Дюртюлинский район

Территория современного Дюртюлинского района с древнейших времен была заселена башкирами племен елан, ельдяк, карши, с родовыми подразделениями идель-елан, кыр-елан, кыр-ельдяк, буре-ельдяк. Как утверждает А.З.Асфандияров в своей книге «История сел и деревень Башкортостана» (Кн.6. Уфа, 1995), татарские и мишарские деревни на территории Дюртюлинского района появились в XVIII веке. Следует подчеркнуть, что до XX века татарское население в Башкортостане имело небольшую численность. По данным Всероссийской переписи 1897 г. в Уфимской губернии татары составляли лишь 8% всего населения (см.: Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Т. XVI. Уфимская губерния. Тет. 2. С. 4041. Татар по материалам этой переписи в губернии насчитывалось 184817 чел., башкир — 899910 чел.).
К сожалению, по материалам переписи 1989 г., в Дюртюлинском районе резко сократилась численность башкир: они по численности в 2,4 раза уступают татарам. Совершенно очевидно, что перепись 1989 г. не отражает реальную действительность: многие башкирские населенные пункты по переписи оказались татарскими. Конечно, в данном случае следует иметь в виду, что какая-то часть западных и северо-западных башкир, в том числе Дюртюлинского района, постепенно подвергалась ассимиляции. Этому процессу в немалой степени способствовали близость языка, культуры и быта башкир и татар, смешанные браки, религия, школа и образование и, наконец, этнопсихология башкир, их толерантность, терпимое отношение к другим языкам, традициям других народов.
Немалую роль в ассимиляции башкир сыграла агитационно-пропагандистская деятельность наших соседей, которые всеми средствами, особенно через школьное образование и периодическую печать воздействовали на национальное самосознание башкир, что способствовало последовательному росту численностит татар. Так, по переписи 1989 г., татарскими стали деревни Верхнекаргино, Назитамак (Ангасяковский сельсовет), Казы-Елдяк (Байгильдинский), Урман-Асты (Куккуяновский), Баргызбаш, Ярмино (Миништинский), Имай-Утар, Тамаково (Московский), Нижнеаташево, Аканеево (Староянтузовский), Суккулово, Новосултанбеково (Таймурзинский), Аргамак, Венеция, Тублюкучуково, Старосултанбеково, Такарлик, Юкаликуль, Юнтиряк (Такарликовский), Аюкаш (Учпилинский сельсовет).
В этой связи обратимся к конкретным историческим фактам. Согласно данным Генерального межевания 1795 г., в д. Верхнекаргино проживало 109 душ обоего пола башкир, в середине XIX в. — 245 башкир и 120 тептярей. По всем следующим переписям деревня продолжала оставаться башкирской. Но по переписи 1989 г. она оказалась татарской. Подобные метаморфозы произошли и с другими вышеперечисленными населенными пунктами. Так, в д. Суккулово по материалам дореволюционных ревизий и переписей большинство населения составляли башкиры, а по переписи 1989 г. она стала татарской.
Кроме того, в этническом отношении преимущественно башкирские, довольно крупные населенные пункты района в настоящее время считаются татаро-башкирскими. Сюда относится, например, село Москово, основанное башкирами. В 1795 г. в Москово проживали 349 башкир и 52 тептяря, 1970 г. — 1366 башкир, 1920 г. — 2512 башкир и некоторое количество тептярей. А по переписи 1989 г. (1631 башкир, татар) оно стало башкиро-татарским. По сведениям дореволюционных переписей в д. Нижнеманчарово проживали башкиры-вотчинники, в 1989 г. — 579 башкир, татар. По переписи 1917 г. в Нижнеманчарово проживали 1130 башкир и 8 тептярей. По данным 1989 г. эта деревня считается башкиро-татарской. Если иметь в виду сведения дореволюционных и первых советских переписей, то можно сказать, что большую часть жителей территории современного Дюртюлинского района составляли башкиры-вотчинники. По данным переписи 1917 г. там проживали: 20398 башкир, 5328 татар и мишарей, 11950 тептярей. (См.: Документы). При образовании района в 1930 г. из 83900 чел. населения башкиры составляли 35600 чел., русские — 11900 чел., татары — 20300 чел., мишари — 7200 чел., тептяри — 1900 человек. После переписи 1979 г. численность башкир в Дюртюлинском районе сократилась на 7069 человек. В 1979 г. их насчитывалось 21196, а в 1989 г. — 14127. В то же время численность татар за этот же период в районе возросла на 11265 человек.
