит, Байталлы и других. Богатую историю имеет д.Бакай (Бакаево). Как видно из нашей таблицы, в 1795 г. в д.Бакай учтены 87 башкир, 30 мишарей, 29 тептярей и 5 татар. Следующая перепись показывает эволюционный рост численности каждой этнической группы, а затем башкир стало значительно больше. В книге по населенным местам Уфимской губернии 1906 г. значатся две деревни Бакаево: в первой 68 дворов, 560 жителей, мечеть, мельница, во второй — волостное правление, земская русско-башкирская школа, мечеть, бакалейные лавки, 143 двора, 814 жителей. И в материалах переписей 1920 и 1926 гг. значатся две деревни. В Бакаево-1 в основном записаны мишари, в 1926 г. — тюмены, татары, а в Бакаево-2 за 1920 г. в 204 дворах жили 990 башкир. В 1926 г. число дворов сократилось до 140. Причиной тому, очевидно, явился страшный голод 1921 года. Тогда башкирских дворов осталось только 64, мишарских 45, тептярских 22, татарских 9, число жителей составило всего 680 человек. 13 семей носят фамилию Бакаевы, а башкир Бакай Тометов, как это известно по книге А.З.Асфандиярова, жил и основал деревню в начале XVIII века. Целью настоящей короткой справки является желание предоставить читателю объективную информацию, вытекающую из анализа архивных документов XVIII—XX веков. Изучение и систематизация уже выявленных источников — задача ближайшего времени. Тот факт, что в значительной мере они уже опубликованы, дает возможность привлечь к изучению и пропаганде истории родной деревни, села, района, Республики Башкортостан, башкирского народа широкие слои населения, прежде всего, учащейся молодежи. А пока мы должны помочь жителям всех башкирских деревень Кушнаренковского района, выходцам из этих деревень, живущим в городах, районах Башкортостана и других регионах, вновь обрести сознание того, что они — составная часть башкирского народа, и созидательным трудом их великих предков создано все богатство республики, ее прекрасная культура. Осознание своего объективного исторического состояния обеспечит им прямую кровнородственную связь нынешних и будущих поколений с прошлыми. С одной стороны, это великая ответственность перед молодым поколением, ибо оно получит правдивую информацию о себе и своем прошлом, ни с чем не сравнимое духовное богатство — с другой.
Н.Мажитов., Н.Кулбахтин |
|