В данном случае речь не идет о естественном приросте. Процесс быстрого уменьшения численности башкир и роста татароязычного населения западного и северо-западного регионов Башкортостана профессор Р.Г.Кузеев пытается объяснить нежеланием признать татароязычных башкир принадлежащими к башкирскому этносу, попыткой отделения их от “настоящих”, “чистых” башкир. Безусловно, указанная Р.Кузеевым причина имела и имеет место и она способствовала татаризации башкир указанного региона. Однако попытка объяснения корней этого негативного явления лишь делением башкир на “настоящих” и “ненастоящих” сильно упрощает проблему. Сокращение численности башкир в западных и северо-западных районах Башкортостана и в других регионах связано прежде всего с процессом проводимой в Башкортостане политики ассимиляции. В конце XIX — начале XX в. большую роль в этом деле сыграло Духовное управление мусульман в Уфе, а в годы Советской власти эту функцию взяли на себя общеобразовательные школы. С начала 30-х годов башкирские школы этого региона Башкирской АССР были переведены на татарский язык обучения якобы из-за нехватки учебников на башкирском языке и учителей, владеющих башкирским языком. Так, по статистическим данным Наркомпроса, в 1923/24 учебном году в Бирском кантоне, куда входили Аскинская, Асяновская, Байкибашевская, Бураевская, Краснохолмская, Кизляровская, Ново-Кабаковская, Старо-Балтачевская, Татышлинская, Янаульская и некоторые другие волости, функционировали 131 башкирская, 10 татарских, 112 русских, 47 марийских школ I степени. В них обучались: башкир — 6959 (40,1%), татар — 488 (2,8%), русских — 7240 (41%). А к концу 30-х годов на этой территории не осталось ни одной башкирской школы. Все они были переведены на татарский язык обучения.
В результате башкирские дети отстранялись от своего родного языка, истории, культуры, обычаев, что способствовало татаризации башкирского населения.
Во второй половине 70-х годов была сделана попытка восстановления башкирских школ в западных и северо-западных районах Башкирской АССР. Но этот вопрос решался волевым путем, без соответствующей научно-технической подготовки. Были случаи прямой провокации: в татарских населенных пунктах вводилось изучение башкирского языка и литературы. Тем не менее башкирские дети за короткий срок стали возвращаться в лоно родного языка, культуры. К сожалению, таким же волевым решением секретаря обкома партии Р.Хабибуллина в 80-х гг. школы указанных районов БАССР были вновь переведены на татарский язык обучения. Татаризация башкир через обучение в школах продолжается по сей день.
Усиление ассимиляционных процессов в Башкортостане, в том числе Дюртюлинском районе, связано и с этнопсихологией башкирского народа. Башкиры — от природы толерантный народ. Им свойственно терпимое, доброжелательное отношение к другим языкам, религиям, обычаям и т.д. Поэтому башкиры, попадая в другую этноязыковую среду, очень быстро воспринимают другой язык, обычаи, особенно сильное воздействие на ассимиляцию башкир оказывает смешанный брак.
Мы надеемся, что публикация материалов по этнодемографии Дюртюлинского района поможет жителям района четко определить свое этническое происхождение и будет способствовать возрождению башкирского национального самосознания жителей района, оторванных на сегодняшний день от родного языка, культуры и исторических корней.

М.Кульшарипов

Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2022